Научная статья на тему 'Рецепция эстетической концепции Теодора Адорно в теории современной выставочной деятельности'

Рецепция эстетической концепции Теодора Адорно в теории современной выставочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
Теодор Адорно / музейная экспозиция / эстетическое воспитание / пространственный опыт / Theodor Adorno / museum exhibition / aesthetic education / spatial experience

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чэнь Цзин

В статье анализируется связь между эстетической концепцией Теодора Адорно и современной выставочной теорией, объясняется ее применение и роль в музейном выставочном пространстве, осмысливается значение цифровых технологий в современных музейных выставках через критическое мышление Адорно, рассматривается связь между произведениями искусства и зрителями в цифровых выставках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reception of the aesthetic concept of Theodor Adorno in the theory of modern exhibition activity

The article analyzes the connection between the aesthetic concept of Theodor Adorno and modern exhibition theory, explains its application and role in the museum exhibition space, comprehends the importance of digital technologies in modern museum exhibitions through Adorno’s critical thinking, examines the relationship between works of art and viewers in digital exhibitions.

Текст научной работы на тему «Рецепция эстетической концепции Теодора Адорно в теории современной выставочной деятельности»

Чэнь Цзин

Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург.

Рецепция эстетической концепции Теодора Адорно в теории современной выставочной деятельности*

Аннотация. В статье анализируется связь между эстетической концепцией Теодора Адорно и современной выставочной теорией, объясняется ее применение и роль в музейном выставочном пространстве, осмысливается значение цифровых технологий в современных музейных выставках через критическое мышление Адорно, рассматривается связь между произведениями искусства и зрителями в цифровых выставках.

Ключевые слова: Теодор Адорно, музейная экспозиция, эстетическое воспитание, пространственный опыт.

Chen Jing

Graduate student, Saint Petersburg State University.

Reception of the aesthetic concept of Theodor Adorno in the theory of modern exhibition activity

Abstract. The article analyzes the connection between the aesthetic concept of Theodor Adorno and modern exhibition theory, explains its application and role in the museum exhibition space, comprehends the importance of digital technologies in modern museum exhibitions through Adorno's critical thinking, examines the relationship between works of art and viewers in digital exhibitions.

Key words: Theodor Adorno, museum exhibition, aesthetic education, spatial experience.

Введение

Выставки, как один из наиболее важных способов представления искусства, сегодня стали важным средством ознакомления публики с произведениями искусства. Музеи же являются традиционными культурными институтами, которые как собирают, так и демонстрируют произведения искусства, и являются важной культурной иконой

современного общества. В 2022 году в новом определении Международного совета музеев (ICOM) музей описывается как «предоставление разнообразного опыта для образования, оценки, размышления и обмена знаниями» [1]. Это предполагает, что материальность и публичность стали основными атрибутами современных музеев. социальная культура различных исторических

* © Чэнь Цзин, 2023.

Рецепция эстетической концепции Теодора Адорно в теории современной выставочной деятельности

периодов создала различные музейные формы, и музеи постоянно переопределяются в соответствии с меняющимся временем, что также отражает растущий спрос на разнообразие функций музейных выставочных пространств. Выставочная же практика, изучаемая в данной работе, представляет собой выставочное пространство, построенное из произведений искусства, представленных в музейном пространстве, которые включают в себя различные типы экспозиций и культурные концепции, а затем дифференцируют произведения по эпохам, жанрам или темам и располагают их соответствующим образом.

Обзор рецепции эстетической теории Адорно в музейной выставочной деятельности

Современное состояние форматов музейных выставок

По мере развития разнообразия выставочных тем и повышения вовлеченности аудитории выставочные учреждения перестают быть просто местом, где можно познакомиться с произведениями искусства, а становятся все большим пространством для представления культурного подтекста и разнообразия форм искусства. Это привело к многофункциональности выставок, включению междисциплинарного и межкультурного языка в экспозиции, где способ их просмотра делает искусство менее изолированным и фрагментированным и становится размышлением о концепции искусства.

В современной системе классификации музейных экспозиций и выставок, в соответствии с их структурой и назначением, их обычно делят на эстетические выставки в классических музеях, тематические выставки с повествовательным характером в современных музеях и иммерсивные вы-

ставки с технологическим участием. Эстетические выставки в классических музеях сосредоточены на эстетической ценности экспонатов и, как правило, направлены на оценку произведений искусства. Повествовательные тематические выставки выражаются в форме рассказа, с акцентом на интерпретацию культурного подтекста экспонатов, чтобы посетители могли лучше воспринять центральную идею выставки. им-мерсивные выставки с использованием технологий, используют различные экспериментальные действия с цифровыми технологиями, чтобы направить зрителя на физическое взаимодействие с выставочным пространством, используя выставочное пространство как культурный контекст, который вместе с чувствами, познанием и памятью зрителя составляет пространство опыта, тем самым углубляя понимание выставки зрителем. В современных музеях мы можем легко увидеть, что форма выставки развивается в диверсифицированном направлении, с точки зрения содержания, от показа коллекций культурных реликвий до искусства, науки и техники. с точки зрения формы - от простого показа статичных культурных реликвий до мультимедийных дисплеев и сценарной реставрации, некоторые новые формы виртуального выставочного показа также были популяризированы в музеях.

Современная эстетическая мысль Адорно

один из самых важных мыслителей франкфуртской школы, Теодор Адорно оказал глубокое влияние на западную философию и социально-критическую теорию XX-го века. В своих работах «Диалектика просвещения» и «Диалектика отрицания» Адорно продолжил бескомпромиссный критиче-

ский дух трудов Маркса и Энгельса. Эстетическая теория является частью более поздней социально-критической теории Адорно, и некоторые западные ученые считают, что Эстетическая теория Адорно является наивысшей из его многочисленных теорий, и хотя она не была завершена, она стала одним из самых влиятельных произведений по эстетике, позволив нам лучше оценить искусство как концепцию.

Адорно считал, что произведения искусства способствуют укреплению добрых нравственных чувств людей и возвышают их духовный мир, поэтому он подчеркивал воспитательную и эстетическую функции искусства. Многие ученые считают Адорно «эстетическим искупителем», который обращается к эстетике искусства, чтобы сформулировать поведение людей. Значение критического мышления Адорно заключается в том, чтобы избежать риска потери культурного ядра от изучения актуальности функциональной теории искусства.

Связь между эстетическими идеями Адорно и современными выставками

Адорно считал, что современные произведения искусства имеют когнитивную структуру, очень похожую на загадки, единство определенности и неопределенности. По его мнению, настоящее произведение искусства должно обладать качеством «загадки», как сказал Адорно: «Чем более непонятным оно является, тем больше людей хотят узнать, что находится внутри произведения искусства, и, таким образом, произведение искусства повторяется всеми возможными способами» [2]. Если мы распространим эту мысль на рассматриваемое нами выставочное пространство музея, то «загадочное качество»

художественного пространства также может вызвать начало эстетической активности, потому что сложное пространство не может быть суммировано только через представление, но пространство с «загадочным качеством» может принести зрителю более богатый опыт. Выставочное пространство — это символическое искусство, ключ к увеличению связи между зрителем и произведением искусства, пространство, которое предоставляет зрителю достаточно места для размышлений и синтеза, поэтому «контекст» выставочного пространства особенно важен.

Формы применения эстетических идей Адорно в музейных экспозициях

В XXI веке изменилось отношение к истории и способу ее представления, а также радикально изменился способ демонстрации экспозиций в музеях. В качестве примеров можно привести мультисенсорный опыт, погружение в атмосферу, интерактивное взаимодействие и т.д. В своей эстетической теории Адорно говорит об искусстве как об отрицательном восприятии реальности, о том, что реальность должна быть имитацией искусства, и о том, что искусство — это воображаемое выражение реальности. именно поэтому к выставочному пространству кураторы и зрители предъявляют повышенные эстетические требования. сегодняшнее выставочное пространство музея — это не просто место для выставочного фона и демонстрации предметов, оно определяет способ представления экспонатов, является местом проведения искусства с повествовательной функцией, в определенной степени определяя эстетическое направление публики. с точки зрения эстетической теории Адорно, выставочное пространство должно быть представлено таким образом, что-

бы позволить зрителю сформировать более глубокое познание эстетической деятельности. Для этого необходимо отталкиваться от мыслей, действий зрителя и пространства, в котором он находится, создавать пространственный контекст вокруг художественного контекста и культурных символов экспоната выставки, усиливать сенсорный опыт зрителя.

«Имитационные» формы выражения

Адорно считал, что «подражание»

— это не принуждение рационального знания, а отношения между субъектом и объектом, то есть эстетические отношения. «Подражание» Адорно больше напоминает восточный «симпатический взгляд», то есть человек и природа

— это одно и то же, и они симпатизируют друг другу [3], что отличается от западной «эмпатии» субъекта к объекту. В этом эстетическом контексте субъект и природа - одно и то же. субъект полностью погружен в ситуацию, где объект не отделен от себя, и опыт такого погружения подобен воплощенному погружению человека в пространство. имитация этого реализуется в современных выставочных проектах как от-

ражение пространственного контекста, символическое выражение искусства и культуры, формирующее культурное контекстуальное пространство, делающее зрителя более погруженным и вовлеченным.

Будучи местом предоставления общественных культурных услуг, музеи организовывают выставки как вид пространственного искусства. Помимо четкого и ясного позиционирования темы выставки, им также необходимо создать общую среду, соответствующую ее экспонатам. Адорно считал, что истина о внутренней сфере вещей может быть получена через имитацию и воображение, при этом пространственная атмосфера вызывает воображение и резонанс эмоциональных сцен. Разные регионы имеют различные культурные особенности, и использование «мимикрии» традиционных культурных элементов или выставочных тем позволяет избежать гомогенизации выставочных форм, языка дизайна и отсутствия культурного подтекста. Узоры и цвета на выставке воссоздаются через ассоциации, устанавливая неразрывную связь между содержанием и вещами, выраженными в теме выставки. Этот новый визуальный язык усиливает ощуще-

Рис. 1. Китайский музей сучжоу (снаружи).

Рис. 2. Китайский музей сучжоу (внутри).

ние атмосферы выставки, действуя как «мост» к теме выставки и позволяя зрителю ощутить совершенно иную культурную атмосферу. например, создание китайского музея сучжоу (новый музей) сочетает традиционную культуру с модернистским подходом, используя черно-белую и серую цветовую палитру традиционной архитектуры, добавляя элементы гор и воды из садов сучжоу и некоторые уникальные архитектурные формы из китайских садов, а также используя новые технологии и материалы, чтобы все пространство достигло традиционного культурного колорита, не теряя своих современных характеристик (Рис. 1 и 2). с приходом цифровых технологий эта «мимикрия» виртуальной реальности сделала выставочное пространство более интерактивным и симулятивным.

«Загадочное» пространство повествования

Загадочное качество красоты в эстетической теории Адорно, о котором говорилось выше, на самом деле вытекает из уникальности вещей. Это загадочное качество воплощает целостность вещей, не разделенных человеческим логическим мышлением. Когда человек пытается отгадать загадку, он должен сначала почувствовать искусство [4]. Важно подчеркнуть, что каждый из нас имеет свой жизненный опыт и знания, по-разному реагирует на искусство, и именно эти разные реакции действительно облегчают диалог между «автором» и «читателем», выводя из тупика инструментальной рациональности.

фундаментальное различие между разными типами музейных выставок заключается в сочетании экспонатов, представленных на выставке. например, экспозиция художественного музея — это сочетание работ художников,

а исторического музея - демонстрация исторических артефактов. Когда история «переигрывается», музейные выставки становятся пространством для размышлений, и качество загадки выводит эти размышления на первый план, что более четко выражено в музеях с четкой исторической тематикой. По сути, повествовательные выставки имеют нечто общее с романами, фильмами и пьесами, но разница в том, что повествование в музейных выставках более достоверно, что является неизбежным требованием институциональной природы музеев, которая гарантирует подлинность своего повествования через подлинность выставленных «артефактов». Поэтому в выставочном пространстве мы должны избегать противоречий между выставочным подходом и качествами самих экспонатов. Экспонаты и выставочное пространство интегрированы друг в друга. например, Уханьский музей Чжан Чжидуна в Китае представляет собой элемент первоисточника и трансформирует понимание истории в сформированную пространственную форму, создавая «школьный класс», «мозговой центр Чжан Чжидуна», «библиотеку Чжан Чжидуна», «Чжан Чжидун в глазах историков» и «Реформированное пространство опыта одиночки» (рис. 3, 4, 5 и 6). Эти пространства подобны театру, который «переигрывает» историю, позволяя зрителю думать в пространстве, и все в выставочном пространстве, и само пространство является методом и устройством, помогающим зрителю думать [5]. Адорно ожидает, что зритель сможет почувствовать власть в процессе постоянного «угадывания».

Отражение идей адорно в эстетической форме музейных выставок

В процессе создания и продвижения

Рис. 3. Классная комната в школе. Рис. 5. Библиотека Чжан Чжидуна.

Wliib,

• • й Б ik.

^ "" ' - 1,1.

Щ»квьЛ а.

' •••• . ^ _ V ■

Рис. 4. Мыслительный центр Чжан Чжидуна.

Рис. 6. Чжан Чжидун в глазах историков.

современного искусства широкое использование современных технологий заставило постепенно обобщить понятие «искусство», что привело к разрушению принципа художественной самодисциплины, основанной на чисто эстетических критериях [6]. Размышления Адорно о функции искусства и «критической индустрии» технологиза-ции искусства являются, по сути, рациональной критикой и размышлениями о развлекательной функции искусства. некоторые идеи пан-развлечения, объединяющие искусство и технологию, влияют на наши эстетические ценности,

поэтому при создании произведений искусства необходимо руководствоваться духом искусства и эстетическими нормами, их нельзя отделять от сути искусства, которая также является призывом к красоте. В последние годы функции и концепции социального эстетического воспитания в музеях постоянно обновляются и расширяются, а средства и формы народного эстетического воспитания для широкой публики имеют тенденцию к диверсификации. Различные типы музеев могут интегрировать искусство и технологии, чтобы показать свои особенности и

способствовать эстетическому воспитанию широкой общественности.

Руководство по эстетическому воспитанию в обществе

В контексте индустрии культуры Адорно всегда настаивал на том, что искусство имеет познавательную функцию, и, что произведения искусства имеют свое социальное значение и не являются простым выражением субъективной воли художника. В своем подходе к искусству Адорно считал, что искусство должно выступать в качестве посредника в критике общества и искуплении человечества [7]. Выставочное пространство музея сегодня стало «альтернативным пространством» в повседневной жизни общества, а художественные выставки перестали быть исключительной деятельностью художников и литераторов, а стали художественной деятельностью, в которой участвует широкая публика. с превращением выставочного пространства из среды между экспонатом и зрителем в комбинацию среды и эстетического объекта, влияние выставочной среды на эстетическую деятельность усиливается, и выставка приобретает ценность и смысл как визуализированная художественная деятельность. Поскольку выставочное пространство стало частью объекта, оно стало символическим культурным искусством. с развитием визуальной культуры продолжают появляться гедонизм, пан-развлечение и другие тенденции, и под их влиянием люди очень часто погружаются в объективированный и коммодифи-цированный визуальный контекст, где эстетические стандарты спутаны и концептуально различны, а музейное социальное эстетическое образование проходит новое испытание. По мысли Адорно, культурная индустрия

производит культуру и искусство со стандартизированными и однородными характеристиками, подавляя индивидуальность искусства и еще больше объективируя и коммодифицируя его. Точно так же в музее выставочная форма не может быть слишком однородной и развлекательной, чрезмерное развлечение заменит эстетическую функцию. Необходимо рациональное осмысление развлекательной функции искусства, это именно то, на что мы должны обратить внимание при решении вопроса об участии различных визуальных форм в музее, различное позиционирование музея должно сочетаться с их собственными характеристиками, культурными особенностями, чтобы способствовать популяризации эстетического воспитания публики.

Понимание технической рациональности

В своей «Теории эстетики» Адорно говорит о том, что «силы технического производства сами по себе не имеют ценности, они имеют значение только в связи с правдивым содержанием литературных, музыкальных и живописных произведений». В таком случае, можем ли мы считать, что техника также обладает эстетическими характеристиками, т.е. технической красотой? Мальро в «Воображаемом музее» говорит о том, что Лувр тоже не мог вместить все произведения искусства, но можно было собрать произведения искусства со всего мира с помощью фотографии. Развитие выставочного пространства также означает, что тенденция к вовлечению технологий стала неудержимой, поэтому для использования технологий в выставочном пространстве должна быть подходящая техническая красота [8]. Мигель Дюфайнер также говорит о тесной и неразрывной связи между эстети-

ческой и технической деятельностью[9]. В традиционной среде выставочного пространства экспонат и пространство, в котором он находится, разделены, и экспонат является предметом эстетической деятельности, но с привлечением цифровых технологий экспонат, а также построенное выставочное пространство, становятся объектом эстетики. Поэтому, когда технологии вовлекаются в эстетическую деятельность выставочного пространства, функция выставочного пространства становится более понятной. Использование таких технологий, как VR (Virtual Reality), AR (Augmented Reality), MR (Mixed Reality) и CR (Cinematic Reality), может в значительной степени обогатить эстетический опыт людей. Например, специальная выставка Qingming Shanghe Tu technology and art immersion special exhibition использует ряд технологий, таких как облачные вычисления, 5G, Al, искусственный интеллект больших данных и технология захвата движения, а в сочетании с гуманистическими особенностями выставки делает культурный опыт более богатым для зрителя. Рассуждая о третьей революции в музейном деле, голландский музеолог Питер ван Менш отмечает, что «мы являемся свидетелями появления нового стиля, который еще не получил официального названия, но ключевым словом которого является «участие»» [10]. Появление «участия» также означает, что, помимо визуальной эстетики, чувства вкуса, обоняния и осязания также играют важную роль, особенно в выставочных пространствах, где задействованы технологии. Музейные выставки используют это цифровое взаимодействие, чтобы перевести аудиторию от одного визуального эстетического опыта к мультисенсорной сфере.

В то же время Адорно утверждает,

что «чем совершеннее технология, тем больше вероятность того, что люди будут пребывать в иллюзии, что внешний мир — это мир, который отображается на экране». Цифровое выставочное пространство с его огромным количеством данных и цифровых произведений искусства меняет наше восприятие «вещей», и если мы посещаем музеи только через цифровые музеи, очки VR и другие технологии, то что для нас значат оригиналы? Очевидно, что технологическая рациональность, раскрытая Адорно, поучительна и актуальна, и нам необходимо подумать о том, как не оказаться в рабстве иллюзий, порождаемых технологиями, в контексте обобщения этой технологической эстетики.

Заключение

В настоящее время цифровые технологии постепенно проникают в сферу искусства, и современные выставочные пространства перестали быть просто контейнерами для экспонатов; технологии в выставочной деятельности расширили измерение искусства со всех сторон. Рассмотрение эстетических идей Адорно, вмешивающихся в выставочное пространство музея, использование «миметических» форм выражения для усиления повествования и «загадочных» качеств пространства для усиления пространственного опыта, дает новую жизнь функции социального эстетического воспитания музея.

Цифровая эпоха приносит новые возможности для музейных выставок, а также новые вызовы, и увеличение объема цифровой визуальной информации не может обойти стороной появление развлекательного искусства. Музей как орган власти должен взять на себя ответственность за осмысле-

ние и реагирование на отношения между технологиями, искусством и зрителем.

References

[1] Official website of the International Council of Museums (ICOM) // URL: https://icom.mu-seum/en/resources/standards-guidelines/muse-um-definition/ (10.4.2023)

[2] Wang K. Theodor Adorno Aesthetic theory // Chengdu: Sichuan People's Publishing House. 1998. P. 212.

[3] Qiu Q. On the "sympathetic gaze" of Eastern aes-

thetics // Studies in the field of literature and art. 1993. № 5. P. 29-35.

[4] Zhang Q. Star clusters, riddles and parodies: three

sentences of Adorno's aesthetic thought // Foreign Languages. 2009. № 25. P. 87-92.

[5] Li D. From "heritage display" to "historical sto-

rytelling": an analysis of the concept of curatorial design of Zhang Zhidong and the Wuhan Museum // Museums. 2021. № 4. P. 93-100.

[6] Ma S., Liang S. The meaning of Adorno's thought

on "artistic functionalism" // Art 100. 36. 2020. № 3. P. 21-27, 33.

[7] Jiang K. Selected works on Western aesthetics in the twentieth century // Fudan University Press. 1988. P. 429.

[8] Sun R. Changing the aesthetic form of technology

participation in the exhibition space // Shandong Social Science. 2022. № 3. P. 186-192.

[9] Sun F. Miguel Dyufenner Aesthetics and Philoso-

phy // Chinese Social Science Publishing House. 1985. P. 204.

[10] Yu S. Simon Participatory Museums: Moving into the Age of Museums 2.0. // Zhejiang University Press. 2018.

Список литературы

[1] Официальный сайт Международного совета музеев (ICOM) // URL: https://icom.museum/ en/resources/standards-guidelines/museum-definition/ (Дата обращения: 10.4.2023)

[2] Ван К. Теодор Адорно Эстетическая теория //

Чэнду: Сычуаньское народное издательство. 1998. C. 212.

[3] Цю Ц. О «сочувственном взгляде» восточной эстетики // Исследования в области литературы и искусства .1993. № 5. С. 29-35.

[4] Чжан Ц. Звездные скопления, загадки и пародии: три предложения эстетической мысли Адорно // Foreign Languages. 2009. № 25. С. 87-92.

[5] Ли Д. От «демонстрации наследия» к «историческому повествованию»: анализ концепции кураторского дизайна Чжан Чжидуна и Ухань-ского музея // Музеи. 2021. № 4. С. 93-100.

[6] Ма С., Лян Ш. Значение мысли Адорно о «ху-

дожественном функционализме» // искусство 100. 36. 2020. № 3. С. 21-27, 33.

[7] Цзян К. избранные работы по западной эсте-

тике в двадцатом веке // Издательство фу-даньского университета. 1988. С. 429.

[8] Сунь Р. Изменение эстетической формы участия технологии в выставочном пространстве // Shandong Social Science. 2022. № 3. С. 186-192.

[9] Сунь ф. Мигель Дюфеннер Эстетика и философия // Китайское издательство социальных наук. 1985. С. 204.

[10] Юй С. Симон Музеи с широким участием: движение в эпоху музеев 2.0. // Издательство Чжэцзянского университета. 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.