Научная статья на тему '«Революционные» тенденции в системе высшего образования в контексте АСТ'

«Революционные» тенденции в системе высшего образования в контексте АСТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / специалист / «позитивное мышление» / мысленный эксперимент / акторно-сетевая теория / актант / субъективность / «живое» знание / higher education / specialist / positive thinking / mind experiment / actor-network theory / actant / subjectivity / ‘alive’ knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наира Владимировна Даниелян

В статье рассматриваются современные тенденции, преобладающие в системе высшего образования при подготовке специалистов технических направлений. Автор полагает, что ис-ключение гуманитарной составляющей из учебных планов ведет к исчезновению субъективно-сти в безликом мире, лишенном «живого» знания, то есть «конкретного» знания «конкретной» личности. В качестве иллюстрации применения подобного подхода приводится акторно-сетевая теория (АСТ), согласно которой происходит полное растворение субъекта с его нравст-венными ценностями и императивами в системе акторов и сетей, представляющих собой соци-ально-технологическое единство материального и нематериального компонентов. Автор пола-гает, что подобное обезличивание и обездушивание характерно и для современного технологи-зированного и компьютеризированного образования. В ходе рассмотрения ряда работ теорети-ков АСТ становится явным, что при таком подходе исчезает различие между естественнонауч-ным и гуманитарным, инженерным и философским знанием, то есть появляется сеть, состоя-щая из множества актантов и характеризуемая коллективным действием, что ведет к полному растворению субъективности в сетевом взаимодействии, требующем от каждого участника «встраивания» в некоторую модель с выполнением заранее отведенной ему функции. В статье делается вывод, что живой компонент практически исчезает, все больший акцент делается на априорное, а не апостериорное знание. Поэтому самое время задуматься о качестве реализуе-мой сегодня системы подготовки специалистов узкой квалификации, являющихся «винтиками» в механизме акторно-сетевых моделей, утративших свою индивидуальность и способность к рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«REVOLUTION» TENDENCIES IN HIGHER EDUCATION SYSTEM THROUGH ANT

The report considers modern tendencies prevailing in the higher education system while train-ing technical specialists nowadays. According to the author, excluding the humanitarian courses from curriculum results in the complete dissolution of subjectivity in the impersonal world, which is de-prived of ‘living’ knowledge, i.e., definite knowledge of a definite person. The application of such an approach is illustrated by the actor-network theory (ANT). It supposes subject integration with his moral imperatives and categories into the actor-network system being the social and technological unity of material and non-material components. Such depersonalization can be reckoned as a feature of the modern technologically computerized education. While studying a number of works by ANT founders, it turned out to be clear that such an approach eliminates any differences between natural and humanitarian, engineering and philosophical knowledge. As a result, the net emerges consisting of numerous actants. It is characterized by a collective action resulting in subjectivity disappearance in the net interaction, which requires from every participant his ‘building-in’ a model with the functions being delegated him in advance. The report concludes that an ‘alive’ component is disappearing from the higher education nowadays when the main stress is being made on the knowledge acquired a priopi, not a posteriori. It is high time thinking about the quality of the educational system preparing ‘narrow-profile’ specialists. They may act as ‘bolts’ in actor-network models that have lost their indi-viduality and ability to any reflection.

Текст научной работы на тему ««Революционные» тенденции в системе высшего образования в контексте АСТ»

Другой практикой использования МООК авторами статьи стало включение материалов онлайн курса «Causes of Human Disease: Transmitting and Fighting Infection» в очный учебный процесс. Данный онлайн курс дополнил образовательную программу бакалавриата ИББМ по дисциплине «Иммунология». Студенты не только расширили и укрепили свои знания в области распространения инфекционных заболеваний и иммунного ответа живых организмов, но и активно проработали профессиональную лексику этой тематики. Преподаватели-предметники положительно отметили такую междисциплинарную связь, способствовавшую углубленному освоению дисциплины. Очевидно, что благодаря доступному и качественному учебно-методическому материалу, онлайн курсы могут эффективно дополнять основные образовательные программы, как по иностранному языку, так и по специальным дисциплинам.

Финальным заданием курса «Causes of Human Disease: Transmitting and Fighting Infection» было подготовить проект по предотвращению распространения современных инфекций, таких как вирус Эбола. Студенты представили и конструктивно взаимооценили свои заключительные проектные работы на практическом занятии. Самостоятельная творческая деятельность является важной составляющей образовательного процесса. Основной ценностью обладает не столько результат, который можно представить, сколько знания и навыки, полученные обучающимися в ходе его создания. В онлайн курсах заложены возможности для проявления инициативы, создано творческое пространство слушателей [Золотова, Ганюшкина, 2016, с. 140].

Таким образом, можно эффективно использовать все преимущества и возможности МООК при организации как самостоятельной, индивидуальной работы студентов, так и аудиторных занятий. Онлайн курсы позволяют адаптировать предметный контент под уникальные особенности и индивидуальные способности слушателей. Любой МООК учитывает психологические особенности слушателей, так аудиалы, визуалы и кинестетики найдут «свои» задания. Наличие выбора стимулирует любопытство, делает обучающихся более самостоятельными и мотивированными. Через МООК студенты учатся самостоятельно организовать личностное образовательное пространство, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут и контролировать процесс обучения.

Самостоятельно работая над онлайн курсом, студент выступает как субъект своего профессионального развития и саморазвития, когда наряду с исполнительными действиями, он постепенно ассимилирует и контрольное действие, выполняя самооценку и коррекцию хода усвоения материала курса. Таким образом, образовательный процесс приобретает личностно-ориентированный характер, направленный на раскрытие интеллектуально-творческого потенциала обучающегося.

Отсутствие навыков самостоятельной работы у студентов может стать основным препятствием реализации индивидуальной образовательной стратегии. Поэтому на начальном этапе работы с онлайн курсами особое значение приобретает непрерывная педагогическая поддержка, постоянная обратная связь с педагогом, мониторинг [Золотова, Ганюшкина, 2018, с. 90].

Информационные образовательные технологии способствуют индивидуализации обучения и учебной автономии студентов, что положительно влияет на достижение высоких учебных результатов. Считаем, что применение классических методик обучения и современных информационных технологий является основой современного образовательного процесса по иностранному языку.

Литература

1. Золотова, Ганюшкина, 2016 - Золотова М. В., Ганюшкина Е. В. Формирование навыков автономного студента на занятиях по английскому языку в процессе проектной деятельности // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Выпуск 35. 2016. С. 138-146.

2. Золотова, Ганюшкина, 2018 - Золотова М. В., Ганюшкина Е. В. Самостоятельное изучение иностранного языка с помощью массовых открытых онлайн курсов // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. Симферополь: Выпуск 4(12). Симферополь: РИО КИПУ, 2018. С. 89-92.

3. Garrison, Kanuka, 2004 - Garrison D. R. & Kanuka, H. Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education // The Internet and Higher Education, Vol.7, Iss.2. 2004. P. 97.

4. Hiltz, Turoff, 2005 - Hiltz, S. & Turoff, M. Education goes digital: The evolution of the online learning and the revolution in higher education. Communications of the ACM. 2005. Vol. 48 (10). P. 59-65.

УДК 165.5

«РЕВОЛЮЦИОННЫЕ» ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КОНТЕКСТЕ АСТ

Наира Владимировна Даниелян

Доктор философских наук, профессор Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

В статье рассматриваются современные тенденции, преобладающие в системе высшего

образования при подготовке специалистов технических направлений. Автор полагает, что исключение гуманитарной составляющей из учебных планов ведет к исчезновению субъективности в безликом мире, лишенном «живого» знания, то есть «конкретного» знания «конкретной» личности. В качестве иллюстрации применения подобного подхода приводится акторно -сетевая теория (АСТ), согласно которой происходит полное растворение субъекта с его нравственными ценностями и императивами в системе акторов и сетей, представляющих собой социально-технологическое единство материального и нематериального компонентов. Автор полагает, что подобное обезличивание и обездушивание характерно и для современного технологи-зированного и компьютеризированного образования. В ходе рассмотрения ряда работ теоретиков АСТ становится явным, что при таком подходе исчезает различие между естественнонаучным и гуманитарным, инженерным и философским знанием, то есть появляется сеть, состоящая из множества актантов и характеризуемая коллективным действием, что ведет к полному растворению субъективности в сетевом взаимодействии, требующем от каждого участника «встраивания» в некоторую модель с выполнением заранее отведенной ему функции. В статье делается вывод, что живой компонент практически исчезает, все больший акцент делается на априорное, а не апостериорное знание. Поэтому самое время задуматься о качестве реализуемой сегодня системы подготовки специалистов узкой квалификации, являющихся «винтиками» в механизме акторно-сетевых моделей, утративших свою индивидуальность и способность к рефлексии.

Ключевые слова: высшее образование, специалист, «позитивное мышление», мысленный эксперимент, акторно-сетевая теория, актант, субъективность, «живое» знание.

«REVOLUTION» TENDENCIES IN HIGHER EDUCATION SYSTEM THROUGH ANT

Naira Vladimirovna Danielyan

DSc in Philosophy, Professor National Research University of Electronic Technology

The report considers modern tendencies prevailing in the higher education system while training technical specialists nowadays. According to the author, excluding the humanitarian courses from curriculum results in the complete dissolution of subjectivity in the impersonal world, which is deprived of 'living' knowledge, i.e., definite knowledge of a definite person. The application of such an approach is illustrated by the actor-network theory (ANT). It supposes subject integration with his moral imperatives and categories into the actor-network system being the social and technological unity of material and non-material components. Such depersonalization can be reckoned as a feature of the modern technologically computerized education. While studying a number of works by ANT founders, it turned out to be clear that such an approach eliminates any differences between natural and humanitarian, engineering and philosophical knowledge. As a result, the net emerges consisting of numerous actants. It is characterized by a collective action resulting in subjectivity disappearance in the net interaction, which requires from every participant his 'building-in' a model with the functions being delegated him in advance. The report concludes that an 'alive' component is disappearing from the higher education nowadays when the main stress is being made on the knowledge acquired a priopi, not a posteriori. It is high time thinking about the quality of the educational system preparing 'narrow-profile' specialists. They may act as 'bolts' in actor-network models that have lost their individuality and ability to any reflection.

Keywords: higher education, specialist, positive thinking, mind experiment, actor-network theory, actant, subjectivity, 'alive' knowledge.

В последнее время в высшей школе превалирует тенденция исключать курсы философии из учебных программ технических направлений подготовки. Администрация вузов объясняет сей скорбный факт тем, что «позитивное мышление», которое формируется у обучающихся посредством изучения специальных дисциплин, абсолютно не требует навыков критического мышления, осмысления своей деятельности как специалиста, создающего новые технологии, которые коренным образом влияют и трансформируют жизнь как социума в целом, так и каждого из нас в отдельности. Здесь мы находим противоречие О. Конту: «Теперь, когда человеческий разум создал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остается для завершения системы наук наблюдения основать социальную физику» [Конт, 1971, с. 562]. Можно полагать, что согласно последнему, естественные науки немыслимы без социального компонента, то есть коммуникативного действия, которое и создает потребность в них и вызывает к жизни. Безусловно, большая часть окружающего мира неподвластна точным измерениям и подсчетам, поэтому с неизбежность включает философские метафизические представления, что не исключает природу социального. Незнание основ философии, как это предлагается новыми учебными программами с одобрения администрации и руководства некоторых технических университетов, ведет к полному растворению субъективности в безликом мире, лишенном живого, а не технологи-

зированно-виртуального «коммуникативного действия».

Наиболее ярким примером применения подобного подхода является набирающая популярность концепция Б. Латура акторных сетей как результата коммуникативной практики. Вслед за О. Контом, им предлагается переход от естественных наук к социальной философии. Данную модель трудно назвать общественной или социологической, однако подход схож с предложенным в «Курсе позитивной философии»: «...характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель наших усилий» [Конт, 1971, с. 562]. Согласно Б. Латуру, философские концепции представляют собой «нелепость» именно в связи с тем, что они строят «конструкты», необходимые для понимания окружающего мира, а также ищут причины, упомянутые О. Контом, что доказывает их абсурдность [Латур, 2006, с. 382]. Конструирование рассматривается им в упрощенном смысле как построение, создание, возведение, в связи с чем категория субъекта с его нравственными ценностями и императивами растворяется в бездушном мире акторов и сетей, представляющих собой социально-технологическое единство материального и нематериального компонентов. Полное обезличивание и обездушивание характерно и для современного технологизированного и компьютеризированного образования, однако это не делает ему чести.

В конце XVIII века И. Кант разделил сферы теоретического и практического применения разума, то есть науку и нравственность. Сфера целесообразного переместилась к субъекту, к человеческой деятельности. Трансцендентальный субъект предстал в виде предельной абстракции, выходящей за пределы эмпирического, поскольку находился «по ту сторону знания» [Кант, 2003]. В данном ракурсе представляется плодотворной идея интенциональности Э. Гуссерля, берущая за основу формирование представлений о взаимодействии сознания субъекта и познаваемого им объекта, при этом предметная интерпретация субъективных ощущений раскрывается в потоке феноменологического бытия [Гуссерль, 2010]. Такой подход рассматривает межсубъектные связи относительно формального и трансцендентального логического обоснования познания, что ведет к возможности построения и проведения мысленного эксперимента с любым из объектов.

Подобный эксперимент одним из первых был проведен В.Ф. Одоевским в 1844 году в произведении "Русские ночи". Он представил апокалиптические картины будущего, связывая их с техническими и медицинскими достижениями, в результате которых произошло перенаселение планеты. Как результат, жителей на планете стало столь много, что все пригодные участки земли стали использоваться ими в целях пропитания, а жизнь превратилась в жестокую борьбу за выживание. Героями в таком обществе были самоубийцы, а преступниками - стремящиеся спасти свою жизнь [Одоевский, 2014, с. 88-97]. Философия враждебности к жизни - печальный итог «мессии отчаяния», ведущей к взрыву земного шара.

Данный пример ярко демонстрирует, что подобные модели приобретают все большую актуальность в современном мире, поскольку при акторно-сетевом подходе субъективность растворяется в потоке объективного, тем самым нивелируя границы познавательных возможностей до «распределенного» в социальном мире субъекта, который более не является отдельно взятым исследователем, ученым, «мыслительным» коллективом или научным сообществом, отделенным от социального мира. М. Каллон полагает, что согласно новой предлагаемой французскими исследователями теории, «распределенный» субъект не отражает реальность, а соучаствует в ее создании. «Инновации носят коллективный характер. В этих коллективах нет смысла противопоставлять тех, кто делает утверждения, тем, кто воплощает их в реальность» [Са11оп, 2007, р. 334]. То есть полученное на выходе знание становится безличным, которое далее распространяется по социальным сетям, в основе которых, очевидно, лежат современные технологии: «Технические сети. являются сетями, наброшенными на пространство, удерживающими только некоторые разрозненные элементы этого пространства» [Латур, 2006а, с. 195]. Что же может подразумеваться под элементами сети в подобной концепции?

Согласно Д. Ло, «когда создается (сетевой) объект, создается также и весь (сетевой) мир, с его собственной пространственностью, собственным определением гомеоморфизма и непрерывности формы» [Ло, 2006, с. 232]. Сеть предстает в акторно-сетевой теории (АСТ) некоторой упорядоченностью, своего рода моделью пространственной организации, сформированной с использованием объектов и обладающей свойством текучести. В таком случае невозможно установить идентичность и определить формы конкретного объекта, то есть он становится «альтернативным» и его граница изменчивости не зафиксирована.

Как результат, в АСТ исчезают границы между субъектом и объектом (то есть познание как процесс перестает существовать, поскольку исчезают гносеологические основания). В данной теории невозможно провести различие между такими фундаментальными понятиями, как природа - культура, материальное -нематериальное, человек - не человек, теоретическое - практическое, наука - нравственность. Все они оказываются, как отмечают А. Писарев и другие, «на одной онтологической плоскости» [Писарев, 2017, с. 7], что ведет к исчезновению деления на философские, инженерные и прочие дисциплины. В них отпадает необходимость, поскольку в любом актанте имеет место сочетание гетерогенных компонентов и отношений без какой-либо жесткой иерархии, то есть гибридная реальность, в которой имеет место взаимодействие на равных живых объектов, социальных построений, теоретических конструкций и т.д. Речь более не идет о делении на естественнонаучное - гуманитарное, инженерное - философское. При таком подходе появляется сеть, состоящая из множества актантов и характеризуемая коллективным действием. Согласованность функционирования элементов сети обусловливается наличием межэлементных связей, которые приводят все ее компоненты во взаимодействие.

Можно заключить, что современная образовательно-исследовательская программа высшей школы предполагает рациональную реализацию участниками коммуникации своей функции, что возвращает нас к идее подготовки специалистов узкой квалификации, являющихся «винтиками» в механизме акторно-сетевых моделей, утративших свою индивидуальность и способность к рефлексии. Какое будущее ожидает их? Смогут ли они адаптироваться в столь быстро меняющемся технологически-инновационном мире, поскольку не обладают знаниями и навыками, требующимися для преодоления границ своей предметной области? Полагаю, что данные вопросы остаются без ответа, так как прикладная направленность высшего образования не дает специалисту достаточного количества компетенций для критического осмысления получаемой информации с целью превращения ее в осмысленное, «живое» знание, столь востребованное в свете идей «общества знания», от которого пока мы только отдаляемся. Как результат, функцией высшей школы практически перестает быть обучение навыкам самостоятельной работы, а также приемам и механизмам самообучения на протяжении всей профессиональной жизни, поиску решения стоящих перед специалистом задач, формированию широты взглядов и глубины мышления. На смену этим основополагающим моментам приходит растворение субъективности в сетевом взаимодействии, требующем от каждого участника «встраивания» в некоторую модель с выполнением заранее отведенной ему функции. Живой компонент практически исчезает, все больший акцент делается на априорное, а не апостериорное знание. Как отмечают Е.В. Вострикова и П.С. Куслий, «образовательная функция в университетах отходит на второй план, исследовательская деятельность оказывается ориентированной на запросы финансирующего их частного капитала, соображения эффективности и экономии приводят к существенному увеличению временных позиций для профессорско-преподавательского и исследовательского состава при параллельном сокращении» [Вострикова, 2015, с. 108]. Однако, можно полагать, что данная тенденция в скором времени приведет общество к отрицательным результатам, не свойственным динамике научно-технической парадигмы, которые могут сделать реальными самые негативные «мысленные эксперименты».

Литература

1. Вострикова, 2015 - Вострикова Е.В., Куслий П.С. Неолиберализм в науке: подход STS // Эпистемология и философия науки. 2015. Том XLVI, № 4. С. 105-127.

2. Гуссерль, 2010 - Гуссерль Э. Картезианские медитации. Пер. с нем. В.И. Молчанова. М.: Академический проект, 2010. 229 с.

3. Кант, 2003 - Кант И. Критика чистого разума. Симферополь: «Реноме», 2003. 464 с.

4. Конт, 1971 - Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии. В 4 томах. Т. 3. М.: Мысль, 1971. 760 с.

5. Латур, 2006 - Латур Б. Надежды конструктивизма // Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 365-389.

6. Латур, 2006а - Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. Пер. с фр. СПб.: Издательство Европейского университета в С. -Петербурге, 2006. 240 с.

7. Ло, 2006 - Ло Д.Объекты и пространства // Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 223-243.

8. Одоевский, 2014 - Одоевский В.Ф. Русские ночи. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 320 с.

9. Писарев, 2017 - Писарев А., Астахов С., Гавриленко С. Акторно-сетевая теория: незавершенная сборка // Логос. 2017. Т. 27, № 1. С. 1-40.

10. Callon, 2007 - Callon M. What does it mean to say that economics is performative? // Do economists make markets? / Ed. by D. MacKenzie, F. Muniesa, L. Siu. Princeton: Princeton University Press, 2007. P. 311 -357.

УДК 378

ВИРТУАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наталья Викторовна Каминская

Старший преподаватель Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Данная статья посвящена виртуальной академической мобильности студентов российских вузов, которая осуществляется посредством массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Рассматриваются такие аспекты виртуальной академической мобильности как мотивация обучающихся, материальные затраты и владение иностранным языком. Ставится вопрос о том, в какой степени МООК может обеспечить реализацию одной из основных задач академической мобильности - приобретение опыта адаптации к академической среде принимающего вуза и изучение новых подходов в обучении. Помимо возможностей, ставших доступными студентам благодаря МООК, автор указывает на определённые сложности, с которыми могут столкнуться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.