ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Образец ссылки на эту статью: Девлетов О.У. Рецензия на монографию: Оришев А.Б. «Черные коммуникации»: как управляют массовым сознанием // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 4 (12). С. 6.
УДК 005.33
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ОРИШЕВ А.Б. «ЧЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»: КАК УПРАВЛЯЮТ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ
Девлетов Олег Усманович
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, г. Москва, ул. Лиственничная аллея, 4а), доктор политических наук, профессор кафедры связей с общественностью и речевой коммуникации, [email protected], +7-977-587-43-25.
Цель исследования: дать рецензию монографию, автором которой является доктор исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин А.Б. Оришев. В рецензии дана общая характеристика монографии, показано, что рецензируемая книга является результатом многолетней практической деятельности автора. Большое внимание уделяется таким терминам как «черный пиар» и «черные коммуникации», показана их преемственность.
Главный результат: сделан вывод о безусловной полезности книги, которая должна стать незаменимым помощником на полке молодого человека.
Ключевые слова: черный пиар; черные коммуникации; политическая психология; избирательные технологии.
REVIEW ON MONOGRAPHY: A.B. Orishev "BLACK COMMUNICATIONS": HOW TO MANAGE MASS CONSCIOUSNESS
Devletov Oleg Usmanovich
Russian state agrarian University - Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow, Russia (Russia, 127550, Moscow, street Larch Avenue, 4 A.), doctor of political Sciences, Professor of the Department of public relations and speech communication, [email protected], +7-977-587-43-25.
The purpose of the research: to give a review of the monograph, authored by Doctor of Historical Sciences, head of the Department of Humanities and Science Disciplines AB. Orishev. In the review, a general description of the monograph is given, it is shown that the book under review is the result of many years of practical activity of the author. Much attention is paid to such terms as "black PR" and "black communications", their continuity is shown.
The main result: the conclusion is made about the absolute usefulness of the book, which should become an indispensable assistant on the shelf of the young man.
Key words: black PR; black communications; political psychology; electoral technologies.
В ваших руках книга известного учёного в области избирательных технологий и РЯ-коммуникаций, профессора Александра Борисовича Оришева. Новая монография автора - итог его более чем 20-летней успешной работы в сфере выборных кампаний в РФ.
Рисунок 1. «Черные коммуникации». Как управляют массовым сознанием.
Обложка книги
Рецензента издания, пишущего эти строки, связывает с проф. А. Б. Оришевым многолетнее научное сотрудничество. Поэтому в данном предисловии он считает важным приоткрыть читателю ключевые задачи автора. Необходимо отметить, что замысел книги А. Б. Оришевым первоначально осмысливался как научное исследование проблематики «черного PR». Собственно, читатель, интересующийся данной сферой, без труда вспомнит предыдущие солидные работы проф. А.Б. Оришева, ставшие серьезным подспорьем будущим политологам, социологам и рекламистам в нашей стране: Оришев А. Б. Политология: учебник: для студентов высших
учебных заведений. М.: РИОР: Инфра-М, 2011. 287 с.; Оришев А. Б. Социология рекламной деятельности: учебник: для студентов высших учебных заведений. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. 233 с.; Оришев А. Б. Социология: учебник / А. Б. Оришев. М.: РИОР: ИНФРА - М, 2014. 224 с.
У новой книги автора - непростая судьба. Более 10 лет А. Б. Оришев работал над своей монографией «Черные коммуникации»: как управляют массовым сознанием. Почему именно такое название, спросите Вы? Нельзя дать ответ одним предложением. С моей точки зрения в профессиональном сообществе политических экспертов в настоящее время имеет смысл говорить не просто о проблеме «Черного РЯ», а о целом явлении, субстанции, говоря языком философов.
Такое явление как «Черные коммуникации» требует системного подхода в ходе своего изучения. Собственно, этот научный подход А. Б. Оришев применяет в данном исследовании. Базой монографии стали авторские наработки как политика-практика, кандидата, баллотирующегося на различные выборные должности и, побеждающего в нелегкой, упорной борьбе.
Заметим, что первоначально автор использовал такие традиционные понятия как «черные» или «грязные» технологии. Только в середине 2010-х гг. он обратился к новому термину «черные коммуникации». Сделал он это во многом с подачи его другого по исследованиям в сфере рекламы - А. Н. Толкачева.
На счету автора в 1990-2000-е гг. не одна выигранная региональная избирательная кампания. Позднее А. Б. Оришев, работая, уже в качестве политического консультанта с главами регионов, депутатами, сенаторами пришёл к мысли о необходимости систематизировать накопленные им практические знания в одном относительно сжатом научном труде. В этой книге вы не найдете скучных конспективных историй или банальных советов о том как успешно провести предвыборную кампанию в теории. Нет, на страницах издания вы встретитесь только с реальной политической жизнью с её удачами, зигзагами, иногда промахами.
Несомненное достоинство книги - скрупулезное перечисление автором наиболее распространенных вариантов «обливания грязью» кандидата на выборную должность. А. Б. Оришев в основном исследует практические кейсы, за которыми наблюдал сам, ведь ему не раз приходилось работать с избирателями и буквально «спасать» экспертным советом малоискушенных в тонкостях «черных коммуникаций» кандидатов.
Не пытаясь заранее предвосхищать автора книги, хочу отметить те разделы издания, на которые рецензент обратил пристальное внимание: прежде всего это темы посвященные стратегии дискредитации и способам противостоять им; лингвотехнологии, где А. Б. Оришев анализирует словесные атаки и психотехнологии, тема еще пока основательно неисследованная в политологической и бизнес-литературе нашей страны. По состоянию на сегодняшний день, с легкой руки проф. М.М. Лебедевой за этой тематикой утвердилось название - политическая психология.
Убежден, что предлагаемая вниманию читателя книга заинтересует прежде всего будущих российских политиков, которые пока еще учатся в колледже или вузе и только начинают постигать азы политической кухни и пробуют выстраивать базовые каналы коммуникации. Привлечёт эта книга и действующих политиков, и политических экспертов. Она поможет им сравнить свой опыт проведения избирательной кампании с наработками автора и сгладить допущенные ошибки, не допустить досадных промахов.
И конечно же, книга интересна и бизнесменам. Нежелание заниматься политикой не освобождает от ее результатов российский бизнес. Учитывая факт аффилированности наших компаний этот тезис приобретает особую актуальность. В книге А. Б. Оришева содержится масса ценных советов, которым могут и должны следовать бизнесмены. Это и нюансы деловых переговоров, и способы защиты бизнеса от информационных атак.
Что не хватает книге? На наш взгляд автор сознательно оставил за скобками такую технологию как административный ресурс, также он обошел стороной различные приемы, которые применяют непосредственно в день голосования. Остается лишь надеяться, что наш ждет захватывающее продолжение.
В заключение мне хотелось бы вернуться на 10-12 лет назад в середину 2000-х годов. В этот период автор книги только задумывал её написание и одновременно вёл практику у будущих пиарщиков, рекламистов, арт-директоров в Международном институте рекламы, кстати сказать, первом российском негосударственном вузе, созданном практиками и, начавшем обучать студентов по таким престижным профессиям как рекламист, пиарщик, арт-директор. Сегодня спустя годы многие слушатели выпускных курсов проф. А. Б. Оришева уже сами стали успешными российскими специалистами по массовым коммуникациям, а это значит, что исследовательская работа автора и его научные труды задуманы не напрасно!
Рецензируемый материал
Оришев А.Б. Черные коммуникации: как управляют массовым сознанием: монография / А.Б. Оришев. М.; Берлин, 2018. 311 с. ISBN 978-5-4475-9546-3
Список литературы
1. Оришев А.Б. «Черные коммуникации» в сфере бизнеса: каналы распространения и меры противодействия // Маркетинговые коммуникации. 2017. № 4 (100). С. 264-275.
2. Оришев А.Б. Управление сознанием и стратегии дискредитации: каналы «черных коммуникаций» // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 8.
3. Оришев А.Б. «Черные» коммуникации - новый термин в политической науке // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 12-1. С. 46.
References
1. Orishev A.B. «Chernye kommunikatsii» v sfere biznesa: kanaly rasprostraneniya i mery protivodejstviya - Marketingovye kommunikatsii. 2017. no 4 (100). p. 264-275.
2. Orishev A.B. Upravlenie soznaniem i strategii diskreditatsii: kanaly «chernykh kommunikatsij» - Biznes i dizajn revyu. 2018. no 1 (9). p. 8.
3. Orishev А.В. «ЗДегпуе» kommunikatsii - novyj termin v politicheskoj nauke -Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2014. no 12-1. p. 46.
Работа поступила в редакцию: 10.06.2018 г.