Научная статья на тему 'Революционная тематика на сцене тувинского театра'

Революционная тематика на сцене тувинского театра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TUVA / NATIONAL THEATER / REVOLUTION OF 1917 / DIRECTORS / ACTORS / REPERTOIRE / LENINIAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алдыноолов Айдын Валерьевич

The main stages of the formation of the professional theater in Tuva are considered in the article. On the basis of the plays staged on in Tuva Theater about the revolution of 1917, the development of a historical-revolutionary theme in his repertoire is being discussed. Attention is also drawn to the creation of Leninism from the point of view of the October Revolution influence on the culture of Tuva and on the formation of state ideology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revolutionary Themes on the Stage of the Tuva Theater

The main stages of the formation of the professional theater in Tuva are considered in the article. On the basis of the plays staged on in Tuva Theater about the revolution of 1917, the development of a historical-revolutionary theme in his repertoire is being discussed. Attention is also drawn to the creation of Leninism from the point of view of the October Revolution influence on the culture of Tuva and on the formation of state ideology.

Текст научной работы на тему «Революционная тематика на сцене тувинского театра»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 792:947.1/.9(571.52)

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕМАТИКА НА СЦЕНЕ ТУВИНСКОГО ТЕАТРА

А. В. Алдын-оолов

Научный руководитель — З. Ю. Доржу, доктор исторических наук, профессор Тувинский государственный университет

В статье рассматриваются основные этапы становления профессионального театра в Туве. На основе поставленных на сцене тувинского театра пьес о революции 1917 года обсуждается развитие в его репертуаре историко-революционной темы. Также обращается внимание на создание ленинианы с точки зрения влияния Октябрьской революции на культуру Тувы и на формирование государственной идеологии.

Ключевые слова: Тува, национальный театр, революция 1917 года, режиссёры, актёры, репертуар, лениниана.

Республика Тыва за прошедшее столетие сделала кардинальный исторический скачок в своём развитии. В начале XX века Тыва освободилась от маньчжурской династии Цин, стала независимой территорией и по просьбе виднейших тувинских государственных деятелей (амбын-нойон Комбу-Доржу, Чамзы Хамбы-лама, нойон Даа-хошуна Буян-Бадыргы) в 1914 году была принята под протекторат Российской империи. Именно в это время Россия стала играть важную роль во внешней и внутренней политике Урянхайского края (русское название Тувы в 1914-1921 гг.).

Политическая и культурная конъюнктура в новых сложившихся условиях заставила тувинцев перейти от традиционного образа жизни к новому, нарождающемуся; и, хотя говорить о какой-либо утрате традиционной культуры не приходится, она трансформируется, приспосабливаясь к новым реалиям.

Политический режим молодого тувинского государства был сформирован во многом благодаря СССР, и культура и искусство здесь стали развиваться в контексте советско-коммунистической системы и большевистской идеологии [1, с. 160]. Становление национального театра в Туве связано с возникновением Тувинской Народной Республики (1921 год). Следует сказать, что самодеятельные театральные кружки возникли в Туве ещё в 20-30-е годы XX века. Но лишь через 15 лет, в 1936 году, в Кызыле, столице республики, была открыта театральная студия, которая и стала начальным этапом на пути к рождению, формированию и становлению профессионального театра. Решение об открытии театральной студии было принято на заседании Президиума Малого хурала Тувинской Народной Республики.

В связи со сказанным и формулируется цель данной статьи: выявить тенденции историко-революционной темы в репертуаре тувинского театра через его историю. Это позволит проследить основные этапы культурного и общественного развития Тувы, где ясно отражены исторический переход тувинцев от традиционного общества к новому образу жизни, появляется больше возможностей для дальнейшего культурного развития тувинцев, что прежде всего связано с образованием в 1921 году под влиянием Октябрьской революции самостоятельного независимого государства, получившего название Тувинская Народная Республика (ТНР). Это второе после СССР социалистическое государство, в котором было сформировано первое правительство, членами которого стали люди различных взглядов, разных социальных групп, с различными политическими целями. Этой задаче соответствовала и политика молодой республики в области культуры, что явно прослеживается на примере бытования тувинских народных праздников и образования новых видов профессионального искусства, включая театральное.

Изучение литературы по теме настоящего исследования показало, что её список довольно обширен. Назовём лишь некоторые из них. Это работы А. Д. Бородиной и Т. Е. Тупицыной «Люди Тувинского театра: творческие портреты» (1971), К. Ч. Сагды «История возникновения тувинского театра» (1973), В. Ц. Найдаковой «Тувинский театр. Учебное пособие» (1999), А. К. Кужугет «Центр притяжения. Тувинскому национальному музыкально-драматическому театру - 80 лет» (2017), в которых наиболее полно отражена история тувинского театра, содержатся биографии известных актёров тувинского театра, помещены их интервью. Однако революционные события 1917 года и их отражение на сцене тувинского театра исследователями истории тувинского театра специально не затрагивались, рассматривались лишь косвенно, в связи с анализом общих аспектов театральной жизни Тувы. Поэтому рассматриваемая нами тема имеет определённую новизну, хотя сама наша статья представляет собой всего лишь попытку поиска новых направлений в истории национального тувинского театра.

В рамках культурной революции в Туве в 20-30-х гг. XX века был проведён целый комплекс мероприятий, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Первые тувинские пьесы и спектакли были посвящены революции и гражданской войне. В газете «Шын» («Правда») была опубликована первая одноактная пьеса для детей, написанная на тувинском языке А. Спириным под названием «Мы уничтожим» [2, с. 26]. В указанное время также выходят пьесы А. Тэмира (Александр Пальмбах) «Девушка из колхоза», приуроченная к 10-летию национально-освободительной революции и создания ТНР [3]. Краеугольным камнем в этих пьесах был революционный посыл, возвеличивание событий Октября. В условиях нехватки стационарных центров, зданий и помещений спектакли буквально ставились на наспех сколоченных импровизированных сценах.

Как было уже сказано, в 1936 году в Кызыле создаётся национальная театральная студия, в которую пришла талантливая тувинская молодёжь. Однако, прежде чем стать членами студии, молодые люди должны были пройти серьёзные вступительные испытания. Упорный кропотливый труд, желание выступать на сцене вскоре

позволяет им стать участниками первых постановок студии. В это же время проявились литературный и творческий таланты С. К. Тока - впоследствии видного государственного деятеля и известного писателя, и

B. Ш. Кок-оола - писателя, артиста театра и драматурга.

Деятельность театральной студии была очень важна для тувинского общества, она приносила людям значительную пользу тем, что, посещая театральные постановки, зрители просвещались духовно, что позволяло поднять их культурный уровень. Артисты тувинского театра-студии часто выезжали со своими постановками в сельские поселения и в далёкие чабанские стоянки. «Студийцы возили с собой электродвижок, что давало возможность после завершения концертной программы киномеханику показывать зрителям какой-либо советский кинофильм. А перед началом фильма выступали с лекциями и комментариями по поводу показанного политические деятели» [4, с. 26]. Агитационная направленность деятельности выездного театра была налицо, но одновременно артисты-студийцы стремились расширить сознание простых аратов, развивать и просвещать их, поднять их кукльтурный уровень, формировать определённое отношение к действительности.

В 1938 году была опубликована пьеса С. К. Тока «Три года на посту секретаря ячейки». Сюжет пьесы был прост и понятен даже самым простым аратам: молодой руководитель хошунной (районной) партийной ячейки увлёкся девушкой. При встречах с ней он невольно рассказывал ей о своих заботах как секретаря ячейки, проблемах и предстоящих планах. Девушка в свою очередь без злого умысла рассказывала об этом своему отцу, который был в обиде на своих, теперь уже бывших батраков. Оставаясь в душе своей феодалом, он, уловив нужные для себя сведения, начал действовать против Тонгур-оола, в результате чего чуть не погибло общественное стадо. Это тем более было важно, учитывая, что тувинцы испокон веков были скотоводами, и для них скот являлся главным источником существования и основой хозяйства. Позже сюжет данной пьесы С. Тока с писателем С. Сарыг-оолом был переработан, и в 1941 году появилась новая версия с изменённым названием - «Тонгур-оол». В данной версии усиливаются линии противостояния, появляются новые персонажи, теперь уже Синдимаа - дочь бывшего феодала Сандака, с явным злым умыслом расспрашивает у Тонгур-оола сведения, действуя совместно со своим отцом [5, с. 65]. Это произведение повествовало о тяжёлой жизни дореволюционной Тувы, распространении среди аратов революционных идей, преломлении этих событий в судьбах людей. В том же году на сцене театра-студии ставится пьеса К. Тренёва «Любовь Яровая», посвящённая событиям гражданской войны.

Тувинский театр, по мнению В. Ц. Найдаковой, «...стремясь двигаться в духе времени, открывает своим зрителям страницы сценической ленинианы» [6, с. 65]. В 1956 году главный режиссёр тувинского музыкально-драматического театра-студии И. С. Забродин осуществил постановку драмы Б. А. Лавренёва «Разлом», повествующей о событиях в Кронштадте в июле - октябре 1917 года. Затем последовал спектакль «Человек с ружьём»

H. Погодина. Тема ленинианы продолжится в спектаклях «Именем революции» М. Шатрова (режиссёр

C. Майер, 1966), «На берегу Невы» К. Тренёва (постановщик С. Оюн, 1969). Во всех этих спектаклях вождя мирового пролетариата играл актёр Олег Намдара. Следующим спектаклем, посвящённым событиям революции и гражданской войны, стал «Красный поток» С. Пюрбю, поставленный главным режиссёром тувинского музыкально-драматического театра О. Л. Сиин-оола [6, с. 66].

Таким образом, становление национального театра в Туве связано с возникновением в 1921 году просоветского социалистического государства Тувинской Народной Республики. В 1936 г. театр становится профессиональным, и первые годы своей творческой деятельности он был неким рупором для агитации среди населения новой социалистической идеологии. Отсюда партийная направленность деятельности театра, которая героизирует и возвеличивает деятелей революции 1917 года. Тема революции на сцене тувинского театра была одним из самых развитых и излюбленных, в равной степени с особой серьёзностью к ней относились режиссёры, актёры театра и зрители.

Библиографический список

I. Доржу, З. Ю. К вопросу об установлении протектората России над Тувой в 1914 г. / З. Ю. Доржу // Власть. - 2014. - № 4. - С. 157-161.

2. Найдакова, В. Ц. Национальные театры Сибири. Тувинский театр: учеб. пособие. / В. Ц. Найдакова; Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств. Вып. 2. - Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 1999. - 159 с.

3. История тувинского театра. - URL: http://www.theatre-tuva.ru/index.php/page/44 (дата обращения: 08.09.2017).

4. Тарбанакова, С. Н. Пути развития театров Южной Сибири / С. Н. Тарбанакова. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайский НИИ истории, языка и литеатуры, 1994. - 179 с.

5. Сагды, К. Ч. История возникновения тувинского театра / К. Ч. Сагды. - Кызыл: Тувинское книжное изд-во 1973. - 109 с.

6. Кужугет, А. К. Центр притяжения. Тувинскому национальному музыкально-драматическому театру - 80 лет / А. К. Кужугет. - Красноярск 2017. - 320 с.

© Алдын-оолов А. В., 2017

УДК 94(470)"1917"+791.43+39:[1-925.2/.3:=1.470=512.1)]

ОБРАЗЫ КАЗАХОВ И ТЮРКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ КАК ИДЕЙНОЕ ОТРАЖЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА

Е. Е. Ибраев

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

В статье рассматривается типология образов кинематографа советского Казахстана, определяются причины и факторы, влияющие на происхождение и развитие «идейных» кинообразов. Предлагается динамика развития образов казахстанского художественного кино 30-60-х гг. ХХ века. Даются краткая история становления казахского художественного кинематографа и характеристика зародившейся в 1970-е годы «национальной киноволне» Центральной Азии.

Ключевые слова: кинематограф Казахстана, революция 1917 года, казахстанское художественное кино 1930-1970-х гг., кинообразы, идеология, национальная волна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.