Научная статья на тему 'Рецензия на сборник С.И. МАМОНТОВ И РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА. К 180-летию со дня рождения. Михаил Врубель. Эпоха и личность. Государственная Третьяковская галерея. Научные конференции, круглые столы, симпозиумы. Материалы международных научных конференций. М.: ГТГ, 2023, 576с.'

Рецензия на сборник С.И. МАМОНТОВ И РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА. К 180-летию со дня рождения. Михаил Врубель. Эпоха и личность. Государственная Третьяковская галерея. Научные конференции, круглые столы, симпозиумы. Материалы международных научных конференций. М.: ГТГ, 2023, 576с. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на сборник С.И. МАМОНТОВ И РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА. К 180-летию со дня рождения. Михаил Врубель. Эпоха и личность. Государственная Третьяковская галерея. Научные конференции, круглые столы, симпозиумы. Материалы международных научных конференций. М.: ГТГ, 2023, 576с.»

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия на сборник

С. И. МАМОНТОВ И РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА.

К 180-летию со дня рождения. Михаил Врубель. Эпоха и личность. Государственная Третьяковская галерея. Научные конференции, круглые столы, симпозиумы. Материалы международных научных конференций.

М.: ГТГ, 2023, 576с.

Новое издание Третьяковской галереи продолжает ряд сборников, изданных по итогам международных научных конференций, проходивших в Галерее на протяжении последних десятилетий: знаменитых Третьяковских чтений и материалов других научных форумов. Эти публикации хорошо известны искусствоведам, специалистам смежных гуманитарных наук и тем читателям, кто стремится углубиться в проблематику и фактологию русского искусства. Сборники конференций Третьяковской галереи известны прежде всего своим высоким профессионализмом и акцентом на малоизвестных или вовсе не известных темах, аспектах, ракурсах. Не стало исключением и данное издание.

В сборнике, увидевшем свет в 2023 году и созданном под научной редакцией главного научного сотрудника ГТГ Элеоноры Викторовны Пастон, объединены под одной обложкой исследовательские тексты двух конференций, близких по тематике и эпохе. Они посвящены выдающимся деятелям рубежа Х1Х-ХХ веков: Савве Мамонтову и Михаилу Врубелю. Близкие в жизни и в деле служения искусству, они и здесь оказались рядом, как и юбилейные даты, связанные с их именами.

© Флорковская А. К., 2024

152

Сборник получился насыщенным. Статьи, его составляющие, многообразны по тематике и методологии исследования, что позволяет читателю составить объемное представление о различных сторонах искусства, культуры и ментальности одного из самых привлекательных, противоречивых и уже, казалось бы, досконально изученных периодов отечественной истории.

И всё же — рубеж Х1Х-ХХ веков остается в центре внимания исследователей не одно десятилетие. Уже современники оценивали его как выдающуюся эпоху; это же можно сказать и о его восприятии во второй половине ХХ — начале XXI вв. Неугасающий интерес к эпохе — свидетельство ее незаурядности и важности для истории отечественной культуры. Ее художественной «переполненности», заставляющей специалистов делать всё новые и новые открытия, ее неугасающей актуальности, а значит, своего рода «классичности».

Среди авторов сборника — сотрудники музеев (ГТГ, Абрамцево и др.) столичные и региональные искусствоведы, зарубежные специалисты по архитектуре, декоративно-прикладному искусству, живописи.

Структура сборника представляется продуманной и логичной: в ней учтена тематика статей, их материал, и в то же время — в расположении статей нет монотонности.

Сборник открывает блок статей, посвященных Мамонтову — личности многогранной, сочетавшей занятия бизнесом и занятия искусством. Врубель и Мамонтов были тесно связаны между собой в жизни и творчестве, они были современниками, соратниками, друзьями. Однако в памяти потомков их судьбы сложились по разному. Врубель все время находится в центре исследовательского внимания; Мамонтов — фигура менее исследованная. Первые две статьи — Е. Н. Митрофановой «Общественно-экономическая деятельность С. И. Мамонтова» и Е. Ф. Моховой «Елизавета Григорьевна Мамонтова. Счастливое сочетание большого ума и большого сердца» — носят биографический характер. Статья М. В. Нащокиной «Архитектурное развитие усадьбы Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской» рассказывает о постепенном сложении архитектурного облика московского дома в соответствии с художественными вкусами Мамонтова и его окружения.

Ряд статей посвящен коммерческим проектам Мамонтова, связанным в основном со строительством железных дорог и тем, как эти бизнес-проекты взаимодействовали с художественными проектами

нарождающегося стиля модерн. Речь идет о начале сотрудничества Мамонтова с архитекторами Л. Кекушевым, с И. Ивановым-Шицем в связи со строительством вокзальных зданий вдоль всей железнодорожной линии на Север до Архангельска; об инициированном Мамонтовым путешествии К. Коровина и А. Серова на Север в связи с подготовкой павильона Крайнего Севера для Нижегородской ярмарки 1896 года. Этому посвящены статьи Н. О. Шашковой «Железнодорожные проекты С. И. Мамонтова» и Г. С. Чурак «<Савва Мамонтов и освоение Русского Севера».

Далее следуют статьи, раскрывающие различные сферы художественной деятельности Мамонтова и его сподвижников: театр, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, скульптура.

М. И. Тарутина в статье «Ориентализм в изобразительном искусстве и театральных постановках Абрамцевского художественного кружка» пишет, что в деятельности кружка важную роль играла и восточная, ориенталистская тематика.

Ряд статей посвящен керамической мастерской Абрамцева. В статье С. И. Барановой «Русский изразец в Абрамцевской мастерской: новаторство во имя традиции» изразцы определены как важнейший элемент национальной русской традиции.

Следом идет статья А. В. Воробьевой, посвященная малоизученной теме скульптурного творчества самого Мамонтова «Скульптура С. И. Мамонтова в коллекции Музея-заповедника „Абрамцево"» и статья Д. А. Манучаровой «Ноктюрн в русской усадебной культуре рубежа XIX и XX веков: Абрамцево С. И. и Е. Г. Мамонтовых, Охотино К. А. Коровина» — оригинальная по ракурсу исследовательского взгляда.

Затем композиция сборника возвращает читателя к вопросам керамического дела в Абрамцеве. Ему посвящена статья А. А. Воробьёва «Керамика М. А. Врубеля 1890-х годов. Эволюция стиля художника в пространстве европейского модерна», где речь идет о новых сведениях по технологии керамической скульптуры и мировом контексте экспериментов Врубеля в этой сфере.

Л. Хардиман в статье «Продвижение неорусского стиля на Запад в конце XIX — начале XX века. Абрамцево — Талашкино» кратко анализирует участие художественных мастерских Абрамцева и Талашкина в трех международных выставках — в Чикаго, Париже и Лондоне.

Следующий блок статей раскрывает влияние Мамонтова на художников, в том числе и на следующее поколение деятелей русской культуры. В сфере театра ему посвящена статья Н. В. Геташвили «С. И. Мамонтов и К. С. Станиславский». Влияние Мамонтова сказалось и в жизни целого ряда живописцев и сценографов. Этому посвящены статьи Н. В. Ильиной «К вопросу о роли семьи Мамонтовых в жизни И. С. Остроухова. По материалам отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи»; Л. В. Фёдоровой «Виктор Васнецов и Мамонтовы»; Е. Е. Каштановой «Что за талантливая личность — этот Савва...» об отношениях Мамонтова и Василия Поленова.

К тому же кругу материалов относится статья Е. А. Теркель «Мамонтовы и Якунчиковы на Всемирной выставке 1900 года в Париже», собравшая воедино прежде разрозненные по разным источникам сведения о важнейшей для развития стиля модерн выставке, а также статья Э. В. Пастон «Мамонтов рядом с Дягилевым — главный деятель...». Слова Александра Бенуа, вынесенные в заглавие статьи, демонстрируют преемственность «Мира искусства» и Абрамцевского содружества художников в различных сферах творчества.

Жизни Абрамцева после смерти Мамонтова, а также судьбе некоторых из его потомков посвящена статья А. В. Городнянского «„Своей земле не своеземцы", „своему времени несовременцы". Елизавета Самарина и Николай Чернышев».

Завершается раздел, посвященный С. И. Мамонтову, рассмотрением тех новых форм музейного показа, которые пришли в Абрамцево с новым, XXI веком. О них речь идет в статье Е. Н. Митрофановой «Виртуальный тур „Абрамцево: путешествие в прошлое": новая форма интерпретации коллекций». Это,— как пишет автор,— «комплексный исследовательский проект, основанный на методе визуального изучения уникального периода в истории усадьбы Абрамцево». Проект был создан по инициативе фотографа А. Фурмана, в нем принимали участие сотрудники Абрамцева и Э. В. Пастон как научный консультант. Виртуальный тур «построен на сочетании 100 сферических панорам, показывающих современный вид усадьбы, и 250 мемориальных фотографий».

Вторую часть сборника, посвященную М. А. Врубелю, открывает статья куратора последней его выставки в ГТГ И. В. Шумановой «М. А. Врубель. 2021. Экспозиция как форма исследования». Автор рассматривает научные исследования о Врубеле за последние 25 лет, определяя их значение для

формирования концепции выставки 2021 года.

«Врубель был вовлечен в поиски национальной самобытности в искусстве, в поиски национальной красоты»,— пишет Э. В. Пастон в статье «„Национальная нотка" в искусстве Михаила Врубеля». Наряду с национальной тематикой Врубеля волновала и экзотическая. Этому посвящена очень интересная по наблюдениям и сопоставлениям статья М. И. Тарутиной «Большой поклонник Востока»: восточная тематика в искусстве Михаила Врубеля».

О. С. Давыдова увлеченно и выразительно пишет в своей статье «О природе форм. Орнаментально-декоративные метаморфозы в творчестве Михаила Врубеля». Основной посыл статьи: «Между Врубелем-фантастом и природой нет разрыва».

Керамическая мастерская, на этот раз в аспекте работы в ней Врубеля, снова в центре внимания авторов нескольких статей: С. И. Барановой «Михаил Врубель и Пётр Ваулин. Художник и мастер у абрамцевских печей-горнов», статья А. В. Воробьевой «Изразцовые печи и камины Абрамцевской гончарной мастерской в Музее-заповеднике „Абрамцево"».

Статья М. В. Нащокиной «Флигель городской усадьбы С. И. Мамонтова: Врубель и Кекушев», посвященная врубелевской керамике, является продолжением статьи того же автора о доме Мамонтова в первой части сборника.

Статья Ю. Л. Солонович «Портреты В. С. Серовой работы М. А. Врубеля и В. А. Серова (о параллельных работах в творчестве художников первой половины 1880-х гг.)» может показаться, на первый взгляд, исключительно знаточеской, однако нужно отметить, что у автора очень интересное вИдение темы: через частную проблему — вопрос атрибуции — автор выходит на широкую перспективу, касающуюся творческих методов Серова и Врубеля, педагогической системы П. Чистякова.

А. Н. Мережников в статье «Прием „пропущенного первого плана" в пространственной системе панно „Венеция" Михаила Врубеля» проверяет алгеброй гармонию и дарит читателя любопытной аналитикой.

Контактам Врубеля с другими представителями русской культуры, иногда и заочным, посвящены статьи С. Л. Капыриной «Николай Ге и Михаил Врубель. Точки соприкосновения творческих судеб» о жизни и работе Врубеля на хуторе Ивановское уже после смерти Ге и М. П. Рахмановой «„Русский сказочный род...". Н. А. Римский-Корсаков и М. А. Врубель».

О Надежде Забеле как певице, о ее музыкальном репертуаре, ее да-

ровании и влиянии на нее Врубеля рассказано в статье С. А. Петуховой «Надежда Забела-Врубель и „Демон" А. Г. Рубинштейна».

Целому ряду весьма интересных знаточеских вопросов посвящена статья Д. А. Манучаровой «Местонахождение неизвестно. Судьбы утраченных произведений М. А. Врубеля».

О живописном ремесле Врубеля, в том числе в «Демоне поверженном», подробно рассказано в статье Ю. Б. Дьяконовой, Д. А. Капизовой, Ю. А. Халтурина, К. В. Шумихина «Живописноеремесло Михаила Врубеля. Опыт исследований». Статья, написанная коллективом авторов, куда вошли искусствоведы — технологи и химики, содержит много нового и ценного материала.

Статья И. А. Вакар «Врубель и художники авангарда» носит обобщающий характер, раскрывая творчество художника в XX столетии. Автор статьи констатирует «точку схода» Врубеля и художников авангарда: «отношение к живописной форме, интерес к эксперименту».

В статье А. А. Воробьёва «Врубель — Леже — Пикассо: заочный диалог о кубизме в керамике XX века» делается попытка сблизить поиски русского и французских мастеров. В статье множество интересных мыслей, касающихся понимания Врубелем цветовой гармонии как полихромной.

Необычна по теме и очень проработана по аргументации статья Н. А. Мусянковой «Поздние рисунки Михаила Врубеля в контексте развития творчества аутсайдеров». Автор обращается к целому пласту искусства XX века, к «психиатрическим» истокам искусства эпохи модерна и восприятия его современниками. Автор опирается в своих наблюдениях и выводах на произведения с выставки Врубеля 2021 года в ГТГ и отмечает: «Экспозиция выставки провоцирует изучать поздние рисунки М. А. Врубеля в контексте алогичных и экспрессивных композиций художников XX века: Василия Кандинского, Людвига Кирхнера, Оскара Кокошки, Эгона Шиле, Пабло Пикассо, вплоть до Сая Твомбли».

Завершают сборник две статьи, посвященные выставкам Врубеля в Третьяковской галерее в 1920-1921 и 1956-1957 годах, соответственно: Е. А. Теркель «Первая персональная выставка М. А. Врубеля. Третьяковская галерея. 1920-1921» и В. Т. Зульфикаровой «Выставка Михаила Врубеля 1956-1957 годов в Третьяковской галерее глазами посетителей: опыт анализа книги отзывов». Последняя посвящена исследованию хранящихся в отделе рукописей Третьяковской галереи двух книгах отзывов ее посетителей.

Впечатляющий объем, разнообразие тем и методологических исследовательских подходов, обилие научных идей и новых материалов — всё это делает выход сборника важным научным событием и значительным вкладом в историографию русского искусства Х1Х-ХХ веков. Авторам и научному редактору Э. В. Пастон удалось создать у читателей цельное впечатление не только благодаря высокому качеству представленных в нем статей, но и за счет продуманной композиции, которая позволяет сохранить читателю логическую «нить повествования». Иллюстрации, пусть и в небольшом количестве, но тщательно подобранные, многие из них — редкие: фотографии, живопись, архитектурные планы, скульптура, визуально дополняют тексты статей.

Отрадно, что рубежная эпоха в лице ее ярчайших деятелей привлекает всё новых исследователей, в том числе и представителей молодого поколения отечественных искусствоведов. Нить преемственности протягивается через время, история обогащает и питает современность, а творения художественного гения остаются в актуальном поле культуры.

А. К. Флорковская

доктор искусствоведения, зав. отделом Искусства ХХ-ХХ1 веков НИИ теории и истории искусств РАХ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.