Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: Мельникова Л. В. Русская православная Церковь и Крымская война 1853-1856 гг. М. : Кучково поле, 2012. 393 с'

Рецензия на монографию: Мельникова Л. В. Русская православная Церковь и Крымская война 1853-1856 гг. М. : Кучково поле, 2012. 393 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Герд Лора Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: Мельникова Л. В. Русская православная Церковь и Крымская война 1853-1856 гг. М. : Кучково поле, 2012. 393 с»

УДК 94(47).073 281.93

Л. А. Герд

Рецензия на монографию: Мельникова Л. В. Русская Православная Церковь и Крымская война 1853-1856 гг.

М.: Кучково поле, 2012. 393 с.

Автор книги уже зарекомендовала себя как серьезный специалист исследованиями о роли церкви в эпоху Отечественной войны 1812 г. На сей раз она обратилась к периоду Крымской войны, переломной в истории России и особенно в ее внешней политике на Ближнем Вос-г^ токе. Работы по истории церкви в настоящее время занимают особое

й место в отечественной науке в силу как востребованности данной те-

™ матики в современных условиях, так и по причине всё еще недоста-

^ точно заполненной лакуны в силу 70-летнего «молчания» советского

я времени. Монография о роли церкви в Крымской войне представля-

^ ется тем более необходимой, что поводы к этой войне в значительной

« мере коренились в церковно-политическом конфликте между право-

8 славными и католиками в Палестине, за которыми стояли покрови-

Ц тельствующие великие державы.

о н

в Первая глава монографии («Святые места в центре Восточного вопро-

'§ са. Церковно-политический фактор как одна из причин Крымской войны»,

й с. 16-39) вполне правомерно посвящена борьбе за Святые места Палестины ^ как одной из причин Крымской войны. Отмечается, что религиозные причи-^ ны войны сознательно игнорировались советскими историками. В результате

си

с

исследование причин и поводов к ней оказывалось неизбежно односторонним и неполным, а большой слой источников вовсе не привлекался. Конспективно излагая историю русского присутствия на Ближнем Востоке в первой половине XIX в., автор монографии опирается главным образом на работы Н. Н. Ли-сового, дополняя их материалом из Архива внешней политики Российской империи и некоторыми опубликованными источниками. Общеполитический фон противоречий Франции, России и Великобритании на Ближнем Востоке практически не затрагивается, зато Л. В. Мельникова уделяет больше внимания истории пропажи звезды из Вифлеемского храма, последовавшего затем конфликта между католическим и греческим православным духовенством и попыткам русской дипломатии урегулировать его в пользу Иерусалимской патриархии. Автор подчеркивает, что ее предшественники ошибались, сильно преувеличивая агрессивность политики России в Крымской войне. Николай I заботился более всего об обеспечении сфер влияния в случае военного конфликта с участием других держав и возможного распада Османской империи — что, собственно, являлось содержанием восточного вопроса, центрального для международных отношений XIX в. Повествуя о посольстве А. С. Меншикова в Константинополь весной 1853 г., Л. В. Мельникова воздерживается от анализа действий чрезвычайного посла, султанского правительства, а также французского и британского послов. Завершается глава изложением истории начала военной кампании в Дунайских княжествах.

Во второй главе «Позиция Русской православной церкви и католической церкви Франции по отношению к Крымской войне» (с. 40-65) автор приступает уже к основной теме своего исследования, а именно роли церкви в Крымской войне. Здесь она представляет позицию двух выдающихся иерархов Русской церкви, архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) и митрополита Московского Филарета (Дроздова). Специально останавливается Л. В. Мельникова на поездках архиепископа Иннокентия в Крым, из которых особое значение имела вторая, в конце июня 1855 г., когда он побывал в осажденном Севастополе. Несомненно, церковные иерархи стремились видеть в войне только ^ религиозное начало, рассматривали ее как поход православия против католи- С! чества и даже проводили мысль еще далее, к мессианскому предназначению ^ России в Святой Земле. Недаром и в русском царе они хотели бы найти нового ^ Моисея, говорящего с воинами исключительно церковным языком (весьма лю- | бопытна здесь приводимая автором записка митрополита Филарета о том, что ^ Александру II следует избегать светских выражений в своих речах) (с. 60). Свя- -с щенной считал начавшуюся войну и архиепископ Парижский Мари-Доминик- 1д Огюст Сибур, который призывал свою паству остановить «северного Гиганта», ^ стремящегося сесть на константинопольский престол. Замечательно, что глава ^ католической церкви Франции оценивал разразившийся военный конфликт § в тех же самых категориях, что и русские церковные политики; различались лишь цвета этих оценок. я

Следующие главы книги (III — «Церковь, армия и флот в годы Крымской войны» (с. 66-105) и IV — «Оборона Севастополя» (с. 106-132)) посвящены роли отдельных священников и монахов, которые проявили подлинный героизм в ходе военных действий, поддерживая дух воинов и спасая людей от гибели. Выдающуюся роль сыграл здесь Балаклавский Георгиевский монастырь, которому автор уделяет особое внимание. Л. В. Мельникова подробно останавливается на личности митрополита Агафангела (Типальдо), уроженца о. Корфу, выходца из знатной семьи на о. Корфу. Этот иерарх, которому Балаклавский монастырь обязан своим возрождением в 1830-х гг., после Крымской войны приехал в Грецию и некоторое время провел при русской посольской церкви в Афинах. Интересные впечатления об этом оставил настоятель русской церкви архимандрит Антонин Капустин на страницах своего дневника. Источники сохранили свидетельства поведения французских солдат в оккупированной Балаклаве: они посещали богослужения в Георгиевском монастыре и молились о победе (разумеется, своей), и вообще относились к монахам дружелюбно. Оборона Севастополя представлена автором глазами протоиерея Арсения Лебединского, который на протяжении всей осады города вел дневник. Благодаря этому источнику становятся известны многие детали настроений солдат. Показательными чертами, характеризующими религиозность синодального периода, являются отказ рядовых и раненых от скоромной пищи во время поста, нежелание некоторых солдат принять причастие, так как это воспринималось знаком неминуемой скорой смерти, а также то, что люди считали невозможным не заплатить священнику за требу.

Не обойдена вниманием автора монографии и другая знаменитая страница обороны Севастополя — деятельность сестер милосердия Крестовоздвижен-ской общины (гл. V, с. 133-161). Основанная вел. кн. Еленой Павловной, эта община явилась первой в русской военной истории организацией, в которой ^ женщины приняли деятельное участие. Духовником общины был иеромонах

О

Вениамин (Лукьянов), афонский постриженик и член русской духовной мис-

^ сии в Иерусалиме. Отдельная глава (с. 162-185) посвящена обороне Соловец-

« кого монастыря.

jH Далее Л. В. Мельникова переходит к рассказу о государственном ополчении ^ и участии в нем церкви. Наряду с очевидными, вполне логичными и предсказу-

s емыми формами помощи войне со стороны духовенства, такими как денежные

у пожертвования, автор представляет и другую сторону распространившихся ^ слухов об ополчении. Многие крестьяне решили, что, если записаться «в каза-

£ ки», то это повлечет указ о вольности. Во многих местах это вызвало настоящие

s народные волнения, жертвами которых стали некоторые священники, якобы

§ не желавшие дать крестьянам «добро»; волнения были подавлены, причем ино-^ гда это сопровождалось кровопролитием.

юр Большой интерес вызывает гл. VIII «Настоятели русских посольских церк-

н вей в Париже и Лондоне в годы Крымской войны» (с. 213-235). Здесь автор С

впервые систематически описывает деятельность настоятелей русской церкви — в Париже протоиерея Иосифа Васильева и в Лондоне протоиерея Евгения Попова — среди русских пленных. Отмечает Л. В. Мельникова и попытки католического прозелитизма среди солдат, проводившиеся в первую очередь поляками. Выходя за пределы темы монографии, она кратко рассказывает и о дальнейшей деятельности протоиерея Васильева, издании им журнала «L' Union Chrétienne» с целью ознакомления французского общества с православием и его участии в сооружении русского храма Св. Александра Невского в Париже.

В заключении (с. 236-242) автор подводит итоги исследования, а также дает описание наград участников войны. Кроме того, здесь Л. В. Мельникова кратко говорит о дальнейших событиях, позволивших России преодолеть последствия Крымской войны. Особую ценность представляют приложения к монографии — список православных священников, «удостоенных наград за отличия, оказанные во время Крымской войны» (с. 243-264), а также публикация ряда архивных документов, касающихся темы исследования (с. 265-326). Завершается монография списком источников и литературы и именным указателем.

Книга Л. В. Мельниковой является исследованием новаторским и заполняет собой существенную лакуну в историческом знании. Автор тщательно проработала и наглядно представила большой объем архивного материала и опубликованных источников, которые прежде либо недостаточно, либо вовсе не привлекались исследователями. Написана монография в традиционном для отечественной военной историографии патриотическом духе, рельефно представлен подвиг русских солдат и офицеров, сестер милосердия и главных «героев» повествования — представителей духовенства. Читатель впервые узнает множество деталей из жизни и быта крымского и южнорусского духовенства.

Вместе с тем монографии присуща линейность и односторонность; изложение последовательности событий и фактов, почерпнутых из источников, доминирует над анализом этих событий и фактов и порой создает впечатление некой «официальной хроники», которая, конечно, имеет большое воспитательное значение, но не всегда уместна в научном исследовании. S

Если главы, касающиеся событий войны и непосредственного участия в ней G духовенства демонстрируют глубокое знакомство автора с источниками и ли- ^ тературой, то этого никак нельзя сказать о тех разделах, которые касаются "g внешнеполитической стороны вопроса. Здесь Л. В. Мельникова целиком и пол- g ностью находится под влиянием единственной использованной ею монографии ^ на эту тему — книги Н. Н. Лисового. И в первой главе, и в заключении она либо -с пересказывает, либо цитирует выдержки из этой книги, дополняя ее лишь некоторыми документами из АВПРИ. Рассказывая о предыстории Крымской войны, автор полностью игнорирует всю богатейшую французскую и английскую J3 литературу восточного вопроса (в списке литературы значится всего одна ан- § глийская монография!). Удивительно, что, посвящая отдельный параграф Парижскому архиепископу Сибуру и целую главу русским настоятелям в Париже я

'Й со

и Лондоне, Л. В. Мельникова не привлекает ни одного французского или английского исследования ни о войне как таковой, ни о позиции католической церкви. Следует отметить, что отечественная библиография восточного вопроса (в том числе дореволюционная) также привлекается автором не полностью.

Недостаточно использованы также документы вполне доступных отечественных архивов. Так, за пределами исследования осталась переписка начальника русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Порфирия Успенского, в частности с консулом К. Базили (Петербургский филиал Архива РАН), в которой подробно говорится как раз о церковной стороне начинающегося конфликта и роли русского архимандрита в этих событиях. Кстати, часть этих писем издана, что также не нашло отражения в книге. Полным молчанием обойдены архивные материалы другого выдающегося русского священника на православном Востоке — архимандрита Антонина Капустина, который вскользь упоминается в монографии всего один раз, в связи с протоиереем Арсением Лебединским. Архимандрит Антонин, однокашник о. Арсения, поддерживал с ним переписку в течение многих десятилетий. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Афинах, о. Антонин внимательно следил за событиями Крымской войны и делал регулярные записи о войне и об оккупации Афин французскими войсками в своем дневнике (в 2012 г. этот том дневника еще не был издан; оригинал хранится в РГИА, машинописные копии в музее истории религии в Петербурге).

Неудивительно, что выводы исследования, касающиеся преодоления последствий войны на Ближнем Востоке, также весьма бледны и даже вовсе неверны. Никак нельзя согласиться с заявлением, что «священный характер Восточной войны, а также деятельность православного духовенства <...> создали тот потенциал нравственного превосходства, который вскоре позволил России осуществить мощный духовный и политический прорыв в Иерусалиме ^ и на Ближнем Востоке» (с. 240). Хорошо известно, что Крымская война имела

О

для России катастрофические последствия как раз в смысле «нравственного ^ превосходства». От России отвернулось практически всё православное насеем ление Османской империи и Балкан, и это не удалось преодолеть никакими усилиями дипломатии до 1917 г. Было бы по меньшей мере наивно полагать, ^ что деятельность русского духовенства в Крыму имела какое-либо значение а для проектов русских учреждений в Палестине начиная со второй половины у 1850-х гг. Как раз вопреки, а не благодаря Крымской войне российский МИД, ^ Синод и круг вел. кн. Константина Николаевича пытаются восстановить утра-£ ченные позиции, а сближение с Францией, сделавшее возможным реставрацию ® купола храма Гроба Господня, никак нельзя связывать с характером войны или § деятельностью русского духовенства.

^ И, наконец, одна маленькая фактическая ошибка: на с. 140 автор гово-юр рит о том, что «законодательство Российской империи запрещало русским

н подданным принимать за границей монашество и священство». На самом деле С

такого запрета не было: указом 1816 г. принявшие постриг и священство за границей в случае возвращения на Родину признавались в священном чине и сане только после прохождения искуса в русских монастырях. Разумеется, даже это ограничение не касалось таких лиц, как настоятели русских обителей Афона, или представители этих монастырей в России.

Наше историческое знание подобно реставрации витража старинной церкви: каждая статья, монография или публикация архивного документа восполняет еще одно утраченное стекло из прежнего великолепия. Но для того, чтобы витраж заиграл всеми красками, необходимо не только тщательно заполнить все лакуны, но и взглянуть на картину в целом, — причем не под одним только углом зрения, а рассмотреть его со всех сторон. Лишь тогда он откроется нам в своей полноте и красоте.

L. A. Gerd. Review of the monograph: Melnikova L. V.

The Russian Orthodox Church and the Crimean war of 1853-1856. M.: Kuchkovo pole, 2012. 393 p.

Герд, Лора Александровна — д. и. н., ведущий научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН.

Gerd, Laura Alexandrovna — Doctor of Sciences (History), leading researcher, St Petersburg Institute of history, Russian Academy of Sciences. E-mail: loragerd@gmail.com

X so

3

-O

Ol

я 'S

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.