Научная статья на тему 'Рецензия на монографию "о годах "семинарской тяготы": история духовно-учебных заведений в мемуарах их воспитанников (середина XIX - начало ХХ века)"[2]'

Рецензия на монографию "о годах "семинарской тяготы": история духовно-учебных заведений в мемуарах их воспитанников (середина XIX - начало ХХ века)"[2] Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИНЦИЯ / СЕМИНАРИСТЫ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ДУХОВНО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / РОССИЯ / ВОСПИТАНИЕ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / PROVINCE / SEMINARIANS / DAILY LIFE / SPIRITUAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS / RUSSIA / EDUCATION / MENTALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарунова Н. Н.

В монографии проанализирована история духовно-учебных заведений по воспоминаниям семинаристов. Рассмотрена роль учебных заведений духовного ведомства, которые, несмотря на создаваемую изоляцию, так или иначе оказывались в центре культурной жизни губернского города и одновременно всегда были предметом интереса русского обывателя. Акцентировано внимание на том, как в мемуарах отразились история повседневной жизни и специфика психологического статуса воспитанников духовно-учебных заведений, а также жизнь российской провинции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review to the monograph "On the Years of "Seminary burden": the history of spiritual and educational institutions in the memoirs of their pupils (mid XIX - early XX century)"[3]

The paper analyzes the history of spiritual and educational institutions through the prism of sources of personal origin the memories of seminarians. The role of educational institutions of the ecclesiastical department, which in spite of the isolation turned out to be in the center of the cultural life of the provincial city one way or another and at the same time has always been the subject of interest of the Russian inhabitant. Emphasis is placed on how the memoirs reflect the history of everyday life and the specificity of the psychological status of students of spiritual and educational institutions, as well as the life of the Russian province.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию "о годах "семинарской тяготы": история духовно-учебных заведений в мемуарах их воспитанников (середина XIX - начало ХХ века)"[2]»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 634.8(470.67X091)

DOI: 10.21779/2542-0313-2018-33-4-97-100

Н.Н. Гарунова

Рецензия на монографию «О годах "семинарской тяготы": история духовно-учебных заведений в мемуарах их воспитанников (середина XIX - начало ХХ века)»

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; garunovanina@mail.ru

В монографии проанализирована история духовно-учебных заведений по воспоминаниям семинаристов.

Рассмотрена роль учебных заведений духовного ведомства, которые, несмотря на создаваемую изоляцию, так или иначе оказывались в центре культурной жизни губернского города и одновременно всегда были предметом интереса русского обывателя. Акцентировано внимание на том, как в мемуарах отразились история повседневной жизни и специфика психологического статуса воспитанников духовно-учебных заведений, а также жизнь российской провинции.

Ключевые слова: провинция, семинаристы, повседневность, духовно-учебные заведения, Россия, воспитание, ментальность.

Наше внимание привлек известного ученого, труд доктора исторических наук О.Д. Поповой.

В своей монографии автор не только рассматривает историю образования в России как часть социальной истории, которая тесно соприкасается с такими концептами современной науки, как ментальность, повседневность, история провинции, гендерные исследования, но и раскрывает ее на примере истории духовно-учебных заведений. При этом автор изучает ее по воспоминаниям семинаристов и епархиалок.

Попова О.Д. справедливо отмечает, что сегодня возрождается интерес исследователей к провинциальному миру культуры, к изучению локального мира русской провинции и провинциального самосознания, а духовные семинарии и епархиальные училища как раз и являлись одним из ключевых звеньев провинциальной культуры.

2 Рязань: Концепция, 2017. - 160 с.

Анализ проведенного обзора литературы позволяет говорить о том, что автор очень основательно изучила источниковую базу, в которую включила документы из Российского государственного исторического архива, государственного архива Тверской области, Государственного архива Орловской области, Государственного архива Рязанской области, Государственного архива Костромской области, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Кроме архивных материалов в числе исследованных документов - источники личного происхождения, нормативные правовые источники, справочные издания, публицистика, отчеты епархиальных училищ, епархиальные ведомости, журнал «Звонарь» и т. д.

Автор на основе большого фактического материала рассматривает вызовы современной исторической науки, претендующей на комплексное исследование общественных отношений. Попова О.Д. справедливо полагает, что российский обыватель, особенно в провинции, очень часто знакомится с новой Россией именно через учебные заведения. Привлечение мемуарных источников позволяет значительно расширить вектор научных интересов исследователя, глубже понять историю преобразующейся России. Источники личного происхождения позволяют через личное восприятие понять процесс трансформации России. Безусловной удачей автора было выявление и введение в оборот неопубликованных источников.

В работе анализируется, как в мемуарах отразилась история повседневной жизни и специфика психологического статуса воспитанников духовно-учебных заведений, жизнь российской провинции. При этом исследователь показывает, что многие мемуары возникали под влиянием эпохи, ряда социокультурных и политических факторов. Читатель сможет найти ответ на вопросы: зачем и почему многие авторы брались за перо, что они хотели сказать.

Автор акцентирует внимание на том, что данные мемуары позволяют оценить роль некоторых церковных деятелей в духовной жизни. Он отмечает, что поскольку учеба была одним из основных видов деятельности авторов воспоминаний, то в текстах мемуаров эмоционально изложены трудности познания наук. В частности, отдельная глава монографии «О годах "семинарской тяготы" ...» посвящена повседневной жизни воспитанников духовно-учебных заведений и ее отражению в мемуарах.

Автор приводит воспоминания воспитанников духовно-учебных заведений и подчеркивает, что они позволяют не только узнать подробности и специфику учебного процесса, но и составить образы преподавателей. Конечно, далеко не все авторы давали своим учителям подробную характеристику. Порой они о своих педагогах писали вскользь, иногда несколькими словами, а иногда на первый план выходили образы тех педагогов, которые в наибольшей степени осложняли жизнь воспитанников. В ряде мемуаров особенно ярко отразилось негативное отношение семинаристов к монашествующему начальству, интересны цитаты подобного плана: «Грамматику у него не учили, а просто ели...».

В рассматриваемой монографии автор обращает внимание на факт, что учебные заведения духовного ведомства, несмотря на создаваемую изоляцию, так или иначе оказывались в центре культурной жизни губернского города и одновременно были предметом интереса русского обывателя.

На наш взгляд, практическая значимость состоит в том, что работа посвящена истории повседневной жизни людей и в этом исследования. История по существу - повседневная жизнь человека в ее историческом развитии, проявление стабильных, постоянных, неизменных свойств и качеств в соответствии с географическими и временными условиями, рождением и закреплением новых форм жилья, питания, перемещения, работы, досуга.

Одновременно читатель увидел колоритные картинки повседневных будней семинаристов, погрузился в мир, где используются колоритные слова той эпохи: «паникадило», «епархиалки», «кизяк», «палянец» и т. д.

В конце работы автор делает выводы, задает вопросы и размышляет о предмете исследования. Современный мир - мир информационного пространства, мозаичной и полярной культуры. В таком мире появляется необходимость в образованных и культурных пастырях, которые хорошо знали бы литературу, искусство, проблемы современного общества, умели бы найти подход к прихожанам различных профессий и разных социальных слоев. Поэтому, наверное, и сама система воспитания должна соответствовать духу времени. Современный воспитанник духовно-учебных заведений должен много читать, знать, владеть современными коммуникационными технологиями. Огромный воспитательный потенциал таит в себе и светская культура.

Книга рекомендована историкам, религиоведам и всем тем, кто интересуется историей Русской православной церкви и историей образования в России, историей повседневности и историей ментальности.

Поступила в редакцию 12 ноября 2018 г.

UDC 634.8(470.67)(091)

DOI: 10.21779/2542-0313-2018-33-4-97-100

Review to the monograph «On the Years of "Seminary burden": the history of spiritual and educational institutions in the memoirs of their pupils (mid XIX - early XX century)»

N.N. Garunova

Dagestan State University; Russia, Dagestan, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st. 43a; garunovanina@mail.ru

The paper analyzes the history of spiritual and educational institutions through the prism of sources of personal origin - the memories of seminarians. The role of educational institutions of the ecclesiastical department, which in spite of the isolation turned out to be in the center of the cultural life of the provincial city one way or another and at the same time has always been the subject of interest of the Russian inhabitant. Emphasis is placed on how the memoirs reflect the history of everyday life and the specificity of the psychological status of students of spiritual and educational institutions, as well as the life of the Russian province.

Keywords: province, seminarians, daily life, spiritual and educational institutions, Russia, education, mentality.

Received 12 November, 2018

3 Ryazan: Concept, 2017. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.