Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: ТРОФИМОВ В.В. ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. - ТАМБОВ: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТГУ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА, 2017. - 171 С.'

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: ТРОФИМОВ В.В. ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. - ТАМБОВ: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТГУ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА, 2017. - 171 С. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INTELLECTUAL PROPERTY LAW / TEACHING AID / LEGAL EDUCATION / LEGAL SCIENCE / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сатина Эльвира Александровна, Иванова Нелли Александровна

Рецензируется учебно-методическое пособие В.В. Трофимова «Право интеллектуальной собственности», изданное на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и предназначенное для студентов уровня бакалавриата, магистратуры, а также всех тех, кто интересуется проблемами права интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сатина Эльвира Александровна, Иванова Нелли Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW FOR EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL TEXTBOOK: TROFIMOV V.V. INTELLECTUAL PROPERTY LAW: TEACHING AND METHODOLOGICAL TEXTBOOK. - TAMBOV: PUBLISHING HOUSE TSU IM. G.R. DERZHAVINA, 2017. - 171 P

The educational-methodical textbook of V.V. Trofimov. «Intellectual Property Law» is reviewed, published on the basis of Tambov State University named after G.R. Derzhavin and intended for students of the level of bachelor, master, as well as all those who are interested in the problems of intellectual property law.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: ТРОФИМОВ В.В. ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. - ТАМБОВ: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТГУ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА, 2017. - 171 С.»

УДК 347; 378 Эльвира Александровна Сатина,

доцент кафедры гражданского права и процесса Тюменского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент

Elvira Aleksandrovna Satina, Associate Professor of the Department of Civil Law and Process

Tyumen State University, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor

Нелли Александровна Иванова, заведующий кафедрой гражданского права Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина,

кандидат юридических наук, доцент

Nelli Aleksandrovna Ivanova Head of the Department of Civil Law Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: ТРОФИМОВ В.В. ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. -

ТАМБОВ: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТГУ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА, 2017. - 171 с.

Рецензируется учебно-методическое пособие В.В. Трофимова «Право интеллектуальной собственности», изданное на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и предназначенное для студентов уровня бакалавриата, магистратуры, а также всех тех, кто интересуется проблемами права интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, учебно-методическое пособие, юридическое образование, юридическая наука, законодательство.

REVIEW

FOR EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL TEXTBOOK: TROFIMOV V.V. INTELLECTUAL PROPERTY LAW: TEACHING AND METHODOLOGICAL TEXTBOOK. -TAMBOV: PUBLISHING HOUSE TSU IM. G.R. DERZHAVINA, 2017. - 171 c.

The educational-methodical textbook of V.V. Trofimov. «Intellectual Property Law» is reviewed, published on the basis of Tambov State University named after G.R. Derzhavin and intended for students of the level of bachelor, master, as well as all those who are interested in the problems of intellectual property law.

Keywords: intellectual property law, teaching aid, legal education, legal science, legislation.

Юридическое образование в современной России призвано играть важную роль в области подготовки квалифицированных специалистов, способных участвовать в рамках своих профессиональных компетенций в тех масштабных модернизационных процессах, которые осуществляются в стране и которые, судя по стратегическим намерениям государственного руководства1, будут осуществляться и в перспективе. Очевидно, что от юристов, имеющих глубокие (фундаментальные) знания в различных отраслях права, может зависеть то, насколько искомые процессы модернизации в обществе станут успешными и плодотворными, так как,

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. 2018. 9 мая. № 75601. С. 4-5.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2018. Вып. 1

по общему правилу, все они так или иначе нуждаются в надлежащем юридическом обеспечении. Тем более, как известно, Российская Федерация избрала курс на диверсификацию экономики, на увеличение инновационной компоненты в структуре экономических связей, курс на более активное научно-технологическое развитие. Это в первую очередь потребует опору на качественную систему правового регулирования интеллектуальной собственности. И уже в этом случае без юристов, знающих право интеллектуальной собственности, просто не обойтись, а значит - все высшие учебные заведения подобного толка с необходимостью должны усиливать подготовку юристов в этом направлении, в том числе делая акцент на разработку соответствующих авторских учебно-методических материалов, учитывающих традиции и новации в области права интеллектуальной собственности. Поэтому следует отдать должное факту того, что внутри многих современных российских вузов создаются самостоятельные учебно-методические основы для преподавания такой столь сложной дисциплины гражданско-правового цикла, как «Право интеллектуальной собственности». Вполне показательным примером в этом плане является и рецензируемое учебно-методическое пособие по праву интеллектуальной собственности, автором которого выступает профессор кафедры гражданского права Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, доктор юридических наук, доцент В.В. Трофимов (изданное на издательской базе университета в 2017 году).

Рецензируемое учебно-методическое пособие предназначено для студентов уровня бакалавриата, а также магистрантов и аспирантов, изучающих проблемы права интеллектуальной собственности. В учебно-методическом пособии систематизирован и в краткой форме изложен учебно-образовательный и методический материал для освоения курса «Право интеллектуальной собственности», представлена характеристика основ правового регулирования отношений в области создания и использования результатов интеллектуальной деятельности.

Целью курса, как следует из пояснительной записки (информационной справки) к программе учебной дисциплины, является формирование у будущего дипломированного специалиста системы теоретических и прикладных знаний, необходимых профессиональных компетенций в области правового регулирования интеллектуальной собственности, способствование овладению обучающимися системой элементарных (базовых) правовых понятий, категорий, принципов, юридических конструкций, которые применяются в сфере интеллектуально-правовых отношений как составной части предмета гражданского права. В рамках образовательного предмета «Право интеллектуальной собственности» будущие специалисты знакомятся с правовыми основами правового регулирования отношений, складывающихся по поводу использования результатов интеллектуальной деятельности. Этот образовательный аспект достаточно отчетливо отражен в данном учебно-методическом пособии.

Учебно-методическое пособие подготовлено на основе классических и актуальных научных разработок в области правового регулирования интеллектуальных отношений, с учетом современной законодательной, административной и судебной практики.

Учебно-методический материал отражает владение научными представлениями в этой области знания, авторское видение структуры курса, его учебно-образовательных аспектов, наработки, сделанные в ходе чтения лекций и проведения семинарских занятий по дисциплине «Право интеллектуальной собственности» (с. 4). И в целом следует отметить, что рецензируемое пособие по форме и по содержанию во многом подтверждает, что опыт преподавания данной дисциплины накоплен достаточно интересный и существенный.

Пособие выстроено по довольно оптимальной структуре, включающей в себя несколько основных блоков, соответствующих во многом системе права интеллектуальной собственности как такового. Наряду с вводной частью курс права интеллектуальной собственности (где рассматривается эволюция системы правового регулирования отношений интеллектуальной собственности, освещаются основные опорные понятия и категории по дисциплине, система источников права и некоторые другие базовые аспекты) содержит такие значимые структурные компоненты, как «Институт авторского права и смежных прав», «Институт

патентного права», «Институт средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)», «Особые объекты права интеллектуальной собственности и проблема защиты интеллектуальных прав». Как представляется, это именно те ключевые рубрики теоретических вопросов, которые в первую очередь необходимо изучать студентам - юристам по учебной дисциплине «Право интеллектуальной собственности».

Судя по содержанию учебно-методического пособия, каждый из представленных учебных разделов достаточно хорошо проработан в части общетеоретической, методической и юридико-практической составляющих.

Во-первых, учебный материал излагается вполне доступным литературным языком, основывается на результатах проработки автором довольно существенного количества научных и учебных источников. Так, учебно-методическое пособие знакомит студенческую аудиторию с именами выдающихся отечественных и зарубежных специалистов в области науки права интеллектуальной собственности, такими как А.А. Пиленко, Г.Ф. Шершеневич,

A.Ф. Кони, М.М. Богуславский, В.А. Дозорцев, Э.П. Гаврилов, А.П. Сергеев, О.А. Городов,

B.И. Еременко, В.О. Калятин, В. Веинке, Р. Дюма, Д. Липцик и др., с теми научно-теоретическими и научно-практическими положениями, которые выдвигались учеными в своих научных трудах, библиография которых в достаточном количестве представлена в материале учебно-методического пособия.

Во-вторых, учебный материал методически довольно грамотно представлен, позволяя логически следовать от общего к частному в знании об институтах права интеллектуальной собственности, устанавливать их отличительные особенности, в том числе с учетом национального правового регулирования в данной области. Несомненным достоинством рецензируемого пособия является та методическая часть, которая содержит вопросы для обсуждения, учебные тесты, задачи и пр., что в комплексе позволяет студентам более четко усваивать изучаемый образовательный материал, осознавать его аспекты на основе углубленной проработки соответствующих проблемных вопросов.

В-третьих, как справедливо замечает в предисловии сам автор, определенные методические сложности в подготовке данного материала обусловлены теми изменениями, которые происходят в области законодательства об интеллектуальной собственности. Действительно, законодательная динамика вообще и по данному вопросу, в частности, сегодня очень высокая. Вместе с тем, думается, автору удалось соотнести материал учебно-методического пособия со всеми наиболее ключевыми и масштабными изменениями в российском законодательстве об интеллектуальной собственности. Ознакомление студентов с учебно-правовым материалом сопровождается необходимыми и достоверными ссылками на действующее законодательство в области гражданско-правового и административно-правового регулирования отношений в сфере объектов интеллектуальной собственности.

Безусловно, как и любой творческий труд, данное учебно-методическое пособие имеет те или иные стороны, которые могут быть усовершенствованы, в чем-то представлены более убедительно и т. п. Так, полагаем, характеристику смежных прав (в рамках блока, посвященного изучению института авторского права и смежных прав) следовало преподнести детальнее и подробнее. Такой вопрос, как «охрана и защита интеллектуальных прав», резонно было представить в качестве самостоятельного аспекта и уделить большее внимание способам и механизмам защиты субъективных интеллектуальных прав.

Настоящее учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Содержание учебного материала отражает основные тенденции в научной разработке проблематики права интеллектуальной собственности, законодательные положения в данной области нормативного регулирования. В целом можно считать выполненную работу законченной, оформленной в соответствии с предъявляемыми требованиями к учебным изданиям и необходимой для использования в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.