Научная статья на тему 'РЕЦЕПТОРЫ И СОСУДИСТЫЕ РЕАКЦИИ КОЖИ КАК ПОКАЗАТЕЛИ ЗАКАЛЕННОСТИ ОРГАНИЗМА '

РЕЦЕПТОРЫ И СОСУДИСТЫЕ РЕАКЦИИ КОЖИ КАК ПОКАЗАТЕЛИ ЗАКАЛЕННОСТИ ОРГАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RECEPTORS AND VASCULAR REACTIONS OF THE SKIN AS INDICES OF BODY HARDENING

The author investigated a group of winter bathers (middle-aged men trained for over a year) and a control group. The following reactions were tested: the functional mobility of warm and cold thermoreceptors under conditions of comfort, after dozed cooling load and after bathing in an ice-hole; the topography of skin temperatures and the average temperature affecting vascular reactions of the skin during warm and cold tests. A significant difference was noted in the investigation results obtained in the test and control groups. For determining the extent of body hardening the author proposes to test the functional mobility of thermoreceptors (according to P.G. Snyakin) with due regard to the background level of the receptors’ mobility, changes in the number of active receptors and the «excitation index» after performance of functional dosed cooling tests.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕПТОРЫ И СОСУДИСТЫЕ РЕАКЦИИ КОЖИ КАК ПОКАЗАТЕЛИ ЗАКАЛЕННОСТИ ОРГАНИЗМА »

УДК 613.735:797.21 «324» ]-07:в 12.53:612.521

РЕЦЕПТОРЫ И СОСУДИСТЫЕ РЕАКЦИИ КОЖИ КАК ПОКАЗАТЕЛИ ЗАКАЛЕННОСТИ ОРГАНИЗМА

Канд. мед. наук И. И. Тихомиров Кафедра гигиены Центрального института физической культуры, Москва

Мы предприняли попытку использовать метод изучения функциональной мобильности терморецепторов, разработанный П. Г. Снякиным (1959), в качестве объективного критерия, характеризующего степень закаленности человека. Исследования были выполнены в конце зимнего купального сезона, когда состояние закаленности у зимних пловцов, по нашему мнению, достигло наиболее высокой степени. Обследовано 17 зимных пловцов, все они были мужчины среднего возраста со стажем купания зимой более 1 года. Контрольную группу составили 20 студентов Института физической культуры.

Изучали уровень средневзвешенной температуры кожи, подвижность сосудистых реакций кожи при тепловой и холодовой функциональных пробах по методу М. Е. Маршака (1965), функциональную мобильность тепловых и холодовых терморецепторов в состоянии комфорта и при хо-лодовых нагрузках. Порядок исследования и обработка результатов описаны нами ниже Дополнительно мы исследовали функциональную мобильность терморецепторов при проведении функциональной пробы в виде погружения правой кисти на 10 сек. в ледяную воду, после чего повторно определяли количество активных терморецепторов. Третье определение проводили после 1-минутного купания в проруби (эту пробу, естественно, ставили только у исследуемой группы). При исследовании функциональной мобильности у группы зимних пловцов в состоянии теплового комфорта найдено, что из 50 заранее намеченных точек реагировало на холод в среднем 10,6, при индивидуальном разбросе — от 5 до 16 точек. В контрольной группе обнаружено в среднем 16,3 активно реагирующей точки, при индивидуальном разбросе — от 8 до 24 точек. Отмеченная разница в количестве активных рецепторов является статистически достоверной и свидетельствует о существенном различии исходного (фонового) уровня мобильности терморецепторов в сравниваемых группах.

После функциональной пробы среднее количество активных холодовых рецепторов сокращалось в обеих группах: в исследуемой до 8,8 (т. е. на 17%), а в контрольной до 14,7 (т. е. на 10%). Однако статистическая обработка данных показала высокую достоверность разницы в исследуемой группе (вероятность более 99,9%), а в контрольной вероятность достоверности была менее 95% (малая достоверность). Примерно такая же закономерность, но менее отчетливо выраженная, обнаружена и при определении функциональной мобильности тепловых терморецепторов. Однако общее количество активных терморецепторов еще недостаточно полно отражает подвижность процессов торможения и возбуждения рецепторного аппарата. Для более полной характеристики соотношения возбудительно-тормозных процессов мы исследовали топографическое перераспределение активных рецепторов, т. е. подсчитывали количество постоянно активных, заторможенных и вновь возбужденных в процессе исследования рецепторов, что легко сделать, представив протокол исследования в виде рисунка.

В группе зимних пловцов после функциональной нагрузки из общего количества реагирующих точек вновь возбужденными оказалось лишь 31%, а остальные 69% были постоянно активными (т. е. реагировали при первом и повторном определениях); в контрольной же группе вновь возбудилось 45% общего числа активных рецепторов.

1 Гигиена и санитария, 1968, № 2.

2 Гигиена и санитария ЛА 4

33

Для количественной оценки направленности и интенсивности топографического перераспределения в процессе исследования активных рецепторов мы предлагаем использовать «показатель возбудимости» — отношение количества вновь возбужденных после функциональной пробы рецепторов к постоянно возбужденным. Чем более адекватна, ориентирована реакция, тем меньше этот показатель. Применительно к нашим данным «показатель возбудимости» в группе зимних пловцов равен 0,44, а в контрольной группе — 0,82. Это свидетельствует о более спокойной и целенаправленной реакции рецепторного аппарата в группе зимних пловцов по сравнению с контрольной. Действительно, избыточная возбудимость нервных процессов характерна для так называемой ориентировочной реакции (а1агт-ре-акции) на незнакомый раздражитель. По мере же адаптации к раздражителю реакция становится более адекватной. Это изменение или различие

в реакции ясно выражено в наших наблюдениях и отчетливо демонстрируется «показателем возбудимости».

При исследовании активности терморецеп-торного аппарата после плавания в ледяной воде отмечено еще более значительное сокращение количества активных рецепторов (в среднем до 6,4, т. е. на 40%), однако «показатель возбудимости» увеличился до 0,64, что свидетельствует о менее ориентированной реакции нервной системы на этот чрезвычайный раздражитель.

Средневзвешенная температура кожи определялась после 30—40-минутного пребывания обнаженных людей в помещении с температурой воздуха 17—19°. Средние данные о температуре кожи в различных участках тела и о средневзвешенной температуре приведены в таблице.

Из таблицы видно, что в общих чертах различие в топографии кожных температур и средневзвешенной температуры обеих групп в этой серии исследования то же, что мы отмечали в комфортных условиях кожа зимних пловцов несколько холоднее, чем у лиц контрольной группы. Особенно заметна разница кожной температуры на привычно закрытых участках тела (грудь, спина). Средневзвешенная температура кожи в исследуемой группе оказалась на 0,9 ниже, чем в контрольной (соответственно 29,4 и 30,3°). Полученные нами уровни температур в общем сходны с данными Р. Ф. Афанасьевой и соавт. В этих условиях подавляющее большинство обследованных лиц обеих групп характеризовало свои теплоощущения как «прохладно» или «свежо» (разницы в теплоощущении контрольной и исследуемой групп

Д Е эю

- > —* ь— <- /

' 1 <

* > у

< Г /

У < *

М —? >—

-/

О -2

$-3

Схема наносимой на кожу сетки с обозначением активных точек. Исследуемый М., 25 лет, -таж зимнего купания 3 года, 5/1У 1970 г.

I — точки, активные при первом (фоновом) исследовании; 2 — точки, активные при исследовании после функциональной пробы; 3 — точки, активные постоянно, т. с. при обоих исследованиях.

Температура кожи в различных участках тела

Температура (в градусах)

Обследованные лба груди спины кисти бедра голени средневзвешенная

Контрольная группа . . . Зимние пловцы 31,2 30,9 30,9 29,9 30,9 29,1 29,8 29,6 29,9 28,9 28,9 28,8 30.3 29.4

Разница . . . 0.3 1.0 1,8 0,2 1.0 0,1 0,9

1 Гигиена и санитария, 1968, № 12.

не отмечено). Это соответствует данным М. Е. Маршака (1930), определявшего комфортное теплоощущенне при температуре груди 31,5—33,5° и ощущение прохлады при температуре ниже 31 , а также ряда других авторов в последующие годы. Отсутствие разницы в теплссщущении обследованных нами групп позволяет думать, что общий порог холодовой чувствительности у зимних пловцов существенно не изменился.

При проведении функциональной пробы с холодовой нагрузкой для выявления подвижности реакций кожных сосудов первоначальное понижение температуры было примерно одинаковым в обеих группах (в пределах 6—6,7°), однако характер восстановления температуры существенно разнился. На груди через 3 мин. температура кожи у лиц обеих групп была ниже исходной в среднем на 0,9°. На лбу же через 3 мин. у зимних пловцов температура кожи в среднем не достигла исходной лишь на 0,2°, причем у 71% обследованных она уже достигла исходной, тогда как в контрольной группе декремент температуры равнялся 0,5°, а исходный уровень был достигнут лишь у 25% исследуемых. Через 4 мин. исходный уровень температуры был достигнут у 86% зимних пловцов и у 66% лиц контрольной группы.

При проведении тепловой пробы также отмечена значительная разница в сравниваемых группах. Первоначальное повышение температуры было примерно одинаково в обеих группах (в пределах 1,8—2,2°), однако через 3 мин. температура кожи лба возвратилась к исходной у 50% зимних пловцов и лишь у 25% лиц контрольной группы. Исходный уровень температуры груди через 3 мин. был достигнут у 50% зимних пловцов и лишь у 8% лиц контрольной группы.

Приведенные данные убедительно свидетельствуют о гораздо большей динамичности сосудистых реакций кожи у зимних пловцов по сравнению со спортсменами других специализаций, что, как известно (М. Е. Маршак, 1965; Б. Б. Койранский), расценивается в качестве важного показателя закаленности организма. В результате исследования подобного же контингента, которое было выполнено нами через 1—И/г месяца после окончания купального сезона, не отмечено существенной разницы в реакции кожных сосудов при проведении функциональных термических проб; разница в средневзвешенной температуре кожи в обеих группах также была значительно меньше.

Выводы

1. Метод исследования функциональной мобильности терморецепторов можно использовать в качестве одного из показателей закаленности организма. При этом следует учитывать фоновый уровень мобильности и характер реакции рецепторного аппарата при проведении функциональной пробы (изменение количества активных рецепторов и «показатель возбудимости»).

2. В конце купального сезона подвижность реакций кожных сосудов в группе зимних пловцов значительно более активна, чем в контрольной группе. Однако довольно быстро, в течение 1—I1/« месяцев, существующая разница исчезает.

3. Наличие существенной разницы в подвижности сосудистых реакций, меньшее количество активных рецепторов в комфортных условиях, снижение числа активных рецепторов при проведении описанной функциональной пробы и малый «показатель возбудимости» можно рассматривать как факторы, свидетельствующие об определенной степени закаленности организма.

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьева Р. Ф., КричагннВ. И., ОкуневаС. Г. Гиг. и сан., 1969, № 10, с. 31.— Койранский Б. Б. Охлаждение, переохлаждение и их профилактика. Л\ 1966.— М а р ш а к М. Е. Гиг., безопасность и пат. труда, 1930, № 6, с. 11.— Маршак М. Е. Физиологические основы закаливания организма человека. Л., 1965.— С н я к и н П. Г. Метод функциональной мобильности в эксперименте и клинике. М., 1959.

Поступила 2/VI 1970 г.

2*

35

THE RECEPTORS AND VASCULAR REACTIONS OF THE SKIN AS INDICES OF

BODY HARDENING

I. I. Tikhomirov

The author investigated a group of winter bathers (middle-aged men trained for over a year) and a control group. The following reactions were tested: the functional mobility of warm and cold thermoreceptors under conditions of comfort, after dozed cooling load and after bathing in an ice-hole; the topography of skin temperatures and the average temperature affecting vascular reactions of the skin during warm and cold tests. A significant difference was noted in the investigation results obtained in the test and control groups. For determining the extent of body hardening the author proposes to test the functional mobility of thermoreceptors (according to P. G. Snyakin) with due regard to the background level of the receptors' mobility, changes in the number of active receptors and the «excitation index» after performance of functional dosed cooling tests.

УДК 613.048:669.822

ВОПРОСЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ РАБОТЕ С УРАНОМ, ОБОГАЩЕННЫМ ИЗОТОПОМ и»зь

О. С. Андреева, Г. М. Пархоменко, Институт биофизики Министерства здравоохранения СССР, Москва

Развитие предприятий по обработке обогащенного урана вызывает необходимость изучения его токсичности и обеспечения соответствующих мер радиационной безопасности. Как показано М. Г. Тихой и А. П. Новиковой, окись-закись урана, обогащенная изотопом и238 на 90%, обладает более высокой токсичностью, чем окись-закись естественного урана; объясняется это большей радиоактивностью продукта. При этом активность обогащенного урана может в несколько раз превышать активность естественного урана. Так, в частности, активность урана с 20% содержанием изотопа и235 примерно в 12 раз выше, а при 90% содержании соответственно в 80 раз выше активности естественной смеси изотопов урана. Последнее обусловливается степенью обогащения изотопом и235, или, точнее, процентным содержанием постоянно сопутствующего изотопа и234, обладающего наибольшей удельной активностью. Присутствие 0,13% изотопа и234, соответствующее 20% обогащению изотопом и235, составляет 91,5% общей а-активности. При 90% обогащении наличие и234 в количестве 0,87% составляет 96,3% общей а-активности. Поданным Ф. С. Паттона, Д. М. Гудкина и В. Л. Гриф-фитса (1966), содержание изотопов и234, а также и238 (образующегося в регенерированном уране за счет п, у-реакций в реакторе) может изменяться в значительных пределах в зависимости от условий работы газодиффузионных каскадов, а также при добавочном обогащении ранее облученного материала. В настоящем сообщении приводятся материалы, характеризующие условия работы с обогащенным ураном, широко используемым для атомных электростанций и исследовательских реакторов.

Используемое оборудование заключено в перчаточные боксы и размещено по трехзональной системе (операторская, зона размещения оборудования и ремонтная зона). Для поддержания нормального микроклимата в рабочих помещениях и удаления выделяющихся токсических веществ предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с последовательным движением воздуха по зонам. Все боксы оборудованы водяными манометрами для контроля за эффективностью работы вытяжной вентиляции. Удаляемый из боксов воздух подвергается двухступенчатой очистке. Учитывая, что в рабочих условиях наиболее реальным и одновременно опасным путем поступления радиоактивных веществ внутрь организма являются дыхательные пути, мы уделяли существенное внимание оценке загрязненности воздушной среды помещений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.