Е. О. Белехова
К вопросу о «повторениях» авторских моделей М.А. Врубеля
Керамика русского модерна вызывает в последние десятилетия неизменный интерес как у историков искусства, так и у коллекционеров. Он объясняется присущей только ей декоративностью, цветовым богатством полив, новизной форм, а также известными в мире искусства именами ее создателей. Свидетельством тому является приобретение музеями керамических изделий конца XIX - начала XX вв. и включение их в экспозицию. Все чаще в поле зрения специалистов попадают изделия гончарной мастерской «Абрамцево», которые по своим художественным качествам, могли бы быть отнесены к произведениям М. А. Врубеля, К. А. Коровина, А. Я. Головина, В. А. Серова. Известно, что многие модели и формы этой мастерской после ее закрытия в 1918 г. оказались у художника - керамиста Г. М. Лузана, работавшего в течение нескольких лет в Абрамцево1. Возможно, что некоторые работы корифеев русского искусства, выполненные в керамике и до сих пор появляющиеся на художественном рынке, представляют собой или более поздние повторения, или реплики с авторских моделей.
В коллекции многих российских музеев находятся различные по назначению изразцы, декоративные плитки, скульптуры, атрибуция которых носит весьма расплывчатый характер, например: «конец XIX -начало XX вв.» или «по модели Врубеля». Но подобные сведения могут быть уточнены. Для этого в первую очередь важно разобраться с определениями «повторение» и «реплика» в контексте атрибуционной практики русской керамики эпохи модерна.
Например, в коллекции русских изразцов Музея прикладного искусства Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица особое место занимают памятники, определяемые как изделия керамической мастерской Абрамцево и датированные концом XIX -началом XX вв.2 Формирование коллекции относится ко времени воссоздания Учебного музея Ленинградского высшего художественно-промышленного училища в 1945 г.3 Изразцы поступили в Музей ЛВХПУ в 1952 г.4
Керамика мастерской «Абрамцево» неоднократно привлекала внимание отечественных исследователей.5 Вместе с тем в истории абрамцевской керамики остается еще много неясного. До сих пор точно не установлена хронология развития производства, не ясны периоды работы художников в этой мастерской.
Керамический завод «Абрамцево», основанный в 1896 г. в Москве за Бутырской заставой Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841-1918) не был официально зарегистрирован6. Его название часто менялось, поэтому клеймилась лишь малая часть продукции, но те изразцы, которые имеют клейма, представляют несомненный интерес для исследователей.
Во время путешествия по Италии в начале 1870-х гг. Мамонтов знакомится с участниками так называемого «Римского кружка»: профессором истории искусств А. В. Праховым, пенсионерами Академии художеств В. Д. Поленовым, М. М. Антокольским. По возвращении в Россию связь Саввы Ивановича с членами кружка не прерывалась. Каждое лето они гостили в подмосковном имении Мамонтова. Именно в этот период складывается костяк абрамцевского кружка. Усадьба становится одним из привлекательных центров художественной жизни России рубежа веков.
Мамонтов строит на территории усадьбы различные мастерские для художников, в том числе и керамическую.7 Строительством и оснащением этой мастерской руководил молодой талантливый технолог Петр Кузьмич Ваулин (1870-1943), приглашенный меценатом и сотрудничавший с ним до 1903 г.8
В 1899 г. им была разработана технология восстановительного обжига, одна из наиболее эффектных керамических техник.9 У специалистов по истории русской керамики существуют разные взгляды на первенство в открытии восстановительного обжига. Известно, что параллельно с Ваулиным, экспериментировал с глазурями гжельский самородок-керамист Г. В. Монахов10. Заслугой Ваулина было то, что он не делал секрета из своих разработок, а подробно их описывал и публиковал11. Несомненно, это вызвало интерес публики к люстрированной абрамцевской керамике, впервые экспонировавшейся на выставке, организованной журналом «Мир искусства» в 1899 г. в Большом выставочном зале музея Санкт-Петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица.
К сожалению, в некоторых исследованиях, посвященных керамике Врубеля, имя Ваулина вообще не упоминается12. Но очевидно, что без специально оборудованной мастерской знаний технолога Ваулина Врубель не смог бы реализовать свои замыслы. Подтверждением этому служат слова художницы Н. В. Поленовой: «В своей работе Врубель тесно сходится с Ваулиным, делится с ним своими творческими мечтами. Ваулин старается технически добиться желаемых тонов и действительно помогает Врубелю в осуществлении его фантастических мечтаний».13 Для Ваулина сотрудничество с Врубелем и другими художниками стало главной вехой, определившей его дальнейший творческий путь.
Поначалу в Абрамцево изразцы создавались как самостоятельные композиции. Мотивами для них служили как флора и фауна реально
существующего мира, так и сюжеты, связанные с русским фольклором и геральдикой. Мастерами-технологами проводились многочисленные эксперименты с глазурями, люстрами, режимами обжига.
Художников, работавших в Абрамцево, можно условно разделить на три группы. В первую входили члены кружка, заложившие основу гончарной мастерской в 1890-е гг. Это В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. Д. Поленов, В. А. Серов, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова. Большинство их произведений были выполнены до 1898 г., то есть до начала работы завода за Бутырской заставой. Талантливые живописцы внесли в свои керамические творения особые качества: литературность сюжетов, изобразительную орнаментальность, раскрепощенность выразительных средств. Признанным лидером среди них считался М. А. Врубель, нашедший свой оригинальный стиль и в керамике. Его привлекли в этом новом для него материале богатые цветовые и пластические возможности. С 1892 г. Врубель стал фактическим руководителем керамической мастерской, хотя его деятельность в этом качестве продлилась недолго.
Ко второй группе можно отнести живописцев и скульпторов, приобщенных к деятельности гончарного завода с 1900 до 1917 гг. -
B. Э. Борисова-Мусатова, П. И. Бромирского, А. Я. Брускетти,
C. Т. Коненкова, Г. М. Лузана, Н. Н. Сапунова. Среди этой группы преобладали молодые, только начинавшие путь в искусстве художники, а потому их произведения в большей степени отражали эстетику стиля модерн.
В третью группу входили архитекторы, которые использовали абрамцевскую керамику в отделке зданий: Ф. О. Шехтель, И. С. Кузнецов, В. Ф. Валькот, И. Е. Бондаренко. В большинстве они сами делали эскизы для настенных панно, украшавших вокзалы, церкви, особняки, доходные дома. Для примера можно назвать отделку Ярославского вокзала в Москве, выполненную в 1904 г. по рисункам Шехтеля.
В коллекцию Музея прикладного искусства входят два округло-выпуклых изразца с рельефным изображением полевого цветка, напоминающего василек14. Цветок обрамлен растительными элементами в виде стеблей и листьев. В инвентарных книгах Музея они датируются концом XIX в. Их цветовая гамма близка к природному прототипу и отличается некоторой приглушенностью тона. Известно, что изразцы «Василек» в различных цветовых и композиционных вариантах изготовлялись в «Абрамцево» в 1890-1893 гг.15 Они предназначались для оформления печей и каминов, как в усадьбе, так и в московском доме С. И. Мамонтова16. Эти сведения позволяют нам уточнить датировку изразцов Музея, считая, что они были выполнены в 1890-1893 гг. по модели М. А.Врубеля и расписаны П. К. Ваулиным.
Форма и декор другого изразца из коллекции Музея аналогичны деталям печи в прихожей абрамцевского дома, установленной в начале 1890-х гг.17 Большую часть поверхности изразца занимает орнамент из рельефных стилизованных листьев, покрытых зелено-коричневой глазурью с золотым, зеленым и малиновым отливом18.
В коллекцию также входят изразцы, идентичные облицовке камина «Лебедь» из флигеля дома Мамонтова на Садовой-Спасской улице в Москве19, выполненного Врубелем и Коровиным в 1892 г.20 Один из изразцов декорирован рельефным изображением лебедей и водной растительности. Два других изразца, являющихся фрагментами камина, украшены стилизованным флоральным мотивом21. Можно предположить, что и в данном случае мы имеем дело с соавторством художников и технолога.
Облицовочная плитка из коллекции Музея с растительным декором, с тыльной стороны имеет подпись «Врубель», повторяющуюся дважды22. Эта подпись, выполненная штампом, не является безоговорочным утверждением авторства художника. Возможно, что плитка была выполнена по модели Врубеля в более позднее время, другим мастером. К подобным повторениям можно отнести и другие памятники из коллекции Музея. Например, небольшой полукруглый изразец с рельефной маской Бахуса, декорированный серо-голубой глазурью с металлическим отливом23. К этому типу изделий можно отнести и изразец с изображением ангела со свитком в руках24, предположительно являющегося фрагментом камина из дома на улице Нижняя Масловка в
Москве25.
Таким образом, можно утверждать, что изразцы Музея прикладного искусства представляют собой «повторения», выполненные в разное время П. К. Ваулиным и другими, пока не установленными мастерами, с авторских форм М. А. Врубеля. Одни оформлялись в разных цветовых гаммах, другие многократно повторялись26. Примером могут служить скульптуры, изображающие персонажей известных опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко». Их модели были созданы Врубелем в 1897-1900-х гг. Обращение художника к этой теме не было случайным. Его жена Н. И. Забела-Врубель исполняла партии Снегурочки и Волховы. Вокальное дарование Надежды Ивановны пленяло и захватывало воображение Врубеля и не могло оставить его равнодушным. В Музее хранятся четыре скульптуры: «Волхова», «Девушка в венке (Снегурочка)», «Купава» и «Морская царевна»27, декорированные в технике восстановительного обжига, придавшей поверхности сложную и богатую цветовую гамму. Аналогичные скульптуры, выполненные в различных колористических вариантах, входят в собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Всероссийского музея народного и декоративно-прикладного
искусства. Однако, следует отметить, что скульптуры из Музея прикладного искусства ближе к идее художника о «монохромности» керамической пластики.
Известно, что Врубель не расписывал свои работы, а чаще всего рисовал эскизы и выполнял модели28. По свидетельству первого библиографа художника, историка искусства С. П. Яремича, ранние экземпляры расписывались самим Врубелем, а последующие экземпляры
29
разными мастерами .
Экспериментируя над составлением рецептов различных глазурей (потечных, кристаллических, люстровых), мастера-технологи «Абрамцева» искали новые выразительные возможности современной керамики. Они становились своеобразными соавторами художников, обогащая их творческие идеи специфическими технологическими знаниями. Повторения и цитаты, реплики - все это было характерно для тесного коллективного творчества художников и мастеров Абрамцевской керамической мастерской в конце XIX - начале XX вв.
Таким образом, на примере уточнения атрибуции изразцов из коллекции Музея прикладного искусства Государственной художественно-промышленной Академии им. А. Л. Штиглица, важно отметить историческую ценность вещей, являющихся по сути «повторениями» или «репликами», сделанными с оригиналов художников. Произведения, создававшиеся живописцами в новом для них материале, являются своеобразными памятниками содружества с профессиональными мастерами-технологами. И этот факт необходимо учитывать при атрибуции русской керамики конца XIX - начала XX вв.
1 Лузан Г.М.(1896-1943) - художник-керамист. После ухода Ваулина П.К., в 1905 году возглавил производство керамики на Бутырском заводе. На его долю в 1920-е годы выпала необходимость свертывания работы и передачи заводского оборудования и образцов керамики различным советским учреждениям.
2 Инв. № КР-97/а, б, КР-98, КР-100, КР-101, КР-102, КР-103, КР-104, КР-105, КР-106/а, КР-106/б, КР-107, КР-108, КР-109/1-4, КР-111/1, КР-111/2.
3 Постановление Совета народных комиссаров № 256 п.37 от 5 февраля 1945 г.
4 См. Прохоренко Г.Е., Власова Г.А. Музей барона Штиглица. Прошлое и настоящее. - СПб.: Сезар, 1994. - С. 52; См. Акт передачи в музей ЛВХПУ из музея МИПиДИ от 21 августа 1952 г.
5 Пруслина К.Н. Русская керамика (конец XIX-начало XX вв.) - М., 1974; Арензон Е.Р. «Абрамцево» в Москве. К истории художественно-керамического предприятия С.И. Мамонтова. // Музей 10.Художественные собрания СССР. - М.,
1989. - С. 95-102; Арзуманова О.И. История музея «Абрамцево» в документах и фактах 1917-1930-х гг. // Абрамцево. Материалы и исследования. Вып.3/90.- М.,
1990. - С. 10-38; Арзуманова О.И., Любартович В.А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. - М.: Жираф, 2000 и другие публикации.
6 Кроме усадебной мастерской, в 1896-1897 годах Мамонтовым был основан керамический завод «Абрамцево» в Москве за Бутырской заставой, работавший до 1918 года.
7 кон. 1889 - начало 1890 гг.
8 Ваулин Петр Кузьмич (1870-1943). Технолог керамического производства, художник-керамист. Окончил Красноуфимскую сельскохозяйственную школу. Руководил мастерской по огнеупорной и кислотоупорной керамике в Костроме. Как специалист гончарного дела был приглашен С.И. Мамонтовым для строительства и руководства керамической мастерской в усадьбе Абрамцево в 1890 г. В 1903 г. Покинул бутырское «Абрамцево» и принял приглашение заведовать керамической школой в Миргороде. В 1907 г. Открыл собственные художественно-керамические мастерские в Кикерине под Санкт-Петербургом.
9 Восстановительным называется обжиг, при котором окиси металлов отдают кислород и восстанавливаются в первоначальном виде, придавая изделиям яркий металлический блеск.
10 Монахов Г.В. (1864-1939) - керамист-самородок, технолог-экспериментатор. Уроженец с. Речицы. В 1882 году уехал учиться в Москву, работал в керамической мастерской Строгановского училища. В 1900 году при его помощи в Речицах был открыт филиал Строгановского училища. В 1921 году вернулся на родину и преподавал в созданной им Гжельской керамической школе.
11 Ваулин П.К. Как получаются радужные металлические люстры // Керамическое обозрение.-1903. - № 14. - С. 249-251.
12 Суздалев П.К. Врубель.- М.: Советский художник, 1991.
13 Поленова Н.В. Абрамцево. Воспоминания. - М., 2006. - С. 42.
14 Инв. № КР - 100, № КР- 101.
15 Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. - М.-Л.: Искусство, 1963. - С. 80.
16 Аналогичные изразцы «Василек» входят в набор декоративных элементов печи-лежанки с изображением спящего льва в изголовье из Музея-усадьбы «Абрамцево». Отличаются росписью: цветок - белый, стебель - синего цвета. См.: НащокинаМ.В. Архитектурная керамика. // Арзуманова О.И., Любартович В. А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московкого государственного университета инженерной экологии. - М.: Жираф, 2000. - С. 20.
17 Нащокина М.В. Архитектурная керамика. В кн.: Арзуманова О.И., Любартович В. А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московкого государственного университета инженерной экологии. - М.: Жираф, 2000. - С. 21.
18 Инв. № КР-107.
19 Инв. № КР - 97/а, б.
20 Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М.: Советский художник, 1990. - С.36; Данный камин был перевезен из московского дома Мамонтовых в Абрамцево в 1964-1965 годах.
21 Инв. № КР-106/а,б.
22 Инв. № КР-102.
23 Инв. № КР-108. Аналогичный ему изразец входит в собрание музея «Абрамцево».
24 Инв. № КР-109/1-4.
25 Идентичная изразец, по свидетельству А.Б. Салтыкова, был вставлен в камин, находящийся в доме № 7 по Третьему Масловскому тупику на Нижней Масловке в Москве. См. Салтыков А.Б. Избранные труды. - М.: Советский художник, 1962. - С. 619.
26 В коллекциях Исторического музея и музея «Абрамцево» имеются скульптуры, выполненные художниками в Гжели в 1940-1950-е гг. по врубелевским формам. См. Арзуманова О.И. Керамический завод Абрамцево в 1918-1926 гг. // Арзуманова О.И., Любартович В.А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. -М.: Жираф, 2000. - С. 126.
27 Инв. № КР-114, КР- 115,КР- 116, КР-117.
28 Салтыков А.Б. Русская керамика. Пособие по определению памятников материальной культуры XVШ-нач. XX вв. - М.: Госкультпросветиздат, 1952. - С. 136-137.
29 Яремич С.П. М.А. Врубель. Жизнь и творчество. М.: Изд. И. Кнебель 1911. - С. 184-185.
30Автор статьи выражает признательность Галине Алексеевне Власовой -главному хранителю Музея Прикладного искусства, за ценные советы при написании статьи.