Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ В. А. ГАВРИКОВА "ЭСХАТОЛОГИЯ БАШЛАЧЁВА"'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ В. А. ГАВРИКОВА "ЭСХАТОЛОГИЯ БАШЛАЧЁВА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Art Logos
ВАК
Ключевые слова
А. БАШЛАЧЕВ / РОК-ПОЭЗИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилова Н.К.

Статья представляет собой краткий отзыв о монографии, посвященной творчеству Александра Башлачева. В монографии утверждается, что для постижения сложных смыслов творчества рок-автора нужно найти новые подходы. Они должны соединить традиционные литературоведческие подходы (биографический, интертекстуальный, мифопоэтический) и музыковедческие («исполнительские»). Теоретические обобщения, по мнению автора монографии, возможны после завершения эмпирической работы по анализу текста, чему и посвящено предлагаемое исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW TO THE MONOGRAPH BY V. A. GAVRIKOV "BASHLACHEV'S ESCHATOLOGY"

The article is a brief review of the monograph dedicated to the work of Alexander Bashlachev. The monograph states that in order to comprehend the complex meanings of the work of a rock author, new approaches must be found. They should combine traditional literary approaches (biographical, intertextual, mythopoetic) and musicological (“performing”) approaches. Theoretical generalizations, according to the author of the monograph, are possible after the completion of empirical work on text analysis, which is the subject of the proposed study.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ В. А. ГАВРИКОВА "ЭСХАТОЛОГИЯ БАШЛАЧЁВА"»

Рецензия УДК 82-95 ГРНТИ 17 82 09

DOI 10 35231/25419803_2022_3_178

Н. К. Данилова

Рецензия на монографию В. А. Гаврикова «Эсхатология Башлачёва»

Статья представляет собой краткий отзыв о монографии, посвященной творчеству Александра Башлачева. В монографии утверждается, что для постижения сложных смыслов творчества рок-автора нужно найти новые подходы. Они должны соединить традиционные литературоведческие подходы (биографический, интертекстуальный, мифопоэтический) и музыковедческие («исполнительские»). Теоретические обобщения, по мнению автора монографии, возможны после завершения эмпирической работы по анализу текста, чему и посвящено предлагаемое исследование.

Ключевые слова: А. Башлачев, рок-поэзия, современный литературный процесс.

Для цитирования: Данилова Н.К. Рецензия на монографию В.А. Гаврикова «Эсхатология Башлачева» / Н.К. Данилова // Art Logos (искусство слова). - 2022. - № 3. - С. 178-181. DOI 10.35231/25419803_2022_3_178

Вышло в печати новое исследование доктора филологических наук, профессора В.А. Гаврикова, посвя-щённое творчеству одного из самых талантливых авторов русского рока - Александра Башлачёва: Гавриков В.А. Эсхатология Башлачёва: Монография. - М., Калуга, Венеция: Bull Terrier Records, 2021. - 260 с.

Основу исследования составляют не только опубликованные тексты (разные их варианты), но и рукописи, и фонограммы. Сразу обращает на себя внимание удивительная особенность литературоведческого труда: в нём соединяется глубокое знание предмета исследования, широкий охват

© Данилова Н.К., 2022

"9"

материала и личное «сердечное» отношение автора к любимому поэту, восторг от непостижимости таланта. Впрочем, сам В.А. Гавриков говорит об этом уже в первых строчках: «Нет, всё-таки он гений. Наверное, научное исследование не должно содержать подобных оценок, но я просто обескуражен величием башлачёвского мастерства».

В.А. Гавриков определяет творчество А. Башлачёва как динамическую целостность, для постижения сложных смыслов которой нужно найти новые подходы. Они должны соединить традиционные литературоведческие (биографический, интертекстуальный, мифопоэтический), музыковедческие с «исполнительским» (он связан с игрой голоса, особенностями аккомпанемента, визуального ряда). Теоретические обобщения, по мнению автора, возможны после завершения эмпирической работы по анализу текста, чему и посвящено предлагаемое исследование. Безусловно, анализ текста является сильной его стороной.

Важной проблемой изучения творчества рок-поэта является периодизация - «разбивка на стадии». Трудность в том, художественный мир Башлачёва отличает невероятная сложность: повтор мотивов, возврат к текстам, самоцитация. Поэтому, по мнению автора, необходимо выделение этапов, оно позволит уяснить диалектику художественной системы. Отталкиваясь от прежних вариантов периодизации (три этапа), В.А. Гавриков предлагает и обосновывает более детальную: шесть этапов. Здесь учитывается не только творческая стадиальность, но связь с биографическими и исполнительскими коллизиями. Далее дается характеристика всех этапов.

Исследователь задаётся вопросом: как трансформируется смысл ранних текстов - и называет пять исполнительских тенденций, которые влияют на текстуальные изменения. Каждая тенденция представлена подробно и доказательно. Обратим внимание на вторую: «прикрепление» выступления к конкретной дате и месту, к событиям вокруг и внутри концерта, даже к его участникам. Поэт не может петь в пустоту, во время концерта рождаются новые оттенки смысла. Но, заметим, как при этом усложняется задача литературоведа! Для примера В.А. Гавриков предлагает анализ фонограммы концерта.

АкТ ЮвОЗ, № 3 (2022), с. 178-181

Следующие размышления - о пространственно-временном континууме в башлачёвской картине мира. Отмечается повтор библейского хронотопа с тремя темпоральными состояниями (историческое, вневременное, пост-апокалиптическое). По мнению исследователя, пространственные модели претерпевают существенные изменения от этапа к этапу. Инвариантными остаются реальный и ментально-трансцендентальный континуум, но между ними нет чёткой антитезы. В трансцендентальном пространстве выделяются несколько миров, каждому свойственна своя темпоральность, в позднем творчестве они взаимопроникают, создавая пространство мифа. Здесь по-особому прокладывается путь в сакральное, приметами сакрального становятся река, лес, поле (традиционные), к ним примыкают новые: город, родное жилище, окно (они приобретают экзистенциальные черты). Отмечены сопряжения мотивов и образов с Евангелием. Предлагая толкования образов, В.А. Гавриков подчёркивает, что это личное прочтение. Заметим, что с этим толкованием легко согласиться.

Далее исследователь обращается к космологии Башлачёва. Мифический мегасюжет строится по заведённому порядку: «действие начинается вечером, основные события происходят ночью (лирический субъект / персонаж жив), а завершает всё - утро, несущее нечто эсхатологическое (смерть, Гром, Страшный суд). Причиной такого эсхатологического исхода является умаление старой религии (в данном случае - христианства).

В литературоведении даются разные толкования этого исхода. По мнению нашего автора, поэт не отказывается от христианства, но заметно движение от христианской образности и этики к поэтологическим размышлениям. Появляется потребность в новой духовности. Башлачёв связан со всей русской культурой; пересечение двух пластов: библейского и русского - создаёт особый смысл, не сводимый ни к одному из них. Новое вырастает над этим пересечением.

Завершается размышление указанием на то, что эсхатологическая концепция становится пессимистичной. Если в раннем творчестве было возможно всеобщее спасение че-

рез соборность, искупление через страдание, то в позднем оно заменяется концепцией личной смерти. «Всеобщий рай заменяется личным адом».

В Заключении В.А. Гавриков намечает возможные пути дальнейших исследований: это академическое издание всего наследия А. Башлачёва, написание творческой биографии поэта, описание наследия поэта в его звучащей ипостаси. И, конечно, работа с текстом как в рамках традиционного литературоведения, так и с помощью предложенных новых подходов, среди которых выделим референциальность (особые отношения текста и жизни), ей было уделено много внимания в монографии.

дата получения: 24.08.2022 г. date of receiving: 24.08.2022

дата принятия: 08.09.2022 г. date of acceptance: 08.09.2022

Natalya K. Danilova

Review to the monograph by V. A. Gavrikov "Bashlachev's Eschatology"

The article is a brief review of the monograph dedicated to the work of Alexander Bashlachev. The monograph states that in order to comprehend the complex meanings of the work of a rock author, new approaches must be found. They should combine traditional literary approaches (biographical, intertextual, mythopoetic) and musico-logical ("performing") approaches. Theoretical generalizations, according to the author of the monograph, are possible after the completion of empirical work on text analysis, which is the subject of the proposed study.

Key words: A. Bashlachev, rock poetry, modern literary process.

For citation: Danilova, N.K. (2022). Recenziya na monografiyu V.A. Gavrikova «Eskhatologiya Bashlachyova» [Review to the monograph by V.A. Gavrikov "Bashlachev's Eschatology"]. Art Logos - The Art of Word. No 3. pp. 178-181. (In Russian). DOI 10.35231/25419803_2022_3_178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.