Научная статья на тему 'РЕЦЕПЦИЯ СВЯТОСТИ В ГИМНАХ ПРП. СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА'

РЕЦЕПЦИЯ СВЯТОСТИ В ГИМНАХ ПРП. СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Симеон Новый Богослов / святость / Гимны / обо}жение / Simeon the New Theologian / holiness / Hymns / deification

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игорь Александрович Сидоров

Рассматриваются труды преподобного Симеона Нового Богослова на предмет рецепции христианского понимания святости. Предпринята попытка извлечения понимания святости преподобным в его «Гимнах». В качестве базового материала используется Священное Писание, творения Святых Отцов и самого Симеона Нового Богослова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECEPTION OF HOLINESS IN THE HYMNS OF REV. SIMEON THE NEW THEOLOGIAN

The works of St. Simeon the New Theologian on the subject of reception of the Christian understanding of holiness are studied. An attempt is made to extract the understanding of holiness by the monk in the "Hymns". The Holy Scripture, the works of the Holy Fathers and Simeon the New Theologian himself are used as the basic material.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕПЦИЯ СВЯТОСТИ В ГИМНАХ ПРП. СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА»

Ипатьевский вестник. 2023. №3 (23). С. 11-18 Ipatievsky vestnik. 2023. №3 (23). Р. 11-18

БОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья УДК 235.3

DOI: 10.24412/2309-5164-2023-3-11-18

Рецепция святости в гимнах прп. Симеона Нового Богослова

Игорь Александрович Сидоров, Костромская духовная семинария, Санкт-Петербургская духовная академия,

Кострома, Россия, spdakods@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются труды преподобного Симеона Нового Богослова на предмет рецепции христианского понимания святости. Предпринята попытка извлечения понимания святости преподобным в его «Гимнах». В качестве базового материала используется Священное Писание, творения Святых Отцов и самого Симеона Нового Богослова.

Ключевые слова: Симеон Новый Богослов, святость, Гимны, обожение

Для цитирования: Сидоров И. А. Рецепция святости в гимнах прп. Симеона Нового Богослова// Ипатьевский вестник. 2023. № 3. С. 11-18. https://doi.org/ 10.24412/2309-5164-2023-3-11-18

THEOLOGICAL STUDIES

Scientific article

Reception of holiness in the

hymns of Rev. Simeon the

New Theologian

Igor Alexandrovich Sidorov Kostroma Theological Seminary, St. Petersburg theological academy, Kostroma, Russia, spdakods@yandex.ru

© Сидоров И.А., 2023.

Игорь Александрович Сидоров, преподаватель Костромской духовной семинарии /

Igor Alexandrovich Sidorov

lecturer at the Kostroma Theological Seminary

Abstract. The works of St. Simeon the New Theologian on the subject of reception of the Christian understanding of holiness are studied. An attempt is made to extract the understanding of holiness by the monk in the "Hymns". The Holy Scripture, the works of the Holy Fathers and Simeon the New Theologian himself are used as the basic material.

Keywords: Simeon the New Theologian, holiness, Hymns, deification.

For citation: Sidorov I.A. Reception of holiness in the hymns of Rev. Simeon the New Theologian // Ipatievskyvestnik. 2022. № .3. Р. 11-18 (In Russian). https://doi.org/ 10.24412/2309-5164-2022-3-11-18

СИМЕОН Новый Богослов (греч. "Оаю^ eu^eqvo neo^ qeoaoyo^) родился в Малой Азии (Галати, район Пафлагонии, в настоящее время это один из районов Стамбула в Турции) в 949 году в провинциальной дворянской семье в период царствования византийского императора Василия II, известного прозвищем «Болгаробоец».

В молодом возрасте, отказавшись от обучения в высшей школе и от пророченной ему государственной службы, под влиянием духовной литературы и живого примера из житий святых отцов ощутил непреодолимое желание Бого-общения и встал на путь поиска духовника — «святого человека», как называл его сам Симеон.

Бог не оставил его чаяния и таким святым человеком для Симеона стал Симеон Студит (Симеон Благоговейный), монах Студийского монастыря, в послушание которому и поступил Симеон. Впоследствии Симеон по вынужденной необходимости перешел в монастырь св. Мамонта, там принял постриг и рукоположен во пресвитера, а около 980 года избран игуменом, преставился преподобный в 1022 году.

Преп. Симеон, ярчайший исихаст и продолжатель традиций мистического богословия, вместе с апостолом Иоанном и святителем Григорием Нази-анзином удостоился именования в Церкви — Богослов, с приставкой Новый. Почитается Церковью в лике преподобных, память совершается 12 (25) марта.

Основой богословия преп. Симеона несомненно можно назвать личный опыт богообщения, когда подвижник встает на путь духовного и телесного подвига, всего себя посвящает Богу, и Сам Бог, видя духовную жажду общения и обожения, открывается человеку по мере его духовного достоинства.

Совершенно особое место в его богословии занимает реальное личное переживание присутствия Бога, которое он описывает в категориях «Божественного света». Личная встреча с Личным Богом становится для преподобного залогом будущих небесных благ и движущей силой в борьбе с врагом рода человеческого и с самим собой в настоящей земной жизни.

Среди имеющихся на русском языке можно выделись следующие труды преподобного: «Слова преподобного Симеона Новаго Богослова» в переводе святителя Феофана Затворника, «Слова», изданные Введенским ставропигиаль-ным мужским монастырем Оптина пустынь, «Богословские слова» в переводе Т. А. Щукина, «Послания» в переводе А. Г. Дунаева, «Аскетические сочинения в новых переводах» епископа Илариона (Алфеева), «Божественные гимны пре-

подобнаго Симеона Новаго Богослова» в переводе иеромонаха Пантелеймона, «Диалог схоластика с Симеоном Новым Богословом» — Добротолюбие, «Метод священной молитвы и внимания» в переводе А. Г. Дунаева, «Алфавитные главы» в переводе Е. Начинкина и Д. А. Черноглазова, «слова 1,2,3,4,5,6» из корпуса «33 Слов» в переводе А. С. Творогова, «Катехизические слова», «Главы богословские и созерцательные».

Отдельно следует отметить важнейший труд издания Успенского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге: «Избранные творения преподобного Симеона Нового Богослова», в котором приведены гимны преподобного полностью на церковно-славянском языке, напечатанные с рукописи преподобного Паисия Величковского из библиотеки Нямецкого монастыря.

Если говорить в общем, то труды преподобного условно можно разделить на три категории: «Слова», «Богословские главы» и «Божественные гимны», однако в оригинале, все литературное наследие именуется самим Новым Богословом как «Слова».

Из исследователей жизни преподобного и его богословского наследия отметим архиепископа Василия (Кривошеина) и митрополита Илариона (Алфее-ва), которые оставили богатейший материал своих исследований. В трудах этих иерархов Церкви содержится подробнейший анализ богословия преподобного Симеона, рассматриваются его взгляды на покаяние, молитву, таинства, монашество, вскрываются основы его экклезиологии, сотериологии и сакрамен-тологии, не остается без внимания и конечная цель всякого христианина — обожение.

Применительно к нашей теме исследования следует признать отсутствие в основных трудах по богословию преподобного Симеона отдельной темы, посвященной понятию и учению о святости. Однако это можно объяснить, тем, что все литературное наследие преподобного как раз и посвящено достижению святости на пути теснейшего единения твари со Творцом. Преподобный Симеон в «Гимнах» на примере личного живого Богообщения описывает обожение и раскрывает нам его как сущность святости.

В настоящее время среди православных верующих, особенно из молодого поколения можно наблюдать неправильное понимание богословской категории «святость». Среди верующих наблюдается все больше тенденция к пониманию святости, как недостижимому религиозному идеалу, который находится «где-то там» и «нам никогда к нему не приблизится». И на этой почве возрастает неверие, а впоследствии и уныние, и отчаяние. И на роль духовного «тяжеловеса» в этой борьбе как раз и подходит преподобный Симеон Новый Богослов, который в своих «Гимнах» в наиболее возвышенной и доступной форме раскрывает нам, что такое «святость», как встать на путь достижения «святости», что является началом «святости», как человек может удостовериться, что он идет по пути «святости» и др. Как было указано выше, преподобный Симеон оставил нам богатое литературное наследие, состоящее из трех богословских слов, пятнадцати слов, содержащих нравственное учение, тридцать четыре слова, содержащих поучение для оглашенных, двести двад-

цать пять глав, два слова благодарения, четыре послания и пятьдесят восемь гимнов1.

Митрополит Иларион (Алфеев), говорит, что «гимны» преподобного — это уникальнейшее собрание молитвенных излияний, описание личного мистического опыта, изложенного в поэтической форме2 и переводит полное название как «Любовные излияния Божественных Гимнов» или «Гимны Божественной любви».

Основной темой «Гимнов» является описание преподобным личного видения Божественного Света. Совершенно условно можно дать разделение всех гимнов на те, где он описывает непосредственно опыт Богообщения (например 1,2,8,9,11), так называемые богословские гимны (это 31,33,52), благодарственные гимны (например 20), исповедь и молитва (например 7, 37, 46), «чисто» молитвенные (53,54 — молитва ко Святой Троице, 55 — молитва из последова-ния ко Святому Причащению), обращение к священнослужителям и монахам (например 3,4,14), гимны обличения (например 21,26,58), гимны от Лица Бога (например 51,53), есть и особенный гимн с обличениями священнослужителей от имени Бога и особенно актуальный для выпускников духовных семинарий и академий (50). Затрагивает преподобный и частные богословские темы, например, непостижимость Божества (41,42), триадология (36,45), Свет Божественный (37,40), сотворение мира (44), образ Божий в нас (34,43), таинства (3,9,30,38), страшный суд и жизнь будущего века (27, 42,46). Иногда преподобный дает и конкретные нравственные указания как для монашествующих, так и для всех христиан на пути к святости (13,18,19,20,33). В некоторых гимнах, преподобный косвенно приводит и факты из своей жизни, из взаимоотношений с родными и близкими (например 39).

Несмотря на наличие сходства в богословских подходах преподобного, изложенных им в «Словах» и в «Гимнах», «Слова» все-таки это больше поучения для христиан, поучения для монахов, поучения для священнослужителей. «Гимны» же, это, прежде всего излияние личного мистического опыта преподобного, своего рода его сокровенный дневник, в котором он описывает Богообщение, свою любовь к Богу, выражает Ему благодарность и проявляет величайшее благоговение. «Слова» преп. Симеона содержат его учение, выражают его аскетику и богословские взгляды. А «Гимны» это сердце преподобного, это его личный духовный путь! «Гимны» это не учение, это автобиография преподобного, это его личность, его восприятие Бога, его откровение, его созерцание, его беседа с Богом, его молитва!

Подлинность «Гимнов» в настоящее время не подвергается сомнению. Их принадлежность перу преподобного свидетельствуется и его житием и древнейшими рукописями и на основании анализа богословия, которое содержится во всех оставленных нам его творениях. Тексты «Божественных Гимнов» содержаться во множестве рукописях ХП-Х^ веков. Одним из главных свидетельств достоверности являются и слова ученика преподобного — Никиты Стифата,

1 Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. С. 36

2 Там же. С. 39 14

который пишет «авва Симеон, занимаясь писательством, слагал исполненные любви божественные гимны»1.

Возможностью окунутся в духовный мир преподобного Симеона через чтение его творений, включая «Божественные Гимны» мы в первую очередь обязаны Никодиму Святогорцу, который включил некоторые творения в свой сборник «Добротолюбия» и ученику Никодима — Дионисию Загорейскому. Для русских христиан, труды преподобного открыты были благодаря преподобному Паисию Величковскому, Оптинским старцам и святителю Феофану Затворнику. Гимны в переводе иеромонаха Пантелеимона (Успенского) появились в нашей стране только в 1917 году, и долгое время оставались редкостью, недоступной широкому кругу христиан2.

Итак, «Гимны» преподобного Симеона Нового Богослова, есть совершенно не похожие на множество других святых отцов творения, эти гимны есть излияние его души, беседа с Богом, результат опытного личного познания Бога, это покаяние, написанное его слезами. Завершить слова о гимнах преподобного можно молитвой, которая надписана в Патмосской рукописи его трудов как «Таинственная молитва, которую призывается Дух Святой»: «Прииди, свет истинный. Прииди, жизнь вечная. Прииди сокровенная тайна.. .Прииди радость вечная...Ибо Ты — всякое благо и всякая утеха, и Тебе подобает слава святой и единосущной и животворящей Троице»3.

В целях раскрытия поставленного нами вопроса, необходимо кратко обозначить православное понимание святости христиан, как богословской категории. Святость (греч. «ауютп^»), одно из основных понятий христианского богословия, оно определяет причастность человека как творения — Богу как Творцу, и характеризует преображение человека и восстановление его падшей природы. Иисус Христос обожив человеческую природу в Себе, открыл нам всем путь к святости и к исполнению заповеди «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48).

Вместе с тем, понятие «святость» иногда искажается неверным его пониманием как некое конечное состояние, причем статическое. Это в корне неверно. Святость в Священном Писании обозначается словом «йЧ|7» (кодеш), имеющим значение «быть отделенным», «обособленным». Именно такое понимание отде-ленности сначала иудеев, а потом христиан, показывает нам апостол Павел, который обращается к христианским общинам как к собраниям святых: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим. 1:7); «всем святым во Христе Иисусе» (Флп. 1:1); «находящимся в Ефесе святым» (Еф. 1:1); «церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии» (2 Кор. 1:1). Именно в данном святоотеческом ракурсе понимания святости и рассмотрим ее рецепцию в «Гимнах» преподобного Симеона Нового Богослова, где преподобный указывает нам путь к святости, ее признаки и способы достижения.

Так, в 44 гимне, он вопрошает: «каким путем мне пойти? На какую стезю уклонится?. будучи тленным, как соединюсь с Нетленным?» и далее описывает

1 Симеон Новый Богослов, преподобный, Творения. В 3 т. Т. 3. СТСЛ, 2017. С. 4

2 Симеон Новый Богослов, преподобный, Творения. В 3 т. Т. 1. СТСЛ, 2014. С. 5

3 Симеон Новый Богослов, преподобный, Творения. В 3 т. Т. 3. СТСЛ, 2017. С. 65, 67

творение Богом мира и человека и показывает жизнь святых, которая должна быть основана на твердой вере, соблюдении заповедей, и очищении невещественного ума1. В семнадцатом гимне, преподобный сообщает нам фундаментальный признак святости и говорит: «Или кто был назван святым, не приобщившись Святого Духа?»2, т.е. без стяжания Святаго Духа святости не бывает, и быть не может, о чем нам через 800 с лишним лет и напомнит преподобный Серафим Саровский, формулируя цель христианской жизни.

О невозможности видеть святость тем, кто еще не очистил «око души»3, преподобный говорит нам в сорок шестом гимне и указывает на способ узреть святость Бога и соответственно святость святых через удаление от греха, через очищение ума, сердца и души.

«Ибо хотя Бог почивает во святых, но и святые в Боге и живут и движутся (познаются), ходя во свете, о чудо, как бы по твердой земле, как ангелы и сыны Вышнего»4, говорит преп. Симеон в двадцатом гимне. Преподобный показывает неразрывную двухстороннюю связь Творца и твари, синергию христианина и Бога, как основу всякой святости.

Ну и, пожалуй, одна из главнейших мыслей свидетельствующая о рецепции святости в литературном богословском наследии преподобного Симеона Богослова содержится в его четырнадцатом гимне: «А спасающиеся, конечно, суть святые все, как свидетельствует и учит все божественное Писание»5. Именно эта мысль преподобного, в полноте отражает и раскрывает понятие святости, содержащееся как в Священном Писании, так и в творениях Святых Отцов, живших до него. Именно категория «спасающиеся», в вечной динамической перспективе приближения ограниченного человеческого существа к безграничному Божеству, на пути к конечной цели всякого человека — обожении, и являет православное понимание «святость».

Святой — это отнюдь не окончание приближения к Богу, это не преодоление какого-нибудь порога или этапа духовной жизни, это постоянное и неослабное стремление верующего к своему Создателю. И человек делается святым, уже встав на путь спасения, приняв твердое решение вести борьбу с врагом рода человеческого и со своими страстями. То есть святость это не состояние, это путь, причем путь, никогда не заканчивающийся. Именно об этом, просто и доступно, говорит про святость в указанном нами ракурсе выдающийся богослов, Лосский Владимир Николаевич: «По-видимому, существует столько же союзов с Богом, сколько и человеческих личностей, поскольку каждая из них предполагает абсолютно единое и неповторимое отношение с Божеством и на небе возможно столько же явлений святости, сколько было, есть и будет личных судеб на земле»6.

1 Симеон Новый Богослов, преподобный, Творения. В 3 т. Т. 3. СТСЛ, 2017. С. 324

2 Там же. С. 161

3 Там же. С. 336

4 Там же. С. 172

5 Там же. С. 149

6 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Академический проект; Парадигма, 2015. С. 25

Нами кратко рассмотрены труды преподобного Симеона Нового Богослова с ракурса богословской категории «святость». Мы увидели, что преподобный последовательно во всех своих трудах раскрыл это понятие в своей глубине и полноте, и самое главное, показал нам ее достижимость уже здесь, в земной жизни.

Особенную актуальность труды преподобного Симеона приобретают в современный век упадка церковной жизни, упадка духовности и нравственности. Сегодня христианам как воздух необходимо осознание цели земной жизни, которая и состоит единственно в единении с Богом, в возвращении истинного Богообщения, потерянного в первородном грехе.

Именно в этом стремлении мы становимся на путь исполнения заповеди— «Святи будите, яко Аз свят есмь» (Лев. 19, 2). Этот путь святости, его основные принципы и способы и описал преподобный Симеон в своих трудах, и особенно в своих «Божественных Гимнах». В «Гимнах» преподобный показал свой личный опыт восхождения к Божеству, к состоянию первозданности и святости. В «Божественных гимнах» преподобный Симеон не только собрал и преподал весь духовный опыт живших до него отцов, но оставил нам чистое богословие, написанное Духом Святым.

Преподобный показал понимание высочайшего идеала святости, свойственного всему Восточному Православию. В «Гимнах» он оставил историю своей души, которая благодаря стяжанию Духа Святаго воспарила над миром, над земной жизнью, полностью отрешилась от всего земного, от чувств и мыслей и поднялась до созерцания непреступного Света Божества, и из бездны грехопадения вознеслась до святости.

Особо необходимо отметить и отражение в трудах преподобного Симеона таинства Святой Евхаристии на пути святости. Архиепископ Василий (Кри-вошеин) говорит: «Значение пр. Симеона Нового Богослова состоит в том, что он, может быть, первый среди аскетических писателей, отводит св. Евхаристии главное место на пути к Богу» — и далее приводит слова самого пр. Симеона: «Стань святым деланием заповедей Бога и таким образом причащайся Святых (Тайн)»1. То есть Святой Отец еще раз показывает — начало святости есть делание заповедей, помощь на этом пути — Святая Евхаристия, а цель — обожение.

Все богодухновенные мысли преподобного, изложенные им в «Словах», а именно о том, что: «святые мертвы для мира,... невозможно сделаться святым без просвящения от Духа Святаго,... все святые составляют едино тело и подобны неразрываемой златой цепи,. тела святых сделаются нетленными во время всеобщего воскресенья. будущая слава святых будет подобна славе Иисуса Христа... все скончавшиеся в святости и добродетели даром спасены, а не за добрые дела. спасение возможно для человека только лишь тогда, когда он со-делается правым и причастится святости Божией...» и другие мысли о святости раскрыты им на личном опыте богообщения и описаны для нас в «Гимнах» преподобного Симеона уже не как наставление, а как живое свидетельство.

1 Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022) / Арх. Василий (Кривошеин). М: Изд-во ЫВ1, 1995. С. 92, 94

Подводя итог, мы смело можем сказать, что христианское понимание святости, раскрытое Антонием и Макарием Великими, святителями Григорием Богословом, Василием Великим, Григорием Нисским, Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскиным, Максимом Исповедником и другими святыми отцами, полностью воспринято преподобным Симеоном Новым Богословом и воплощено им в непревзойденных по глубине личного Божественного откровения — «Гимнах Божественной любви».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: изд. Московской Патриархии, 2013. — 1376 с.

2. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Академический проект; Парадигма, 2015. — 543 с.

3. Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. — 488 с.

4. Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022) / Архиепископ Василий (Кривошеин). М: Изд-во NBI, 1995. — 344 с.

5. Симеон Новый Богослов, преподобный, Творения. В 3т. Т. 1. Слова 1-52. — СТСЛ, 2014. — 560 с.

6. Симеон Новый Богослов, преподобный, Творения. В 3т. Т. 2. Слова 53-92. Деятельные и богословские главы. СТСЛ, 2014. — 672 с.

7. Симеон Новый Богослов, преподобный, Творения. В 3т. Т. 3. Божественные гимны. СТСЛ, 2017. — 544 с.

REFERENCES

1. The Bible: The Books of Holy Scripture of the Old and New Testaments. M.: ed. Moscow Patriarchate, 2013. — 1376 p. (In Russian).

2. Lossky V. N. An essay on the mystical theology of the Eastern Church. Dogmatic theology. M.: Academic project; Paradigm, 2015. — 543 p. (In Russian).

3. St. Simeon the New Theologian and his spiritual Heritage: materials of the Second International Patristic Conference of the All-Church Postgraduate and Doctoral Studies named after Saints Cyril and Methodius. M.: All-Church Postgraduate and Doctoral Studies. Cyril and Methodius, 2017. — 488 p(In Russian).

4. St. Simeon the New Theologian (949-1022) / Archbishop Vasily (Krivoshein). Moscow: NBI Publishing house, 1995. — 344 p. (In Russian).

5. Simeon the New Theologian, the Monk, Creations. In 3t.Vol. 1.Words 1-52. STSL, 2014. — 560 p. (In Russian).

6. Simeon the New Theologian, the Monk, Creations. In 3t.Vol. 2.Words 53-92.Active and theological chapters. STSL, 2014. — 672 p. (In Russian).

7. Simeon the New Theologian, the Monk, Creations. In 3t.Vol. 3.Divine hymns. STSL, 2017. — 544 p. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 25.05.2023; одобрена после рецензирования: 19.06.2023; принята к публикации 13.07.2023.

The article was submitted 25.05.2023; approved after reviewing: 19.06.2023; accepted for publication 13.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.