Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие Ю. Н. Земская, И. Ю. Качесова, Л. М. Комисарова, Н. В. Панченко, А. А. Чувакин «Теория текста». Под ред. А. А. Чувакина. 2-е изд. Перераб. И доп. М. : «Флинта : наука», 2010. 224 с'

Рецензия на учебное пособие Ю. Н. Земская, И. Ю. Качесова, Л. М. Комисарова, Н. В. Панченко, А. А. Чувакин «Теория текста». Под ред. А. А. Чувакина. 2-е изд. Перераб. И доп. М. : «Флинта : наука», 2010. 224 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бутакова Лариса Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие Ю. Н. Земская, И. Ю. Качесова, Л. М. Комисарова, Н. В. Панченко, А. А. Чувакин «Теория текста». Под ред. А. А. Чувакина. 2-е изд. Перераб. И доп. М. : «Флинта : наука», 2010. 224 с»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Рецензия на учебное пособие Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова, Л.М. Комисарова, Н.В. Панченко, А.А. Чувакин. Теория текста / Под ред. А.А. Чувакина.

2-е изд. перераб. и доп. М.: «Флинта : Наука», 2010. 224 с.

Вышло в свет новое, дополненное и переработанное, издание учебного пособия алтайского лингвистического коллектива «Теория текста».

Не будет преувеличением сказать, что его выход в свет не менее актуален, чем появление первой редакции. Актуальность определяется как необходимостью издания подобного рода в период существования и конкуренции множества направлений, с разных сторон изучающих текст, так и особым вниманием, которое уделяет Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Филология» этому объекту.

Присоединяемся к коммуникативной оценке руководителем авторского коллектива объекта теории текста: «Объектом современной теории текста как науки является коммуникативная деятельность человека посредством текста» [Чувакин, 2004, с. 87-98].

Именно коммуникативный взгляд на текст отличает данное учебное пособие, в котором изменилось название (первая редакция имела название «Основы теории текста»). Второе издание утратило первое слово и акцентировало соответствие книги учебному курсу магистерской подготовки филологов «Теория текста». Содержание учебного пособия также подверглось ряду трансформаций, отражающих современную жизнь текста во всех ее функциональных проявлениях.

Такой подход алтайских ученых к тексту не случаен: он обусловлен многолетними плодотворными исследованиями в области тексто-ведения и коммуникативистики всех участников авторского коллектива. Принципиальным для авторов является признание коммуникативной сущности текста, способствующей его открытости «навстречу всем участникам акта коммуникативной деятельности, коммуникативной ситуации и в целом среде существования текста» [Чувакин, 2004,

с. 87-98], и определяющей всю совокупность его функций. Указанная позиция отвечает наиболее современным интерпретациям текста, позволяет вовлекать в исследовательское поле речевые произведения, существующие в разном материале, формате, режиме. Изменение языковой коммуникации обусловливает изменение текста, это в свою очередь требует уточнений и / или изменений лингвистического подхода. Отмеченная последовательность в полной мере отражена в структуре и содержании рецензируемого учебного пособия.

Оно, как и раньше, включает четыре главы, выстроенные в следующих направлениях: ограничение объекта; коммуникативная сущность объекта и ее интерпретации; семиотическая сущность объекта и ее интерпретации; объект и его внешнее окружение.

Первая глава «Текст как объект и предмет лингвистики» включает разделы, посвященные становлению теории текста в языкознании. Особенное внимание уделено русским текстовым теориям давнего и недавнего прошлого. Важно то, что теории текста рассмотрены в книге как часть общих теорий языка, показаны факторы, повлиявшие на формирование текстологических исследований в каждом из периодов, проанализированы теоретические и прикладные последствия процесса рождения новой текстовой реальности в России.

В этой же главе есть раздел, в котором анализируется теория текста как наука, показаны лингвистическая база филологической теории коммуникации, существование текста в микро- и макросреде. Здесь реализован основной принцип организации всей книги - возвратное движение по спирали основных параметров, подходов, техники анализа текста и теорий о нем. Именно поэтому авторы каждый раз рассматривают объект своего исследования сквозь призму организации коммуникации и ее субъектов, одновременно - с позиций отношений текста и языка, обращая внимание на семиотическую природу.

Вторая глава посвящена тексту в его отношении к участникам коммуникации. Здесь, как и в других главах, описывается история существования коммуникативных свойств текста в разных научных парадигмах. Система «говорящий - текст - слушающий» сквозной линией проходит в анализе подходов и направлений. Она достигает своего логического завершения в разделе о коммуникативном изучении текста с позиций порождения и восприятия, дискурсивной (текстовой) личности.

Главным в третьей главе является знаковый характер текста. Рассматривая эту сторону текстовой природы, авторы выбрали удачный принцип: компоненты организации, свойства текста, типы знаков,

функционирующих в его пространстве, анализируются во взаимодействии с ведущими семиотическими теориями. Такой принцип изложения материала удобен для читающего. Он позволяет не только получить информацию о семиотической и семантической природе речевого произведения, вникнуть в историю вопроса, уяснить суть подхода, в рамках которого были предложены те или иные единицы текста, но и понять, как ведущие теории языка преломляются сквозь призму теории текста. Замечательно и то, что для практических заданий в этой, как и в других главах, предлагаются самые разные тексты, включая тексты постмодернизма и неореализма - В. Пелевина, Т. Толстой, Л. Улицкой и т.п.

Четвертая глава книги нацелена на рассмотрение отношений текста в его отношении к реальной и текстовой действительности. Системообразующим принципом предлагаемого анализа является разрабатываемая А.А. Чувакиным и его учениками категория эвокации. Авторами акцентируется важное свойство текста: «Каждый конкретный текст может соотноситься с различными видами действительности или разными их «наборами» [Чувакин, 2004, с. 137]. Из него вытекает принцип эвокационной динамики: «...действительность и тексты, будучи преобразованными в данном тексте, становятся факторами существования данного текста, а он, в свою очередь, превращается в рычаг преобразования действительности и других текстов, в фактор, служащий порождению новых текстов» [Чувакин, 2004, с. 139].

В последней главе учебного пособия излагаются разные версии коммуникативного процесса, в который вовлечен текст: эвокационная, коммуникативной памяти (Б.М. Гаспарова), прагматическая (Н.С. Валгиной и др.), жанровая (М.М. Бахтина, М.Ю. Федосюка и др.), интерпретационная (В.З. Демьянкова, Г.И. Богина, А.В. Бондарко, Н.А. Купиной, А.А. Залевской). Эти подходы, при всем несходстве позиций ученых, объединены принципом двустороннего анализа текста - со стороны порождения и восприятия. Коммуникативная доминанта описания теоретического материала позволяет авторам учебного пособия выстроить четкую линию отношения к рассматриваемым концепциям, сориентировать читателя в разнице / сходстве позиций, ввести собственные варианты моделирования ситуативной интерпретации текста с помощью категории межтекста. Последнее заставляет обратить внимание на мало изученный феномен - аргументативный параметр текста, предложить когнитивную модель аргументативной деятельности, показать ее исследовательский потенциал.

Жизнь текста среди других текстов описывается с позиций диалогического (М.М. Бахтин), эвокационного (А.А. Чувакин и его ученики) подходов, акцентирования парадигматических и синтагматических (В.А. Кухаренко, Т.Н. Никонова, П.А. Манянин); интертекстуальных и гипертекстуальных (О.В. Дедова, Н.Н. Фатеева); деривационных (А.А. Чувакин, Л.Н. Мурзин, Т.Н. Василенко) отношений.

Заключительная часть книги сводит воедино две основные линии - теоретическую (коммуникативную, семиотическую) и прикладную (филологический анализ текста). Сделано это, как и во всем учебном пособии, акцентировано научно и проблемно: в роли заключения выступает методологический раздел «Операциональная ориентированность учения о тексте на интерпретационную деятельность слушающего (читающего)». Название раздела точно соответствует его содержанию. В нем рассматриваются деятельностные варианты филологической рефлексии - герменевтический анализ Г.И. Богина, интерпретативный подход Л.Н. Мурзина, и показан сам путь такой рефлексии.

Книга получилась информативно насыщенной, концентрированно передающей научные идеи в области теории текста, четко обозначающей позиции авторского коллектива, при этом - ясной, понятной по манере изложения. Можно смело утверждать, что текст учебного пособия в полной мере реализует коммуникативные, когнитивные, эмотив-ные, аргументативные, интертекстуальные, жанровые свойства речевого произведения и займет достойное место в системе «говорящий -текст - слушающий».

Л.О. Бутакова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.