Научная статья на тему 'Рецепция пьесы А. П. Чехова «Три сестры» казанской газетной критикой начала XX века'

Рецепция пьесы А. П. Чехова «Три сестры» казанской газетной критикой начала XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
275
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕПЦИЯ / ЧЕХОВ / КАЗАНЬ / КРИТИКА / ТЕАТР / КАЗАНСКИЙ ТЕЛЕГРАФ / ВОЛЖСКИЙ ВЕСТНИК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ершова Алина Андреевна

В статье рассматривается рецепция пьесы А.П. Чехова «Три сестры» казанской критикой начала XX века. Анализируются критические отклики на пьесу и театральные рецензии, также затрагиваются опосредованные формы присутствия чеховских «Трех сестер» на страницах казанских газет, что позволяет говорить о популярности писателя в Казани. Материал дает возможность сопоставить казанскую критику с откликами других провинциальных авторов рассматриваемого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецепция пьесы А. П. Чехова «Три сестры» казанской газетной критикой начала XX века»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 82-95

Ершова Алина Андреевна

аспирант, Казанский федеральный университет

г. Казань, РФ E-mail: [email protected]

РЕЦЕПЦИЯ ПЬЕСЫ А.П. ЧЕХОВА «ТРИ СЕСТРЫ» КАЗАНСКОЙ ГАЗЕТНОЙ КРИТИКОЙ НАЧАЛА XX ВЕКА

Аннотация

В статье рассматривается рецепция пьесы А.П. Чехова «Три сестры» казанской критикой начала XX века. Анализируются критические отклики на пьесу и театральные рецензии, также затрагиваются опосредованные формы присутствия чеховских «Трех сестер» на страницах казанских газет, что позволяет говорить о популярности писателя в Казани. Материал дает возможность сопоставить казанскую критику с откликами других провинциальных авторов рассматриваемого периода.

Ключевые слова

Рецепция, Чехов, Казань, критика, театр, Казанский телеграф, Волжский вестник

Рецепция творчества А.П. Чехова провинциальной критикой и публикой является важным аспектом для чеховедения. Например, достаточно глубоко изучен этот вопрос исследователем Л. Громовым в аспекте рассмотрения активного южного читателя: ростовского и таганрогского. Казанская газетная критика и публика мало изучены, поэтому представляют значительный интерес для науки.

Казанская периодическая печать начала XX века представляла собой площадку, с которой читатель и зритель имели возможность ознакомиться с новинками художественных произведений, с театральными рецензиями, а также - условно принять участие в литературных жизненных спорах на страницах казанских газет. Споры о типичности тех или иных героев произведений А.П. Чехова не смолкали в течение многих лет. Участвовала в них и казанская публика.

Одной из самых дискуссионных в казанской критике стала пьеса А.П. Чехова «Три сестры». Создававшаяся автором специально для Московского художественного театра на казанской сцене драма не имела такого оглушительного успеха как в Москве. В Казани в июле 1901 года пьесу показывала гастрольная труппа Г.Г. Ге [10, с. 535], весной 1902 года публике была представлена постановка Казанского городского театра дирекции Н.И. Собольщикова-Самарина [1, с. 1].

Пьеса шла с переменным успехом на казанской сцене, вызвав ряд критических публикаций на страницах местных газет. А. Голяховский в обширной критической публикации «По поводу драматических пьес А.П. Чехова» рассматривает подход к жизни чеховских героев, отмечая их унылое апатичное психологическое состояние. Критик придерживается общепринятых характеристик чеховских «Трех сестер». Сравним, например, высказывания П. Перцова и А. Голяховского. Первый назвал пьесы А.П. Чехова в публикации в «Мире искусств» (Перцов П. «Три сестры». - Мир искусств, СПБ, 1901. № 2 - 3. С. 96-99) «трагедией жизненной инерции», «в «Сестрах» преобладает пассивность действия» [7, с. 223], второй также пишет об этом: «неспособность к продолжительной и настойчивой деятельности» [4, с. 3 - 4]. По мнению критика, душа человека гибнет и остается лишь «человек-животное», которое занимается самоуничтожением. А. Голяховский конкретизирует и акцентирует внимание на эмоциональной составляющей Маши Прозоровой, — «неудовлетворенность, подавленность проявляется у иных в пассивной форме беспросветного уныния с навязчивыми представлениями». А. Голяховский не только пишет о психологии и неврастении (о которой, кстати, часто писали критики в контексте пьесы А.П. Чехова «Иванов»), но и о бездействии героев, которое и ведет их к этому унынию - «действующие одинаково в различных обстоятельствах и различно в одинаковых они лишены неотъемлемых условий характера: единства как способности чувствовать и действовать согласно с собою и устойчивостью как единства во времени» [4, с. 4]. Критик приходит к выводу, что в этом и есть причина того, почему "flirtation" (англ.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

«флирт, ухаживание») так часто «рисуется» в пьесах А.П. Чехова. В «Трех сестрах» Маша страдает от скуки и уныния и от этого происходит ее увлечение полковником Вершининым. Ни о каких других чувства казанский критик не говорит: любви и страсти здесь не место. В вопросах чувств мнения критиков разошлись. П. Перцов, наоборот, пишет о любви героев, отмечая «счастливую сцену их объяснения», «кажется в одну любовь верит Чехов», и поэтому «всегда так ярко она у него выходит, и оттого так щемит и жжет в ней какая-то тоска» [7, с. 224]. П. Перцов при этом подчеркивает и некую чеховскую тоску, даже в изображении такого высокого чувства как любовь.

Вообще, по мнению казанского критика, - во всех чеховских пьесах фигурируют скучные, лишенные жизни люди, у которых их бездействие происходит от психологического состояния. Интересны выводы критика о том, что причины психические изучены достаточно хорошо в науке, а вот законы - «каждый, кто нарушает один закон, как в том, что выше природы, так и в самой природе, виновен в нарушении всех прочих» [4, с. 4]. Эта финальная фраза демонстрирует не только лишь то, что во всем виноваты «нервы», но и характеризует поведение чеховских героев. Видимо, казанский автор уверен, что у персонажей пьес есть возможность исправить свою унылую жизнь, но они не делают даже попыток к этому, пренебрегая теми возможностями, которые предоставляют природа, сама человеческая жизнь.

В 1902 году в газете «Казанский телеграф» на спектакль «Три сестры» в Казанском городском театре была опубликована рецензия под псевдонимом С.У. [8, с. 3 — 4]. Рецензент высоко оценил постановку пьесы на казанской сцене, отметив, что она прошла более удачно, чем «Дядя Ваня». Автор публикации предположил, что большинство читателей газет, скорее всего, знают содержание пьесы и не стал ее пересказывать. Это тоже важный аспект восприятия творчества А.П. Чехова, так как если обратиться к рецензиям конца XIX века, то собственно текст критического отклика традиционно предварял рассказ о содержании пьесы, по той причине, что читатель мог быть и не знаком с ним. А значит, в 1902 году для казанского читателя необходимость в пересказе уже отсутствовала.

С.У. высоко оценил постановку «Трех сестер» на казанской сцене, подчеркнув, что перед ним «развертывались именно чеховские картины, томительные, надрывающие душу». Задается рецензент и вопросом о причинах такого поведения чеховских героев - герои уже «отравлены жизнью», они мучаются поисками смысла жизни и не могут найти ответа.

Актеры Казанского городского театра прекрасно справились с ролями, например, Строителеву особенно удалась роль Чебутыкина. Похвалил критик и режиссерскую работу, и сценичность. Хотя были отмечены и некоторые минусы, но на общем фоне рецензии они выглядят не такими выпуклыми. Например, критик пишет о том, что «отсутствовал набат, который так важен для передачи впечатления сильного пожара», а в 4-ом акте «выстрел за сценой должен быть более глухим и отдаленным» [8, с. 4]. Но это все мелочи на фоне хвалебных отзывов на постановку.

На спектакль 13 марта 1902 года в Казанском городском театре вышла еще одна критическая статья за подписью Х. в газете «Волжский вестник» [9, с. 3]. Автор также остался доволен игрой актеров, как и С.У., отметив лишь некоторые недочеты, например, что актриса Арди-Светлова в роли Маши Прозоровой немного переигрывала в некоторых местах, а актер Матковский должен был играть полковника Вершинина «ярче».

Неизвестный казанский рецензент Х. поднимает в статье важный вопрос о сценичности чеховской пьесы «Три сестры». Автор размышляет о том, что чеховская пьеса написана таким образом, что режиссеру и актерам приходится проделывать большую работу для разъяснения некоторых намеков зрителю, который, в отличие от читателя, сам «не может производить такой дополнительной работы» по расшифровке «намеков». Если постановка не удачна, тогда зритель увидит на сцене лишь «странных людей, чудаков, маньяков». Чтобы этого не произошло, Х. советует «создать атмосферу, в которой вращаются эти персонажи, всю среду, обстановку, дать ее почувствовать зрителю, заразить его настроением пьесы, тогда впечатление получается громадное!» [9, с. 3]. То есть, по мнению автора, театр должен стать как бы соавтором пьесы А.П. Чехова «Три сестры». Что и сделал Московский художественный театр, поэтому пьеса имела успех. При этом Х. отмечает, что «при обыкновенной постановке» пьеса «очень и очень несценичная». Это важный аспект рецепции драматургии А.П. Чехова казанским критиком, который оценил новизну пьесы и особые требования к ее постановке.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

Спустя несколько лет, в 1912 году, один из московских критиков в нескольких номерах газеты «Казань» писал об итогах театрального зимнего сезона 1911 - 1912 гг. Борис К-рк в частности пишет о том же, о чем писал в 1902 году казанский критик Х., - о сценичности «Трех сестер», с их недомолвками, которые трудно выразить словами; и зритель «не обладающий исключительной чуткостью» не может понять их, ему нужно конкретное воплощение недомолвок, с которым актер и режиссер должны справиться. Московский художественный театр блестяще справился с этой задачей [5, с. 2]. Например, на автора статьи наиболее сильное впечатление произвела сцена, разыгранная под пение «Ночи безумные» во II действии пьесы «Три сестры», сцена с Машей и Вершининым. В отношения людей закралась грусть, в сцене невольно появляется внутренний смысл, если в начале был приятный и интересный разговор, то после — тяжелый для счастливого человека «молчаливый разговор», поэтому Маша находит выход - вслух мечтает о счастье людей через двести лет, так как обстановка стесняет ее, она не может говорить о своей любви. «Мечтая, она совершенно отрывается от своей жизни, от надоевшего мужа, от милых сестер, от несчастного брата. Но вот раздается печальная песнь и смысл слов ее снова возвращает ее из заманчивой страны будущего к действительности настоящего» [6, с. 2]. Автор отмечает, что эта сцена всегда производит на публику сильное впечатление, возможно, что здесь ключевую роль сыграла талантливая исполнительница роли Маши, жена А.П. Чехова Ольга Книппер.

Отдельного разговора заслуживают опосредованные формы присутствия чеховских «Трех сестер» на страницах казанских газет. Затянувшая Первая мировая война вызывала ассоциации с драмой А.П. Чехова. Например, в рубрике «Военные известия» газеты «Казанский телеграф» была опубликована статья «Три сестры», в которой чеховские героини названы «психопатами русского безвременья», а вот настоящая военная жизнь дала других сестер - служащих на благо родины, сестер милосердия, среди которых есть девушки благородного происхождения, как, например, генеральская дочь сестра Елена, или сестра Клавдия, или сестра Мария [2, с. 3].

Интерес для чеховедения представляет и заголовок статьи в газете «Казань» — «"Три сестры"» Бельгия—Сербия-Польша». Газетный материал посвящен созданию «Международного комитета для защиты государственных интересов Бельгии Сербии и Польши», проблема, вызвавшая в 1916 году много мировых дискуссий. «Практической целью его является воссоздание «трех сестер», объединенных общим несчастьем, в их прежней форме и прежнем, достигнутом до войны, благоденствием, с теми для Сербии и Бельгии изменениями, которые будут продиктованы справедливостью и интересами культурного человечества, а для Польши - с теми коренными переменами, которые проистекают из торжественно провозглашенных обстоятельств России и других великих держав», — пишет неизвестный автор, ссылаясь на одну бельгийскую газету, временно издающуюся в Лондоне [3, с. 2.].

Итак, Казань не оставалась в стороне от дискуссий по поводу чеховских «Трех сестер». В чем-то казанская критика сходилась во взглядах с другими провинциальными авторами, в чем-то - не совпадала. Но, тем не менее, активно участвовала в обсуждении пьесы с точки зрения ее содержания, типа героев, их психологии; сценичности и не сценичности; типичности или не типичности. Газетное наследие казанских критиков позволяет глубже оценить рецепцию «Трех сестер» провинциальной публикой.

Список использованной литературы:

1. [Анонс пьесы А.П. Чехова «Три сестры» на сцене Казанского городского театра] // Волжский вестник. -1902. - № 55. - 9 (22) марта. — С. 1.

2. [Б.п.]. Военные известия // Казанский телеграф. - 1915. — № 6521. — 4 марта. - С. 3.

3. [Б.п.]. Три сестры. Бельгия—Сербия—Польша // Казань. - 1916. — № 800 — 29 апреля. - С. 2 - 3.

4. Голяховский, А. По поводу драматических пьес А.П. Чехова / А. Голяховский // Волжский вестник. -1901. - № 155. - 15 (28) июля. — С. 3 - 4.

5. К-рк, Борис. Краткие итоги театрального зимнего сезона 1911 - 1912 г. [Корш, Незлобин, Малый и Художественный театр.] (От нашего специального московского театрального корреспондента). Начало / Борис К-рк // Казань. — 1912. — № 636. — 14 августа. - С. 2.

6. К-рк, Борис. Краткие итоги театрального зимнего сезона 1911 - 1912 г. [Корш, Незлобин, Малый и Художественный театр.] (От нашего специального московского театрального корреспондента).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

Продолжение / Борис К-рк // Казань. — 1912.— № 641. — 20 августа. - С. 2.

7. Кузичева, А. П. Чехов в русской театральной критике. Комментированная антология 1887 - 1917 / А.П. Кузичева. — М.: ЧПК, 1999. - С. 222 - 227.

8. У., С. Театр и музыка. «Три сестры». (Городской театр, 13 марта). / С.У. // Казанский телеграф. - 1902. -№2783. - 15 марта. — С. 3 - 4.

9. Х. Театр и музыка. «Три сестры» / Х. // Волжский вестник. - 1902. - № 57. - 12 (25) марта. — С. 3.

10.Юшков, Н.Ф. Провинциальная летопись. Казань / Н.Ф. Юшков // Театр и искусство. - 1901. - № 29. - С. 535.

© Ершова А.А., 2016.

УДК 372.882

Никулина Наталья Владимировна

учитель литературы МБОУ «Подсинская СШ», Алтайского района, Республики Хакасия, РФ E-mail: [email protected]

«СТО СЕРДЕЦ В ОДНОМ» (Образ Хоортая в романе Н.Г. Доможакова «В далёком аале»)

Аннотация

К юбилею хакасского писателя Николая Григорьевича Доможакова (1916 - 1976). В статье анализируется образ одного из героев романа «В далёком аале», старого Хоортая. Данный образ помогает раскрыть перед учащимися особенности национального характера хакасов и воспитать духовно -нравственные качества личности.

Ключевые слова

Роман «В далёком аале», Хоортай, раскрытие образа героя.

В 2016 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Георгиевича Доможакова, писателя, ученого, переводчика, педагога, внесшего большой вклад в развитие литературы и культуры Республики Хакасия[1].

Н.Г. Доможаков - автор первого хакасского романа «В далёком аале» (1960). Роман был переведён на русский язык Г. Ф. Сысолятиным (1970). За семь лет произведение выдержало более десяти изданий, тираж его превысил три миллиона. По мотивам романа снят художественный фильм «Последний год Беркута» (1977).

Читая роман Н.Г. Доможакова «В далёком аале», сразу обращаешь внимание на необычный слог писателя. Несомненно, своеобразный богатый стиль, сочный народный язык, умение автора зримо, ярко рисовать хакасский пейзаж являются достоинством романа. Писатель красочно изображает картины хакасского быта, природу, пастушьи стойбища... При этом образы героев кажутся незамысловатыми, их речь лаконичной, но смысл, который вкладывает автор в поступки и слова персонажей, заставляет задуматься.

Содержательную основу романа составляет один из самых драматических, переломных моментов истории России - окончание гражданской войны. На примере развивающихся взаимоотношений семьи Полынцевых с жителями аала Н. Г. Доможаков на протяжении романа исследует тему дружбы между народами - русским и хакасским.

Герои, встречающие читателя на страницах романа Н. Г. Доможакова, помогают погрузиться в жизнь хакасов далёких двадцатых годов XX столетия, побывать в хакасском аале, почувствовать радость от встреч с любимой и боль от потери родных. Непростая судьба главного героя Фёдора Полынцева и его жены Вари, смерть их белоголового «солнышка» Зойки. Любовь Сабиса и Марик вопреки обстоятельствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.