Научная статья на тему 'Рецензия на статью О. Г. Иконописцева "Эко-дизайн энергоэффективной архитектуры. Анализ основных направлений и тенденций высотного строительства"'

Рецензия на статью О. Г. Иконописцева "Эко-дизайн энергоэффективной архитектуры. Анализ основных направлений и тенденций высотного строительства" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
729
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на статью О. Г. Иконописцева "Эко-дизайн энергоэффективной архитектуры. Анализ основных направлений и тенденций высотного строительства"»

Рецензия Review

рушить нравственный облик человека, лишив его таланта и достоинства. Утрата человеческого лица - одна из ведущих тем современного кинематографа, которую разрабатывает автор. Актуально исследование и с точки зрения культурологических связей с литературными образцами XIX века, в частности с произведением А.С. Пушкина «Пиковая дама».

Главной характерной чертой статьи является совмещение культурологических знаний со знанием литературоведческих канонов. Новизна достигнута за счёт оригинального восприятия киноматериала и грамотной его интерпретации, благодаря которым, автор имеет право говорить о «суггестивном поле», когда штамп перерождается в авторскую условность. Изыскания С.С. Орищенко исследуют ту область культурной практики, которая помогает в регуляции культурной жизни и отражает современное развитие кинематографа, ставя перед собой важную задачу трансляции от поколения к поколению.

Рекомендуем статью к опубликованию в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью О.Г. Иконописцева «Эко-дизайн энергоэффективной архитектуры. Анализ основных направлений и тенденций высотного строительства»

© 2018 А.А. Кузнецова

Кандидат архитектуры, доцент кафедры «Архитектура жилых и общественных зданий» Академии строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета

Рецензируемая работа «Эко-дизайн энергоэффективной архитектуры. Анализ основных направлений и тенденций высотного строительства» (с. 50-60) представляет собой научную статью на актуальную тему, связанную с практикой высотного строительства, где основным мейнст-римом сегодня является использование энергоэффективных технологий, которые непосредственно влияют на дизайн зданий, их формопла-стику, технологичность, иновационность. В статье анализируются не только основные подходы области высотного домостроения в различных регионах, но и акцентируется внимание на большом стилистическом разнообразии архитектурных решений в строительстве небоскребов.

Автор в своей работе раскрывает основные этапы процесса развития энергоэффективной и биоклиматической архитектуры, как одного из направлений архитектуры с середины ХХ в. Обращаем внимание на то, что сегодня инициативы по обеспечению энергоэффективности в строительной отрасли поддерживаются в ряде стран на государственном уровне.

Данная статья демонстрирует примеры современных объектов высотного строительства с различными вариантами энергоэффективных решений, что иллюстрируют широкий спектр стратегий и методов в этой области на сегодняшний день. На конкретных примерах высотных зданий ставших визитными карточками городов, стран, регионов автор дифференцирует различие в подходах при проектировании подобного рода высотных объектов перечисляя различие факторов, влияющих на этот выбор.

Важным в статье является рассмотрение довольно обширного ряда исследуемых объектов, которые демонстрируют индивидуальный подход и подбор оптимальных энергоэффективных решений в каждом отдельном случае.

Автором на конкретных примерах отмечена сложность технологических решений, связанных с обеспечением безопасности и устойчивости конструкций, нарастающими биоклиматическими, архофитомелиоративными тенденциями, что указывает на гибридную типологическую трансформацию в области высотного домостроения и непосредственно влияет на разнообразие эко-дизайна и эстетику зданий.

В статье отмечается важность глобальных задач и проблем будущего таких как: наращивание темпов урбанизации, экологическая угроза и дефицит продовольствия, которые сегодня архитекторы пытаются решать с помощью высотного энергоэффективного и биоклиматического домостроения. Поэтому, в статье автор рассматривает и знаковые «эко-здания» с сегменте высотного жилья, и объекты «вертикального фармин-га» в которых, отмечается сращивание функций жилья и гидропоники. Тема вертикальных городских ферм автором отмечается как ещё один важный социальных аспект, который архитекторы решают с помощью энергоэффективного строительства.

Теоретическая значимость данной статьи заключается в том, что рассмотренный обширный материал, основанный на детальном анализе ряда объектов высотного строительства, позволил автору обобщить универсальные приёмы проектирования и обозначить глобальные задачи, решаемые сегодня с помощью высотного

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №1, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 1, 2018

строительства. Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему и указывают на осведомлённость автора в исследуемой области.

Рецензия на статью Н.И. Воронина, Н.Л. Новикова «Огаревское время как состояние истории и человека»

© 2018 Е.А.Мартынова

Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева

Интерес к проблеме возрождения культуры «русских духовидцев» в различных формах и способах ее актуализации является безусловной приметой нынешнего времени. Откликаясь на требования социальной практики, отечественное гуманитарное знание испытывает острую потребность в исследованиях усадебных «культурных гнезд» как особого типа культурных практик.

Статья «Огаревское время как состояние истории и человека» (с. 36-41) посвящена актуальной теме, в которой раскрывается староакшинский период жизни и творчества Н.П. Огарева. Авторы сквозь призму изучения судьбы русского дворянина увидели интеллектуальную историю России, создав условия для научноисследо-вательской работы и актуализации проблемы для научного и учебного мира.

Авторы затрагивают не просто актуальную, но остро значимую для современной культурологической теории и практики тему. Г.С. Кнабе пишет, что десятилетие в истории и культуре не то же самое, что десятилетие в календаре. Оно длится не десять лет, а столько, сколько длится тот сгусток культурноисторического воздуха, который составил его существо: «люди сороковых годов» -Герцен и Огарев, Белинский и Грановский -заполняли авансцену русской культуры с середины 1830-х до середины 1850-х». Переехав в Англию, Герцен и Огарев продолжали еще в течение почти двадцати лет питать русскую мысль, литературу, искусство «жизнесмысла-ми» своего «Я». Этот «сгусток» и сегодня не потерял актуальность.

Теоретический срез статьи - понятие огарев-ского времени образует концептосферу русского интеллигента, выдающейся личности, замечательного поэта и философа, то есть актуализирует отраженную в нем онтологическую составляю-

щую, замещает неопределенное множество явлений одного и того же рода, вбирает в себя судьбу Огарева, позволяет исследовать себя в комплексе всех основных смысловых единиц огаревской жизни и творчества. Именно этот комплекс и подвергается исследованию, включая различные типы философствования, нравственно-эстетические и духовные уровни, моделирование концептосферы культурного гнезда. Именно исследование этого комплекса и являет собой высокую степень научной новизны.

Авторы показывают как процесс европеизации страны и развития отечественной культуры влиял на уровень самосознания первого сословия. В связи с этим процессом сложились три группы дворянства, ранжированные по восприятию и усвоению европейской культуры и быта. Огарев был в первой группе инноваторов или лидеров. И хотя усадьба Огаревых в Старом Акшине территориально располагалась далеко от Москвы, формировалась она отцом поэта в конце XVIII в. именно под влиянием перемен в российском обществе. Сам же Н.П. Огарев, став хозяином имения и, поселившись в нем на целых десять лет уже в середине XIX в. (1846-1856), посвятил себя духовно-нравственному и эстетическому преобразованию не только своей усадьбы, но всего села.

В современном глобальном пространстве, когда происходит трансформация сферы культуры, изменение коммуникационного пространства и способов взаимодействия социальных групп, этносов, способов обмена информацией, осмысление прошедшего опыта очень важно. Авторы глубоко исследуют огаревское время через историю и человека - глубинные структуры культуры, определяющие на протяжении длительного времени самосознание. Это постоянная система ценностей, сформированная определенным обществом и человеком, ментальность которых проявляется в чертах характера, в целях и способах деяний. Личность Н.П. Огарева уникальна в этих проявлениях и может служить образцом в подражании. Авторы подчеркивают особое значение этого феномена в пространственно-временной организации культуры и состояния человека.

Представленный материал является авторским, статья обладает хорошим научным стилем, отмечена культурой текста достойного уровня, как и культурой цитирования, ссылки оформлены в соответствии с требованиями издания.

Смысловые характеристики, раскрываемые авторами в статье - хороший базовый фундамент в понимании огаревского време-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.