Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: «Организация предоставления муниципальных услуг» / кол. Авт. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2010. '

Рецензия на монографию: «Организация предоставления муниципальных услуг» / кол. Авт. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2010. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: «Организация предоставления муниципальных услуг» / кол. Авт. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2010. »

РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА НАУЧНЫХ СОБЫТИЙ

V.E. Volkov Monograph Review: "The Organization of Municipal Services" / Composite Authors. - Saratov: Volga Region Academy for Civil Service named after P.A. Stolypin, 2010.

УДК 352/353:316.77:34 ББК 66.3(0),1 24:60.84:67

В.Е. Волков

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: «Организация предоставления муниципальных услуг» / кол. авт. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2010.

^Оценка населением эффективности муниципального управления во многом зависит от качества и доступности услуг, предоставляемых органами местного самоуправления. Обеспечение процесса предоставления муниципальный услуг требует целенаправленной деятельности органов власти по оптимизации состава (перечней) услуг, исключения избыточности и дублирования функций, фиксации перечней услуг в соответствующих реестрах, оптимизации (реинжиниринга) процессов предоставления услуг, регламентации и стандартизации услуг, перехода на предоставление услуг по принципу «одного окна». Данные направления деятельности являются в определенной степени новыми для органов местного самоуправления.

С учетом сказанного рецензируемая мо-

234

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

нография имеет особую теоретическую и практическую значимость. В контексте административной реформы в ней исследуются правовые основы и особенности деятельности органов местного самоуправления при организации предоставления муниципальных услуг; актуализируются цели, задачи, перспективные направления оптимизации предоставления муниципальных услуг населению и организациям. Проведенное авторами исследование посвящено анализу основных необходимых мер, которые должны быть предприняты органами местного самоуправление для эффективной организации предоставления муниципальных услуг.

В первой главе монографии внимание акцентируется на теоретико-методологических аспектах регламентации муниципальных услуг. Авторы определяют сущность муниципальных услуг и представляют их типологии. Справедливо отмечается, что сложность точной идентификации и теоретического обоснования различных типов услуг иногда приводит исследователей к громоздким классификациям, прикладное значение которых не вполне очевидно. В то же время неточность и разнообразие подходов отражаются на процессе регламентации предоставления услуг и в конечном счете на качестве их предоставления. Проведенный авторами анализ позволил выделить два основных теоретико-методологических подхода к содержанию понятия «муниципальная услуга»: 1) экономический («прорыночный») подход, согласно которому муниципальная услуга - это товар, предоставление которого органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями или иными организациями гражданам и организациям направлено на решение вопросов местного значения; 2) управленческий подход - муниципальная услуга представляет собой форму взаимодействия органов местного самоуправления и их контрагентов (населения, бизнеса), имеющую заявительный характер.

В представленном исследовании отмечается, что современное содержание термина «муниципальная услуга» зависит от различных контекстов его использования и эволюционирует с развитием законодательства. Например, развитие электронного правительства и принятие Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» потребовали включения в термин «муниципальные услуги» того спектра взаимодействий граждан и юридических лиц с органами местного самоуправления и подведомственными им организациями, который может осуществляться в электронном виде и при этом является частью муниципальных социальных услуг (зачисление в образовательное учреждение, запись на прием к врачу, информирование о концертной деятельности и др.).

На муниципальном уровне возникают сложности идентификации и обоснования различных типов услуг, определения порядка их стандартизации и регламентации. С первых попыток распространения административной реформы на уровень местного самоуправления исследователи стали искать аналог понятия «государственные услуги», который мог бы применяться для муниципальных услуг и при этом не искажал изначального экономического содержания уже используемого термина «муниципальные услуги». Так появились муниципаль-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 235

ные «административные» или «властные» услуги, которые предоставляются органами местного самоуправления и которые предполагается идентифицировать по признакам государственных услуг. Принятие Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не только не поставило точку в терминологической дискуссии, но и привело к целому ряду проблем на стадии решения достаточно новык для муниципальных образований управленческих задач по оптимизации и повышению качества предоставляемых услуг.

Анализ практики предоставления государственных (муниципальных) услуг свидетельствует о существовании в системе оказания государственных и муниципальных услуг ряда концептуальных и технологических проблем, отражающихся на качестве услуг и вызывающих серьезных дисфункции в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг органами власти. К наиболее значимым из них следует отнести отсутствие общего методологического подхода к стандартизации и регламентации услуг, отсутствие утвержденного на федеральном уровне классификатора услуг, недостаточный уровень проектной культуры, несоблюдение требований к оптимизации процесса предоставления услуг, недостаточную правовую урегулированность вопроса взимания платы за предоставление услуг, оказываемых в рамках государственных (муниципальных) заданий. Данные проблемы порождают многочисленные затруднения как на стадии разработки административных регламентов государственных (муниципальных) услуг, так и в процессе оказания государственных и муниципальных услуг; препятствуют внедрению инструментов, направленных на повышение качества и удовлетворение потребностей получателей услуг, эффективность бюджетных расходов органов государственной власти и местного самоуправления; серьезно осложняют реформирование сети государственных (муниципальных) учреждений.

Задача разработки и применения административных регламентов является новой и многоплановой, а следовательно сложность в управленческой практике представляет согласование положений принимаемы« регламентов с действующими правилами, инструкциями и другими нормативными актами. По этой причине особую практическую значимость имеют представленные авторами методические рекомендации по разработке административных регламентов муниципальных услуг, включающие подробный алгоритм действий и требований к каждому этапу, что позволит унифицировать практику стандартизации и регламентации и повысит качество самих процессов.

Вторая глава монографии посвящена детальному рассмотрению правового регулирования и вопросам организации предоставления муниципальный услуг. В ней анализируются виды и типы учреждений, предприятий и организаций, участвующих в предоставлении муниципальных услуг; характеризуются организационные основы процесса предоставления муниципальных услуг; показаны особенности финансового обеспечения процесса предоставления муниципальных услуг.

Авторами отмечается, что выбор способа организации предоставления муниципальных услуг зависит от социально-экономической ситуации в конкрет-

236 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ном муниципальном образовании. При этом необходимо учитывать экономическую (соразмерность избираемого способа организации объему предоставляемых услуг) и социальную (защиту прав и обеспечение гарантий населения муниципального образования) обоснованность принимаемого решения. В монографии обосновывается необходимость внедрения элементов управления по результатам в процесс организации предоставления муниципальных услуг, что предполагает четкое установление взаимосвязи между ожидаемым результатом и необходимым для его достижения объемом средств.

В третьей главе рассмотрены инновационные способы предоставления муниципальных услуг, связанные с развитием сети многофункциональных центров, электронным предоставлением муниципальных услуг.

Внедрение информационных технологий является сложным процессом. Как показывает практика, внедрение автоматизированных систем требует оптимизации процессов, проходящих внутри соответствующих административных структур, то есть их реформирования. Это означает, что административная реформа должна учитывать и инкорпорировать задачи информатизации органов власти.

В настоящее время необходимы комплексные меры, не ограничивающиеся только разработкой и внедрением в управленческую практику инновационных информационных технологий. Необходима иная концепция управления, которая должна охватывать в первую очередь культурную составляющую; формировать готовность жить в новом информационном мире, а не только операционные (или административные и исполнительные) компоненты деятельности органов власти. Уже сейчас мировой опыт показывает, что внедрение концепции е-доуегптеП дает гражданам доступ к высококачественным услугам и одновременно уменьшает их стоимость. Унификация информационных систем, упрощение и сокращение числа процессов обеспечивают более качественное обслуживание граждан, снижают расходы и оптимизируют взаимодействие бизнеса и власти, сокращают операционные расходы, открывают доступ к услугам людям с ограниченными возможностями и в целом повышают прозрачность и ответственность органов власти.

На межведомственном уровне процесс внедрения информационных технологий требует координации органов государственной власти и местного самоуправления для обеспечения эффективного распределения ресурсов по приоритетным направлениям, принятия совместных оптимальных решений при внедрении комплексных информационных технологий, а также интеграции создаваемых систем.

На организационном уровне разработка и внедрение ИТ-стратегий, грамотное формулирование задач и контроль за их реализацией требуют не только высокой квалификации руководителей и исполнителей, но и организационно сильных структур управления, наделенных достаточными полномочиями для внедрения информационных технологий и реформирования соответствующих административных процессов. В целях повышения эффективности управления внедрением информационных технологий в органах власти большинство развитых государств применяют подход, основанный на построении

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 237

единой организационной вертикали управления информационными технологиями, предполагающий формирование надведомственных стратегических и исполнительных органов управления, создание унифицированных структур управления внедрением информационных технологий в каждом ведомстве и использование передовых механизмов управления реализацией отдельный проектов.

Процесс предоставления муниципальных услуг необходимо рассматривать как систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы и результаты процесса, удовлетворяющие местные интересы населения и организаций - потребителей услуг, находящихся на территории муниципального образования. По мнению авторов, процессу перевода муниципальных услуг в электронный вид должен предшествовать процесс их детального анализа с точки зрения эффективности их предоставления.

В монографии отмечается, что при принятии решения о выборе способа организации предоставления услуги органам местного самоуправления следует учитывать нормы действующего законодательства, практику предоставления, проблемы и возможности их преодоления, возможности аутсорсинга, оценку различных форм предоставления муниципальных услуг, источники финансирования предоставления услуги (средства местного бюджета, оплата услуг потребителями, смешанные) и их соотношение, соразмерность избираемого способа организации объему предоставляемых услуг (экономическая обоснованность), а также общие тенденции развития данной услуги и специфические особенности муниципального образования.

Принципиально важным является обеспечение возможности выбора для получателя формата получения услуги: непосредственно в органе власти, через сеть подведомственных учреждений, на основании муниципального заказа, на базе многофункционального центра или в электронном формате; необходима синхронизация многоканального предоставления государственных и муниципальных услуг. В монографии подробно анализируются различные отечественные и зарубежные практики предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров; рассматриваются организационные, правовые и методические основы организации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.

Монография адресована гражданам - заявителям услуг; сотрудникам органов местного самоуправления, организаций и учреждений, участвующих в предоставлении муниципальных услуг; научным работникам; лицам, заинтересованным в информации о процессах и механизмах предоставления муниципальных услуг.

238 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.