Бизнес в законе
6’2014
16.2. РЕЦЕПЦИЯ ДЕНЕЖНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА ДЖУЧИДОВ В ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РОССИИ
Бурыкин Алексей Алексеевич, доктор исторических наук, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
Место работы: ФГБУН «Институт лингвистических исследований РАН», Санкт-Петербург
albury@rambler. ru
Хайдаров Ринат Рафаилович, начальник спецкабинета ФГКОУ ВПО КЮИ МВД РФ
Место работы: ФГКОУ ВПО КЮИ МВД РФ
Хрусталева Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник редакторского отделения
Место работы: НИ и РИО КЮИ МВД РФ
Аннотация: Денежная система Государства Джучидов обслуживала огромные территории, что требовало применения наиболее эффективных способов финансового обеспечения. Характерными ее чертами в XIV веке были унификация платежных средств и использование бумажных денег. Денежная система Государства Джучидов оказала существенное влияние на становление товарно-денежных отношений других народов и культур. Об этом свидетельствует значительный корпус лексем, надежно выявляемых в языках народов Российской Федерации.
Ключевые слова: Государство Джучидов, «Золотая Орда», денежная система, бумажные деньги, вексель, кабала безналичные расчеты, терминология
RECEPTION CASH TERMINOLOGY GOLDEN HORDE IN THE LANGUAGES OF THE PEOPLES RUSSIA
Burykin Alexei A., doctor of historical sciences, doctor of linguistic sciences, Senior Research Fellow
Work place: FGBUN «Institute of Linguistic Studies, Russian Academy of Sciences», St. Petersburg
Khaydarov Rinat R., head of a special cabinet
Work place: Kazan Legal Institute of the Internal Affairs Ministry of the Russian Federation
Khrustalyova Olga N., PhD in pedagogical sciences, associate professor
Work place: Kazan Legal Institute of the Internal Affairs Ministry of the Russian Federation
Annotation: The monetary system of the State Juchids serve huge territory, which required the use of the most effective ways of financial support. A characteristic feature in the XIV century was the unification of means of payment and the use of paper money. Monetary system Juchids States has had a significant influence on the development of commodity-money relations of other nations and cultures.
Keywords: State Juchids, «Golden Horde», monometallic monetary system, paper currency, the money system, paper money, bills, bondage clearing, terminology
Изучение денежной системы «Золотой Орды» прошло значительный путь от любительского сбора подъемного материала и первичных сведений о денежных системах [31], к уровню более глубоких метрологических, матери-аловедческих, статистических и др. исследований. Однако при этом до сих пор юридический и лингвистический аспекты финансовой политики золотоордынского государства не получили, на наш взгляд, научного описания и определения. Авторы данной статьи не ставят себе целью ревизию результатов исследований специ-алистов-нумизматов, но в то же время мы полагаем, что вышеуказанные аспекты проблемы требуют специального исследования. Эта статья в большей степени призвана обозначить научную проблему и наметить некоторые пути ее разрешения.
Лишь недавно денежной системе и политике Джучидов в XIV веке была дана формализованная оценка. Это было сделано в работах казанского историка Р.Ф. Набиева под руководством известного археолога и нумизмата А.Г. Мухамадиева [22-27].
Отсутствие характеристики денежной системы в истории Империи Джучидов (ИД), как нам кажется, было обусловлено тем, что до последнего времени не был четко определен ни объект, ни предмет исследования, не были определены и его рамки... Выяснилось, что это имеет значение, поэтому в данной статье мы оговариваемся, что рассматриваем расчетно-платежные средства, законно обращавшиеся на территории ИД [16; 22-26].
Отметим, что обстоятельством, оказавшим решающее влияние на формирование особенностей денежной системы Империи Джучидов (ИД) в первой половине XIV в., было формальное объединение чингисид-ских государств [37] с восстановлением некоторых экономических функций Великой монгольской империи (ВМИ) [30].
Учитывая это обстоятельство, для полноценной оценки финансовой системы ИД XIV века необходимо учитывать не только ее собственный потенциал, но и потенциал соседних монгольских государств, а также денежную систему «Монголокитая». Так, на территории ИД в обороте находились денежные купюры Империи Юань, золотые монеты Чагатаев. Но в первой половине XIV в. они обслуживали общее экономическое пространство и должны рассматриваться и как часть единой системы.
В течение XIV века происходили изменения в использовании платежных, что позволяет выявить определенные тенденции и делать выводы об изменениях финансовой политики и денежной системы ИД.
Рассмотрение вопроса о развитии денежно-весовой системы ИД трудно рассматривать полноценно вне связи с традициями предшествующих и соседних крупных торговых держав. В числе важных предпосылок успешного развития экономики ИД следует указать на длительное экономическое партнерство Хорезма и Булгарского Поволжья [4: 100]. Этот фактор многократно усиливался руководством экономическими реформами хорезмийским кланом Яловачей. В связи с этим трудно не согласиться с мнением ученых, считавших, что денежная система Джучидов синтезировала достижения «иранско-центральноазиатских традиций» [39:228]. Собственно, лексикон денежного дела об этом и свидетельствует, ряд терминов денежного дела «Золотой Орды» с давних пор применялся на мусульманском Востоке (алтын, дирхем и др.).
230
Бурыкин А. А., Хайдаров Р. Р., Хрусталева О. Н.
РЕЦЕПЦИЯ ДЕНЕЖНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА ДЖУЧИДОВ В ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РОССИИ
В финансовой политике Джучидов прослеживается долговременное стремление по приведению всех центров эмиссии к единой весовой норме, что воплотилось, например, в денежных реформах хана Тохты или Тохтамыш-хана [5: 299, 307-309].
Несмотря на то, что расчетной единицей был ал-тын/алтун, основной единицей денежного обращения была серебряная монета дэнгэ/танкэ, которая обычно приравнивается к дирхему. Длительное время слабо разработанным оставался вопрос роли дэнгэ на международном рынке, несмотря на то, что исследователями истории ИД неоднократно высказывалось мнение о «золотоордынском» дирхеме, как о мировой валюте своего времени. Учитывая величину Страны и территорий зависимых стран, это мнение следует считать близким к истине.
Высокое содержание серебра обеспечивало низкий принудительный курс внутри страны и возможность использования «национальной» единицы в качестве международной валюты. Эта же особенность позволяла при помощи простых пропорций соотносить дирхем с денежными единицами различных регионов и стран. Таким образом, мнение специалистов, считающих, что обращение дирхема «позволяет оценивать его как валютное по своему характеру» [39: 228], обоснованно.
Та же тенденция была отмечена В.Л. Яниным применительно к первым деньгам русских княжеств: было просчитано, что они, не соотносясь между собой, находят весовое соответствие при пересчете через алтын [32; 33: 18; 35] («золотой»). Вероятно, не случайно расчетной единицей в Польше и Литве стал серебряный «золотой», «злотый».
Взаимодействие экономик итальянских городов и ИД повлекло за собой появление особой расчетной единицы аспр. Не исключено, что термин аспр (с предшествующим значением <белый> являлся рецепцией тюркского акча с тем же значением1.
В государстве Джучидов обращались и золотые монеты. Политическая значимость их чекана отмечалась в ряде предшествующих работ [21; 22]. О собственном выпуске золотых монет, в частности, писал Г. Газиз. Он же отмечал длительное обращение золотых слитков [6: 64]. О собственном чекане подражаний золотой индийской монете и византийскому перперу указывали С.А. Янина, И.В. Евстратов, А.Л. Пономарев и др. [15: 348-349].
Г. Газиз писал также и о серебряных слитках (балиш) [6: 64]. Н.П. Бауэр полагал, что серебряный слиток выполнял функцию золотой монеты [2:130]. По существу, подобное наблюдение свидетельствует о предпочтениях XIV века и является констатацией факта развития серебряного монометаллизма.
Недорогие товары и услуги в рамках местной торговли обеспечивались медной монетой. Уже на этапе становления государства Джучидов известны медные пулы Булгара.
Представляется, что устойчивая монета как эквивалент стоимости вытеснила с рынка местные и региональные расчетные единицы. В качестве расчетных единиц и эквивалента стоимости применялись «арха-
1 А.П. Григорьев обратил внимание на предположение А.Г. Еманова, о том, что аспр представлял собой «не реальную, а идеальную монету», т.е. означал определенное количество серебра определенной пробы» [8: 17]. Иная версия предлагает рассматривать аспр в качестве обобщенного обозначения восточной серебряной монеты [29: 168].
ичные» (жемчуг, шкурки) или «региональные» (орехи, соль) расчетно-платежные средства. Некоторое время имели хождение и кожаные деньги. Они имели определенную ценность, о чем, в частности, может говорить царицынский клад кожаных денег [1: 12]2. В XV в. они уже не упоминались.
Их былое использование сохранило в языках народов Восточной Европы обозначение мелкой монеты, как некоего количества белок (тиен, кари, пакш, ур и др.) или шкурок (кун).
«Бумажными» деньгами (как часть денежной системы) были «государственные кредитные билеты» ВМИ - чаху/чао [18] и местные(?) кожаные деньги (кун). Бумажные деньги почти столетие использовались в ВМИ. Это их Марко Поляк называл их истинным «философским камнем» [10: 61].
В Улусе Джучи бумажные юаньские деньги имели хождение. В «Юань ши» содержатся сведения о выделении «принцам» части денежных сумм в виде бумажных денег [14: 222]. Эти данные подтверждаются современниками. Об обращении китайских чаху в «Золотой орде» «в период единства империи» (на основании татарских сведений?) упоминал Г.С. Губайдуллин [6: 64].
Англоязычный справочник резюмирует выводы ученых (J. Weatherford, М. Martinez., A.P. Atwood): Хубилай-хан возобновил выпуск бумажных денег, но в серебряном эквиваленте... Чао использовались почти всегда в пределах территории Дома Тули... [42]. Представляется, что распространение излишней части бумажной денежной массы на экономики иных государств могло бы спасти финансовую систему и экономику Монголокитая. Однако бумажные деньги не получили распространения в ИД и, судя по рекомендациям Пеголотти, «возвращались» назад в Китай. Это обстоятельство способно, в частности, объяснить факт редкого обнаружения джу-чидских монет в Каракоруме и необнаружение чао/чаху в Поволжье. Вероятно, поэтому мы пока не можем обсуждать проблему терминологии, связанной с бумажными деньгами. Правда, имеются и слова с неясной этимологией ((тат.) кутарки, (чеч.) шей, нахарташ и др.), но уверенно связывать их с бумажными или кожаными деньгами мы пока не можем.
В экономике ИД обращались некоторые виды векселей и расчетных документов, которые использовались тюрками задолго до монгол [20: 607, 688]. Известны, например, уйгурские акты домонгольского времени, фиксирующие куплю-продажу за деньги чао [19: 85-89].
Однако при этом вопрос о том, следует ли рассматривать долговые обязательства ханов в рамках государственной денежной системы (или лишь в качестве отдельных частноправовых документов), из-за скудности информации остается открытым.
Наряду с использованием наличных денежных средств, применялись также расчеты c безналичными денежными средствами.
Они отмечались у тюрков задолго до монгольского нашествия. Так, Махмуд Кашгари, в частности, зафиксировал термины и выражения, связанные с гарантиями проплаты, переводом задолженности, акцептом, гарантиями [20: 607, 688].
По мнению В.Н. Татищева, термин билет обозначал долговой документ. Формой фиксирования обязательств длительное время оставалась бирка. Ее со
2 Мы обратили внимание на описание кожаных денег (кун) в раннем издании «Истории» Г. Газиза на татарском языке.
231
Бизнес в законе
6’2014
значением «долг» отмечал еще Махмуд Кашгарский. В «Кодексе куманикус» зафиксирован термин этик -книга. В русских договорных грамотах встречается термин дафтар/дефтер [13: 88, 90, 93, 96]. Этим термином обычно обозначались учетные книги, которые вел дафтардар (казначей). Джувейни приводит пример проплаты каганом долговых обязательств по распискам и «платежным обязательствам» (barat, havala). Выплаты составили 500 000 балышей [11: 437]. Эти слова применяются до сих пор.
Вексельное обращение и государственные обязательства представлены в опубликованных источниках. О расчетах векселями, с давних пор применявшихся на Востоке, писали Г.А. Федоров-Давыдов, А.С. Агаджанян [34: 62; 36] и др. О применении векселя на межрегиональном и межгосударственном уровне сообщают русские летописи. Так, сохранились упоминания о долговых расписках типа векселя (кабала) [7: 43].
О широком распространении ростовщичества в ИД и отношении к нему общества может косвенно свидетельствовать поэма «Джумджума султан», датируемая XIV в. Автор произведения считал, что наибольшим мукам подвергаются ростовщики и особо богатые [17].
Среди иных известных документов, оформляющих крупные безналичные расчеты, представляет интерес «платежная ведомость» ханши Тайдуллы [9: 18-23].
Влияние, которое оказало «золотоордынской» денежное дело на иные народы, ярко иллюстрируется специальной терминологией, закрепившейся в разных языках современной России. В русском языке до недавнего времени сохранялись такие лексемы, как: алтын, гурт, денга, данник, кабала, казна, кун, полти-на(?), пуло/полушка, руб, сум/сом, тумень, чекан(ка), ярмак и др.
Считается, что в русских землях «технические термины, относившиеся к монетному делу, были заимствованы из татарского и арабского языка [28].
В диалектах русского языка и в воровском арго фиксировались такие узнаваемые ориентализмы, как: баш, бакра, бежок, бежалтынный, бекрен, бир, бияк-ча, буляк, дер, жирмаха, онсега, пула, стивоха, сара, секис, чемезо [3: 57, 133, 175, 213, 242, 247].
А также нибертинка (< ber tien “ни одной копейки’), унтынка (< un tien “десять копеек’) [12: 370-371].
В языках народов Поволжья сохранились термины ярмакт (мокш., эрз.); сум; денга/тенке; акча/укса/уксё (мар., чув., удм.). В языках многих кавказских народов сохранились тюркские термины акч(а) - деньги, сом/сум - рубль, а в вайнахском даже кепек - копейка (< kepek dinar). Даже в диалектах адыгского языка выявляются тюркские термины денежного дела. Так, по свидетельствам исследователей XIX в., адыгские племена для обозначения денег применяли слова аслъанбэч (алтын?), чапэч (< кепек ?), абас - 20 коп., сом - рубль, ахъщ (< акча) - деньги.
Таким образом, денежная система государства Джу-чидов (как совокупность платежных средств [38]) в XIV
в. включала в себя «металлическую денежную» и «бумажно-кредитную» системы и соответствовала самым высоким стандартам своего времени. Ряд реформ и изменений в денежном деле «Золотой орды» нашли отражение в языках других народов, ныне проживающих на территории России и СНГ.
Список литературы:
1. Баллод Ф.В. Приволжские Помпеи. М.-Пг.: «Мосполиграф», 1923.
2. Бауер Н.П. Серебряные и золотые слитки русского средневековья. М., 2013.
3. Бондалетов В.Д. В.И. Даль и тайные языки России. М., 2004.
4. Валеев, Р.М. Торговля в Поволжье и Приуралье в IX - начале XV вв. автореферат ДИН 07.00.06. КГУКИ. Казань, 2011.
5. Валеев Р.М. Развитие торговли Поволжья и Приуралья в эпоху средневековья. Saarbrucken: LAP, 2012. С. 299, 307-309.
6. Газиз Г. История татар. М.: Московский лицей, 1994.
7. Гилазетдинова Г.Х. Формирование словообразовательных гнезд с исходным тюркским заимствованием в русском языке ХV-ХVN веков // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 39 (177). Филология. Искусствоведение. Вып. 38. С. 38 - 45. С. 43.
8. Григорьев А.П., Григорьев В.П. Ярлык Узбека венецианским купцам Азова // Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции: источниковедческое исследование. СПб.,
2002. С.17.
9. Григорьев А.П., Григорьев В.П. Послание ордынской ханши Тайдулы венецианскому дожу (1359 г.) // Вестн. С.-Петербург. ун-та. 1996. Сер. 2. Вып. 4. С. 18-23.
10. Груссе Р. Империя степей // ИКЗИ. Алматы, 2005. Т. 2.
11. Джувейни А. Чингисхан: История завоевателя мира. М.,
2004.
12. Добродомов И.Г. Некоторые вопросы изучения тюркизмов... // Вопросы лексики и грамматики русского языка. М., 1967. С. 370-371.
13. ДДГ - Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей / сост. Л.В. Черепнин; под ред. С.В. Бахрушина. - М.-Л.: АН СССР, 1950.
14. Золотая Орда в источниках / сост. Р.П. Храпачевский. - М.: Тип. «Наука», 2003. - Т. 1.: Арабские и персидские сочинения.
15. Евстратов, И.В. Штемпель для чеканки индийской золотой танка с Селитренного городища // Всероссийская нумизматическая конференция, 13-я. Москва 13-15 апреля 2005 г. М.,
2005. С. 72-74
16. Измайлов И.Л. Улус Джучи (Золотая Орда): средневековая евразийская империя // Преподавание истории в школе. 2000. № 2. С. 11-20.
17. Исламов Р. Еще раз о «Джумджума султан» Хусама Катиба // Эхо веков. 2004. № 1. С. 19-26.
18. История китайских денег. URL:
http://instafxeducation.com/ru/Chinese_mon ey.php (дата обращения: 2.09.2010).
19. Максуди С.А. Тюркская история и право. К.: ФЭН, 2002. С. 85-89.
20. Махмуд Кашгарский. Диван Лугат ат-тюрк / прим. З-А.М. Ауэзовой; под ред И.М. Тасмагамбетова. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.
21. Набиев Р.Ф. Экономика Империи Джучидов XIV века (расцвет Золотой Орды) / под ред. Ф.К. Зиннурова. Saarbrucken: LAP, 2012.
22. Набиев Р.Ф. Исторические источники об экономике Империи Джучидов XIV века и ее наследии/под ред. Ф.К. Зиннурова.- Казань: Изд-во «Яз», 2012.
23. Набиев Р.Ф. Документальное оформление расчетных операций в государстве Джучидов XIV в.//Исторические, философские, политические и юридические науки и искусствоведение. 2013. № 5. Ч.2. С. 143 - 146.
24. Набиев, Р.Ф. Стимулирующая функция налоговой политики Империи Джучидов // Бизнес в законе. 2013. № 6. С. 15-18.
25. Набиев Р.Ф. К вопросу о правоспособности ханов Империи Джучидов // Историческое пространство. М.: Наука, 2011. С. 164-172;
26. Набиев Р.Ф. Исторические источники о государственноправовом статусе Империи Джучидов («Золотой Орды») второй половины XIII - начала XV вв. // Общество и право. 2011. № 3 (35). С. 37-45.
27. Набиев Р.Ф. О величине налоговых выплат московского княжества в казну Империи Джучидов // Бизнес в законе. 2012. № 1. С. 76-79.
232
Бурыкин А. А., Хайдаров Р. Р., Хрусталева О. Н.
РЕЦЕПЦИЯ ДЕНЕЖНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА ДЖУЧИДОВ В ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РОССИИ
28. Орлов А. От монет-пришельцев к рублям и копейкам. URL: http: // www.nbrb.by/bv/narch/384/11.pdf/ (дата обращения: 15.05.2010).
29. Пономарев А.Л. Эволюция денежных систем Причерноморья и Балкан в XIII-XIV вв. М.: Изд-во МГУ, 2011.
30. Почекаев Р.Ю. Сведения о Золотой Орде в «Книге о великом хане // Тюркологический сборник, 2006. М., 2007. С. 262263.
31. Слепова Т.И. Монетное дело городов Венеции и Генуи в XII-XV вв. и Северное Причерноморье: автореф. дис. ... к.и.н. Л., 1987.
32. Спасский И.Г. Алтын в русской денежной системе // Краткие сообщения института истории материальной культуры. 1956. Вып. 66. С. 12-20.
33. Спасский И.Г. Русская монетная система. Денежное обращение в XII-XIV вв. URL:
http://coins.babaev.net/wire/spas/Files/4.htm/ (дата обращения: 21.10.11).
34. Федоров-Давыдов Г.А. Денежное дело Золотой Орды. М.,
2003.
35. Янин В.Л. Алтын и его место в русских денежных системах XIV-XV вв. // КСИИМК. М., 1956. Вып. 66. С. 29-30.
36. Агаджанян А.С. Безналичные денежные средства как объект кредитного договора // Бизнес в законе. 2014. № 1. С. 117121.
37. Хачирова Д.К. Понятие «объединения государств»: теоретико-методологический аспект // Бизнес в законе. 2013. № 2. С. 49-52.
38. Анищенко А.В. Эволюция мировых стандартов денег и проблема устойчивости меры стоимости // Бизнес в законе. 2014. № 1. С. 246-250.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью А.А. Бурыкина и P.P. Хайдарова, Хрусталевой
О.Н. «Рецепция денежной терминологии государства Джу-чидов в языках народов России»
Статья А.А. Бурыкина и P.P. Хайдарова, Хрусталевой О.Н. является частью большой работы коллектива авторов, посвященной весьма интересному комплексу проблем, связанных с анализом экономического развития Восточной Европы в период Средневековья.
Общеизвестным достижением государства Джучидов (Улус Джучи, «Золотая Орда») является установление сквозного трансконтинентального торгового пути (от Татарского пролива на Востоке до Татарского перевала на Западе). Обслуживание экономики на этих огромных пространствах требовало широкого внедрения передовых способов осуществления расчетных операций. Следствием оптимизации денежного обращения и облегчения движения денежных средств стало ускорение обмена техническими достижениями и образцами культуры между различными цивилизациями Евразии.
Взаимное обогащение культур нашло отражение во всех сферах жизни средневекового общества, в том числе и в языках народов «Золотой Орды» - современных народов Российской Федерации.
Работу считаю интересной, перспективной и достаточно обоснованной.
Рекомендую статью А.А. Бурыкина, P.P. Хайдарова, Хрусталевой О.Н. «Рецепция денежной терминологии государства Джучидов в языках народов России» к публикации в журнале «Бизнес в законе».
доктор педагогических наук, профессор
С.Я. Казанцев
233