Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №1, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 1, 2018
тересуют Л.В. Петрова и Е.Г. Постникову, - проблемы изучения особого тематического модуса русской поэзии - стихов «На Новый год», своеобразия их поэтики, идейного содержания, жанровых форм. Немаловажной для статьи является и вопрос изучения духовидческих образов и «метафизических» мотивов поэзии Боброва. Таким образом, мы констатируем актуальность и новизну представленной на рецензирование статьи.
Помимо теоретического, работа А.В. Петрова и Е.Г. Постниковой имеет и прикладную направленность, поскольку содержит в себе анализ жанра послания и философской проблематики лирики предромантизма, могущий послужить образцом для типологически схожих исследований.
Статья целиком и полностью отвечает тематике соответствующего раздела журнала «Гуманитарные науки».
Авторы статьи подвергают скрупулезному профессиональному литературоведческому анализу девять новогодних посланий Боброва, опубликованных в его итоговом собрании сочинений 1804 г. Заслуживает внимания предложенная А.В. Петровым и Е.Г. Постниковой классификация бобровских посланий, основанная на социологически понятой их адресации. Немалый интерес у нас вызвал анализ образов времени, Нового и Старого года; он позволяет по-новому посмотреть на взаимосвязь нормативного и индивидуально-творческого типов мышления. А.В. Петров и Е.Г. Постникова доказательно пишут о том, что уже в рамках литературы XVIII в. сформировались индивидуальные поэтические стили, и один из них был создан Бобровым. Крайне интересным является обнаружение и рассмотрение авторами статьи образов «страшного» и «таинственного» в стихотворениях Боброва; соответствующие наблюдения, несомненно, обогащают представление о русском предромантизме. Главное место в рецензируемой статье занимает, на наш взгляд, гипотеза о принадлежности Боброва к так называемым «метафизическим» поэтам. Этот вопрос мало разработан в отечественном и зарубежном литературоведении, и его решение авторами статьи открывает, по нашему мнению, хорошие перспективы для дальнейшего изучения темы.
Все вышесказанноепозволяет говорить об обоснованности и достоверности, полученных А.В. Перовым и Е.Г. Постниковой результатов.
Мы считаем, что статья А.В. Петрова и Е.Г. Постниковой «Послания «На Новый год» поэта-духовидца С.С. Боброва» является актуальной, завершенной, зрелой работой, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к жанру современной научной статьи по филологии, и, безусловно, может быть рекомендована к печати в журнале «Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью С.С. Орищенко «Дама Пик» Павла Лунгина как «суггестивное поле» современного кинематографа или «грамматический перевёртыш» к произведению Александра Пушкина «Пиковая дама»
© 2018 В.И. Ионесов
Доктор культурологии, заведующий кафедрой культурологии Самарского государственного института культуры
В основе исследования статьи «Дама Пик» Павла Лунгина как «суггестивное поле» современного кинематографа или «грамматический перевёртыш» к произведению Александра Пушкина «Пиковая дама» (с.67-69) лежит лингвистическое переосмысление классической темы игромании.
Только проблема данного кинотекста утяжеляется талантом главного героя - восходящей звезды оперной сцены. Творчеству Павла Лунгина автор посвящает не первое исследование, известны статьи о фильмах «Дирижёр», «Остров». Здесь важно отметить повторяемость образов в режиссёрских работах.
Кино - вид искусства, который быстро реагирует сегодня на запросы общества. Всё что связано с успехом, с молниеносно выстроенной карьерой, обеспечивающей материальную свободу, необыкновенно волнует современного зрителя. Жизнь медийных лиц чрезвычайна интересна обывателям. Целая индустрия телепрограмм работает на удовлетворение этих запросов. Жизнь актеров часто в центре внимания публики.
Исследование поведения личности в предложенных обстоятельствах богемной среды является основным в статье С.С. Орищенко. Кроме культурологического погружения в тематику фильма, актуальна проблема игры, которая способна раз-
Рецензия Review
рушить нравственный облик человека, лишив его таланта и достоинства. Утрата человеческого лица - одна из ведущих тем современного кинематографа, которую разрабатывает автор. Актуально исследование и с точки зрения культурологических связей с литературными образцами XIX века, в частности с произведением А.С. Пушкина «Пиковая дама».
Главной характерной чертой статьи является совмещение культурологических знаний со знанием литературоведческих канонов. Новизна достигнута за счёт оригинального восприятия киноматериала и грамотной его интерпретации, благодаря которым, автор имеет право говорить о «суггестивном поле», когда штамп перерождается в авторскую условность. Изыскания С.С. Орищенко исследуют ту область культурной практики, которая помогает в регуляции культурной жизни и отражает современное развитие кинематографа, ставя перед собой важную задачу трансляции от поколения к поколению.
Рекомендуем статью к опубликованию в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью О.Г. Иконописцева «Эко-дизайн энергоэффективной архитектуры. Анализ основных направлений и тенденций высотного строительства»
© 2018 А.А. Кузнецова
Кандидат архитектуры, доцент кафедры «Архитектура жилых и общественных зданий» Академии строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета
Рецензируемая работа «Эко-дизайн энергоэффективной архитектуры. Анализ основных направлений и тенденций высотного строительства» (с. 50-60) представляет собой научную статью на актуальную тему, связанную с практикой высотного строительства, где основным мейнст-римом сегодня является использование энергоэффективных технологий, которые непосредственно влияют на дизайн зданий, их формопла-стику, технологичность, иновационность. В статье анализируются не только основные подходы области высотного домостроения в различных регионах, но и акцентируется внимание на большом стилистическом разнообразии архитектурных решений в строительстве небоскребов.
Автор в своей работе раскрывает основные этапы процесса развития энергоэффективной и биоклиматической архитектуры, как одного из направлений архитектуры с середины ХХ в. Обращаем внимание на то, что сегодня инициативы по обеспечению энергоэффективности в строительной отрасли поддерживаются в ряде стран на государственном уровне.
Данная статья демонстрирует примеры современных объектов высотного строительства с различными вариантами энергоэффективных решений, что иллюстрируют широкий спектр стратегий и методов в этой области на сегодняшний день. На конкретных примерах высотных зданий ставших визитными карточками городов, стран, регионов автор дифференцирует различие в подходах при проектировании подобного рода высотных объектов перечисляя различие факторов, влияющих на этот выбор.
Важным в статье является рассмотрение довольно обширного ряда исследуемых объектов, которые демонстрируют индивидуальный подход и подбор оптимальных энергоэффективных решений в каждом отдельном случае.
Автором на конкретных примерах отмечена сложность технологических решений, связанных с обеспечением безопасности и устойчивости конструкций, нарастающими биоклиматическими, архофитомелиоративными тенденциями, что указывает на гибридную типологическую трансформацию в области высотного домостроения и непосредственно влияет на разнообразие эко-дизайна и эстетику зданий.
В статье отмечается важность глобальных задач и проблем будущего таких как: наращивание темпов урбанизации, экологическая угроза и дефицит продовольствия, которые сегодня архитекторы пытаются решать с помощью высотного энергоэффективного и биоклиматического домостроения. Поэтому, в статье автор рассматривает и знаковые «эко-здания» с сегменте высотного жилья, и объекты «вертикального фармин-га» в которых, отмечается сращивание функций жилья и гидропоники. Тема вертикальных городских ферм автором отмечается как ещё один важный социальных аспект, который архитекторы решают с помощью энергоэффективного строительства.
Теоретическая значимость данной статьи заключается в том, что рассмотренный обширный материал, основанный на детальном анализе ряда объектов высотного строительства, позволил автору обобщить универсальные приёмы проектирования и обозначить глобальные задачи, решаемые сегодня с помощью высотного