Научная статья на тему 'История обучения хоомею в Кызылском колледже искусств им. А. Б. Чыргал-оола'

История обучения хоомею в Кызылском колледже искусств им. А. Б. Чыргал-оола Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола / обучение / хоомей / хоомейжи / исполнитель / методика преподавания / мастер / традиция / тувинцы / Kyzyl Art College named after A.B. Chyrgal-ool / khoomei / khoomeizhi / a performer / teaching methods / master / tradition / Tuvan people

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кан-Оол Айланмаа Хомушкуевна, Ховалыг Хеймер-Оол Ким-Оолович

В статье приводится описание и анализ наблюдении, методов и приемов обучения хоомей у преподавателей, которые работали в разные годы в Кызылском колледже искусств им. А.Б. Чыргал-оола. Для этого предварительно авторами статьи был составлен перечень вопросов, связанных с методикой обучения хо-омея, проведено интервьюирование. Основной целью данного исследования стало: выстроить этапы процесса обучения хоомею, выявить специфику и охарактеризовать методику каждого из преподавателей, которые работали и работают сегодня в колледже. Открытие в 1991 году новой специальности «Тувинские национальные инструменты» в Кызылском училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола сыграло огромную роль в деле обучения подрастающего поколения горловому пению хоомей и игры на тувинских инструментах. В 2001 году с открытием специальности «Народное пение» хоомею стали обучать в индивидуальной форме, в рамках факультативных часов, и в ансамблевой форме в рамках фольклорного ансамбля «Чангы-Хая» (специальности «Тувинские национальные инструменты»). Благодаря успешной работе отделений тувинских национальных инструментов и народного пения в колледже смогли сохранить в обучении преемственность уникального явления хоомей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Khoomei Teaching in Kyzyl Art College Named after A.B. Chyrgal-ool

This article deals with the descriptions and analyses of the observations and teaching methods of khoomei used by the teachers working at Kyzyl Art College named after A.B. Chyrgal-ool during different years. For this, preliminary authors have drawn up a list of questions related to the methods of training and conducted an interview. The main purpose of this study is to build the stages of training khoomei, identify the specifics and describe the khoomei teaching methods of the teachers working today and have previously worked. In 1991, a new specialty "Tuvan national instruments” was opened at the college. It played a huge role in throat singing teaching and in playing national instruments by the younger generation. Since 2001 due to the appearance of another new specialty "Folk singing” khoomei has been teaching in the individual form on the frame of optional course, and in the form of an ensemble by "Changy-Khaya” (specialty "Tuvan national instruments”). Due to the successful work of the above mentioned specialties, the college has been able to preserve the succession of the unique phenomenon of khoomei.

Текст научной работы на тему «История обучения хоомею в Кызылском колледже искусств им. А. Б. Чыргал-оола»

УДК 372.878+784 (571.52-25)

001: 10.24412/3034-1418-2024-1-95-113

ОRCID1: 0009-0007-4556-4810 0ЯС102: 0009-0005-0436-9184

История обучения хоомею в Кызылском колледже искусств им. А. Б. Чыргал-оола

А. Х. Кан-оол, Х. К. Ховалыг

Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола, Россия

Аннотация. В статье приводится описание и анализ наблюдений, методов и приемов обучения хоомею у преподавателей, которые работали в разные годы в Кызылском колледже искусств им. А. Б. Чыргал-оола. Для этого предварительно -торами статьи был составлен перечень вопросов, связанных с методикой обучения хоомея, проведено интервьюирование. Основной целью данного исследования стало: выстроить этапы процесса обучения хоомею, выявить специфику и охарактеризовать методику каждого из преподавателей, которые работали и работают сегодня в колледже.

Открытие в 1991 году новой специальности «Тувинские национальные инструменты» в Кызылском училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола сыграло огромную роль в деле обучения подрастающего поколения горловому пению хоомей и игры на тувинских инструментах. В 2001 году с открытием специальности «Народное пение» хоомею стали обучать в индивидуальной форме, в рамках факультативных часов, и в ансамблевой форме в рамках фольклорного ансамбля «Чангы-Хая» (специальности «Тувинские национальные инструменты»). Благодаря успешной работе отделений тувинских национальных инструментов и народного пения в колледже смогли сохранить в обучении преемственность уникального явления хоомей.

Ключевые слова: Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыр-гал-оола, обучение, хоомей, хоомейжи, исполнитель, методика преподавания, мастер, традиция, тувинцы.

Для цитирования: Кан-оол А. Х., Ховалыг Х. К. История обучения хоомею в Кызылском колледже искусств им. А. Б. Чыргал-оола // Хоомей и культурное наследие народов Центральной Азии. 2024. № 1(1). С. 95-113.

History of Khoomei Teaching in Kyzyl Art College Named after A. B. Chyrgal-ool

Ailanmaa Kh. Kan-ool, Kheimer-ool K. Khovalyg

Kyzyl Art College named after A. B. Chyrgal-ool, Russia

Abstract: This article deals with the descriptions and analyses of the observations and teaching methods of khoomei used by the teachers working at Kyzyl Art College named after A. B. Chyrgal-ool during different years. For this, preliminary authors have drawn up a list of questions related to the methods of training and conducted an interview. The main purpose of this study is to build the stages of training khoomei, identify the specifics and describe the khoomei teaching methods of the teachers working today and have previously worked.

In 1991, a new specialty "Tuvan national instruments" was opened at the college. It played a huge role in throat singing teaching and in playing national instruments by the younger generation. Since 2001 due to the appearance of another new specialty "Folk singing" khoomei has been teaching in the individual form on the frame of optional course, and in the form of an ensemble by "Changy-Khaya" (specialty "Tuvan national instruments"). Due to the successful work of the above mentioned specialties, the college has been able to preserve the succession of the unique phenomenon of khoomei.

Keywords: Kyzyl Art College named after A. B. Chyrgal-ool, khoomei, khoomeizhi, a performer, teaching methods, master, tradition, Tuvan people.

For citation: Kan-ool, Ailanmaa Kh. & Khovalyg, Kheimer-ool K. (2024). History of khoomei teaching in Kyzyl Art College named after A. B. Chyrgal-ool, In Khoomei and Cultural Heritage of the Peoples of Central Asia, no. 1(1), pp. 95-113. (in Russian)

В старину исполнению хоомея специально не обучали, так как передача традиции происходила устным путем. От дедушки или отца к сыну, от мастера к ученику. Кроме этого, тувинцы преимущественно пели хоомей для себя и близких: как выражение своих чувств, эмоций, подражание голосам домашнего скота и звукам природы. Поэтому процесс введения обучения хоомею в систему образования был длительным и сложным. Этой проблематике были посвящены статьи Е. К. Карелиной (Карелина, 2017, 2019). В нашей работе мы сделали попытку обобщить весь пройденный путь в развитии педагогики хоомея и акцентировать роль преподавателей Кызылского колледжа искусств, непосредственное общение с которыми способствовало осмыслению темы.

Открытие в 1991 году новой специальности «Тувинские национальные инструменты» в Кызылском училище искусств (ныне - колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола) сыграло огромную роль в деле обучения подрастающего поколения традиционным видам музицирования тувинцев. Отделение тувинских национальных инструментов открылось по инициативе Татьяны Туматовны Балдан [О жизни и творчестве Т. Т. Балдан можно прочитать в совместной статье преподавателей отделения тувинских национальных инструментов колледжа (Ондар и др., 2006)]. Введение новой специальности можно считать началом обучения и горловому пению (хөөмей) в колледже.

В первое время учебную документацию, программы по специальным дисциплинам преподаватели составляли по аналогии со специальностью «Инструменты народного оркестра». С 1992 года в учебном плане были предусмотрены педагогические часы для дисциплин, связанных с хоомеем: «Изучение горлового пения» (1 ч. в неделю), «Методика преподавания горлового пения» (2 ч. в неделю) и «Фольклорный ансамбль» (2 ч. в неделю), который проводился в рамках кружка. Данные часы выставлялись в учебном плане за счет факультативов. Безусловно, этих часов было недостаточно, и оставалась проблема по внедрению в учебный процесс дисциплины «Методика преподавания хоомея»: каким образом будет составлена учебная программа? по какой методике обучения будет организован учебный процесс? какую квалификацию преподаватель-хоомейжи должен иметь?

В настоящее время у каждого преподавателя и исполнителя-хоомейжи на основе индивидуального опыта имеется свой подход к обучению, способы передачи приемов исполнения хоомея. По нашим наблюдениям, существует такая особенность, что горловое пение хоомей не подлежит унифицированному описанию в разработке единых форм, приемов обучения. Данная проблема поднималась в 2006 году Марьяттой Бадыргы [М. М. Бадыргы - один из ведущих ученых-хоомееведов Тувы, кандидат культурологии, заместитель директора Международной академии «Хоомей»] в статье «О проблемах преподавания хоомея», где она излагает следующее: «Сложности вызывает и то, что хоомей - сугубо индивидуальное искусство. Его нельзя вписать ни в какие определенные рамки. Возможности хоомея безграничны, иногда кажутся просто необъяснимыми. При преподавании хоомея не применимы строгие меры абсолютной точности. Здесь нельзя установить и применить определенные упражнения и "разыгрывания", как в академической музыке, тем более не "споешь" по нотам, так как расшифрованный по нотам хоомей даже самими музыкантами читается с трудом и практически не используется. Нотная расшифровка применяется только исследователями» (Бадыргы, 2006: 165-166).

Из этого следует, что к сложившемуся нынешнему положению преподавания хоомея в колледже применимы данные высказывания, и частично заданная проблематика до сих пор существует по всей республике.

Одной из первых теоретических работ является работа С. И. Бадыраа «Методические рекомендации по обучению хоомею детям» (Бады-раа, 1993). Апробация состоялась, когда Сергей Иванович пришел работать в Кызылское училище искусств, где вел предмет «Методика преподавания хоомея» (1996 г.). По сути, Сергей Бадыраа является в истории первым преподавателе, который стал вести данную дисциплину.

Составителем первой учебной программы преподавания хоомея для детских школ искусств (ДШИ) республики является М. М. Сундуй (Бадыргы). Программа на тувинском языке предназначена для 5-9 классов, обучение распределено на три части - теоретическую, практическую и на прослушивание образцов хоомея (Тыва республиканың..., 2003: 4). В целом, структура и содержание данной программы имеет внутреннюю логику организации учебно-методического материала.

Далее в 2008 году, взяв за основу программу М. М. Сундуй (Бадыргы), преподавателями И. М. Кошкендеем, Х. К. Ховалыгом и А. Х. Кан-оол был разработан учебно-методический комплекс для студентов специальности «Народное пение» Кызылского училища искусств (Хоомей, 2008). Дисциплина «Хоомей» включена в учебный план специальных дисциплин по выбору студентов, установленный учебным заведением. Форма занятия - групповые (по 1 ч. в неделю) и индивидуальные (по 0,5 ч. в неделю). В структуре программы предусмотрены теоретические, практические, самостоятельные работы (прослушивание). Положительным моментом методической разработки является то, что при освоении студентами тем, связанных с исполнителями-хоомейжи, помимо характеристики биографии и творчества хоомейжи, изучение происходит путем «копирования» манеры исполнения мастера, овладения его основными стилями.

Следующее методическое издание, разработанное этномузыкологом З. К. Кыргыс, вышло в 2014 году - «Обучение тувинскому горловому пению «хөөмей» (Кыргыс, 2014). Данный учебник предназначен для обучения студентов в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. Ценность данного пособия состоит в том, что в нем представлены архивные материалы Международного научного центра «Хоомей» - это тексты народных песен, жанры обрядовой поэзии песенного фольклора, напевы инструментальной музыки тувинцев, более подробно рассмотрена техника дыхания на примере основных приемов хоректээр. Для расширения кругозора и для организации самостоятельной работы студентов в конце включен раздел по изучению горлового пения народов Севера и Южной Сибири (Кыргыс 2014: 55-60).

В 2014 году Международным научным центром «Хоомей» также была выпущена программа на тувинском языке, составленная хоомейжи Андреем Алдын-ооловичем Монгушем, предназначенная для кружков ных школ - «Улустуц аас-чогаалынга болгаш хеемей-сыгытка еередиириниц календарлыг болгаш хYнде еередир чижек программа (Школаның ортумак өөредилге класстарынга ооредилге-методиктиг программазы)» (Монгуш, 2014). В работе имеются понятия, термины на тувинском языке, которые можно включить в глоссарий методики обучения по хоомею.

В 2021 году Центром тувинской культуры и ремесел на тувинском языке были опубликованы методические рекомендации по обучению хоомею, составителем является хоомейжи Игорь Михайлович Кошкендей (Кошкендей, 2021). Работа небольшая, но в ней сконцентрирована информация о стилях, школах хоомея, в конце имеется краткий словарь терминов хоомея. Работа предназначена для преподавателей кружков и детских школ искусств.

Одной из последних работ в данной области является учебно-методическое пособие М. М. Бадыргы «Методика преподавания горлового пения хоомей» для студентов специальности «Сольное народное пение» колледжа (Бадыргы, 2023). В настоящее время работа используется в учебном процессе колледжа и готовится к изданию.

Безусловно, преподавателями для занятий по хоомею используются учебники и сборники тувинских народных песен (Аксенов, 1964; Тыва улустуң..., 1973; Кан-оол, 2019).

Таким образом, учебно-методические материалы по обучению хоомею представлены в достаточном объеме, но для полноценной организации учебного процесса требуются разработки авторских методик и учебников преподавателей и исполнителей-хоомейжи.

Проанализировав историю преподавания хоомея в Кызылском колледже искусств, мы выделяем три этапа в процессе развития этого направления обучения:

I этап (с 1992 по 1997 гг.) - в то время работали преподаватели отделения тувинских национальных инструментов - Х. С. Ооржак, В. У. Монгуш, С. И. Бадыраа;

II этап (с 1998 по 2010 гг.) - данный период обучения хоомею в колледже связан с деятельностью фольклорного ансамбля «Чангы-Хая», художественными руководителями которого в разные годы были А. Х. Кан-оол, А. К. Тамдын, И. М. Кошкендей, А. А. Монгуш;

III этап (с 2011 г. и по настоящее время) - хоомей преподают А. К. Ондар, Д. М. Сарыглар, А. Г. Ооржак и Х. К. Ховалыг.

Здесь следует отметить важное обстоятельство, которое затрудняло принимать на работу в качестве преподавателей исполнителей-хоомейжи [Эту проблему ранее поднимала Е. К. Карелина в своей статье об этномузыкальном образовании в регионах Сибири (Карелина, 2017).], так как большинство горловиков не имели педагогического образования и, наоборот, преподаватели, которые имели образование, не владели навыками исполнения хоомея. У многих исполнителей-хоомейжи имелись проблемы – неумение работать с учебно-методической документацией. Из-за этого в колледже часто менялись преподаватели, а исполнители-горловики, которые работали в колледже, часто ездили с концертами по гастролям и долго не задерживались.

В колледже преподавателями и концертмейстерами в разные годы работали хоомейжи: Игорь Кошкендей, Андрей Монгуш, Херел Мекпер-оол, Начын Чооду, Кан-Хулер Саая, Монге Монгуш, Кежик Успун, Бады-Доржу Ондар, Аян-оол Сам.

Первый этап (с 1992 по 1997 годы) - начальный, становление практики преподавания хоомея в колледже. Преподавателями были Хунаштаар-оол Ооржак, Владимир Монгуш и Сергей Бадыраа.

Игре на тувинских инструментах без связи с народными песнями и хоомеем невозможно было учить, поэтому Татьяна Туматовна Балдан в 1992 году пригласила в училище народного мастера Х. С. Ооржака [Более подробно о его жизни и творчестве см. в очерке (Сундуй, Куулар, 1995)]

В истории обучения хоомею Хунаштаар-оола Сурун-ооловича можно считать первым преподавателем в республике. В качестве учителя он начал работать в 1975 году в школе села Алдан-Маадыр Сут-Хольского района. Впервые он ввел в практику хоомей как отдельный предмет. В 1992 году приступил к работе в училище и стал первым его преподавателем по классу хоомея. «В своей нелегкой творческой жизни выдающийся хоомейжи Хунаштаар-оол много внимания уделял вопросам преподавания хоомея, много работал над этим и, можно сказать, вплотную подошел к теоретическому осмыслению методики преподавания.» (Сундуй, Куулар, 1995: 23). Обучал, основываясь на своем собственном опыте. Вместе с Татьяной Туматовной Хунаштаар-оол Сурун-оолович создали ансамбль «Эдер-Куй». «Когда близко подходишь к училищу или входишь в него, - говорил Х. С. Ооржак своей коллеге Т. Т. Балдан, - повсюду слышен шум, отголоски всех инструментов занимающихся студентов. И это мне напоминает эхо в пещере. Назовем ансамбль "Эдер-Куй" (поющая скала). Почему бы и нет, чем некрасиво название» (Сундуй, Куулар 1995: 26). Его учениками были Мерген Монгуш, Алдар Тамдын, Эрес Куулар, Артыш Монгуш, Айланмаа Дамыран, первые выпускники отделения тувинских национальных инструментов. Спустя некоторое время название ансамбля «Эдер-Куй» переименовали на «Чангы-Хая». К обучению хоомею он относился с большой осторожностью, понимал, насколько ответственна работа преподавателя, призывал обратить внимание на здоровье будущего хоомейжи, на его дальнейшую перспективу как исполнителя (Сундуй, Куулар, 1995: 23). Он проработал в училище всего полгода, не успев воплотить все свои замыслы. Несмотря на короткий срок работы в училище, после себя он оставил целую плеяду хоомейжи, которые продолжают его дело.

После ухода Хунаштаар-оола Ооржака преподавателем хоомея в училище на 1994-1995 учебный год был принят В. У. Монгуш [Владимир Успунович Монгуш - артист, ветеран ансамбля «Саяны». В 1975 году вместе с друзьями-горловиками Владимиром Сояном, Дмитрием Очуром участвовал в научно-медицинском исследовании, которое проходило в Высшей военной академии в Ленинграде. Их сопровождали ученые Б. П. Чернов и В. Т. Маслов, проводившие рентгеновское исследование голосового аппарата хоомейжи, результаты которого опубликованы в работе (Дмитриев, Чернов, Маслов, 1992)]. Владимир Успунович самостоятельно научился горловому пению после окончания общеобразовательной школы. Слушал хоомей в конкурсах и начал петь. Отец Владимира Успуновича был мастером по изготовлению инструмента хомус (варган), его родственники были кузнецами, умелыми мастерами. Владимир Успунович тоже стал изготавливать музыкальные инструменты (хомус, дунгур). Неоднократно встречался с выдающимся мастером Идамчапом Сюрюновичем Хомушку, который передал ему технологию и мастерство по изготовлению хомуса. В свое время Владимир Успунович изготовил огромное количество хомусов для ансамбля «Саяны».

После Хунаштаар-оола Ооржак в училище он продолжил работу со студентами Алдаром Тамдыном, Игорем Кошкендеем, Андреем Монгушем, Чодураа Тумат и Айланмаа Дамыран. Интересным фактом является то, что Алдару Тамдыну, Игорю Кошкендею, Андрею Монгушу в дипломах была присуждена дополнительная квалификация - преподаватель по классу «хоомей».

Для Владимира Успуновича главной задачей было обучить студентов правильному определению видов и разновидностей горлового пения. Ему хорошо удавалось обучить стилю «эзенгилээр». Основным методом обучения он считал показ, демонстрацию. Со слов Владимира Успуновича, занятия проводились в устной форме, он демонстрировал какой-либо стиль хоомея, а ученики следом «копировали». Он вспоминает о своих студентах следующее: «Ребята Андрей, Алдар, Игорь были очень смышлеными и старательными людьми, самым младшим из них был Игорь, ему в то время было 15 лет. Помню, под моим руководством он участвовал в Республиканском фестивале "Хоомей-95", который проходил в городе Чадане, и там он стал обладателем Гран-При» [Данное исполнение Игоря Кошкендея можно найти в архиве Медиатеки Международной академии «Хоомей» (Ы1^://№оотеу.ги/2023/11/30/кошкендей-игорьтыва-улуг-хем-рфх-1995_мах29/)]. В этом же году под руководством Татьяны Балдан на II Международном этномузыкологическом симпозиуме «Хоомей - феномен культуры народов Центральной Азии» выступил ансамбль «Чангы-Хая», исполнив композицию «Байлак чуртум» [Записи осуществил С. И. Бадыраа, их можно прослушать в архиве Медиатеки Международнои академии «Хоомеи» (ЫЛ^://№оотеу.ги/2023/11/30/чалым-хая-чангы-хаятыва-кызыл-тыварфх-19/; https://khoomey.ru/2023/11/29/чангы-хая-ансамбльтывамэс-хоомеи-1995_ма/].

О своей педагогической деятельности Владимир Успунович добавляет, что она «прошла как один миг, я в основном работал в качестве артиста в "Саяны". Мои ученики, где бы они не встретились, всегда тебя радуют своей улыбкой, беседой, и думаешь: все-таки, как хорошо, что я в душе им оставил хөөмей» [Аудиоинтервью с В. У. Монгушем, 2023 г. // Архив Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола].

Дисциплину «Методика преподавания горлового пения» с 1996 года в училище начал вести С. И. Бадыраа [С. И. Бадыраа - заслуженный работник культуры Тувы, член Союза композиторов России. С 1996 по 2016 годы работал преподавателем колледжа по классу балалайки и дошпулуура]. До момента работы в училище, когда в 1993 году был открыт Международный научный центр «Хоомей», Сергей Иванович работал в нем научным сотрудником. Записывал образцы хоомея у выдающихся мастеров Ак-оола Кара-Сала, Хунаштаар-оола Ооржака и других мастеров. Со слов С. И. Бадыраа, в центре «Хоомей» не только проводились исследования, делали расшифровки образцов хоомея, но и ставились задачи по обучению подрастающего поколения горловому пению. В этот период С. И. Бадыраа начал разрабатывать пособие «Методические рекомендации по обучению хоомею детям» (Бадыраа, 1993), над которыми продолжал работу до 1996 года. Автор дал нам разъяснения, что в содержание входят следующие разделы: 1) Каким должен быть тувинский хоомей? 2) Каким видам хоомея нужно обучать? 3) Что должен соблюдать хоомейжи при исполнении горлового пения? 4) Как хоомей исполняли в старину? В 2015 году были попытки обновить содержание пособия, но опубликовать его пока не удалось (Бадыраа, 2015).

О своей преподавательской деятельности Сергей Иванович вспоминает следующее: «<...> в училище первым начал обучать хоомею студентов Хунаштаар-оол Ооржак, для меня ценными были общения с ним в коридоре училища, и после беседы он уходил проводить занятия. Хочу отметить, что пока не слышал на сегодня такого чистого исполнения сыгыта, как у Хунаштаар-оола. Сыгыт Хунаштаар-оол исполнял на длинном дыхании и имел красивый тембр, в его исполнении сыгыта можно услышать пение птиц. Сегодня для меня из молодого поколения Монгун-оол Ондар считается лучшим сыгытчы, он на первом Международном конкурсе горлового пения "Хоомей" завоевал Гран-При. Почему-то в последнее время понятие сыгытчы не употребляется, все виды тувинского горлового пения обобщены в один термин хөөмей, наоборот, раньше исполнителей разделяли и называли их по исполнению одного из видов, например, исполнителя каргыраа - каргыраажы, исполнителя хоомея - хоомейжи, исполнителя сыгыта - сыгытчы. Я считаю, что на сегодня лучшим исполнителем хоомея является солист ансамбля "Тыва" Эдуард Дамдын. У него исполнение чистое, сильное и оригинальное. В училище я начал применять метод нотирования исполнения хоомея в рамках дисциплины "Методика обучения хоомею". Во время занятия я обучал ребят – Андрея, Игоря Кошкендея расшифровывать свое исполнение, например, в какой октаве звучит сыгыт, инструментальное сопровождение тоже записывали (на нотную запись). Вначале ребятам было не интересно, они начали пропускать занятия, но постепенно им стало интересно, и они начали с удовольствием приходить на уроки. Я эти расшифровки показывал самим ребятам. Как-то раз показал Игорю Кошкендею, ему было очень интересно, он даже не узнал свой почерк. Я своим ученикам не только давал расшифровать свои исполнения, но и исполнение хоомея выдающихся мастеров. Во время работы в училище я организовывал встречи с мастерами, например, встречу с Сояном Владимиром Сереновичем, с Дамбаштаем Монгун-оолом Сарыг-Донгаковичем. Дамбаштай М. С.-Д. был очень самобытным исполнителем, он был еще композитором, много сочинил песен о хоомее. Дамбаштай - он мастер, извлекал 22 стиля хоомея, сам объяснял, что это вариации хоомея. Также организовывали встречи с Монгушем Владимиром Успуновичем, Севеком Алдын-оолом Такашовичем, эти беседы вызывали у студентов интерес и желание. Почему-то предмет "Методика обучения хоомею" убрали из учебного плана, я думаю, это связано с тем, что в то время не обращали особого внимания на преподавание хоомея, никого не заставляли учиться хоомею, в основном, делали акцент на игру на инструменте. Хорошо, что на сегодня начали внедрять хоомей в учебный процесс, и обязательно нужно производить аудио- и видеозаписи, для дальнейшей расшифровки. Также следует разрабатывать пособия по методике обучения хоомея» [Аудиоинтервью с С. И. Бадыраа, 2023 г. // Архив Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола].

С 1998 по 2010 годы - II этап обучения хоомею в колледже, расцвет ансамблевого исполнительства горлового пения.

В колледже обучение хоомею проходило в рамках фольклорного ансамбля «Чангы-Хая». После ухода из жизни Татьяны Туматовны Балдан художественным руководителем «Чангы-Хая» и заведующей отделения тувинских национальны инструментов была назначена Айланмаа Хомушкуевна Кан-оол [А. Х. Кан-оол приступила к работе в училище в 1998 году, сначала преподавала общий вокал (народное пение) для студентов отделения тувинских национальных инструментов, музыкально-теоретические предметы (сольфеджио, теорию музыки). В 2001 году принимала непосредственное участие в открытии новой специальности в колледже - «Народное пение», став ее руководителем (зав. ПЦК)] (в период 1998- 2001 гг.), дальше в 2001-2004 гг. работу с ансамблем «Чангы-Хая» продолжил А. К. Тамдын, далее - А. А. Монгуш (в 2005-2007 гг.), и с 2011 года по настоящее время художественным руководителем является А. Г. Ооржак. У каждого преподавателя был свой подход и методика работы по обучению хоомею. Благодаря успешным выступлениям и победам в многочисленных международных и всероссийских конкурсах фольклорный ансамбль «Чангы-Хая»

в республике, но и за ее пределами [См. буклет «Нам 25. Отделение тувинских национальных инструментов» (Кызыл: ККИ, 2016). Об истории фольклорного ансамбля «Чангы-Хая» также см. статью (Ахпашева, Карелина, 2012)]. С приходом в 2001 году в училище Алдара Тамдына у студентов возобновился интерес к хоомею, так как он в то время был одним из ярких музыкантов группы «Чиргилчин». Он проработал в колледже до 2004 года. Алдар Константинович является Народным мастером Республики Тыва, был первым директором Тувинского национального оркестра, позже директором Центра тувинской культуры и ремесел, с 2014 по 2021 гг. - министром культуры Республики Тыва, публиковался по проблемам хоомея (Тамдын, 2013). В училище работал по совместительству, преподавал дисциплины «Специальный класс (игил)», «Изучение фольклорных инструментов (игил)», также был концертмейстером на отделении народного пения.

Алдар Тамдын считает, что получил ценный опыт, когда он был художественным руководителем фольклорного ансамбля «Чангы-Хая». В то время в состав ансамбля входили студенты старших курсов - Седип Май-оол, Ооржак Вадим, Ондар Бады-Доржу, Сам Аян-оол, Ширижик Аян, которые на сегодняшний день считаются солистами группы «Алаш». С поступлением новых студентов было принято решение делить состав ансамбля «Чангы-Хая» на две группы: младшая и старшая. Во время занятий много времени уделялось прослушиванию песен и хоомея группы «Хун-Хурту», и ребята, «копируя», подражали им. Благодаря творчеству группы «Хун-Хурту» ансамблевое исполнительство хоомея в Туве получило прорыв в своем развитии. Как говорит Алдар Константинович: «<...> я считаю, что "Хун-Хурту" дал толчок молодым хоомейжи исполнять тувинские народные песни, делать аранжировки для ансамблевого исполнительства. По моему мнению, когда ты играешь все песни из репертуара "Хун-Хурту" как бы "упражняешься", т.е. ты развиваешь технику игры на тувинских музыкальных инструментах. <...> Исполнять хоомей обучал легендарный мастер Хунаштаар-оол Ооржак. Он мало проработал, но за короткое время Хунаштаар-оол нас многому научил. Как нужно исполнять хоомей, он нам объяснял следующим образом: "Исполни хоомей с помощью груди - хөректевит" [Хөректевит (тув.) - исполнить с помощью давления грудной клетки (груди).]. Сейчас прошло достаточно много времени после окончания училища, и я согласен с термином Зои Кыргысовны Кыргыс хөректээр, данный термин она использовала в своих научных трудах. Но наш учитель Хунаштаар-оол Ооржак под словом хвректевит понимал исполнение хоомея с особым сжатием на грудной резонатор для формирования мощного тембра. Он все-таки обращал внимание на тембровое звучание тувинского горлового пения, это техника исполнения с опорой на грудь.

По моим наблюдениям, при обучении молодых исполнителей хоомею надо обращать внимание на правильную постановку хоомея, т. е. исполнять хоомей с опорой на грудь. Первоначально он должен понимать, откуда и каким способом извлекаются виды хоомея. Технику хөрек хөөмей (петь с опорой на грудь), как я знаю, применял выдающийся мастер тувинского горлового пения Геннадий Тумат. В январе 2003 года, когда я учился на втором курсе, Хунаштаар-оола Сурун-ооловича не стало. Методику обучения хоомею преподавал Сергей Иванович Бадыраа, который сам не был исполнителем. <...> На сегодняшний день все исполнители-хоомейжи являются практиками. В преподавании тувинского горлового пения обеспечение методическими пособиями считается обязательными. Я встречался со многими зарубежными, российскими, тувинскими учеными и мастерами хоомея, и не один раз обсуждали обучение, изучение тувинского искусства хоомей. В результате, когда пишут или начинают объяснять тувинский хоомей и делают из него миф, то здесь я не согласен, всегда нужно отталкиваться от имеющихся фактов. Не надо делать хоомей "невозможным" объектом для изучения и исследования. Точные факты существуют! - это хоомей наших мастеров Хунаштаар-оола Ооржака, Ак-оола Кара-Сала, Манчакая Сата, Максима Дакпая, которые оставили свой след в развитии традиционного хоомея» [Аудиоинтервью с А. К. Тамдыном, 2023 г. // Архив Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола].

Как у предыдущих преподавателей, проведение занятий у Андрея Монгуша [А. А. Монгуш - заслуженный артист Республики Тыва, Народный хоомейжи Республики Тыва, лауреат Государственной премии Главы Республики Тыва «Гордость народа Тувы» - «Тыва чоннуц чоргааралы», заместитель директора ГБУ «Центр развития тувинской традиционной культуры и ремёсел»] состоит из двух частей: теоретической и практической. Для Андрея Алдын-ооловича в проведении урока основным моментом является определение тональности хоомея у обучающегося: «Для определения тональности помогает работа над звуками "о", "е", "y". Если у обучающегося хоомей звучит в высоком регистре, то лучше петь в тональностях соль (g), ля (a) или фа-диез (fis). После этого можно переходить к исполнению припевок-кожамыктар с использованием слов "увой-ой-ой, увой-яай".

На начальном этапе обучения обязательным является постановка голоса. Параллельно с постановкой голоса нужно проводить совместные прослушивания образцов хоомея в исполнении выдающихся хоомейжи. Важным моментом урока является показ, демонстрация, учитель сам должен сыграть на инструменте и исполнить виды хоомея. При этом особое внимание обращается на развитие музыкального слуха, памяти, обязательно беседовать о хоомее, какие звуки природы присутствуют в хоомее, обучить подражанию голосам диких животных и птиц, домашних животных (например, звуку, издаваемому бараном, мычанию теленка).

После обучения подражания голосам домашних животных можно перейти к исполнению разных напевов хоомея для закрепления гортанных звуков. При этом ни в коем случае не надо нагружать голосовой аппарат ученика: в течение урока нужно организовывать перерывы на отдых. В дальнейшем для развития голосовых связок можно постепенно повышать тональность ученика, например, от тональности соль (g) к тональности соль-диез (gis).

Одним из эффективных методов в обучении хоомею является пение в ансамбле, где у ребят формируется сплоченность, задор, вовлеченность, например, в исполнении кожаннар "Эки аъттар" каждому исполнителю предоставляется возможность выучить по одному куплету припевки-кожан для сольного выступления, и в конце поют ансамблем. В ансамбле учитель тоже принимает участие и помогает играть на инструменте, поет вместе с ними. Игра на фольклорном инструменте является одной из основных частей в обучении хоомея. Перед игрой учитель должен настроить инструменты игил или дошпулуур под тональность обучающегося. Пристальное внимание уделяется индивидуальным способностям учеников, например, если у ученика есть задатки к исполнению хоомея, то нужно развивать данный стиль, если каргыраа, то стиль каргыраа. И после каждого занятия преподаватель должен поощрять и стимулировать ученика» [Аудиоинтервью с А. А. Монгушем, 2023 г. // Архив Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола].

С 2011 по настоящее время - III-й (современный) этап обучения горловому пению в колледже. На смену пришли работать молодые преподаватели, выпускники колледжа - Хеймер-оол Ховалыг, Айбек Ондар, Дандар Сарыглар, Ай-хаан Ооржак.

Стаж работы в качестве преподавателя по хоомею у А. К. Ондара - 19 лет, он начал работать в 2004 году, когда при общеобразовательной школе поселка Каа-Хем организовал кружок по хоомею. В этом же году поступил в колледж и, когда учился на 4 курсе, был принят концертмейстером на работу. Айбек Командаевич рассказывает: «Первыми моими учениками в колледже стали Сарыг Начын, Кужугет Сыдым-оол. На специальность "Сольное народное пение" поступали студенты без музыкальной подготовки и без знания горлового пения. Мы, в основном, с самого начала из них старались сформировать хоомейжи. Существуют случаи, когда приходят после музыкальной школы ребята, и их переучивать очень трудно, так как первоначальные знания и установки, которые дал первый учитель, считаются важными. В настоящее время мои ученики продолжили работать в районах, обучают детей - это меня радует и считаю своим достижением [Среди них: Уксар Марат, Монгуш Эртине, Эртине Байыр, Дамбаштай Кежик, Докпак Дуюг-оол, Доспанай Кежик, Салчак Айыжы, Кужугет Седен, Куулар Сыдым-оол]. Когда в 2011 году в колледже открыли новую специальность "Этнохудожественное творчество", мною был создан ансамбль "Дошка", данный ансамбль посещали все студенты. Еще из числа студентов-юношей организовали ансамбль "Хоомей". В то время хоомею обучались 4 года, а сейчас по специальности "Сольное народное пение" обучению хоомею в учебном плане предусмотрено 2 года.

В обучении горловому пению играют следующие факторы: 1) Наличие природных задатков и способностей у студента. Извлечь хоомей у такого студента не составляет труда; 2) Наличие заинтересованности у обучающегося в овладении навыков хоомея. Если у студента отсутствует интерес, то, как не старайся, студент все ровно забудет те знания и навыки, которые вы вложите, и приходится учить заново. Много распеваться хоомеем перед основной частью урока не рекомендуется, так как у ученика голос сразу может утомиться, произойдет нагрузка для голосовых связок. При распевании можно применить скороговорки, считалки, это очень помогает для приведения в рабочее состояние голосового аппарата. Урок состоит из практической и теоретической части, обязательной частью урока является прослушивание записи образцов хоомея.

При звукоизлечении хоомея я применял многие интересные способы, например, студент встает на стену, я нажимаю на его живот, и он постепенно по моей команде выдыхает. Еще для извлечения бывает такой способ, когда преподаватель нажимает в живот студенту, а он, в свою очередь, потихоньку наклоняется вперед (поза буквы Г), и извлекает звуки, это и есть первоначальные способы звукоизвлечения гортанных звуков. При обучении разным стилям хоомея сложным звукоизвлечением является эзеңгилээр. Данному звукоизвлечению я научился у Игоря Михайловича Кошкендея, во время учебы в училище искусств он был моим учителем. Научился, слушая исполнение Игоря Кошкендея, он считается одним из лучших исполнителей стиля эзеңгилээр. Методика обучения по хоомею каждого преподавателя считается индивидуальной, каждый педагог учит своих учеников по своей наработанной технологии. В этом и состоит главная суть передачи тувинского хоомея, из уст в уста» [Аудиоинтервью с А. К. Ондаром, 2023 г. // Архив Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола].

Д. М. Сарыглара горловому пению также обучил И. М. Кошкендей. Дандар Мергенович в колледже начал работать с 2008 года преподавателем специальности «Сольное народное пение», давал уроки хоомея студентам данной специальности [Выпускниками класса хоомея Д. М. Сарыглара являются: Сайын Дойур (Театр музыки и танца «Саяны»), Амырбит Белек (директор ЦКД им. Марка Оюна г. Турана Пий-Хемского района), Дамбаштай Кежик (педагог по классу хоомей в ДШИ с. Тээли Бай-Тайгинского района), Куулар Сыдым-оол (хоомейжи и музыкант фольклорно- этнографического ансамбля «Тыва» при Центре тувинской культуры и ремесел), Сарыглар Омак (учится в Тувинском государственном университете), Донгак Отчугаш (художественный руководитель в ЦДК Сут-Хольского района)]. Он считает: «На первом занятии следует провести беседу о традициях тувинцев, скотоводстве, хоомее. После ознакомления с горловым пением можно переходить к звукоизвлечению, для этого я использую метод подражания домашним животным, например, сначала сам показываю, как имитировать голосу барана (можно показ видео), далее предлагаю ученику самому повторить. После постановки горловых звуков хоомея переходим к исполнению традиционных припевок "уваң-дембил-дембил-дембилдей" при этом обязательно аккомпанирую на инструменте дошпулуур или чанзы. Следует отметить, что у некоторых ребят исполнение хоомея не сразу получается, а у некоторых сразу получается, так как у всех физиология голосообразования разные. Преподаватель с учетом физиологических данных студента работает с индивидуальным подходом. Чтобы улучшить технику звукоизвлечения, студенту требуется ежедневная самостоятельная работа. Как только удается улучшить технику исполнения хоомея, можно приступать к исполнению кожамыктар (припевкам).

Интерес к хоомею у меня начался со школьных лет, слушал по радио и телевизору. Как помню, в школьные годы исполнял каргыраа, а хоомей не получался. Когда я начал спрашивать у мамы, у бабушки, почему у меня получается каргыраа, то они мне ответили, что у меня был дедушка Ооржак Делгер-оол Кок-Хунаевич, который хорошо исполнял каргыраа. По словам бабушки и мамы, когда я был ребенком, он, оказывается, убаюкивал меня, исполняя каргыраа, и я быстро засыпал. <...> Насчет развития и перспективы открытия новой специальности "Хоомей", я думаю, что надо внедрять нотное обучение, так как сегодня много современных технологий, но в то же время не отказываться от применения традиционных методов обучения. Если новую специальность "Горловое пение (Хоомей)" придется внедрять, то нам предстоит разработка единой учебной методики, мы должны прийти к общему мнению по обучению хоомею студентов Кызылского колледжа искусств» [Аудиоинтервью с Д. М. Сарыгларом, 2023 г. // Архив Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола].

А. Г. Ооржак приступил работать преподавателем в 2011 году на отделение тувинских национальных инструментов. Вел дисциплину «Изучение фольклорных инструментов (игил, дошпулуур)», более 12 лет является художественным руководителем ансамбля «Чангы-Хая» [Учениками А. Г. Ооржака по хоомею являются Эртине Тумат, Менги Монгуш, Отсур Отчутай, Айдаш Донгак и мн. др.]. Айхаан Геннадиевич в преподавательской деятельности тоже применяет традиционную форму обучения хоомею: «.на уроке применяю метод слушания и подражания мастерам хоомея. Если ученик не умеет исполнять хоомей, то нужно начать работу с пения открытых гласных звуков ө, ү,а, э. Потом постепенно надо сжимать гортань, извлекая звуки ө, ү, а, э, не нагружая голосовые связки. Также во время урока я даю на прослушивание записи наших выдающихся исполнителей, иногда ребята сами выбирали соло одного из хоомейжи и подражали ему. Моя задача была направить и помочь студенту, над чем дальше работать. В наше время трудно было найти записи исполнителей горлового пения, а сейчас это уже не проблема. Сегодня много технологий, можно найти записи через телефон и слушать. Молодежь сегодня интересуется современными группами, такими как "Хоомей-Бит", "Одучу". В этих же ансамблях играют выпускники национального отделения колледжа, так что преемственность поколения исполнителей хоомея до сих пор сохраняется, в этом большая заслуга фольклорного ансамбля "Чангы-Хая". <...> в репертуар ансамбля "Чангы-Хая" включал песни, которые исполняли группа "Хун-Хурту" ("Эне-Сай", "Оске черниц ыраан ынай", "Эзир-Кара"), и считаю данные произведения тувинской классикой. Каждый хоомейжи должен знать эти песни. Таким же образом обязательным является игра в традиционной манере наигрышей на игиле, узун-хоюг Ак-оола Кара-Сала. Сегодня свой неоценимый вклад в развитие тувинского хоомея внесли Тумат Чодураа, Тамдын Алдар, Ондар Айлан, Дамыран Айланмаа, Монгуш Андрей, Кошкендей Игорь, Ондар Монгун-оол» [Аудиоинтервью с А. Г. Ооржаком, 2023 г. // Архив Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола].

Закончивший колледж в 2005 году по классу игила, Х. К. Ховалыг работает в колледже с 2013 года (сначала по совместительству, в 2022 году был принят в колледж штатным преподавателем и концертмейстером специальности «Сольное народное пение»). Позиция Хеймер-оола Ким-ооловича - чтобы обучить хоомею, преподаватель, в первую очередь, должен привить интерес ученика к музыкальному фольклору, дать основные понятия о тувинском хоомее.

Каждое занятие должно проходить с творческим подходом, с новыми приемами в проведении: знакомство с легендами, мифами, сказками, с выдающимися предшественниками - исполнителями-хоомейжи, такими как: Ондар Комбу (Хоомейлээр Комбу), Кыргыс Сорукту, Санчы Кызыл-оол, Ондар Маржымал, Сат Ман-чакай, Кара-Сал Ак-оол, Дакпай Максим, Ооржак Хунаштаар-оол, Тумат Геннадий, Ховалыг Кайгал-оол, Севек Алдын-оол, Куулар Анатолий, Ондар Конгар-оол. Также знакомство с современными исполнителями хоомея, такими как: Данзырын Аяс, Ондар Монгун-оол, Кошкендей Игорь, Монгуш Андрей, Ондар Бады-Доржу, Сам Аян-оол, Ширижик Аян (далее от 1-го лица).

В начале занятия я определяю тональность студента, например, даю ему исполнить несложную фразу песни или мелодию, которая состоит из трех или четырех нот, определяю рабочую тональность. Если студент не знает, как извлечь хоомей, тогда педагог сначала должен сам исполнить и объяснить, как следует сжимать гортань и извлечь гортанные звуки. Далее подробно рассказать с показом анатомического строения голосового аппарата и объяснить работу гортани во время исполнения горлового пения. Дальше я определяю у студента по звукоизвлечению гортанных звуков, это могут звуки хоомея или каргыраа, при этом ни в коем случае преподавателю противопоказано через силу принуждать студента, его исправлять, указывая, что он неправильно извлекает и т.д. Следует аккуратно объяснить и дальше работать именно с начальным извлеченным звуком, как я уже выше указывал, это может быть хоомей, или может быть каргыраа. У детей строение голосового аппарата бывает разным, так что преподаватель должен к каждому студенту иметь индивидуальный подход и работать с ним по мере его физиологических возможностей.

Приведу один из традиционных планов проведения урока:

1. Распевание. Используются небольшие фразы народных песен, например, «Дээң-дээң (Бистиң Тыва)», «Дөгээ баары», «Теве-Хая».

Также можно распеваться, используя зачины хоомея, например: «Хеемейимни салырымга», «Хер-ле Тайгам чацгыланыыр оой (хоомей)...», «Кара-Дуруяа », «Эки аъттар», «Декей-оо», «Дыңгылдай».

2. Проверка выполненной домашней работы (Рассказ биографии известного хоомейжи).

3. Работа над дыханием. Объяснить или показать презентацию по работе разных положений дыхания, например, грудное дыхание, брюшное дыхание и грудобрюшное дыхание. Данная работа трудоемкая и сложная.

Работа над резонаторами, например, резонаторы бывают головной и грудной. С закрытым ртом петь народную песню «Дээң-дээң (Бистиң Тыва)» в головной резонатор или в грудной резонатор.

4. Работа над развитием хоомея в пентатонике со звуками у, о, в, у.

5. Видео-просмотр или аудио-прослушивание записей мастеров-хоомейжи.

6. Исполнение сольного репертуара мастера-хоомейжи или ансамблевое пение.

7. Игра на фольклорных инструментах мелодий народных песен.

В конце каждого занятия обязательной частью принято закрепление пройденного материала и даю домашнее задание на самостоятельную работу.

Итак, изучив и проанализировав историю обучения хоомею в Кызылском колледже искусств им. А. Б. Чыргал-оола, можно сделать следующие выводы:

Со дня открытия и по настоящее время обучение хоомею в колледже сохранило традиционную форму передачи навыков: показ/демонстрация преподавателя и подражание («копирование») студентом;

У каждого преподавателя имеются индивидуальные приемы и способы трансляции, передачи знаний;

Структура и ход проведения занятий у преподавателей состоит из теоретической и практической частей (прослушивание образцов, беседы-встречи, посещение концертов);

В настоящее время пока еще не сформирована общая (единая) методика обучения хоомею.

Подводя итоги, нужно сказать, что в колледже сохраняется преемственность в обучении хоомею, у каждого преподавателя формируется своя школа, ученики и педагогические подходы. Приведенные в статье материалы, интервью преподавателей, на наш взгляд, можно использовать в работе и опубликовать в форме методического пособия.

В перспективе для развития обучения хоомею в колледже планируется открытие нового вида «Горловое пение (Хоомей)» в рамках специальности «Сольное народное пение». В связи с этим необходимо создание учебно-методической базы по профессиональной подготовке преподавателей-хоомейжи.

Литература:

Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка. М.: Музыка, 1964. 238 с.

Ахпашева М., Карелина Е. К. История фольклорного ансамбля «Чангы-Хая» / / Культура Тувы: прошлое и настоящее / ред.-сост. Е. К. Карелина. Кызыл: Типография «Аныяк», 2012. Вып. 3. С. 148-151.

Бадыраа С. Методические рекомендации по обучению хөөмей (для школ искусств). Кызыл, 2015. 74 с. (рукопись)

Бадыраа С. И. Методические рекомендации по обучению хоомею детям. Международный научный центр «Хоомей», 1993 (рукопись).

Бадыргы М. М. Методика преподавания горлового пения хоомей: учебно-методическое пособие. Кызыл, 2023. 46 с. (рукопись)

Бадыргы М. М. О проблемах преподавания хоомея // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. ст. / ред.-сост. И. В. Подик. Кемерово: РИО КемГУКИ, 2006. Вып. 1. С. 164-167.

Дмитриев Л. Б., Чернов Б. П., Маслов В. Т. Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста / науч. ред. В. П. Казначеев. Новосибирск: СО РАСХН, 1992. 88 с.

Кан-оол А. Х. Арбын вссун: учебное пособие для педагогов и студентов средних и высших учебных заведений, руководителей и артистов народных хоров и ансамблей / ред. Г. Б. Сыченко. Кызыл, 2019. 220 с.

Карелина Е. К. Хоомей в контексте этнохудожественного образования Тувы // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч. статей. / сост. и науч. ред. И.Г. Умнова. Кемерово: КемГИК, 2017. Вып. 4. С. 202-207.

Карелина Е. К. Этномузыкальное образование в регионах Сибири (на примере Республик Алтай, Хакасия, Тыва) // Вестник музыкальной науки: журнал Новосибирской гос. консерватории им. М. И. Глинки. 2017. № 4 (18). С. 107-114. Б01: 10.24411/2308-1031-2017-00038

Карелина Е. К. Преподавание горлового пения в регионах Сибири: историко-теоретический аспект // История музыкального образования: новые исследования: Материалы всероссийского научного семинара и симпозиума VII сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост.: В. И. Адищев, М. Г. Долгушина. Вологда; Пермь, 2019. С.208-217.

Кошкендей И. М. Хөөмейни өөренири: методиктиг сумелер [=Обучение хоомею: методические рекомендации]. Кызыл: Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел, 2021. 72 ар.

Кыргыс З. К. Обучение тувинскому горловому пению «хөөмей»: учебное пособие. Кызыл: Тываполиграф, 2014. 144 с.

Монгуш А. А. Улустуң аас-чогаалынга болгаш хөөмей-сыгытка ввредиириниц календарлыг болгаш хунде өөредир чижек программа (Школаның ортумак ввредилге класстарынга ооредилге-методиктиг программазы) [=Учебно-методическая программа по обучению хоомею для средних классов общеобразовательных школ]. Кызыл: ГБУ МНЦ «Хоомей», 2014. 42 ар.

Ондар С. Б., Шомбул Р. Д., Оюн А. А., Дулуш А. В. Роль Т. Т. Балдан в процессе становления отделения тувинских национальных инструментов КУИ // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. ст. / ред.-сост. Е. К. Карелина. Кемерово: РИО КемГУКИ, 2006. Вып. 2. С. 82-89.

Сундуй М. М., Куулар Ч. Ч. Ооржак Хунаштаар-оол: монографический очерк / ред. Б. К. Будуп. Кызыл. 1995. 38 с.

Тамдын А. К. Хеемейниц аргалары [= Приемы хоомея] / / Научные доклады VI Международного этному-зыкологического симпозимуа «Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии». Кызыл, 2013. C. 184-190.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тыва республиканьщ уран чуул школаларыньщ хеемей класстарынга хеемейни 5 чыл иштинде (5-9 кл.) башкылаарыньщ программазы / М. М. Сундуй тургускан; Делегейниц «Хеемей» эртем-шинчилел теву. Кызыл, 2003. 25 ар.

Тыва улустуц ырлары / сост.: М. М. Мунзук, К. Н. Мунзук; ред. А. Б. Чыргал-оол. Кызыл: Тыв ном ундурер чери, 1973. 216 ap.

Хеемей: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104.52 Вокальное искусство / Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола; сост.: Х. К. Ховалыг, И. М. Кешкендей, А. Х. Кан-оол. Кызыл, 2008. 30 с. (рукопись)

References:

Akhpasheva, M. and E. K. Karelina (2012). History of the folk ensemble "Changy-Khaya", In Kuftura Tuvy: proshloe i nastoiashcheie [Culture of Tuva: past and present]: collection of articles, Issue 3, Ed., comp. by E. K. Karelina, Printing house "Anyiak", Kyzyl, рр. 148-151. (in Russian)

Aksenov, A. N. (1964). Tuvinskaia narodnaia muzyka [Tuvan folk music], Publishing house "Muzyka", Moscow, 238 p. (in Russian)

Badyraa, S. (2015). Methodical recommendations on teaching khoomei (for schools of arts), Kyzyl, 74 р. (manuscript) (in Russian)

Badyraa, S. I. (1993). Methodical recommendations on teaching khoomei for children, International Scientific Center "Khoomei" (manuscript). (in Russian)

Badyrgy, M. M. (2006). About problems of khoomei teaching, In Kuftura Tuvy: proshloe i nastoiashcheie [Culture of Tuva: past and present]: collection of articles, Issue 1, Ed., comp. by I. V. Podik, RIO KemGUKI, Kemerovo, pp. 164167. (in Russian)

Badyrgy, M. M. (2023). Method of throat singing khoomei training: educational and methodical manual, Kyzyl, 46 p. (manuscript) (in Russian)

Dmitriev, L. B. and B. P. Chernov, V. T. Maslov (1992). The mystery of Tuvan "duo" or the property of the human larynx to form the mechanism of aerodynamic whistle, Ed. by V. P. Kaznacheev, SD of RAAS, Novosibirsk, 88 p. (in Russian)

Kan-ool, A. Kh. (2019). Arbyn Ossun: a manual for teachers and students of secondary and higher educational institutions, leaders and artists of folk choirs and ensembles, Ed. by G. B. Sychenko, Kyzyl, 220 p. (in Tuvan and Russian)

Karelina, E. K. (2019). Teaching throat singing in the regions of Siberia: historical and theoretical aspect, In Isto-riia muzykafnogo obrazovaniia: novyie issledovaniia [The History of music education: new research]:

Materials of the All-Russian scientific seminar and symposium of the Scientific Council on the problems of the music education's history, 7th session, Ed., comp. by V. I. Adishchev and M. G. Dolgushina, Vologda & Perm", pp. 208217. (in Russian)

Karelina, E. K. (2017a). Ethnomusicological education in the regions of Siberia (on the example of the Republics of Altai, Khakassia, Tuva), In Vestnik muzykafnoi nauki [Bulletin of Musical Science]: Journal of the Novosibirsk State Conservatory named after M. I. Glinka, no. 4 (18), pp. 107-114. DOI: 10.24411/2308-1031-2017- 00038 (in Russian)

Karelina, E. K (2017b). Khoomei in the context of ethno-artistic education in Tuva, In Muzykafnaia kuftura v teoreticheskom i prikladnom izmerenii [Musical culture in theoretical and applied dimensions]: collection, Vol. 4, Comp. and sc. ed. by I. G. Umnova, Publishing house of KemSIC, Kemerovo, pp. 202-207. (in Russian)

Khoomei (2008). Khoomei: educational and methodical complex for students studying in specialty 070104.52 (Vocal Art), Kyzyl Art College named after A. B. Chyrgal-ool, comp. by Khovalyg, K. K. and I. M. Koshkendey, and A. K. Kan-ool, Kyzyl, 30 p. (manuscript) (in Russian)

Koshkendey, I. M. (2021). Khoomeini Oorenniri [Khoomei Training]: Methodological Recommendations, Center for Development of Tuvan Traditional Culture and Crafts, Kyzyl, 72 p. (in Tuvan)

Kyrgys, Z. K. (2014). Obucheniie tuvinskomu gorlovomu peniiu "khoomei" [Training of Tuvan throat singing "khoomei"]: a training manual, Tyvapolygraph, Kyzyl, 144 p. (in Russian)

Mongush, A. A. (2014). Ulustun aas-chogaalynga bolgash khoomei-sygytka ooredirining calendarlyg bolgash hunde ooredir chizhek programma [Educational and methodological program for teaching khoomei for middle classes of secondary schools], SBI INC "Khoomei", Kyzyl, 42 p. (in Tuvan)

Munzuk (comp., 1973). Tyva Ulustun Yrlary [Tuvan folk songs], Comp. by M. M. Munzuk and K. N. Munzuk, Ed. by A. B. Chirgal-ool, Tuvan book publishing house, Kyzyl,. (in Tuvan)

Ondar, S. B. and others (2006). Ondar, S. B. and R. D. Shombul, A. A. Oyun, A. V. Dulush. Rol" T. T. Baldan v protsesse stanovleniia otdeleniia tuvinskikh nationalnykh instrumentov KUI [The role of T. T. Baldan in the formation of the Tuvan national instruments department of KAC], In Kuftura Tuvy: proshloe i nastoiashcheie [Culture of Tuva: past and present]: collection of articles, Issue 2, Ed., comp. by E. K. Karelina, RIO KemGUKI, Kemerovo, pp. 82-89. (in Russian)

Sundui, M. M. & Ch. Ch. Kuular (1995). OorzhakKhunashtaar-ool: monographic essay, Ed. by B. K Budup, Kyzyl, 38 p. (in Russian)

Sundui, M. M. (comp., 2003). Tyva respublikanyng uran chyuul shkolalarynyn khoomei klasstarynga khoomejni 5 chyl ishtinde (5-9 kl.) [Program of a 5-year course in throat singing for khoomei classes at art schools of the Republic of Tuva (5-9courses)], comp. by M. M. Sundui, International Scientific Center "Khoomei", Kyzyl, 25 p. (in Tuvan)

Tamdyn, A. K. (2013). Khoomeinin argalary [Khoomei's techniques], In Scientific reports of the 6th International ethnomusicological symposium "Khoomei (throat singing) - a phenomenon of the culture of Central Asia people", Kyzyl, pp. 184-190. (in Tuvan).

Об авторах

Кан-оол Айланмаа Хомушкуевна - кандидат искусствоведения, директор, Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола, Кызыл, Россия. Эл. адрес: aylanmaa@mail.ru

Ховалыг Хеймер-оол Ким-оолович - преподаватель, Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола, г. Кызыл, Россия. Эл. адрес: khei82@mail.ru

About the authors

Ailanmaa Kh. Kan-ool - Candidate of Art Criticism, Director, Kyzyl Art College named after A. B. Chyrgal-ool, Kyzyl, Russia. E-mail: aylanmaa@mail.ru

Kheimer-ool K. Khovalyg - Teacher, Kyzyl Art College named after A. B. Chyrgal-ool, Kyzyl, Russia. Email: khei82@mail.ru

© Кан-оол А. Х., Ховалыг Х. К., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.