РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «КУРС ЯКУТСКОЙ ГРАММАТИКИ. СИСТЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
И СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ»
_Рецензии_^
Рецензия на учебное пособие «Курс якутской грамматики. Система морфологических категорий и синтаксических конструкций» Якутск, 2004. 202 с. Авторы: Н.И.Данилова, Н.И.Попова, Н.Н.Ефремов
Рецензируемое учебное пособие «Курс якутской грамматики» является системным описанием структурных единиц морфологии и синтаксиса. Авторы рассматривают якутский язык прежде всего как функциональную систему взаимосвязанных друг с другом грамматических элементов и поставили своей целью, с одной стороны, дать студентам понятие о механизме взаимодействия языковых категорий разного уровня, а с другой стороны, раскрыть сущность системных связей внутри-категориальных субстанций. Подчеркивается, что языковая система понимается как совокупность знаков с двусторонней сутью: планом выражения и планом содержания. Способ их организации в тексте (устном и письменном) интерпретируется как структура языковой системы.
Морфология с этой точки зрения представляется субстанциальной категорией, а части речи выделяются на основе классифицирующих признаков.
Описание синтаксиса якутского языка построено на концепции о структурной типологии моно-полипредикативных конструкций, реализующих себя в едином функционально-семантическом поле. При написании данного раздела учебного пособия в полной мере использована высоко оцененная специалистами монография Н.Н.Ефремова «Полипредикативные конструкции в якутском языке» (Новосибирск, 1998).
В первой части пособия, «Морфологические категории», авторы излагают свое видение морфологии, выгодно отличающееся от традиционного, несколько механистического, описания структурных единиц данного раздела грамматики. Для студентов-филологов особенно полезным является подробнейший анализ компонентов слова. Приведены высказывания и точки зрения виднейших языковедов О.Н. Бетлингка, В.В. Радлова, И.А. Бодуэ-на де Куртенэ, Э.В. Севортяна, А.Н. Кононова, Б.А. Серебренникова, H.A. Баскакова, A.M. Щербака и многих других. Также подробно освещена
проблема разграничения понятий «словообразование» и «словоизменение» (формообразование и формоизменение). Этим отличается рецензируемое учебное пособие от традиционных грамматик, где сохраняется известная схема позиционирования аффиксов (см. академическую грамматику, 1982).
Система частей речи — один из сложных и трудных вопросов грамматики - в пособии рассматривается в русле сложившейся в современной тюркологии концепции о глубинных функциональных факторах, признаваемых классифицирующими или категориальными. Авторы книги Н.И.Данилова и Н.И.Попова, получившие в свое время лингвистическое образование в ЛГУ (ныне СПбГУ), - приверженцы петербургской школы и поэтому в своем анализе вопросов, связанных с частями речи и грамматическими категориями, следуют принципам, высказанным ленинградскими-петербургскими учеными (А.Н. Кононов, С.Н. Иванов, A.M. Щербак, В.Г. Гузев и др.).
Констатируемые в якутском языке части речи -имена существительные, имена прилагательные, наречия, числительные, глаголы, частицы, союзы, послелоги и модальные слова - хотя и выделены по классифицирующим (категориальным) признакам, согласно концепции В.И. Гузева, не противоречат принятой в якутском языкознании схеме. Автору рецензии казалось бы логичным в этом смысле последовательно применить систему, основанную на приоритетности категориальных признаков. Такой подход, безусловно, классифицирует четыре части речи (группы слов): имя существительное, прилагательное (а не имя прилагательное!), глагол, наречие (качественная семантика). Местоимения и числительные подпадают под категориальное определение предметности и признака. Служебные части речи следовало бы назвать просто служебными словами, так как они никакими классифицирующими признаками не обладают. Впрочем, это ни в коем случае не упрек авторам, а лишь мнение рецензента. Понятно, что авторы
Наука и образование, № 4(40), 2005
АРТЕМЬЕВ
руководствовались прежде всего задачами реализации учебного курса для студентов и особенностями составления учебного пособия.
В пособии изучение грамматических категорий якутского языка осуществляется в русле принятых авторами подходов к морфологии, иногда отличных от традиционных. Так, грамматика представлена в виде анализа только словоизменительных категорий имени и глагола. Такой подход «облегчает» фактологический корпус грамматики, придает ей стройность и логику, поэтому вполне оправдан. Без всякого преувеличения, именно благодаря этому обстоятельству авторам удалось подробно и во многом превосходным образом остановиться на особенностях функционирования именных и глагольных категорий, чего вряд ли они смогли бы сделать при «перегруженности» описания фактическим материалом.
Глагольные категории в данном пособии рассмотрены в свете функционально-семантического подхода к тюркскому глаголу, предложенного петербургским ученым В.Г. Гузевым (Очерки по теории тюркского словоизменения. Глагол. Л., 1990). В якутском языке категории глагола достаточно подробно описаны (Л.Н. Харитонов, Е.И. Корки-на и др.), поэтому любопытной представляется новая интерпретация в плане современных тенденций в тюркологии. Поскольку авторами признается, что не все грамматические категории глагола ими осмыслены в новом направлении, в пособии вынесены две из них: категория времени и категория залога. В дальнейшем было бы интересно рассмотреть проблемы аспектуальности, статуса, глагольных средств вторичной репрезентации в якутском языке в этом русле.
Вторая часть пособия «Моноцентрические синтаксические конструкции», посвященная синтаксической системе якутского языка, основана на теоретической интерпретации типологии монопредикативных и полипредикативных конструкций. Ее базовой концепцией декларируются идеи, высказанные в трудах О.Н. Бетлингка и Е.И. Убрятовой:
о морфологических категориях как компонентах синтаксических категорий; об универсальном характере способов и средств связи элементов синтаксических конструкций разного уровня.
Развитие этой концепции приводит автора (H.H. Ефремов) к выводу о представлении синтаксических конструкций как единиц языка в качестве структурно-функциональных моделей, образующих определенные семантические системы.
Модели полипредикативных конструкций якутского языка в пособии даны в виде цепочек морфем - синтаксических и послеложных (синтети-ко-аналитических) построений, а также в форме аналитических скреп.
Модели монопредикативных конструкций освещены в свете теории валентности (Попова Н.И. Монопредикативная конструкция в якутском языке. Якутск, 1995) и тем самым несколько отличаются от точки зрения новосибирских ученых (Н.Ч. Серээдар, Е.К. Скрибник, М.И. Черемисина).
Такой концептуальный анализ синтаксической системы является новым в якутском языкознании и безусловно «свежей струей» в ее изучении в Якутском государственном университете. Насыщенность материала символами для записи формул синтаксических конструкций потребует от преподавателей предварительной подготовительной работы со студентами по выработке понятийного аппарата для успешного усвоения курса.
Отдельные критические замечания по поводу некоторых позиций авторов нисколько не принижают научно-методической ценности данного издания. Учебное пособие «Курс якутской грамматики. Система морфологических категорий и синтаксических конструкций» авторов Н.И. Даниловой, Н.И. Поповой, H.H. Ефремова вне всяких сомнений представляет собой достойное явление в учебной литературе по якутскому языкознанию и вместе с тем является конструктивно полезным подспорьем для ознакомительного курса по якутскому языку в любом учебном заведении, где изучаются тюркские языки.
АРТЕМЬЕВ Н.М., д.филол.н., профессор, зав. кафедрой алтайских языков Института народов Севера РПГУ им. А.И.Герцена.
—
Наука и образование, № 4(40), 200$