УДК 993
ПОСТИЖЕНИЕ МИСТИЧЕСКОГО ОПЫТА БОГОПОЗНАНИЯ И ОБОЖЕНИЯ В ТРУДАХ
СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА
Т. С. Оленин, В. Н. Гаража
Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
Проанализировано понимание Симеоном Новым Богословом и другими Восточными отцами значение молитвы в мистическом опыте Богопознания и обожения. Рассмотрены базовые воззрения духовного смысла созерцательной молитвы на основании того, что молитва признается святым Симеоном одним из способов общения человека с его Творцом. Для такого Богообщения от человека (подвижника) требуются достаточные аскетические усилия для своего очищения. Проанализирована необходимость старчества и духовного окормления для начинающих свою духовную жизнь подвижников.
Ключевые слова: Святой Симеон, молитва, исихия, созерцание, подвижник, Церковь, мистическое очищение.
COMPREHENSION OF THE MYSTICAL EXPERIENCE OF GOD-KNOWLEDGE AND DEIFICATION IN THE WORKS OF SIMEON THE NEW THEOLOGIAN
T. S. Olenich, V. N. Garazha
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)
The comprehension of Simeon the New Theologian and other Eastern Fathers, the meaning of prayer in the mystical experience of the knowledge of God and deification is analyzed. The basic views of the spiritual meaning of contemplative prayer are considered on the basis that prayer is recognized by Saint Simeon as one of the ways a person communicates with his Creator. For such a communion of God, a person (ascetic) needs sufficient ascetic efforts for his purification. The necessity of eldership and spiritual nourishment for ascetics beginning their spiritual life is also considered.
Keywords: Saint Simeon; prayer; hesychia; contemplation; ascetic; Church; mystical cleansing.
Введение. Жизнь людей в нашу сложную в духовном отношении эпоху отличается довольно сильной бытийной напряженностью. Огромное количество мнений и раздумий по этому поводу указывает нам на неминуемый духовный кризис человечества. Явственно прослеживается процесс потери личностью своей идентификации. Мы можем видеть дефицит общечеловеческих ценностей во всем мире. Средства массовой информации постоянно вещают нам о войнах, политической напряженности, террористических актах и различных катастрофах. Можно наблюдать обнищание не только отдельных людей и предприятий, но и банкротство ряда стран. Разрешить эти глобальные проблемы не помогут ни политические, ни экономические меры. Корни этого кризиса надо искать в духовно-нравственной жизни общества.
Основная часть. В этой связи всю бездну духовной ответственности за жизнь своих близких и свою собственную человек должен принять на себя. На этом фоне обращение к опыту святых отцов, аскетической литературе, вообще к религиозной тематике не может казаться случайным. «Две тысячи лет шли этим путем наши праотцы и отцы, обретая святость. Свой драгоценный опыт они завещали нам» [1, с. 8]. Именно святость поможет нам разрешить смысл жизни человеческой. Вопросы Бога и бытия человеческого никогда не оставляли умы античных
философов и христианских мыслителей. Православная мысль Востока, имеющая двухтысячелетнюю традицию, пролила на нас Божественный свет учения о природе и предназначении человека. Основным содержанием Божественного учения было то, что «люди, оторванные от Бога грехом, подчинившиеся злу и смерти, потерявшие подлинную жизнь, могут снова, через веру во Христа, познать Бога и в соединении с ним получить новую — праведную, истинную и вечную — жизнь, для которой они созданы» [2, с. 45].
С самого начала возникновения Церкви и по наши дни православное учение прошло длинный и нелегкий путь своего формирования. О предназначении человека к обожению так или иначе писали Иоанн Богослов и апостол Павел, Климент Александрийский [3, с. 282] и Макарий Египетский [4, с. 445], Василий Великий [5, с. 560] и Ефрем Сирин [6, с. 336], Исаак Сирин [7, с. 799] и Дионисий Ареопагит, Григорий Палама [8, с. 526] и Симеон Новый Богослов. Это далеко не полный перечень святых отцов, внесших неоценимый вклад в сокровищницу православной мысли. Византийская история знала еще и монахов-аскетов, и мистиков. Вот таким мистиком и аскетом был Симеон Новый Богослов.
Творения преподобного Симеона Нового Богослова, аскета и мистика XI века, имеют свое определенное место в православной традиции. В основу его учения лег опыт озарения Божественным светом, который преподобный пережил в свои юные годы. В отличие от других аскетов-мистиков, не спешивших делиться своим сокровенным опытом, Симеон с неподкупной искренностью доверил свои озарения перу и бумаге. Ученики, в свою очередь, собрали все им изложенные слова и гимны. В дальнейшем они неоднократно переписывались и расходились между его единомышленниками.
«Преподобный Симеон (949-1021) родился в Пафлагонском селении Галата от родителей знатных и богатых» [9, с. 560]. Отца его звали Василий, а мать — Феофания. Закончив обучение на грамматических курсах, Симеон был представлен своим дядей к царскому двору. Но преподобный не захотел оставаться в царском синклите. Сердце его было устремлено на другое. Он становится учеником Симеона Благоговейного, монаха Студийского монастыря.
Симеон Новый Богослов считал, что главным в подвижнической жизни христианина является его личный мистический опыт. То есть это должна быть непосредственная связь Бога и человека. Но «для этого нужно пройти путь мистического очищения, т.е. аскетического подвига, без которого ничто не дается...» [10, с. 237]. Православная традиция (иначе предание) не может быть истинно православной, если она не стоит на фундаменте личной встречи верующего с Богом.
Богословие преподобного Симеона не привнесло, собственно, ничего того, что не было бы уже так или иначе известно. Но он поэт и общается с Богом через свою поэзию: «Как поведаю, Владыко, о чудесах Твоих великих? Как словом выразить сумею Твои таинственные судьбы?» [11, с. 22]. В своих трудах преподобный говорит о том, что мистический опыт обязателен для каждого христианина. Человек должен стремиться к Богу и познавать Его.
«Обожение твари осуществится во всей своей полноте уже в будущем веке, после воскресения мертвых» [12, с. 229], но Царство Небесное, собственно, начинается уже в нашем, падшем и греховном мире. Обожение доступно всем нам, путь соединения человека с его Создателем должен осуществляться и преобразовывать искаженную грехом нашу человеческую природу. И уже в этой жизни мы должны быть подготовлены к жизни вечной. Необходимыми орудиями в этой подготовке являются пост, молитва, покаяние, чтение духовной литературы и доброделание, а также необходим на этом нелегком и тернистом пути духовный наставник.
Каждый человек может приобрести реальный опыт общения с Богом Троицей. Для этого объективные условия Бог предоставил для нас в Своей Церкви, а субъективные мы создаем сами. Таким образом осуществляется «синергия» двух воль — человеческой и Божественной. Сейчас это соединение также доступно для людей, как и в апостольские времена. В этом смысле наше время ничем не отличается от времени первых христиан. «Христос посреди нас», — так провозглашает Церковь. И Дух Святой почивает на верных. Если кто-либо будет говорить, что в современном мире это невозможно, то это можно считать ересью. Ересью это считал и преподобный Симеон.
Святой Симеон знал и учил, что существуют состояния духовные, которые происходят от Божественной благодати, «как-то состояние, в котором вкушается духовная сладость и радость, состояние, в котором открываются тайны христианства, состояние, в котором ощущается присутствие Святого Духа...» [13, с. 207]. Плодом таких духовных состояний будут являться глубокое смирение и смиренномудрие. В таком смиренном состоянии человек считает себя грешнее всех, кто его окружает, и в то же время он наполнен любовью ко всем людям. Противоположным такому состоянию благодати является самый злейший грех — гордость. Грех вообще, а в частности гордость, отделяет человека от его Создателя. Жертвой Иисуса Христа этот разрыв между Богом и человеком преодолен, и человек может этим воспользоваться для своего спасения.
Преподобный Симеон хотел свой личный опыт богообщения сделать доступным для всех, но далеко не все могли это понять. На какое-то время Симеон Новый Богослов был забыт. И только с недавнего времени он обрел широкую известность. И тем не менее, его идеи всегда находили отклик в сердцах христиан. Как нам известно, именно он в доступной форме первым объяснил учение о богосозерцании. И в связи с этим не удивительно, что некоторые считают его родоначальником исихазма. И именно благодаря святому Симеону для нас стало понятно, что «исихазм есть не что иное, как учение о духовной жизни в Православной Церкви» [1, с. 447].
Заключение. В заключение скажем, как важен для духовного руководства опытный наставник. Вот как пишет об этом преподобный Симеон: «Брате! Часто и со всем усердием моли Бога показать тебе человека, могущего добре поруководить тебя; и кого укажет тебе Бог... иди к нему и имей благоговенство перед ним...» [14, с. 249]. Без духовного руководителя для человека правильно исполнить заповеди Божии весьма затруднительно. И если говорить о духовном созерцании и умном делании, то далеко не каждый здесь может быть наставником и руководителем. Еще преподобный Исаак Сирин говорил: «Одного имей собеседника и сотаинника — того, кто боится Бога... » [7, с. 91]. Ибо подвижник, не прошедший все возможные искушения и не преодолевший их, не может руководить другими. Не стоит новоначальному прельщаться только словами человека, считающего себя духовным. И перед тем, как вверять себя кому-либо, надо удостовериться из всей его жизни, не расходятся ли его слова с делами и его учение с учением святых отцов. Святой Симеон Новый Богослов пишет: «Такого учителя надлежит нам взыскать и приобрести, который сначала слышал бы все в слове и научился тому со слов, а потом научен был всему таинственно и во истине Самим Утешителем Духом через деяние и опыт...» [14, с. 113].
Библиографический список
1. Новиков, Н. Молитва Иисусова, опыт двух тысячелетий / Н. Новиков. — Москва : Отчий дом, 2004. — Т. 1. — 798 с.
2. Дворкин, А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви / А. Дворкин. — Нижний Новгород : Христианская библиотека, 2008. — 935 с.
L4QQ/J
3. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам / Климент Александрийский : первод. А. Ю. Братухин. — Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2009. — 282 с.
4. Макарий Великий преп. Алфавит духовный / Макарий Великий преп. — Москва : Православное братство апостола Иоанна Богослова, 2009. — 445 с.
5. Василий Великий свт. Письма / Василий Великий свт. — Москва : Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. — 560 с.
6. Ефрем Сирин преп. Избранные творения / Ефрем Сирин преп. — Москва : Благовест, 2012. — 336 с.
7. Исаак Сирин. Слова подвижнические / Исаак Сирин. — Москва : Лепта книга, 2008. —
799 с.
8. Григорий Палама свт. Омилии / Григорий Палама свт. — Москва : Приход храма Святого Духа сошествие, 2008. — Т. 2. — 526 с.
9. Симеон Новый Богослов преп. Творения / Симеон Новый Богослов преп. Слова 1-54. — Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. — Т. 1. — 560 с.
10. Киприан (Керн) арх. Антропология св. Григория Паламы / Киприан (Керн) арх. — Киев : Изд-во имени Льва папы Римского, 2006. — 433 с.
11. Симеон Новый Богослов преп. Прииди Свет Истинный. Избранные гимны / Симеон Новый Богослов преп. — Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2010. — 224 с.
12. Лосский, В. Н. Догматическое Богословие / В. Н. Лосский. — Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. — 429 с.
13. Брянчанинов Игнатий святитель. Аскетические опыты / Игнатий Брянчанинов. — С. Николо-Погост : Родное пепелище, 2005. — 1087 с.
14. Симеон Новый Богослов преп. Творения. Слова 53-92 / Симеон Новый Богослов преп. — Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. — Т. 2. — 672 с.
Об авторах:
Оленин Тамара Станиславовна, профессор кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), доктор философских наук, профессор.
Гаража Вячеслав Николаевич, магистрант кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), [email protected]
Authors:
Olenich, Tamara S., Professor, the Department of «Orthodox Culture and Theology», Don State Technical University (1, Gagarina sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), Doctor of Philosophy, Professor.
Garazha, Vyacheslav N., master degree student, the Department of «Orthodox Culture and Theology», Don State Technical University (1, Gagarina sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), [email protected]