УДК 993
РОЛЬ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В ПОСТИЖЕНИИ МИСТИЧЕСКОГО ОПЫТА БОГОПОЗНАНИЯ И САМОПОЗНАНИЯ ПО УЧЕНИЮ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ
(БРЯНЧАНИНОВА)
Т. С. Оленин, В. Н. Гаража
Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
Проанализировано понимание святителем Игнатием и некоторыми другими Восточными отцами молитвы в мистическом опыте Богопознания и самопознания. Рассмотрены базовые воззрения духовного смысла созерцательной молитвы на основании того, что молитва признается святителем Игнатием одним из способов общения человека с Творцом. В таком Богообщении от человека (подвижника) требуется достаточная сила воли для своего очищения. Рассмотрено понимание роли самопознания в борьбе человека со своей греховной природой и место, которое занимает Иисусова молитва в мистическом опыте Богопознания.
Ключевые слова: святитель Игнатий, молитва, созерцание, самопознание, подвижник, умная молитва.
THE ROLE OF JESUS PRAYER IN UNDERSTANDING THE MYSTICAL EXPERIENCE OF GOD-KNOWLEDGE AND SELF-KNOWLEDGE AS TAUGHT BY SAINT IGNATIUS
(BRYANCHANINOV)
V. N. Garazha, T. S. Olenich
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)
The understanding of prayer by St. Ignatius and some other Eastern Fathers in the mystical experience of God-knowledge and self-knowledge was analyzed. Basic views of the spiritual meaning of contemplative prayer are considered; on the basis that prayer is recognized by St. Ignatius as one of the ways of communication between a person and the Creator. For such a message of God from a person (ascetic), sufficient willpower is required for his purification. At the same time, an understanding of the role of self-knowledge in the struggle of man with his sinful nature and the place that Jesus prayer occupies in the mystical experience of God-knowledge is considered.
Keywords: Saint Ignatius; prayer; contemplation; self-knowledge; devotee; clever prayer.
Введение. Вопросы самопознания нередко связывают с темами философии и психологии. А вот тема религиозного самопознания затронута бывает нечасто. И в самом деле, философы и мудрецы античности полагали самопознание самым необходимым делом в жизни каждой личности, но редко кто из этих мудрецов говорил о влиянии молитвы на самопознание. В данной работе рассмотрены труды о молитвенном делании святого отца Игнатия Брянчанинова. Он является истинным специалистом молитвы, тонко разбирающимся в устроении человеческой души.
Основная часть. Уникальной особенностью учения святителя Игнатия о молитве является его категоричный и воздержанный реализм, который не допускает никаких восторженных видений. Что более всего может привлечь новоначального подвижника, так это появление нетварного света и иных плодов молитвенного делания. Слишком многие люди, желая отведать благодатных даров, оказывались в прелестном состоянии. Для святителя Игнатия исихазм — это непрестанное сакральное делание и взращивание своего внутреннего человека, т. е. своей души,
а не ожидание каких-либо эффектов от потустороннего мира. Кратко отметим, что богодухновенных наставников в молитвенном делании, которые руководили монашествующими в первые века христианства, найти очень нелегко. И теперешние подвижники должны руководствоваться «Священным Писанием и писаниями Отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати»1. Вот такими отеческими писаниями и являются творения святителя.
Молитвенное настроение христианина должно быть самым важным в его духовной жизни, а молитва Иисусова — необходимым деланием для инока. В свою очередь, умное делание требует от подвижника больших трудов и напряжения всех духовных и телесных сил. Если для нищего характерно выпрашивать милостыню, то погрязшему во грехах человечеству свойственно молиться. «Кто желает видеть Господа внутри себя, тот прилагает усилие очищать сердце свое непрестанным памятованием о Боге...» — и молитва является главным в этом делании. Молитва должна быть обращением кающегося индивида к Творцу. Молитва есть стенание кающегося человека перед его Создателем. Молитва — откровение душевных пожеланий и воздыханий умерщвленной грехом личности перед Богом. Говоря иным языком, в основе молитвы лежит соприкосновение Безграничного и Неописуемого с контингентированной и немощной мыслью человека. И все-таки подвижник в своей молитве просит, чтобы «Богоначальная Благость в Своем безграничном человеколюбии не переставала подавать нам свои промыслительные благодеяния» .
Творения святителя Игнатия, в частности его «Аскетические опыты», есть своего рода святоотеческий путеводитель для любого человека, подвизающегося на духовной ниве. Он в простой форме разъяснил писание предшествовавших ему Отцов Церкви по главным моментам духовной жизни и сопоставил это учение со слабыми силами современных ему людей, погруженных в стихии этого мира. В трудах св. Игнатия неоднократно подчеркивалось, что молитва способствует самопознанию, а также было отмечено, что неправильный подход к познанию себя, т. е. без содействия Бога, привел человека к падению. Люди стали созерцать себя, но без участия Творца всяческих, что стало причиной самомнения. Надо полагать, что в какой-то момент они перестали молитвенно предстоять пред Богом. Но «соединение с Богом не может осуществляться помимо молитвы, потому что молитва есть личное отношение Бога к человеку» [1]. Такое соединение может осуществиться только в личности подвизающегося, оно личностно, т. е. добровольно. Созерцание является высшим проявлением молитвенного труда, и оставление этого труда приводит к негативным последствиям.
Если самопознание было основной задачей для сотворенных людей, то тем более, надо полагать, оно стало необходимостью для падшего человечества. «Слепотою поражены наши ум и сердце»4 — так пишет святитель Игнатий. По этой причине сердце не в состоянии отличить духовных посылов от душевных, а ум не отличает ложных помыслов от истинных. Святые отцы неоднократно писали о многоступенчатости, которая необходима для возвращения падшего человечества к своему Создателю. Процесс познания ими виделся так: на первом месте стоит познание творений, на втором — самопознание и на третьем — познание Бога. Сам святитель Игнатий замечает следствие самопознания людей после грехопадения либо в Боге, либо в соработничестве с Богом. Вне Бога самопознание носит смертельный характер. «С большой тщательностью надо бдеть за светом нашим, чтоб он не сделался тьмою, светом лживым,
1 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Николо-Погост : Родное пепелище, 2005. Т. 1. 1087 с.
2 Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. : Лепта книга, 2008. 799 с.
3 Архимандрит Киприан. Антропология Св. Григория Паламы. Киев : Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2006. 433 с.
4 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. М. : Отчий дом, 2008. 447 с.
показывающим предметы не на их местах, не в их виде, одни вместо других», — отмечает владыка Игнатий в одном из своих писем о самопознании1.
Здесь стоит вспомнить о падении Денницы, которое произошло из-за неправильного самопознания: перестав созерцать Творца, Люцифер стал рассматривать самого себя. Он нашел себя неотразимым и самодостаточным, впал в гордость и стал считать себя равным своему Творцу. То же самое он стал говорить и людям: «В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло»2. По причине грехопадения человек отпал от Бога, стал духовно слеп, и его деятельность стала ложною. Люди стали пленниками дьявола. Но Иисус Христос вернул людям общение со своим Создателем: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»3. Творение молитвы Иисусовой являет собой деятельное богообщение, при этом человек начинает познавать себя. «Человек, будучи занят молитвой, пребывает в памяти Божией, а память о Боге свидетельствует о любви к Богу», — говорится в одном из руководств по молитве Иисусовой [2]. По этой причине святитель Игнатий усмотрел в Умной молитве основной метод самопознания. Преуспеть же в молитвенном делании без исправления своей жизни нельзя: «Ведай, что в молитве успеть нельзя без успевания вообще в христианской жизни», — говорит один из святых отцов4. Сама молитва Иисусова показывает подвижнику его падшую природу и ее зависимость от духов зла. Человек, достигший успехов в духовной жизни, во время молитвы помнит исключительно своего Творца и свою греховную природу. Также он помнит свой смертный час и суд Божий, который видится ему уже по его смерти. Подвижник как бы предстоит перед своим Судьею, который может быть умолен во время земной жизни. Человек находится в состоянии раскаяния и трепета, он осуждает себя сам, дабы не быть осужденным Богом. Преосвященный показывает тем самым, что подвизающийся, находясь в таком состоянии, молитву совершает правильно. О таком настроении во время молитвы писали многие святые отцы, вот, например: «Если в лоно души не внидут словеса молитвы, то слезы не омоют ланит души. Что пища без соли для гортани, то молитва без сокрушения проходимая для ума», — говорил пресвитер Илия Екдик5.
Внимательная, сосредоточенная молитва, как отмечал святитель Игнатий, способна дать хороший плод самопознания, рассеянная же молитва плода не принесет. Само имя Иисуса Христа имеет огромное влияние на бесов и способно изгонять их из человека. Суть духовного делания молитвы Иисусовой есть та, чтобы творить ее внутри себя. Делатель молитвы может скрывать ее от других, но должен творить эту молитву с покаянным настроением и сосредоточенно. Такая молитва творится постоянно или как можно часто. Человек должен понуждать себя в молитвенном делании, перемежая Иисусову молитву другими краткими молитвами и не упуская ничего, что может способствовать молитвенному труду. И при таком настрое человек получает искомое. Бог видит труд подвижника, что он искренно стремится к успеху, и дает молитву. Но духи тьмы не переносят такого усердия и воздвигают тяжкую брань помыслов, и человек начинает борьбу с неведомыми ему ранее страстями. Это попускается для того, чтобы делатель молитвы научился борьбе с греховными помыслами, что в свое время приведет к должному самопознанию. В этом делании важна помощь духовника и чтение святых отцов. Святитель предостерегает: «Должно
1 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. Минск : Изд-во Свято-Елизаветинского монастыря, 2004. 606 с.
2 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Быт. 3:5. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1992. 1371 с.
3 Там же. Деян. 4:12.
4 Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. 398 с.
5 Добротолюбие избранное для мирян. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. 351 с.
быть очень осмотрительным, должно очень охранять себя от самообольщения и прелести»1.
В умном делании есть свое начало и своя середина, но конец в творении молитвы Иисусовой бесконечен. Святитель Игнатий отмечает, что фундаментом, на котором строится храм молитвы, могут быть только евангельские заповеди, без этих заповедей молитвы, и в частности молитва Иисусова, могут быть абсолютно бесполезны. Зависимость молитвы Иисусовой от исполнения евангельских заповедей бесспорна. Без исполнения заповедей молитва Иисусова бесплодна.
В заключение можно заметить, что молитва Иисусова имеет первостепенное значение в развитии христианского самопознания. В свою очередь, в результате самопознания наш ум приобретет необходимый опыт и навык и будет обучен соблюдать себя от вражеских прилогов. Ум научится видеть ясно обольстительные мечтания и бесовские прельщения, и молитвою Иисусовой без затруднения устранит разженные стрелы лукавого и неполезными мечтаниями не позволит увлечь наши помыслы и спровоцировать на худые дела.
Библиографический список
1. Лосский, В. Н. Догматическое богословие / В. Н. Лосский. — Москва : Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010. — 429 с.
2. Новиков, Н. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий / Н. Новиков. — Москва : Отчий Дом, 2004. — Т. 1. — 797 с.
Об авторах:
Оленич Тамара Станиславовна, профессор кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), доктор философских наук.
Гаража Вячеслав Николаевич, магистрант кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), [email protected]
Authors:
Olenich, Tamara S., professor, the Department of Orthodox culture and theology, Don State Technical University (1, Gagarina sq., Rostov-on-Don 344003, RF), doctor of philosophy
Garazha, Vyacheslav N., master degree student, the Department of Orthodox culture and theology, Don State Technical University (1,Gagarina sq., Rostov-on-Don 344003, RF), [email protected].
1 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Николо-Погост : Родное пепелище, 2005. Т. 1. 1087 с.