Научная статья на тему 'Рецензия на открытый онлайн курс «Философия: искусство создавать проблемы»'

Рецензия на открытый онлайн курс «Философия: искусство создавать проблемы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на открытый онлайн курс «Философия: искусство создавать проблемы»»

Порошина А.М. Рецензия на открытый онлайн курс «Философия: искусство создавать проблемы» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00420.pdf. - ISSN 2413-4066

Порошина Анна Михайловна

Ассистент кафедры философии, истории, экономической теории и права ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск noumen@inbox.ru

Рецензия на открытый онлайн курс «Философия: искусство создавать проблемы»

Платформа, на которой расположен ООК: Универсариум

Организация - создатель ООК: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Введение

Онлайн-курс «Философия: искусство создавать проблемы» безусловно привлекает уже своим названием. А главной положительной чертой курса является то, что его содержание и форма подачи материала соответствует заявленному названию. Излагая вполне традиционный по структуре курс, авторам удалось сделать его действительно философским, а не просто обучающим философии, с чем мы сталкиваемся практически повсеместно, когда говорим о преподавании философии для студентов нефилософских специальностей.

Представленный ООК состоит из 6 модулей (26 видео-лекций), на прохождение каждого из которых отводится неделя (8 мая 2017 - 19 июня 2017). Время освоения одного модуля - примерно 1,5 часа.

Из информации о ещё не активных модулях доступны лишь их темы. Краткая информация и названия лекций, входящих в состав модулей, известны только у идущего и пройденного модулей. Возможно, Владас Ионо Повилайтис и Вадим Александрович Чалый (авторы и лекторы курса) пытаются таким образом сохранить интригу, однако, учитывая специфический образный стиль формулирования названий, анонсирование такой информации явно не снизило бы интерес к будущим темам, а наоборот усилило бы его.

Содержание курса:

Модуль 1. Изобретение философии: верить - не верить

1. Чем занимается и чем не занимается философия - 10:15

2. Философия: между наукой и религией: заклятые друзья - 16:03

3. Зачем или почему - когда вопрос важнее ответа - 13:11

4. Кризисы в философии. Что такое истина? - 11:35

Модуль 2. Детские вопросы древних греков

1. Возникновение первого философского вопроса. Парадокс Тесея - 17:04

2. Условность языка - 13:59

3. Философия Платона - 16:33

4. Академия Платона. Создание школы Аристотеля - 16:56

Модуль 3. Верить нельзя сомневаться

Модуль 4. Когда разум получает свободу

Модуль 5. Три акцента европейской философии: французский, английский, немецкий

Модуль 6. Время говорить и время молчать

Думаю, любой человек, знакомый с историей философии, без труда опознает в этих символических названиях тем основные этапы развития философской мысли, что свидетельствует о том, что логика данного курса соответствует традиционному содержанию курса философии в разделе, посвящённом её истории.

Каждый из доступных модулей завершается тестированием из 14 вопросов, на выполнение которого отводится 28 минут. Тестирование запустить не удалось. Судя по отзывам других участников обучения, оно оказалось недоступно многим. Это вызывает особенное сожаление, поскольку узнать, какие вопросы последуют за авторскими лекциями, крайне интересно. Однако где-то в окрестностях этого неподдельного интереса к содержанию возможного тестирования закрадывается подозрение о намеренной технической ошибке, создающей некий симулятор формы контроля; о принципиальном отсутствии такой структуры, как тестирование, в данном курсе, поскольку цель его - поставить вопросы и породить сомнения, а не дать ответы и уверенность.

Без сомнения, курс «Философия: искусство создавать проблемы» может быть рекомендован не только студентам, но и всем, кому небезразлично развитие человеческой культуры и человеческого в себе.

Констатирующая часть

Курс «Философия: искусство создавать проблемы» не только освещает основные вехи исторического развития философской мысли и даёт понимание их значения для современного человека, но также делает это в соответствующей подлинно философии форме.

Во втором модуле авторы курса ориентируются на диалог как традиционный жанр философствования, что позволяет им показать проблемность философских тезисов.

В видео включён ряд изображений для демонстрации ключевых точек изложения материала.

Для демонстрации отдельных проблем философии лекторы осуществляют попытку использовать «наглядные пособия», что следует оценить как привлекательный ход для ведения умозрительной дисциплины.

Содержание и раскрытие тем лекций грамотно, связно и логично, соответствует специфике дисциплины.

Форма для контакта с авторами курса отсутствует, но есть возможность для обсуждения модулей с другими участниками курса.

Название и содержание ООК соответствует учебному плану, предмет и содержание программы ведёт к осуществлению поставленных целей и задач.

Аналитическая часть

На основе доступного материала можно сделать вывод об авторах курса как о компетентных и грамотных специалистах. Содержание лекций достойно высокой оценки и, полагаю, будет интересно как тем, кто только начинает свой философский путь, так и «профессионалам».

Проблемы курса преимущественно технические:

• в последнем предложении информации в разделе «Коротко о курсе» в слове «демонстрируется» пропущена буква «р»

• тестирование недоступно

• не отражается прогресс обучающегося

• нет возможности задать вопросы лекторам

В качестве рекомендаций по совершенствованию ООК хочется дополнительно отметить следующее:

• было бы интересно познакомиться с литературой, рекомендуемой авторами;

• использовать в качестве формы контроля задания, способствующие формированию навыка философствования, аргументации и раскрытию творческого потенциала обучающихся.

Заключение

Опыт погружения в ООК «Философия: искусство создавать проблемы» безусловно обогатил мой преподавательский опыт, продемонстрировав реальную практику стимулирования философствования в ходе лекций, наглядно показав возможности такой интерактивной формы, как лекция-диалог, а также интересные «философские опыты» с «наглядными пособиями», что несомненно следует включить в педагогическую практику проведения занятий по философии.

Считаю, что при освоении дисциплины «Философия» студентами нефилософских специальностей рецензируемый ООК не может полностью заменить посвящённый данной проблематике раздел дисциплины, изучаемой в вузе, поскольку авторам курса некоторые идеи (например, апории Зенона, понятия идеализма и материализма и т.п.) кажутся всем известными, тогда как мой педагогический опыт свидетельствует о том, что это не так. Поэтому знакомство и понимание на аудиторных занятиях материала, на который (как на очевидный) опираются лекторы онлайн-курса, необходимы для его качественного освоения и осознания. Однако данный онлайн-курс смело может быть рекомендован студентам в качестве дополнительного материала, а при исправлении технических ошибок и введении дополнительной (хотя бы итоговой) формы контроля в виде проверочной работы, требующей демонстрации сформированного искусства философствования, - сертификат о прохождении курса «Философия: искусство создавать проблемы» может служить основанием для зачёта фиксированного вида внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Философия» при реализации программ очного и заочного обучения, а также дистанционного образования в Омском ГАУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.