Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие: «Кубановедение. Кубань в ХХ - начале XXI века. История. Люди общество. » учебное пособие (с электронной версией) для 11 класса общеобразовательных учреждений. А. А. Зайцев, Е. В. Морозова, Н. В. Плотичкина и О. А. Бориско, М. А. Егупова, А. Б. Сазантович, И. С. Башкаков, Т. И. Беляева. Краснодар: Перспективы образования, 2015'

Рецензия на учебное пособие: «Кубановедение. Кубань в ХХ - начале XXI века. История. Люди общество. » учебное пособие (с электронной версией) для 11 класса общеобразовательных учреждений. А. А. Зайцев, Е. В. Морозова, Н. В. Плотичкина и О. А. Бориско, М. А. Егупова, А. Б. Сазантович, И. С. Башкаков, Т. И. Беляева. Краснодар: Перспективы образования, 2015 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1044
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КУБАНЬ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / КАЗАЧЕСТВО / СТАНИЦА / ПРАВО / ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНСОЛИДАЦИЯ / RUSSIA / KUBAN / KRASNODAR REGION / COSSACKS / VILLAGE / LAW / ECONOMICS / CULTURE / INTERACTION / IDENTITY / CONSOLIDATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бугай Николай Федорович, Мамаев Махач Ильясович

В рецензии проведен тщательный анализ всех составных частей книги, которая, несомненно, привлечет внимание прежде всего преподавателей истории и учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений края. Комплексное представление материалов заметно пополняет курс современной истории России и обогащает его конкретным материалом о жизни российского казачества и как составной части кубанского казачества. Наряду с материалами справочного характера, что необходимо для подобного рода исследований, представлены и содержательные разделы о социально-экономическом состоянии края, интересах разных слоев населения, многонациональном факторе и религиозных верованиях. Казаки по своему менталитету воинственны, и эта черта передается из поколения в поколение. Но стремления казаков в этом плане прозрачны защита целостности своего Отечества, верное служение ему, безграничная приверженность к православной вере. Немаловажный момент связан с идентичностью российского казачества, его ментальностью, «кубанской спецификой», особенностями, отношением к власти на разных срезах истории, к разным ее выразителям, как военным, так и гражданским. Как известно, у казачества получил развитие институт судейства: при каждом атамане куреня, станицы работали судьи. Казаки последовательно соблюдали закон как применительно к собственной семье, так и в широком плане в государстве, вели борьбу с правонарушителями, будь то казаки или представители проживавших рядом разных этнических общностей, с которыми приходилось взаимодействовать. Предлагаемая новая работа по кубановедению по своему содержанию и направленности подчинена решению главной задачи воспитанию культуры межэтнического общения в условиях многонационального региона, формированию самосознания и национального сознания в условиях России в ее новом формате, воспитанию патриотизма, формированию установок толерантности. Все темы, составляющие части рецензируемой книги, раскрыты с достаточной полнотой и на высоком научном уровне. Издание не лишено некоторых неточностей, упущений, на которые следует обратить внимание при следующем обращении к изучаемой теме и переиздании книги. В целом же это существенное подспорье в изучении основного курса истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бугай Николай Федорович, Мамаев Махач Ильясович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of Study Guide: «KUBAN STUDIES. KUBAN IN THE XX CENTURY - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY. HISTORY. PEOPLE SOCIETY.» Study Guide (electronic version) to grade 11 of educational institutions. A.A. Zaitsev, E.V. Morozova, N.V. Plotichkina and O.A. Borisko, M.A. Egupova, A.B. Sazantovich, I.S. Bashkakov, T.I. Belyaeva. Krasnodar: Perspectives on Education, 2015

In a review of a thorough analysis of all the component parts of the book that will surely attract the attention first of all history teachers and students in 11 classes of educational institutions of the region. A comprehensive presentation of the material significantly adds to the course of modern history of Russia and enrich its specific material about the life of the Russian Cossacks and as part of the of the Kuban Cossacks. Along with the reference materials of pure nature that is needed for this kind of research are presented and informative sections on the socio-economic condition of the region, the interests of different strata of the population, the multinational factor and the religious beliefs of the population. Cossacks in its warlike mentality, and this trait is passed from generation to generation. But the aspirations of the Cossacks in this respect are transparent protecting the integrity of the Fatherland, faithful service to him, boundless devotion to the Orthodox faith. The important story is linked with the identity of the Russian Cossacks, its mentality, "Kuban" specificity, especially for the rule on different sections of history, to various of its exponents, both military and civilians. As is known from the Cossacks received a development institute of judging for each Ataman smoking, working village judge. Cossacks series comply with the law as applied his own family, and chic plan in the state, fought against offenders, it is considered in relation to the Cossacks and representatives of different ethnic communities living with the Cossacks, and with whom to interact. The proposed new work Kuban studies in its content and orientation of the decision is subject to the main task a culture of interethnic communication in a multi-ethnic region, the formation of national identity and the creation of conditions in Russia in its new format, patriotism, formation of tolerance. All parts of the book under review are disclosed in sufficient detail and at a high scientific level. The publication is not without some inaccuracies and omissions to which attention should be paid during the second address to the topic under study and reprint. In gengeneral, it is an essential tool in the study of the basic course of Russian history.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие: «Кубановедение. Кубань в ХХ - начале XXI века. История. Люди общество. » учебное пособие (с электронной версией) для 11 класса общеобразовательных учреждений. А. А. Зайцев, Е. В. Морозова, Н. В. Плотичкина и О. А. Бориско, М. А. Егупова, А. Б. Сазантович, И. С. Башкаков, Т. И. Беляева. Краснодар: Перспективы образования, 2015»

Рецензии

УДК. 930.1

БУГАЙ Николай Федорович, Институт российской истории, Российская академия наук, г. Москва, Россия шко1ау401@уа^ех. ги

МАМАЕВ Махач Ильясович, доктор исторических наук, исследователь, г. Москва, Россия mamaevmahach@list. ги

Рецензия на учебное пособие: «КУБАНОВЕДЕНИЕ. КУБАНЬ В ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА. ИСТОРИЯ. ЛЮДИ ОБЩЕСТВО.» Учебное пособие (с электронной версией) для 11 класса общеобразовательных учреждений. А.А. Зайцев, Е.В. Морозова, Н.В. Плотичкина и О.А. Бориско, М.А. Егупова, А.Б. Сазантович, И.С. Башкаков, Т.И. Беляева. Краснодар: Перспективы образования, 2015

В рецензии проведен тщательный анализ всех составных частей книги, которая, несомненно, привлечет внимание прежде всего преподавателей истории и учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений края. Комплексное представление материалов заметно пополняет курс современной истории России и обогащает его конкретным материалом о жизни российского казачества и как составной части - кубанского казачества. Наряду с материалами справочного характера, что необходимо для подобного рода исследований, представлены и содержательные разделы о социально-экономическом состоянии края, интересах разных слоев населения, многонациональном факторе и религиозных верованиях. Казаки по своему менталитету воинственны, и эта черта передается из поколения в поколение. Но стремления казаков в этом плане прозрачны - защита целостности своего Отечества, верное служение ему, безграничная приверженность к православной вере.

Немаловажный момент связан с идентичностью российского казачества, его ментальностью, «кубанской спецификой», особенностями, отношением к власти на разных срезах истории, к разным ее выразителям, как военным, так и гражданским. Как известно, у казачества получил развитие институт судейства: при каждом атамане куреня, станицы работали судьи. Казаки последовательно соблюдали закон как применительно к собственной семье, так и в широком плане - в государстве, вели борьбу с правонарушителями, будь то казаки или представители проживавших рядом разных этнических общностей, с которыми приходилось взаимодействовать. Предлагаемая новая работа по кубановедению по своему содержанию и направленности подчинена решению главной задачи - воспитанию культуры межэтнического общения в условиях многонационального региона, формированию самосознания и национального сознания в условиях России - в ее новом формате, воспитанию патриотизма, формированию установок толерантности. Все темы, составляющие части рецензируемой книги, раскрыты с достаточной полнотой и на высоком научном уровне. Издание не лишено некоторых неточностей, упущений, на которые следует обратить внимание при следующем обра-

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1 -201-206

BUGAY Nikolay F., Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia nikolay401@yandex.ru

MAMAEV Mahach I., Doctor of Historical Sciences, Researcher Moscow, Russia mamaevmahach@l ist.ru

Review of Study Guide: «KUBAN STUDIES. KUBAN IN THE XX CENTURY - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY. HISTORY.

PEOPLE SOCIETY.» Study Guide (electronic version) to grade 11 of educational institutions. A.A. Zaitsev, E.V. Mo-rozova, N.V. Plotichkina and O.A. Borisko, M.A. Egupova, A.B. Sazantovich, I.S. Bashkakov, T.I. Belyaeva. Krasnodar: Perspectives on

Education, 2015

In a review of a thorough analysis of all the component parts of the book that will surely attract the attention first of all history teachers and students in 11 classes of educational institutions of the region. A comprehensive presentation of the material significantly adds to the course of modern history of Russia and enrich its specific material about the life of the Russian Cossacks and as part of the - of the Kuban Cossacks. Along with the reference materials of pure nature that is needed for this kind of research are presented and informative sections on the socio-economic condition of the region, the interests of different strata of the population, the multinational factor and the religious beliefs of the population. Cossacks in its warlike mentality, and this trait is passed from generation to generation. But the aspirations of the Cossacks in this respect are transparent - protecting the integrity of the Fatherland, faithful service to him, boundless devotion to the Orthodox faith. The important story is linked with the identity of the Russian Cossacks, its mentality, "Kuban" specificity, especially for the rule on different sections of history, to various of its exponents, both military and civilians. As is known from the Cossacks received a development institute of judging for each Ataman smoking, working village judge. Cossacks series comply with the law as applied his own family, and chic plan - in the state, fought against offenders, it is considered in relation to the Cossacks and representatives of different ethnic communities living with the Cossacks, and with whom to interact. The proposed new work Kuban studies in its content and orientation of the decision is subject to the main task - a culture of interethnic communication in a multi-ethnic region, the formation of national identity and the creation of conditions in Russia - in its new format, patriotism, formation of tolerance. All parts of the book under review are disclosed in sufficient detail and at a high scientific level. The publication is not without some inaccuracies and omissions to which attention should be paid during the second address to the topic under study and reprint. In gen-

щении к изучаемой теме и переиздании книги. В целом же это существенное подспорье в изучении основного курса истории России.

Ключевые слова: Россия, Кубань, Краснодарский край, казачество, станица, право, экономика, культура, взаимодействие, идентичность, консолидация.

eral, it is an essential tool in the study of the basic course of Russian history.

Keywords: Russia, Kuban, Krasnodar region, Cossacks, village, law, economics, culture, interaction, identity, consolidation.

26 апреля 1991 г. в условиях жестких трансформаций в Союзе ССР, переходного периода к существованию России в новом государственном статусе был принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». В документе, долгие годы спустя, было заявлено и о российских казаках [4, с. 74-76]. Произошла своеобразная верификация целого направления в истории Российского государства. В законе не только давалось определение самому казачеству [4, с. 74], но и объявлялась реабилитация за все его «прошлые грехи».

Тема российского казачества прозвучала также и в принятом в середине 1990-х гг. гуманитарном документе - Концепции государственной национальной политики Российской Федерации [4, с. 74]. Казачество было удостоено чести возрождения и дальнейшего развития. Все это потребовало коренных изменений в самом остававшемся казачестве, формирования его, разработки нормативно-правовой базы, так как Россия за основу своего развития избирала приоритет права, то есть создавалась как правовое государство.

Концепцией предусматривалась разработка трудов по истории казачества и документальных публикаций с целью возрождения и самой истории, и формирования сознания и самосознания наследников российского казачества. Авторский коллектив предлагаемого издания как раз и придерживался этой идейной установки при подготовке книги для старших классов общеобразовательных учреждений.

Необходимо сразу же отметить, что цель благородная, преследующая, прежде всего, решение задачи познания истории российского казачества, регионов его проживания, предусматривающая «патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, основанное на подвигах кубанских казаков и народов Северного Кавказа во имя Отечества», воспитания патриотов, исходя из жизненного правила «главная основа патриотизма - личность, ее служение Отечеству» [3].

Надо полагать, что задуманная цель нашла должное исполнение в рецензируемом труде.

Успешно реализован и задуманный структурированный план. Научная работа исполнена грамотным научным и в то же время доходчивым языком, с применением известных методов исследования, привлечением богатого иллюстративного материала, и обеспечена электронной версией.

Заслуживают положительной оценки четко продуманные к каждому из разделов, носящих самостоятельный характер, вопросники, которые призывают читателя к размышлению и проверке усвоения материала, верности трактовок прочитанного. Несомненно, это заметное дополнение к историческим знаниям о регионе России, во многом непростом, со своей спецификой, многонациональностью и многоконфессиональностью.

Вызывает удовлетворение и выбор авторами метода подачи материла в разделах книги. Текст, вопросы к нему, примечания по тексту, ссылки на существующие документы - все это, несомненно, расширяет знания учащихся о различных сторонах обустройства государства, жизни края, региона.

Содержание книги позволяет сделать вывод, что авторский коллектив в определенной степени обладает интегральной компетентностью в рассматриваемой теме, свободно привлекает такие методы исследования смежных дисциплин, как социологии, политологии, музееведения. Все это позволяло представить данный труд на высоком теоретическом уровне, с широким привлечением положительных практик в становлении и развитии общества на территории Кубанского казачьего войска, Кубани и Краснодарского края.

Ощущается и такая особенность: авторы, излагая материалы, постоянно видят перед собой ученическую аудиторию. Внимание сосредоточивается на узловых моментах, объединяющих разные стороны жизни региона, в первую очередь казачьего сообщества, как основной части населения, а также пришлого люда, представителей других этнических общностей и национальных меньшинств. Авторами широко применен метод сопоставления эпох, альтернативный метод И. Смелзера, сбалансированной подачи познавательного материала, содействующего приращению знаний учеником.

Благодаря справочной подаче материала и схематичного его построения авторам в той или иной мере удается охватить богатый событийный ряд. И хотя в предисловии не сказано о лидерах прошлого, заслуживающих почетного места в истории региона, например Г. Потемкине, генерал-поручике М.В. Суворове (создатель инженерной обороны Кубани), генерал-

полковнике Ю.Б. Бибикове, генерале И.В. Гудовиче, казачьем полковнике, атамане Антоне Го-ловатом, тем не менее на основе рассмотренного событийного ряда авторы подводят читателя (учащегося) к начальному этапу нахлынувших преобразований России в первом десятилетии ХХ в.

Авторами верно упоминается о связи казаков России с такими эпохальными событиями, как русско-японская война 1904-1905 гг., в ходе которой казаки, как кубанские, так и донские, проявляли дерзновенную смелость при разгроме врага. При этом в войне 1914-1918 гг. были задействованы казаки всех родов войск России. В борьбе с врагом проявили себя и отряды, состоявшие из известных к этому времени казаков-пластунов. Они уже имели свою сложившуюся историю как личного состава пеших казаков, бравших начало еще в недрах Черноморского казачьего войска, где из них составлялись как команды, так и воинские части.

По-нашему мнению, авторы дают верную оценку роли казаков в первой русской революции 1905-1906 гг., опровергая сложившиеся стереотипы, представляющие казаков только как «душителей революции». Всестороннее изучение архивных документов применительно к казачеству Кубани этого периода как раз свидетельствует о другом. Казачьи атаманы не только не с охотой отправляли казаков по разнарядке в войска для борьбы с восстававшими рабочими, но и припрятывали их, поясняя тем, что они необходимы и на местах для исполнения сторожевой службы. Так было и в период восстаний рабочих в г. Сочи, Новороссийске и др.

В книге авторы представляют казака как личность, приверженную православию, перед которой в первую очередь стояла служба по защите Отчества, а во вторую - хозяйственника, работающего на своей земле [1]. Правда и то, что казачье офицерство владело огромными массивами земель, передаваемых ему царским двором за службу на благо России.

Однозначно, революция не может протекать без кровопролития, однако казаков не следует рассматривать как исключительно альтернативную силу революции. В последующем это получило подтверждение практикой. Там, где большевиками на высоком уровне была поставлена агитационная работа, там казаки восприняли лозунги революции. Происходила глубокая ломка сознания, что остается бесспорным фактом.

Революция породила и новые партии, и новые течения. Сбалансированными оценками отличается и период событий, связанных с Гражданской войной, в том числе деятелям противостоявшего лагеря - А.И. Деникину, Л.Г. Корнилову, А.П. Филимонову, В.Г. Науменко. Гражданской войной общество было разделено на разные политические направления -муниципальные общественные организации (кадеты), четко вырисовывавшийся революционный путь и ему альтернативный: красные и белые. Но для Кубани был еще и третий путь, поиском которого было занято черноморское крестьянство, взявшее за образец меньшевистскую Грузию. Там в горах действовали отряды «зеленых», выступавшие против службы в армии (А. Деникина.)

Нет возражений по содержанию раздела по истории послевоенного периода 1920-1930-х гг. Он посвящен в первую очередь преобразованиям в экономическом секторе государства, проведению новой экономической политики (НЭП), развитию сельхозкооперации, реализации Земельного кодекса в казачьих регионах, анализу трудностей воплощения в жизнь различных мер по проведению коллективизации и индустриализации. Участие в этих процессах населения, психология которого несколько отличались от коллективной, строилась на индивидуальной основе и индивидуальном хозяйстве. У населения (казачьего) коллективный труд не вызывал большого энтузиазма. Поэтому не случайным было движение, возникшее со стороны органов советской власти, - «черные доски». Тем не менее в 1930-е гг. уже были заметны первые результаты организации работы производства. При этом, как пишут авторы, задача была прозрачной - решение проблемы по обеспечению страны продовольствием (99,9% зерна давал социалистический сектор).

Эта тема обстоятельно отражена и применительно к периоду 1940-1964 гг. В первую очередь решалась проблема совершенствования управления хозяйством - система СНХ, осуществлялась борьба с бюрократизмом, издержками административно-командной системы управления и др. Проводился целый комплекс мер, поддержка колхозного хозяйства, налаживание рисосеяния, давшего урожай в 1975 г. 600 тыс. т риса. В это же время впервые осуществлялось строительство индустриальных объектов на Кубани: химзаводы, камвольно-суконный комбинат, заводы ЗИП, РИП и др.

В гуманитарной сфере, как отмечено авторами, шла борьба с космополитизмом, разоблачение группы белогвардейских генералов Шкуро, Улагая, Клыч-Гирея. Все эти политические акции находят освещение, одновременно оцениваются авторами их итоги.

Краснодарский край по составу населения многонационален (население края составляет 5,4 млн человек). Поэтому авторы рассматривают проблему применительно и к разным периодам развития советской государственности, как и в современных условиях (1990-е - 2013 гг.).

Длительное время преобладающим остается русское население. В условиях миграционных процессов 1990-х гг. в Россию переселилось более 13 млн человек. Не оставался в стороне от этих процессов, как отмечается в книге, и рассматриваемый регион. Ученики могут проследить эволюцию этих перемещений населения.

Наряду с этим анализируется и ход самого процесса нациестроительства в границах края, а также состояние советского строительства. Выявлены формы совершенствования отношений с автономным образованием адыгейцев. Особой стороной выступает и сотрудничество с этническими меньшинствами в крае - армянами, абхазами, цыганами, турками-месхетинцами и другими, успехи и недостатки этих контактов, развитие международных отношений с соседями в пограничной зоне, приграничной торговли и другое [2].

Авторы, оставаясь верными существующей установке - строительству России на новой правовой основе, представляют специальный раздел, посвященный законодательной базе государства, институциализации этого направления, его структурных составляющих. Молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен представлять содержание и практики этой стороны деятельности аппарата законодательной власти, быть знакомым с принципами осуществления судопроизводства, развития государственного права, содержанием правовых отношений, принципами работы органов законодательной власти Российской Федерации. Путем постановки ряда соответствующих вопросов к теме авторы вовлекают в дискуссию и самого читателя (ученика). Раздел воспринимается с интересом. Показана практика выработки новых нормативно-правовых актов, отвечающих требованиям современного развития региона.

В книге дано всестороннее толкование понятия идентичности, в конкретном плане - региональной, которая объединяет в данном направлении такие категории, как отношение к родному отечеству (территория, природа, ландшафт, климат и др.), языковую идентичность.

Наряду с решением проблем жизнеобеспечения в регионе, в связи с решением основополагающих задач - развитием экономического сектора (промышленность, аграрная сфера), важным остается и такое направление, как реализация мер государственной социальной политики, что является одним из основных показателей уровня жизни населения региона, способности истеблишмента решать вопрос регулирования жизни в крае. Об этом в разделе приведен убедительный, аргументированный материал, сопровождаемый богатым иллюстративным рядом.

В связи с этим много внимания авторами уделено человеку труда, чем пренебрегают многие современные разработки и, тем самым, преуменьшает роль личности в истории. В рассматриваемом регионе усилиями его тружеников (город, станицы) создаются богатства в возрождающемся индустриальном секторе и, особенно, в аграрном, где занята значительная часть населения края, решающая проблему обеспечения продовольствием населения России. При этом особо подчеркивается появление новых технологий, усиление роли науки в развитии экономики, обмена новыми технологиями. Показаны в связи с этим и механизмы реализации этих мер, такие как устройство международных выставок, организация приграничной торговли. Материал подан увлекательно, особенно для молодежи, проявляющей интерес к техническому прогрессу, стремящейся быть непосредственным участником этих процессов.

Широко представлена тема культурного развития региона на разных этапах истории. Такой подход правилен. По нашему мнению, одной из причин обострения межэтнических отношений в 1990-е гг. и в последующее время на Северном Кавказе, непосредственно в Краснодарском крае, выступал нарушенный диалог культур. Народы стали больше отдаляться друг от друга, изолироваться в своих «национальных квартирах», что приводило к разрыву тесных контактов, ослаблению обогащения национальных культур. Отсутствие необходимой поддержки со стороны государства не позволяет идти по пути их объединения, обогащения, тесного знакомства и, соответственно, взаимовлияния в решении основных государственных задач жизнеобу-стройства самих народов. Авторы представили богатейший арсенал механизмов решения этой сложной и важной проблемы в формировании самосознания и национального сознания населения региона. Он может быть использован как богатая практика, опыт и другими регионами страны. Приведены десятки фамилий тех, кто продвигает эту тему в жизнь, делает ее насыщенной, формирует духовный потенциал, определяя место в этом процессе и общества, и церкви и других институтов гражданского общества.

Вывод в данном случае может быть только положительный: представленное учебное пособие «Кубановедение» для учащихся 11-х классов соответствует поставленным в нем задачам и может быть использовано в образовательно-просветительской практике.

Наряду с этим, при необходимости увеличения тиража, повторном издании с учетом материалов 2013-2105 гг., было бы целесообразным обратить внимание на некоторые неточности по тексту чисто событийного свойства.

1. При анализе идентичности следовало бы отметить и её более узкое значение в границах региона - станицы. Дело в том, что в менталитете казачьего населения особое место занимает «своя станица». Казак, покинувший станицу, свой родной дом, всегда помнит об этом понятии, и оно сопровождает его всю жизнь, постоянно перед ним возникает вопрос: «Зачем я свой дом родной оставил?». Возможно, этим во многом объясняется и привязанность казаков к своему куреню, станице.

2. Было бы полезным в список литературы к изданию внести и публикации по истории станиц Краснодарского края. Таких работ, к сожалению, не так много, но они в значительной степени дополняют материал по регионоведению.

3. В книге не совсем точно назван закон о реабилитации казачества и дата ежегодного проведения парада казачества, связанная с принятием 26 апреля 1991 г. Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».

4. Некорректно назван параграф «Образование Краснодарского края», хотя в нем речь идет о народном образовании.

Отмеченные неточности не умаляют достоинств представленного на рецензирование труда. Книга «Кубановедение» выполнена на высоком научном уровне и заслуживает внимания. Ее содержание направлено на формирование целостного историко-географического и социокультурного образа малой родины, развитие гражданских качеств патриотического отношения к России и своему краю, в полной мере содействует активному участию молодежи в решении задач экономики и возрождения культуры в условиях рыночных отношений в России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бугай Н.Ф. Казаки Юга России: конститутивность, эволюция, современность. (ХХ - ХХ1). Исторический экскурс. -М., 2015.

2. Бугай Н.Ф., Мамаев М.И. Турки-месхетинцы: Грузия, Узбекистан, Россия. США. - М., 2009.

3. Патриотизм - составляющая государственной национальной политики России: теория, практика / Отв. ред. А.Н. Сахаров. - М.: Голден-Би, 2010.

4. Реабилитация народов России / Сб. документов. - М.: Инсан, 2000. - С. 74-76.

REFERENCES

1. Bugay N.F. The Cossacks of Southern Russia: constitutive, evolution, modernity. (XX-XXI). Historic excurse. [The Cossacks of Southern Russia: constitutive, evolution, modernity. (XX - XXI). Historic excurse]. Moscow, 2015. (in Russ.)

2. Bugay N.F., Mamaev M.I. Meskhetian Turks: Georgia, Uzbekistan, Russia. USA. [Meskhetian Turks: Georgia, Uzbekistan, Russia. USA]. Moscow, 2009. (in Russ.)

3. Patriotism is a component of the state national policy of Russia: Theory, Practice]. Ed. A.N. Sakharov. [Patriotism is a component of the state national policy of Russia: Theory, Practice]. Ed. A.N. Sakharov. Moscow, "Golden Bee", 2010. (in Russ.)

4. Rehabilitation of the peoples of Russia. Collection of documents. [Rehabilitation of the peoples of Russia. Collection of documents]. Moscow, "Insan", 2000, pp. 74-76. (in Russ.)

Information about the author Информация об авторе

Бугай Николай Федорович, доктор истори- Bugay N.F., Doctor of Historical Sciences, Profes-

ческих наук, профессор, главный научный sor, Principal Research Associate, Institute of Rus-

сотрудник, Институт российской истории, sian History, Russian Academy of Sciences,

Российская академия наук, Moscow, Russia

г. Москва, Россия, nikolay401@yandex.ru nikolay401 @yandex.ru

Mamaev M.I., Doctor of Historical Sciences, Re-

Мамаев Махач Ильясович, доктор истори- searcher

ческих наук, исследователь, mamaevmahach@list.ru mamaevmahach@list.ru

Получена: 21.12.2015

For article citation: Bugay N.F., Mamaev M.I. Re-

Для цитирования статьи: Бугай Н.Ф., Мама- view of Study Guide:

ев М.И. Рецензия на учебное посо- «Kuban studies. Kuban in the XX century - the be-

бие:«Кубановедение. Кубань в ХХ - начале ginning of the XXI century. History. People Socie-

ХХ! века. История. Люди Общество.» Учеб- ty.» Study Guide (electronic version) to grade 11 of

ное пособие (с электронной версией) для educational institutions. A.A. Zaitsev, E.V. Moro-

Received: 21.12.2015

11 класса общеобразовательных учреждений. А.А. Зайцев, Е.В. Морозова, Н.В. Пло-тичкина и О.А. Бориско, М.А. Егупова, А.Б. Сазантович И.С. Башкаков, Т.И. Беляева. Краснодар: Перспективы образования, 2015». Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 1. с. 201-206. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1 -201-206

zova, N.V. Plotichkina and O.A. Borisko, M.A. Egupova, A.B. Sazantovich, I.S. Bashkakov, T.I. Belyaeva. Krasnodar: Perspectives on Education, 2015». [Retsenziya na «Kubanovedenie. Kuban' v XX - nachale XXI veka. Istoriya. Lyudi Ob-shchestvo. Uchebnoe posobie (s elektronnoy ver-siey) dlya 11 klassa obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. A.A. Zaytsev, E.V. Morozova, N.V. Plotichkina i O.A. Borisko, M.A. Egupova, A.B. Sazantovich I.S. Bashkakov, T.I. Belyaeva. Krasnodar: Perspektivy obrazovaniya, 2015»]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 1. Pp. 201-206. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1 -201-206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.