Научная статья на тему 'Формирование нового стиля в русском искусстве конца XIX - начала XX века. Абрамцевский кружок'

Формирование нового стиля в русском искусстве конца XIX - начала XX века. Абрамцевский кружок Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1666
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нового стиля в русском искусстве конца XIX - начала XX века. Абрамцевский кружок»

Формирование нового стиля в русском искусстве конца XIX - начала XX века. Абрамцевский кружок

О.В. Кузнецов,

аспирант кафедры иллюстрации и эстампа

В данной статье речь пойдет о формировании «неорусского стиля» - существенной грани «нового стиля», стиля «модерн», в пространственных искусствах конца 1880-х - начала 1900-х гг. У его истоков стояло содружество московских художников, объединившихся вокруг Саввы Ивановича Мамонтова - промышленника, мецената, художественно одаренного человека. В духовном единении художников и развитии их дарований Савва Мамонтов сыграл большую роль.

По мнению В. Васнецова, были нужны личности, «не только творящие в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, процветать, развиваться и совершенствоваться искусство». Именно такая атмосфера сложилась в абрамцевском художественном кружке. Понимая, что художникам понадобится место не только для встреч, но и творчества, Мамонтов предложил свое имение Абрамцево, что близ Троице-Сергиева посада Московской губернии, купленное им в 1870 г.

Для художников была построена в Абрамцеве большая Мастерская (1873), в русском стиле, а затем и деревянный флигель-баня, получивший за свою сказочность название «Теремок». Завершить все строительные работы С. Мамонтов намеревался до встречи со своими новыми друзьями. В июне 1873 г. Мамонтов писал В. Поленову: «Вы, серьезно говоря, не сделаете ошибки, если целым кружком поселитесь в Москве на некоторый срок для работы. Вне всякого художественного центра Москва все-таки может дать много самобытного, свежего, неза-гаженного материала для художника».

В этот период для различных областей русской художественной культуры были характерны и органичный интерес к традициям на-

родного творчества и желание многих крупных художников-профессионалов глубоко проникнуть в сущность поэтических идеалов народа. В конце 1870-х годов в Москву переселяются В. Поленов, И. Репин, В. Васнецов. Москва с ее богатой историей, старинными памятниками архитектуры и златоглавым Кремлем пленила художников и окончательно определила их дальнейший творческий путь. В. Васнецов писал В. Стасову: «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и ехать уже больше некуда. Кремль, Василий Блаженный заставили меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным».

В абрамцевский художественный кружок вошли: М. Антокольский, И. Репин, В. Васнецов, В. Поленов, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, А. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель и другие. Много и напряженно работали все члены абрамцевского содружества. Приезжали в Абрамцево не только художники, но и композиторы, музыканты, певцы, актеры. Здесь бывали Ф. Шаляпин, К. Станиславский, Г. Федотова, Н. Салина. Литература, музыка и живопись увлекали всех обитателей усадьбы. Национальный стиль, русская старина и тема России были излюбленными в абрамцевском кружке.

Из воспоминаний В. Васнецова известно, что идея использовать в живописи национальные, фольклорные мотивы захватила его еще в петербургский период творчества. Но именно в абрамцевском содружестве, с его особым интересом к национальным основам культуры, Васнецов получил поддержку и утвердился в выбранном им пути. Замыслы художника нашли конкретное воплощение в сюжетах, подсказанных изучаемыми в кружке памятниками древнерусской литературы и, прежде всего, «Словом о полку Игореве».

Почти все известные полотна Васнецова - «Богатыри» (1881— 1898), «Аленушка» (1881), «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), «Иван-царевич на сером волке» (1889) - родились в Абрамцеве. «Я всегда был убежден, - писал он, - что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства - в сказке, песне, былине, драме - сказывается весь целый облик народа внутренний и внешний, с прошедшим, настоящим, а может быть, и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Окрестности имения Абрамцево дали богатый материал художнику. По заказу С. Мамонтова он писал картины «Ковер-самолет» (1880), «Битва скифов со славянами» (1881), «Три царевны подземного царства» (1884). В его живописных работах уже заметны такие стилистические изменения, как приближение к «новому стилю».

По мнению авторов книги «Русский модерн» Е.А. Борисовой и Г.Ю. Стернина «..., стоит особо сказать о характерном направлении в

русском искусстве тех лет, которое не очень точно называют обычно "национально-романтическим"; < ... >, приблизительно с середины 1880-х гг., "национально-романтический", или, как несколько позже его стали именовать, "неорусский" стиль стал утверждать себя активными и целенаправленными поисками в области поэтики и стилистики искусства, поисками, обретшими логикой художественного процесса гораздо более универсальный смысл, чем имела его сюжетно-содержа-тельная структура». Это, прежде всего, - обращение к национальному наследию уже в начале 1880-х, что впоследствии сформировало одну из отличительных черт русского модерна. Обращение к наследию включало и поиски нового отношения к художественной и архитектурной форме. Источником обновления образно-пластического языка стал опыт народного искусства и древнего зодчества. Абрамцевские художники, изучив приметы художественного языка древних мастеров и художников-иконописцев, впервые на практике претворили их в строительстве церкви (1881-1882) в традициях древнерусской архитектуры. За ее прообраз был взят новгородский храм Спаса Нередицы XII в.

«В эскизах абрамцевской церкви Поленова и Васнецова прослеживается сложный путь формирования нового архитектурного языка, когда художники постепенно создавали целостный поэтический архитектурный образ (...). Здесь впервые проявились те изменения в мышлении, которые подготовили органичный переход русского зодчества к модерну». В окончательном виде (1882) церковь объединила черты различных школ древнерусской архитектуры. Одноглавая, со входом в виде звонницы, резным орнаментом и поясами изразцов, церковь Спаса Нерукотворного - тонкая стилизация под древность и первое произведение архитектуры в новом стиле.

Сооружение Храма стало результатом совместного творчества всех участников абрамцевского кружка. В иконостасе - «Спас Нерукотворный» И. Репина, «Благовещение» - В. Поленова, «Сергий Радонежский» и «Богоматерь» - В. Васнецова.

Близость к приемам будущего модерна отличала работы Васнецова и в 1890-х гг., что особенно проявилось в архитектуре небольшой часовенки, пристроенной к абрамцевской церкви спустя десять лет по ее завершении.

Особым интересом у абрамцевских художников пользовалась домашняя сцена. «Находкой», имевшей важные последствия в жизни кружка, была идея поставить «Снегурочку А.Н. Островского. Еще в 1881 г. В. Васнецов увлекся созвучной ему по духу пьесой и по поручению С. Мамонтова взялся за оформление постановки. В работе художник намеревался использовать накопленный им во время сооружения церкви опыт творческой переработки национального художественного наследия.

При создании В. Васнецовым декораций к «Снегурочке», как и в его архитектурных проектах, была поставлена задача формирования единого художественного образа, основанного на синтезе, взаимодействии искусств. Декоративные задники - лес, деревушка и особенно дворец царя Берендея, расписанный языческими мотивами, напоминали игрушки богородских резчиков и древнерусские терема; в костюмах -мотивы подлинной народной одежды. Постановка удовлетворяла потребности и в веселой игре, и в тяготении к вымыслу, фантазии и одновременно - к русскому фольклору, к народным истокам красоты.

Два года спустя в оперной постановке персонажи «Снегурочки» - Берендей, бирючи и другие участники спектакля были одеты уже в настоящие национальные костюмы, привезенные из Тульской губернии. При содействии Васнецова, в них нарядила участников спектакля сестра Поленова, молодая художница Е. Поленова. Так утвердилось чудо в повседневной жизни - воссоздание зримого представления о красоте народного творчества, которым были вдохновлены члены абрамцевского кружка.

Вся деятельность кружка - и живописные полотна В. Васнецова на эпические былинные темы, и обращение к народному поэтическому идеалу - послужила идее собирания в близлежащих деревнях предметов крестьянского быта для коллекции прикладного искусства. Это были в основном элементы декора крестьянских изб, предметы из дерева (посуда, мебель, орудия производства), образцы одежды, кружева и вышивки. Собранное было свидетельством того, как много труда и выдумки требовалось мастерам, чтобы соединить материал, декор и форму, не утрачивая целесообразности. Как легко применялись орнаменты и элементы изобразительного искусства (порой скульптуры -звериные лапы, головы, иногда живопись, реже графика).

Именно в соединении пользы и красоты увидели члены абрамцевского кружка живую поэтическую традицию крестьянского искусства, что «во многом предвосхищало те "синтетические" устремления к "всеобщей красоте", которые отличали эстетику грядущего модерна».

В Абрамцеве организовались две мастерские - столярно-резчицкая (1885) и керамическая (1890). Руководителем столярно-рез-чицкой мастерской была назначена Е. Поленова, продолжавшая начатые В. Васнецовым поиски приемов художественной стилизации.

За время работы в мастерской с 1885 по 1892 г. Е. Поленова выполнила более ста проектов резных художественных изделий. Она ориентировалась на имеющиеся образцы изделий, заимствуя иногда целые конструкции, иногда отдельные детали. Орнаменты же были ее большой творческой работой. Стилизация реального мира цветов, ягод, трав в геометрические и растительные узоры давала прекрасные образ-

цы, созвучные народным мотивам. Изделия абрамцевской мастерской имели единую орнаментально-композиционную систему, при этом разнообразный ассортимент, уникальная отделка, такая как подкрашивание цветом, а иногда и золочение, мебель морилась в темный цвет -все это отличало изделия абрамцевской мастерской от других кустарных производств. В обстановке повышенного интереса ко всему национальному, изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской, называемые тогда «народными», получили признание публики, имели большой успех, их охотно покупали москвичи. Абрамцевская мебель отвечала вкусам всех слоев общества.

Работа Е. Поленовой в столярно-резчицкой мастерской, как и работа над костюмами в оперной постановке «Снегурочка», позволили ей проникнуть в суть поэтических идеалов народа и привели ее еще к одному замыслу, но уже в другом виде творчества. Она обратилась к стихии русской народной сказки.

Причем ее замысел касался сказок для детей - она считала это «делом большой важности». В.В. Стасову она говорила: «Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада, и русские дети растут на поэзии английских и немецких чудно иллюстрированных сказок».

За абрамцевский период 1886-1889 гг. Е. Поленова проиллюстрировала шесть русских народных сказок. Сначала она выбрала для иллюстрирования сказку «Белая уточка», текст которой взяла из сборника А.Н. Афанасьева. Для второй, самой известной сказки «Война грибов», Е. Поленова записала текст так, как помнила от своей бабушки. Для сказок «Морозко» и «Избушка на курьих ножках» художница снова выбрала живой фольклорный материал (в одном случае текст записала со слов местной жительницы, в другом - просила написать грамотного крестьянского мальчика). В сказках «Волк и лиса» и «Сивка-бурка» первоначальный текст А.Н. Афанасьева дополнялся живым фольклорным материалом.

В иллюстрациях художница широко использовала собранный богатый материал. Абрамцевский пейзаж вошел почти во все ее иллюстрации. Так, в сказке «Война грибов» царское войско «идет на войну» по знаменитой Хотьковской дороге; уголок парка с васнецовской «Избушкой на курьих ножках» узнается в одноименной книжке-сказке Е. Поленовой; любимые художницей абрамцевские зимы - в сказке «Морозко». Помимо фольклорного материала и живописных пейзажей Е. Поленова в иллюстрациях применяла декоративный элемент, орнамент. А восхищенный В. Стасов восклицал, что в них «всего более сказочной фантазии и Древней Руси!».

Разрозненные картины художница объединила в книжки-сказки. К ним были сделаны заставки, концовки, буквицы, обложки,

шрифты. Такого единого художественного образа не знала ранее детская книга. Но при жизни Е. Поленовой была издана только одна из них -«Война грибов» (1898). Подготовленные книги с цветными иллюстрациями в то время были трудны для издания. В последующем при подготовке другого цикла иллюстраций Поленова выработала более обобщенную декоративную манеру с цветовой гаммой, доступной издательствам того времени.

В Абрамцеве был организован и «Гончарный завод» (1890), в сущности, керамическая мастерская. Гончарное дело было ближе душе С. Мамонтова, на создание мастерской он вдохновился редкостными боярскими печами XVII в., красотой поливных изразцов.

Абрамцевские художники радовались новой сфере приложения своих сил, и никто тогда еще не мог сказать, что самый «возвышенный» из них - М. Врубель, столь преуспеет в этой, казалось бы, «низменной» сфере деятельности. В письме к сестре он так представляет свое новое увлечение: «Сейчас я опять в Абрамцеве и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного и бледного Запада».

Печи и камины Абрамцева стали для М. Врубеля «холстом» с безграничными возможностями живописи и декора. М. Врубель, зная одновременно законы архитектуры и прикладного искусства, сначала создал печь-лежанку с головой львицы. Ее скульптура и архитектура, составляющие единое целое, напоминали не изделия XVII в., а образец искусства стиля «модерн». В 90-е гг. художник делает множество скульптур, таких как «Лель», «Волхова», «Египтянка», которые, при тонком чувствовании художником формы, еще и являются чудесами в цветовом отношении: восстановление металла из окисей, придававшее легкий металлический блеск его керамическим изделиям, помимо окраски, было словно ожившая фантазия. Монументальные блюда и декоративные сосуды, изготовленные в мастерской в тот период, не имеют прямых прообразов в народном искусстве, и вместе с тем они глубоко национальны сказочностью декоративных мотивов (птица Сирин, русалки) и формами предметов с их красочностью, пластичной обобщенностью.

М. Врубелю помогал освоить технологию молодой мастер П. Ваулин. Несомненно, в декоративных скульптурах М. Врубеля в полной мере проявилась новая пластическая система. Таким образом, художник оказался «славянофилом» и «западником» в одном лице: присутствие «национальной нотки», доведенной до совершенства в его работах, перешло в торжество модного на Западе стиля «модерн» и привело к триумфу Врубеля в Париже, когда ему в 1900 г. была вручена золотая медаль по отделению декоративно-прикладного искусства.

После отменены монополии императорских театров в столицах (1883) С. Мамонтов организовал в Москве Частную оперу. Ее стали называть мамонтовской и противопоставлять опере императорских театров. Она работала два периода: 1885-1891 гг. и 1896-1900 гг. Мамонтов намеревался пестовать молодые дарования и пропагандировать русскую музыку. Однако вскоре он понял, что нужно время, чтобы приучить русскую публику к национальной оперной музыке, и что полностью отдать свой театр русской музыке он пока не сможет.

В начальный период Частной оперы рядом со старшими художниками - В. Васнецовым и В. Поленовым - в качестве помощников и исполнителей работали и молодые - И. Левитан, К. Коровин, И. Ост-роухов. Рождение первого русского частного оперного театра ознаменовалось постановкой оперы А. Даргомыжского «Русалка» (1885). Декорации «Подводного царства» и костюм мельника выполнялись по эскизам В. Васнецова.

Не все художники кружка легко погружались в стихию театральной деятельности. С трудом заставлял себя работать в театре Левитан. Но по работам К. Коровина для сцены уже с первых произведений было видно, что интерес к народному творчеству и искусству Древней Руси у него приобрел особый характер. В оформлении постановок национального оперного репертуара («Князь Игорь» А.П. Бородина, 1896; «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, 1896; «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, 1897, и т. д.) критики единодушно отмечали «художественное единство, соответствие красок размашистой кисти К. Коровина, удивительно подошедших к былинному стилю сюжета и музыкальной задаче композитора».

В Частной опере С. Мамонтова с 1896 г. начинает работать М. Врубель. Наиболее полно талант Врубеля-декоратора раскрылся в операх Н.А. Римского-Корсакова и особенно в «Сказке о царе Салтане» (1900). Художника вдохновляла поэтическая сказочная тема. «Используя вслед за Васнецовым мотивы изобразительного фольклора, художник преобразовывал их своей фантазией, находил в орнаментально-декоративном решении костюмов и декораций внутреннюю "музыку", соответствующую музыке композитора» [2, 82]. Театрально-декорационными работами художников абрамцевского содружества, отмечают исследователи, открылась новая эпоха в истории русского театрального искусства, имевшего необычайный расцвет в конце XIX - начале XX в.

На протяжении четверти века художественная жизнь абрамцевского содружества, объединившегося вокруг С.И. Мамонтова, способствовала зарождению и формированию «неорусского стиля», одного из направлений русского модерна.

В духовной атмосфере Абрамцева не только развивались новые тенденции русского искусства, но и складывался новый тип ху-

дожника, творчеству которого был свойственнен артистический универсализм. «На примере произведений художников абрамцевского кружка явственно видно, как станковое искусство приобретало черты декоративного творчества, монументальные панно оказывались внутренне близкими книжной графике, архитектурные формы отличались пластичностью скульптуры, скульптура становилась полихромной, как живопись». Можно сказать, что художники «неорусского стиля» подготовили содержательно-пластическую систему русского модерна.

Библиографический список

1. Абрамцево. Альбом / автор-сост. Н.М. Белоглазова. - М.,

1981.

2. Письмо С.И. Мамонтова В.Д. Поленову от 12 июля 1873 г. цит. по кн.: Е.В. Сахарова. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. - М., 1964.

3. Из письма В.М. Васнецова В.В. Стасову. цит. по кн.: В. Лобанов. В. Васнецов в Москве. - М., 1961.

4. Цит. по кн.: Пахомов Н. Абрамцево. - М., 1958.

5. Абрамцево : сборник / авторы-сотрудники музея «Абрамцево». - Л., 1988.

6. Борисова Е.А. Русский модерн / Е.А. Борисова, Г.Ю. Стер-нин. - М., 1998.

7. Виктор Михайлович Васнецов. вст. статья, составление и примечания Н.А. Ярославцевой. - М., 1987. В.М. Васнецов. Воспоминания о С.И. Мамонтове. 2 мая 1918.

8. Елена Поленова. - М. : Изд-во Белый город, 2009.

9. Кошелева В.Л. Мамонтовский кружок / В.Л. Кошелева, Д.С. Коган. - М., 1970.

10. Яковлев В. Н.А. Римский-Корсаков и оперный театр С.И. Мамонтова / В. Яковлев // Театральный альманах. - М., 1946.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.