Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В.Д. КОМАРОВА И А.А. МАКЕЙЧИКА "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"'

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В.Д. КОМАРОВА И А.А. МАКЕЙЧИКА "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В.Д. КОМАРОВА И А.А. МАКЕЙЧИКА "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"»

А.Н. Халтурин

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В.Д. КОМАРОВА И А.А. МАКЕЙЧИКА «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»*

© Халтурин Анатолий Николаевич - доктор философских наук, доцент, Профессор Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Частное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский медико-социальный институт», Санкт-Петербург; e-mail: aonhalturin@gmail.com

Рецензируемое учебное пособие «Основы философии» (далее - Пособие) предназначено для курсантов (студентов) всех факультетов и специальностей, а также людей, желающих повысить свою философскую культуру. Авторы отмечают, что «в Пособии излагается система современных философских знаний, составленная на основе сочетания исторического и логического подходов по программным разделам с учетом основных положений федерального стандарта дисциплины «Философия» и требований к освоению философских проблем студентами вузов технико-технологического профиля».

Пособие рекомендовано к изданию решением кафедры философии и психологии Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова (протокол № 2 от 20 октября 2005 г.).

Необходимо отметить, что оба предисловия, главы 1-3 и 5-7 написаны доктором философских наук, профессором В.Д. Комаровым, а главы 3 и 4 подготовлены кандидатом философских наук, доцентом А.А. Макейчиком под общей редакцией действительного члена Российской экологической академии и Академии гуманитарных наук профессора В.Д. Комарова. С печалью отмечаем, что Александр Александрович Макейчик умер в ноябре 2012 года в Санкт-Петербурге.

Структура Пособия охватывает весь комплекс философских проблем в классической системной последовательности - онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, философия общества. Предлагаемая система учебного курса философии заканчивается рассмотрением актуальных проблем философии техники, коммуникации и глобальных проблем современности. В конце каждой главы представлены вопросы для самоконтроля и списки рекомендованной литературы.

Первая глава Пособия состоит из трех разделов, в которых традиционно изла-

гаются основы мировоззрения, генезиса и развития философии, важнейшие нау-коведческие категории - предмет и метод философии. Основным методологическим принципом формирования философского мировоззрения признается диалектический материализм как материалистическое понимание развития природы, общества и человека.

В.Д. Комаров исследует проблему формирования мировоззрения в различных на-уковедческих категориях - уровнях, видах и типах. Во-первых, уровнями мировоззрения личности выступают мировосприятие и миропонимание. Во-вторых, видами мировоззрения личности предстают обыденное, теоретическое и философское. В-третьих, историческими типами мировоззрения признаются религиозное, историческое и научное мировоззрение. Достаточно смело автор оперирует понятием «историческое мировоззрение», объясняя его как «более точную картину мира в целом и более глубокое понимание места человечества в развитии мирового бытия» [с. 12].

Второй раздел первой главы Пособия посвящен истории возникновения философских концепций. Автор знакомит студентов с предфилософскими текстами древневосточных индийской и китайской цивилизаций (Будда, Лао-цзы, Конфуций); эпоха античности представлена философскими идеями раннего периода греческой философии (Милетская школа, Парменид, Демокрит, Сократ), классического периода (Платон и Аристотель), и эллинистического периода (Эпикур); средневековая философия рассматривается через призму концепций Аврелия Августина, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, Фомы Ак-винского; философские идеи эпохи Возрождения нашли отражение в работах Николая Кузанского, Джордано Бруно; период начала Нового времени характеризуется философскими размышлениями Ф. Бэкона и Р. Декарта, Т. Гоббса и Д. Локка, Б. Спинозы и Г. Лейбница, пред-

* Комаров В.Д., Макейчик А.А. Основы философии: учебное пособие. - Ч. 1. - СПб.: ГМА им. Адм. С.О. Макарова, 2006. - 120 с.; Комаров В.Д., Макейчик А.А. Основы философии: учебное пособие. - Ч. 2. -СПб.: ГМА им. Адм. С.О. Макарова, 2007. - 124 с.

см о см

о

3

ю о

ставителей французского материализма Ж. Ламетри и П. Гольбаха.

Более подробно В.Д. Комаровым излагаются философские взгляды представителей немецкой классической философии - И. Канта, Г.В. Гегеля, Л. Фейербаха.

Трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, по утверждению В.Д. Комарова, была создана «философия как универсальная наука о формах всеобщего развития бытия» [с. 29].

Оценивая вклад К. Маркса и Ф. Энгель -са в развитие философии, В.Д. Комаров обращает внимание студентов на методологическую базу марксистской философии -«логически последовательные концепции материализма» [с. 28].

В Пособии предложены краткие характеристики этапов развития русской философии: философские идеи митрополита Иллариона, летописца Нестора, религиозно-философская дискуссия нестяжателей и иосифлян, полемика западников и славянофилов, народно-демократические идеи А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, религиозно-философские концепции Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева. Краткому анализу подверглись философские концепции Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Л.П. Карсавина.

Марксистское направление в русской философии представлено творчеством Г.В. Плеханова и В.И. Ульянова (Ленина), развивавших диалектико-материалистиче-ский подход в объяснения мира.

Советский период в развитии философии характеризуется философским наследием Б.М. Кедрова, В.П. Тугаринова, В.В. Орлова, И.Т. Фролова.

Концептуальным итогом историко-философского исследования следует признать утверждение авторов о том, что «основная линия научно-философских исследований была связана с мировым прогрессом диалектико-материалистической философии» [с. 41].

Третий раздел первой главы содержит методологическое объяснение предмета и метода философии. Исследование предваряется обозначением проблем, возникающих перед человеком: «что есть мир», «что такое человек», «каково предназначение сознания» и «есть ли всеобщий смысл у жизни человека». В.Д. Комаров приходит к самостоятельному и новаторскому определению, что «смысл жизни - в самом развитии человеческого рода, в его космическом, вселенском происхождении». (с. 43)

Рефлексируя о предмете философии, В.Д. Комаров определяет философию как

«всеобщую теорию освоения мира, познания сущности духа и самопознания человека». Таким образом, предмет философии выражается в тройственном содержании, что делает это определение диалектически развивающимся, логически непротиворечивым и эстетически элегантным.

Следует признать, что триада как синтез трех частей, как структурное триединство, встречается в философских размышлениях В.Д. Комарова довольно часто и, по-видимому, не случайно. Автор предлагает рассматривать мир в диалектической парадигме, то есть, как процесс, состоящий из трех стадий (тезис-антитезис-синтез). Диалектика буквально принизывает содержание всех глав, написанных В.Д. Комаровым.

Метод философии предстает в изложении В.Д. Комарова в качестве «способа рассуждений мыслителей по философским проблемам» [с. 47]. Классификация методов философского мышления излагается в исторической ретроспективе: диалогический, метафизический, диалектический и диалектико-материалистический методы философствования. В.Д. Комаров остается верен своему диалектическому кредо: метод материалистической диалектики «превратился в основной способ развития научной философии, стал методом глубокого и реалистического философствования» [с. 50].

Вторую главу В.Д. Комаров посвятил изложению основных положений и понятий философии бытия, т.е. философской онтологии. Важнейшей концептуальной предпосылкой философского понимания бытия является определение мира как универсума.

В первом разделе автор выносит на обсуждение основные категории онтологии: единое, конечное и бесконечное, сущность и существование, бытие и небытие. В качестве видов бытия признаются природа, человек, общество (социум) и дух.

Во втором разделе второй главы излагаются основы современного учения о материи. Автор выделяет три вида материи - вещественная структура (вещество), полевая структура (поле) и вакуум. Особое значение В.Д. Комаров придает изучению трех видов реальности: объективной реальности (отражение в сознании природных объектов), субъективной реальности (элементы духовной жизни) и сотворенной реальности (элементы «второй природы»). В итоге, автор обозначает реальность как «познанную человеком часть бытия» [с. 57], а сотворенная реальность выступает как синтез двух противоположностей -объективной и субъективной реальностей.

Заслуживает внимания предложенное В.Д. Комаровым определение материи: «материя есть узловая философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо и вне сознания человеческого рода, отражаемую в его познавательной деятельности и практически преобразуемую людьми в определенных культурных формах» [с. 58]. Полагаем, что попытка переосмыслить ленинское определение материи с учетом развития фундаментальных наук о природе, обществе и человеке имеет достаточно реальные основания для научного признания. Однако, в определении В.Д. Комарова, как и в определении В.И. Ленина отсутствует ответ на фундаментальный вопрос бытия: материя вечна или нет? На этот вопрос определение не дает прямого и окончательного ответа.

В качестве иллюстрации к определению материи, а также исходя из сущности форм движения материи, В.Д. Комаров предложил схему уточненной научной картины мира: 1) астрономическая форма материи предполагает единство химических и физических процессов; 2) геологическая форма материи отражает единство физических, химических и биологических процессов; 3) географическая (геоэкологическая) форма материи предполагает единство социальной и всех остальных форм материи [с. 60].

Чрезвычайно интересной и по своей природе более современной следует считать предложенную В.Д. Комаровым классификацию форм движения материи, разработанную Ф. Энгельсом еще в XIX веке.

Полезной и методически значимой следует считать информацию о современных концепциях диалектики - конкретно-всеобщей и абстрактно-всеобщей, в единстве которых автор усматривает новизну современной формы научного материализма. Конкретно-всеобщая концепция, по мнению автора, характеризует развитие в пределах одной из основных форм, а абстрактно-всеобщая концепция обобщает данные о развитии мира в целом.

Третий раздел второй главы посвящен рассмотрению учения о сознании. Сознание определяется В.Д. Комаровым как человеческое проявление духа. В основе учения о сознании положено основополагающее свойство всей материи - развивающееся отражение. Чрезвычайно важным для понимания сознания становится определение духа. Причем, автор понимает под духом не сверхъестественное начало, но «производный от развития материаль-

ных систем способ самоорганизации объективной реальности» [с. 61]. И здесь В.Д. Комаров исходит не из метафизического представления о духе, а раскрывает его диалектическую сущность - дух как способ самоорганизации развивается вместе с самой материальной системой.

Новизну философской картине мира В.Д. Комарова придает новая форма отражения - информация, которая определяется автором как «упорядоченно отраженное разнообразие системных элементов и свойств» [с. 62]. Сознание, по мнению автора, имеет различные формы бытия: 1) мышление; 2) эмоции, язык, речь, воображение; 3) духовность (светская и религиоз -ная). Систему основных функций сознания составляют познавательная, конструктивная и преобразовательная функции.

Заслуживает научного одобрения определение сознания, предложенное В.Д. Комаровым: «сознание есть порожденный общественным развитием способ существования человеческого духа, при котором психическое отражение бытия поднимается с эмоционального на мыслительно-оценочный уровень, становясь интеллектуальным средством целесообразного преобразования действительности» [с. 65]. Мы видим, что в предложенном определении каждое слово несет определенное смысловое значение, отчего само определение предстает чрезвычайно насыщенным и целостным понятием.

Третья глава подготовлена кандидатом философских наук, доцентом А.А. Макейчиком. Глава содержит изложение методологических основ философии познания. Структурно глава состоит из трех разделов.

В первом разделе познание представлено как предмет гносеологии. Методологическую основу познания образуют принципы познаваемости, принцип объективного единства мира, принцип эволюционной природы познания, принцип взаимосвязи познания и социальной практики, а также принципы отражения и творчества. Способом существования познания выступает деятельность, носителем которой является человек [с. 69]. В качестве научных категорий теории познания выступают сущность познания, цель познания, знание, практика, познавательная ситуация, объект, предмет и субъект познания, средства познания. Детальному философскому описанию подлежат уровни, формы и стадии индивидуального познания. В индивидуальном познании А.А. Макейчик выделяет три стадии: перцепцию, представление и

мышление. Перцептивное познание состоит из трех форм - ощущение, восприятие и эмоции. Формами познания на уровне представления выступают представление, воображение, образная память. Формами мысленного познания выступают понятие, суждение и умозаключение.

Второй раздел главы посвящен исследованию истины и заблуждения. Авторское представление истины предлагает обозначить основные четыре направления поисков истины: 1) истина как форма организации познавательного опыта (мнение большинства, полезность, вера, конвенция); 2) истина как свойства вещей и субстанции (соответствие вещи своей сущности); 3) истина как соответствие одного сознания другому; 4) истина как соответствие знания об объекте самому объекту. Раздел заканчивается описанием таких свойств истины как объективность, адекватность, развитие, относительность, абсолютность, конкретность.

В третьем разделе третьей главы философскому исследованию подлежит научное познание как вид коллективной духовной деятельности по производству знаний.

В качестве особенностей научного познания А.А. Макейчик выделяет его процедурную упорядоченность, специальный язык и глубину постижения предметов. Основными формами научного познания признаются научная проблема, гипотеза, теория, научная парадигма. Автором выделяют два уровня познания - эмпирический и теоретический. В заключении предлагается классификация научных методов: 1) методы эмпирического исследования; 2) методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях; 3) методы теоретического уровня.

Третья глава заканчивается разделом, посвященным проблемам творчества в познании. А.А. Макейчик освещает в повествовательном ключе категории познавательного творчества: эвристику, личностные основы творчества, рациональные и иррациональные алгоритмы творчества, критическое и дивергентное мышление. Достаточно подробно исследует интуицию и интуитивное творчество, выделяя при этом стадии интуитивного процесса.

Таким образом, теория познания нашла в методическом пособии достаточно подробное освещение и описание. Классическое содержание философской теории познания излагается понятным для студентов научным языком. Систематизация объемного методического материала соответствует классическим концепциям диалектико-ма-

териалистической философии, дух которой упорядочивает чрезвычайно объемный «арсенал» гносеологических категорий.

Во второй части учебного пособия, вышедшего в 2007 г. нашли отражение четыре раздела философии. Глава 4, подготовленная кандидатом философских наук, доцентом А.А. Макейчиком, посвящена изложению основ научной аксиологии.

В первом разделе автор предлагает обратиться к философской категории аксиологического. Научно-методологическое признание может получить предложенное А.А. Макейчиком определение аксиологии как знания о мире и его элементах во взаимосвязи с человеком и обществом в смысле их значения для жизнедеятельности людей, а также о достоинстве самих людей в их отношении к себе и миру. Ключевыми понятиями аксиологии автор признает благо, оценочную ситуацию, оценку, достоинство.

По нашему мнению, в этом разделе с самого начала надо определить, что оценка логически вторична по отношению к знанию. Подлинная ценность всегда основана на достоверном знании о вещи и явлении.

Второй раздел содержит размышления автора о сущности ценности. А.А. Макей-чик предлагает достаточно небольшое, но содержательно емкое определение ценности: «ценностью называется объективированная положительная оценка, удовлетворяющая аксиологическим критериям» [с. 12]. Однако возможно и более точное и простое определение сущности ценности: как положительного, благоприятного отношения субъекта к вещи или явлению реальности.

Основными признаками (критериями) ценностного автор признает антропность, объективно-субъективную интегратив-ность, самодостаточность, атрибутивность и устойчивость блага, что и находит свое достаточно подробное методологическое описание.

В третьем разделе представлена типология ценностей. Авторская классификация ценностей базируется на таких основаниях как предмет оценки, субъект оценки и форма существования ценностей. Философскому исследованию подлежат основные типы ценностей - ценность человеческой жизни, социальная свобода, добро, красота, любовь.

Глава 5 раскрывает основы философской антропологии. В.Д. Комаров придерживается диалектико-материалистическо-го понимания проблемы происхождения человека. К сущностным силам человече-

ского рода автор относит производительный труд, общение и мышление. Авторское понимание человека заключается в его интегральной природе: человек есть существо биологическое, общественное и культурное.

Человек как личность становится предметом исследования во втором разделе. Основная идея авторов заключается в том, что «бытие личности начинается с процесса социализации» [с. 78]. В связи с этим поведение личности складывается в результате борьбы таких начал как общение и обособление, когда именно свободная личность достойно разрешает это противоречие. Философское обобщение личностных характеристик позволяет автору определить личность как «философскую категорию, которая обозначает систему обретенных индивидом в общественной жизни человеческих свойств, проявляющихся в его экономическом, социальном, политическом и культурном поведении» [с. 81].

В этом же разделе следовало бы указать, что интегралом свободного развития личности в цивилизованном обществе является степень ее индивидуальности, конкретно-исторической уникальности (см. работы проф. И.И. Резвицкого).

Последний третий раздел пятой главы содержит размышления о смысле человеческой жизни. Обращаясь к категориям диалектико-материалистической философии, В.Д. Комаров полагает, что «реализация истинного предназначения человека возможна только в обществе освобожденного от эксплуатации, высокопроизводительного, научно организованного труда всех категорий трудоспособного населения» [с. 85].

Таким образом, В.Д. Комаров обусловливает реализацию предназначения человека, т.е. смысла его жизни, обществом освобожденного от эксплуатации труда, что в полной мере соответствует диалек-тико-материалистическим представлениям. Действительно, именно общество всей своей структурой и системой устанавливает содержание ценностей, в том числе смысла жизни человека в этом обществе.

В главе 6 В.Д. Комаровым излагаются основы философии общества. Автор сознательно избегает общепринятого термина «социальная философия». С позиции диалектического материализма автор рассматривает общество как социальный организм в его конкретно-исторических формах. Исходя из классических диалек-тико-материалистических представлений, В.Д. Комаров видит целостность обще-

ства в совокупности четырех сфер: сферы производства материальной жизни, социальной сферы, сферы политической жизни и сферы духовной жизни общества.

Обращаясь к категории социального закона, т.е. закона общественной жизни, автор достаточно подробно комментирует открытый марксистко-ленинской социальной философией всеобщий закон развития материальной жизни общества: «соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил общества» [с. 95]. Вместе с этим автор раскрывает сущности социальных законов, сформулированных марксистской философией и подтвержденных социальной практикой: закон классовой борьбы, закон возрастающей роли народных масс в историческом процессе, закон возрастающей роли духовной культуры в общественном развитии, закон общественного прогресса.

В третьем разделе В.Д. Комаров обращается к исследованию цивилизационно-го подхода в описании общества, обозначив этот подход термином «философия цивилизации». Автор анализирует цивилизацию как исторически определенное состояние человеческого рода, в которое различные общества вступают и пребывают в разное время.

Здесь резонно было бы логически различить иногда отождествляемые понятия «культура» и «цивилизация» по отношению к странам и народам. Ведь в ряде трудов В.Д. Комарова было показано, что сущность любой культуры в том, что это способ существования человеческой деятельности, а цивилизация - состояние разумного преобразования людьми природных вещей и явлений в социальные блага. Цивилизованность выражает абсолютное начало культуры страны, а варварство - ее <культуры> конкретно-историческую относительность. В этом смысле дикость - это бескультурье.

Анализу подлежат материальное основание цивилизации, социальная организация жизни, этнические субъекты общественной жизни, цивилизационные свойства человека - мышление, социальная свобода, социальный интеллект, комфортабельность. В заключение автор приходит к выводу, что «по мере формирования постиндустриального общества, в ряде стран современного мира начался процесс превращения мировой цивилизации во всемирную (планетарную) цивилизацию» [с. 107].

В заключительной 7 главе В.Д. Комаров обращается к исследованию актуаль-

ных геополитических проблем, наиболее разработанных современной философской наукой.

В первом разделе излагаются методологические основы философии техники. Автор выделяет три этапа научно-технического прогресса: машинно-энергетический, машинно-вещественный и машинно-информационный этапы. Примечательно, что автор, исходя из образовательной специфики вуза, определяет сущностью инженерной деятельности «использование достижений науки в процессе создания и производства качественно новой техники для развития технико-технологической базы общества» [с. 113].

Второй раздел посвящен основам философии коммуникации. Автор раскрывает сущность таких философских категорий как общение, средства общения, пространственное бытие коммуникаций, духовно-информационная коммуникация. Нельзя не согласиться с утверждением авторов о том, что «по мере глобализации мирового хозяйства возрастает управляющая роль в социуме культурно-информационной коммуникации» [с. 116].

В третьем разделе В.Д. Комаров предлагает студентам технических вузов познакомиться с философским содержанием глобальных проблем. Автор относит к категории глобальных следующие проблемы: 1) предотвращение термоядерного конфликта на планете Земля; 2) социально-экологическая проблема; 3) этно-демо-графический кризис; 4) энерго-сырьевая глобальная проблема. Подробное освещение глобальных проблем заканчивается социально-философским исследованием процесса глобализации в противопоставлении двух путей её развития - капита-ловластия и трудовластия. Формирование пути трудовластия возможно, по утверждению автора, при формировании цивилизации ноосферного типа.

По результатам ознакомления следует отметить следующие достоинства рецензируемого учебного пособия.

1. Учебное пособие отличается новизной методологического подхода к содержанию каждой главы. Авторами пособия предлагаются обновленные определения ключевых философских категорий и тер-

минов, соответствующие современному уровню развития научного знания и философской науки.

2. В учебном пособии излагаются наиболее важные и наиболее разработанные разделы неоклассической философии. Содержание учебного пособия носит целостный и универсальный характер.

3. Важнейшим достоинством является системность в изложении учебного материала, что позволяет студентам сформировать целостную картину мира. Все предлагаемые темы представляют собой достаточно разработанные системы философских категорий, содержащие наиболее важные методологические аспекты тематических разделов философской науки.

4. Учебное пособие пронизывает сквозная методологическая идея - диалекти-ко-материалистический метод в понимании и теоретическом описании взаимосвязи природы, человека и общества.

5. Учебное пособие отличается ясным языком изложения. Вместе с тем язык пособия не сводится к упрощенному тексту, он понятен и близок молодежной студенческой аудитории.

6. В учебном пособии практически отсутствуют приемы компиляции, широкого заимствования текстов других авторов. К методическим особенностям учебного пособия можно отнести практически полное отсутствие в тексте цитирования и сносок, что свидетельствует об изложении авторской позиции по определению содержания и сущности философских проблем.

7. Достоинством учебного пособия следует признать обращение авторов к марк-систко-ленинской методологии К. Маркса и Ф. Энгельса в ее современном научном представлении. Примечательно, что авторы не столько трактуют основы диалектического материализма, сколько предлагают современное научное понимание ключевых философских категорий в их диалектическом развитии.

8. Модернизированное в научно-методическом аспекте данное учебное пособие вполне может быть рекомендовано к публикации как учебник научной философии для российских вузов широкого профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.