Научная статья на тему 'Рецензия на монографию М. М. Бадыргы «Тувинский хоомей как объект культурной политики»'

Рецензия на монографию М. М. Бадыргы «Тувинский хоомей как объект культурной политики» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монография / Марьятта Бадыргы / этническая культура / хоомей / культурная политика / социальные субъекты / правовая охрана / monograph / Mar'iatta Badyrgy / ethnic culture / khoomei / cultural policy / social subjects / legal protection

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарбастаева Инна Семеновна

В статье анализируется научный вклад М.М. Бадыргы, отраженный в изданной в 2023 г. монографии «Тувинский хоомей как объект культурной политики». Рецензируемая монография основана на диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии (24.00.01) и является отражением многолетнего профессионального опыта автора в сфере управления культурой Республики Тыва. Впервые хоомей рассматривается в контексте региональной культурной политики в широком историческом контексте, начиная с XX в. и до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Tuvan Khoomei as an Object of Cultural Policy" by M. M. Badyrgy

The article analyzes the scientific contribution of Mar'iatta Badyrgy, reflected in the monograph published in 2023 "Tuvan khoomei as an object of cultural policy.” The given monograph is based on a Candidate’s dissertation in cultural studies (24.00.01). It reflects the author’s many years of professional experience in cultural management in the Republic of Tuva. For the first time, khoomei is considered in the context of regional cultural policy in a broad historical context, starting from the 20th century and until nowadays.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию М. М. Бадыргы «Тувинский хоомей как объект культурной политики»»

УДК 655.552

DOI: 10.24412/3034-1418-2024-1-134-139

ORCID: 0000-0002-1921-9411

Рецензия на монографию М. М. Бадыргы «Тувинский хоомей как объект культурной политики»

И. С. Тарбастаева

Независимый исследователь, Россия

Аннотация. В статье анализируется научный вклад М. М. Бадыргы, отраженный в изданной в 2023 г. монографии «Тувинский хоомей как объект культурной политики». Рецензируемая монография основана на диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии (24.00.01) и является отражением многолетнего профессионального опыта автора в сфере управления культурой Республики Тыва. Впервые хоомей рассматривается в контексте региональной культурной политики в широком историческом контексте, начиная с XX в. и до настоящего времени.

Ключевые слова: монография, Марьятта Бадыргы, этническая культура, хоомей, культурная политика, социальные субъекты, правовая охрана.

Для цитирования: Тарбастаева И. С. Рецензия на монографию М. М. Бадыргы «Тувинский хоомей как объект культурной политики» // Хоомей и культурное наследие народов Центральной Азии. 2024. № 1(1). С. 134-139.

Review of the Monograph "Tuvan Khoomei as an Object of Cultural Policy" by M.M. Badyrgy

Inna S. Tarbastaeva

Independent Researcher, Russia

Abstract. The article analyzes the scientific contribution of Mar'iatta Badyrgy, reflected in the monograph published in 2023 "Tuvan khoomei as an object of cultural policy." The given monograph is based on a Candidate's dissertation in cultural studies (24.00.01). It reflects the author's many years of professional experience in cultural management in the Republic of Tuva. For the first time, khoomei is considered in the context of regional cultural policy in a broad historical context, starting from the 20th century and until nowadays.

Keywords: monograph, Mar'iatta Badyrgy, ethnic culture, khoomei, cultural policy, social subjects, legal protection.

For citation: Tarbastaeva, Inna S. (2024). Review of the monograph "Tuvan khoomei as an object of cultural policy" by M. M. Badyrgy, In Khoomei and Cultural Heritage of the Peoples of Central Asia, no.

Рецензируемая монография (Бадыргы, 2023) посвящена анализу региональной культурной политики применительно к тувинскому горловому пению хоомей. Исследование выполнено в рамках культурологической дисциплины и опирается главным образом на интеграционную модель, предполагающую объединение культур этносов вокруг доминирующей наднациональной культуры. К безусловным достоинствам работы отнесем качественный ретроспективный анализ политических практик в отношении хоомея со времен ТНР [ТНР - Тувинская народная республика (1921-1944 гг.: период существования самостоятельного тувинского государства) (прим. ред.)], осмысление современных проектов, а также доступность изложения материала и живую вовлеченность автора в развитие хоомея в республике.

Важная теоретическая предпосылка автора заключается в том, что традиционную (этническую) культуру необходимо сохранять, используя специальные государственные меры поддержки. Выражаются опасения, что без такого протекционизма возможна угроза полного исчезновения этнических традиций. М. М. Бадыргы пишет: «Традиционная культура нуждается в специальных мерах государственной поддержки точно так же, как исчезающие виды культуротворчества. Будет очень печально, если, помимо известной природоохранной Красной книги, появится еще и Книга исчезающих культур» (Бадыргы, 2023: 29). Тезис весьма спорный (хоть я и разделяю его полностью с автором): если этническая культура есть устойчивая система [М. М. Бадыргы пишет: «Характерными свойствами этнической культуры являются преемственность, консерватизм, ориентация на стабильность и укорененность» (Бадыргы, 2023: 27)], то почему ее необходимо сохранять таким образом? Так, известна точка зрения «мягких» идеологов мультикультурализма о том, что либеральное государство должно быть нейтральным, терпимым по отношению к этничности и не предоставлять особых преимуществ ни одной конкретной группе (Кукатас, 2003; Бенхабиб, 2007 и др.). С другой стороны, вся народная культура (мифы, фольклор) веками существовала без участия государства (и до его возникновения), воспроизводилась за счет традиций, преемственности поколений. Так почему же в настоящее время традиционная культура нуждается в поддержке, в финнасировании со стороны государства? И как выбирать, какую традицию поддерживать?

Вопрос сложный, и в каждой научной дисциплине развивается свой подход к его решению: в политической философии можно найти обоснования с точки зрения позитивной дискриминации этносов; в социологии приводятся аргументы в защиту этнической культуры в эпоху капитализма, когда с развитием массовой культуры ущемляется культура народная; в философии права высказываются положения о коллективных правах этнических сообществ (см. подробнее: Тарбастаева, 2018). Так или иначе, тезис о необходимости протекционистской политики по отношению к этнической культуре всякий раз требует осмысления (по крайней мере, в чисто научном плане).

Если же говорить про практическую поддержку хоомея в Туве, то на республиканском уровне подобный вопрос звучит довольно странно, учитывая то значение, которое имеет хоомей для тувинского народа и какую известность он приобрел в международном масштабе. В этом смысле монография М. М. Бадыргы, безусловно, актуальна и уже давно назрела необходимость систематизировать и обобщить действия всех акторов - государственных, социальных, прикладывающих своих усилия, осознанные или неосознанные, к популяризации и сохранению этого уникального искусства.

Итак, в монографии хоомей как объект культурной политики проанализирован достаточно основательно. Задокументирована история развития культурной политики со всеми историческими деталями, начиная со времен ТНР, зафиксированы все важные даты и имена. Описан путь, который нужно было преодолеть, чтобы включить хоомей в современный реестр нематериального культурного наследия России как культурное достояние тувинцев. В народе еще помнят, что была вероятность включения хоомея как элемента китайского горлового пения в реестр нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, но тувинская творческая интеллигенция совершенно справедливо выступила против такой заявки.

Проведено культурологическое описание и дана оценка проекта «Кошкун хоомей» - кочующему по районам республики конкурсу исполнителей горлового пения. Ценным является социологическое исследование, проведенное автором в 2021 г. среди экспертного сообщества в области хоомея в Туве. Оно показало точки консенсуса, по отношению к которым нет противоречий (например, проведение международных симпозиумов в Туве оценивается изнутри тувинской культуры положительно), так и высветило болевые места, на которые нужно обратить внимание (излишнее вмешательство чиновников в производство культурных продуктов). Результаты опроса показали, что последнее 20-летие (2001-2021 гг.) экспертами оценивается как наиболее благоприятное время с ощутимой государственной поддержкой хоомеистов, что совпадает с проведенным ранее автором анализом. Резюмируя, М. М. Бадыргы делает вывод, что «в республике сложилась система государственной поддержки искусства горлового пения хоомей. Она формировалась из ряда мер и практических механизмов по совершенствованию нормативно-правовой, научно-методической, материально-технической базы и кадрового ресурса» (Бадыргы, 2023: 145).

В тувинском обществе, действительно, достигнуто согласие между официальными, творческими и общественными силами в отношении хоомея как приоритетного направления в области культуры. Однако в стратегической программе по развитию культуры и искусства на 2021-2025 годы в Республике Тыва (Постановление..., 2020) нет четкого выделения этого направления (к слову, в тексте даже не содержится термин «хоомей», или «горловое пение»). Основной акцент делается на совершенствование музеев, театров, библиотечного дела. Такая интерпретация регионального культурного пространства явно не соответствует реальному положению дел. Хоомей стал мировым брендом, символом и гордостью тувинского народа. По сути, в республике уже сложился системный, институциональный подход к его сохранению и популяризации, поэтому стоит обратить внимание на отдельное его закрепление в локальных нормативных актах.

В своей работе М. М. Бадыргы не ограничивается непосредственно анализом государственных мер поддержки, но рассматривает культурную политику в области хоомея в широком смысле, включая в качестве ее субъектов различные социальные группы и институты. Такой подход представляется наиболее верным и оправданным. После падения советского режима, когда начались процессы демократизации во всех общественных сферах, культура освободилась от идеологии, от государственного диктата. В результате в регионах активизировались культурные инициативы «снизу». Происходило осознание ценности культурного самопроявления, или этнической самобытности. Мы видим, что в Туве качественно новый этап развития хоомея запустила творческая и научная интеллигенция. Речь идет о первом профессиональном коллективе исполнителей хоомея - ансамбле «Тыва», созданного З. К. Кыргыс и хоомейжи Геннадием Туматом. Несмотря на трудности, творческий коллектив буквально по крупицам воссоздавал репертуарную базу и забытые манеры исполнения, тем самым продемонстрировав всем богатый культурный потенциал и перспективу хоомея на мировом уровне. Как пишет М. М. Бадыргы, «в то время ансамбль не состоял на государственном обеспечении... буквально на голом энтузиазме и по собственной инициативе осуществлял музыкально-культурное функционирование» (Бадыргы, 2023: 133). В дальнейшем государство все активнее включалось в поддержку и развитие горлового пения.

Среди социальных субъектов культурной политики в области хоомея автор выделяет не только непосредственно самих исполнителей, ученых, преподавателей и экспертов, но и производителей музыкальной индустрии (продюсерские центры), иностранных фанатов тувинского хоомея и ... меломанов. Хоомей давно шагнул за рамки региональной ценности и получил мировое признание. Спрос на него на Западе напрямую влияет на культурные процессы, протекающие внутри республики. Более того, как отмечает автор монографии, «внегосударственная поддержка хоомея превалирует и оказывает большее влияние на его бытование и развитие» (Бадыргы, 2023: 167). Такая многоуровневость и полиструктурность субъектов, включенных в популяризацию этого уникального искусства, создает, на самом деле, вполне устойчивую систему. Взаимодействуя, региональные акторы и внешние поклонники хоомея - от простых слушателей до ведущих представителей музыкальных индустрий - способствуют интеграции хоомея в мировое пространство.

На протяжении всей работы прослеживаются опасения автора за утрату самобытности хоомея и излишней его коммерциализации, превращение в продукт массовой культуры. В предисловии Марьятта Маадыр-ооловна рассказывает читателям, как с самого детства была окружена хоомеем, сначала в лице отца, умевшего исполнять сыгыт, хоомей и каргыраа, а затем, впитывая это мастерство от овюрских и других хоомеистов. Разделяя тревогу за будущее аутентичного хоомея, отмечу, что сейчас как никогда крайне важно поднимать вопросы его интеллектуально-правовой охраны. Действующее законодательство позволяет использовать институт смежных прав. Так, права исполнителей хоомея, публикаторов закреплены ст. 1313 и ст. 1337 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Также возможна регистрация собранного массива народного творчества в качестве базы данных (п. 1 ст. 1334 ГК РФ). Представляется важным развивать идеи о хоомее как объекте интеллектуальной собственности тувинского народа, обладающего свойствами авторского права. Как показывает в своем труде М. М. Бадыргы, тувинское общество заинтересовано в сохранности хоомея, поэтому исполнительство, локальные школы горлового пения нуждаются в специальной правовой охране.

В заключении следует подчеркнуть, что рецензируемый научный труд вносит большой вклад в становление хоомееведения и практическую пользу в развитие всей культурной отрасли Тувы. В некотором смысле автор подвела исторический итог - время, когда хоомей из естественного народного бытования превратился в объект культурной политики государства с институтами, финансированием, стратегическим планированием. Вопросы, которые предстоит решать властям и общественности в дальнейшем, и которые ставит перед собой лично автор, связаны с повышением качества управленческих решений в области горлового пения. Несомненно, данная монография станет надежной опорой и научным обоснованием для совершенствования региональной и федеральной культурной политики в отношении хоомея.

Литература:

Бадыргы М. М. Тувинский хоомей как объект культурной политики / науч. ред. Е. К. Карелина. Киров: ООО «Кировская областная типография», 2023. 232 с.

Бенхабиб, Сейла. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху / пер. с англ. под ред. В. И. Иноземцева. М.: Логос, 2003. 350 с.

Кукатас, Чандран. Либеральный архипелаг: Теория разнообразия и свободы / пер. с англ. Н. Эдельмана; под науч. ред. А. В. Куряева. М.: Мысль, 2011. 482 с.

Постановление Правительства Республики Тыва от 20 октября 2020 г., № 502, г. Кызыл «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие культуры и искусства на 20212025 годы». URL: http://www.npa.rtyva.ru/sites/default/Ыes/get_pdf/1.41%20МБJl.pdf (дата обращения: 29.12.2023)

Тарбастаева И. С. Коллективные права этнических сообществ как условие сохранения этнокультурного разнообразия / / Сибирский философский журнал. 2018. Т. 16. № 3. С. 143-151.

References:

Badyrgy, M. M. (2023). Tuvinskiy khoomey kak ob"yekt kul'turnoy politiki [Tuvan khoomei as an object of cultural policy], Ed. by E. K. Karelina, Kirov regional printing house, Kirov, 232 p. (in Russian)

Benhabib, Seyla (2003). Prityazaniya kul'tury. Ravenstvo i raznoobrazie vglobal'nuyu ehpohu [The Claims of Culture. Equality and Diversity in the Global Era], transl. from English, ed. by V. I. Inozemtsev, Publishing house "Logos", Moscow, 350 p. (in Russian)

Decree... (2020). Decree of the Government of the Republic of Tuva dated October 20, 2020, No. 502, Kyzyl "On approval of the state program of the Republic of Tuva "Development of culture and art for 2021-2025." URL: http://www.npa.rtyva.ru/sites/default/Шes/get_pdf/1.41%20МБ_1.pdf (date of access: 12/29/2023) (in Russian)

Kukathas, Chandran (2011). Liberal'nyi arhipelag: Teoriya raznoobraziya i svobody [The Liberal Archipelago: A Theory of Diversity and Freedom], transl. from English by N. Edelman, Sc. ed. by A. V. Kuryaev, Publishing house "Mysl'", Moscow, 482 p. (in Russian)

Tarbastaeva, I. S. (2018). Kollektivnye prava etnicheskikh soobshchestv kak usloviie sokhraneniia etnokul'turnogo raznoobraziia [Collective rights of ethnic communities as a condition for preserving ethnocul-tural diversity], In Sibirskii filosofskii zhurnal [Siberian Philosophy Journal], vol. 16, no. 3, pp. 143-151. (in Russian)

Об авторе

Тарбастаева Инна Семеновна - кандидат философских наук, независимый исследователь, Новосибирск, Россия. Электронный адрес: Inna-tarbastaeva@yandex.ru

About the author

Inna S. Tarbastaeva - Candidate of Philosophy, Independent Researcher, Novosibirsk, Russia. E-mail: Inna-tarbastaeva@yandex.ru

© Тарбастаева И. С., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.