Научная статья на тему 'Рецензия на монографию «Краскинское бохайское городище: результаты 40-летних раскопок»'

Рецензия на монографию «Краскинское бохайское городище: результаты 40-летних раскопок» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стоякин Максим Александрович

Рецензия на монографию «Краскинское бохайское городище: результаты 40-летних раскопок»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on Monograph “Kraskino Balhae Fortress: 40 Years of Excavation Accomplishments

Review on Monograph “Kraskino Balhae Fortress: 40 Years of Excavation Accomplishments”

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию «Краскинское бохайское городище: результаты 40-летних раскопок»»

DOI 10.24412/2658-3550-2023-2-161-164 УДК 902

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «КРАСКИНСКОЕ БОХАЙСКОЕ ГОРОДИЩЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ 40-ЛЕТНИХ РАСКОПОК»1

М.А. Стоякин

В 2021 г. корейские бохаеведы, кроме обобщающей работы по археологии Бохая (Институт 2021; Стоякин 2022), подготовили не менее монументальную монографию. Новая книга посвящена обобщению результатов археологических исследований на Краскинском городище — опорном памятнике археологии Бохая на Дальнем Востоке России. В 1960-е гг. благодаря исследованиям Э.В. Шавкунова оно было определено в качестве центра бохайского округа Янь. Но только с 1980 г. на нём стали осуществляться археологические исследования, которые с перерывами ныне превысили 40-летний рубеж (Города 2018)2.

Городище стало платформой для проведения самых обширных международных исследований в Приморье с привлечением специалистов из Кореи, Японии, Китая и других стран. Особенно активный интерес проявили южнокорейские археологи, в результате работ с которыми было издано свыше 15 совместных научных отчётов. Между тем в корейских научных кругах постоянно акцентировалась необходимость обобщить не только этот накопленный материал, но и результаты работ археологов из других стран, а также собственно проведённых только российской стороной, и представить их в одной книге. Неудивительно, что авторами этого кропотливого труда выступили Ким Ынгук и Чун Сукбэ. Ким Ынгук одним из первых южнокорейских археологов в 1994 г. принял участие в раскопках

Стоякин Максим Александрович, PhD, Stoyakin Maksim Aleksandrovich, PhD, научный сотрудник Института культур- Researcher at the National Research Insti-ного наследия Республики Корея, Тэд- tute of Cultural Heritage, Taejon, Republic жон, Республика Корея. of Korea.

E-mail: stake-14@yandex.ru

1 Ким Ынгук, Чун Сукбэ 2021. Краскинское бохайское городище: результаты 40-летних раскопок. Сеул: Фонд изучения истории Северо-Восточной Азии. 820 с. (Кор. яз.)

2 Отечественная историография довольно обширна, поэтому для ознакомления приведена последняя крупная работа, включающая исследования на этом городище.

на Краскинском городище, в 2004—2018 гг. непрерывно участвовал в них и с 2007 г. возглавил корейскую команду. Чун Сукбэ — один из самых известных бохаеведов, с 2011 г. ставший соруководителем раскопок с корейской стороны.

Монография имеет внушительный размер (820 с., 10 кегль), состоит из 4 глав и списка литературы из более 110 работ, половина из которых на русском языке.

В главе 1 размещена базовая информация о Краскинском городище, кратко представлены ход и результаты ежегодных археологических исследований на памятнике, собраны воедино планы с обозначением всех объектов, в основном — наиболее изученной северо-западной части. Кроме того, с позиции многочисленных организаций, участвовавших с корейской стороны, выделено 5 этапов изучения и их результаты. 1 этап: 1980—1990 гг. (раскопки, проведённые без участия корейской стороны); 2 этап: 1994—2003 гг. (первые совместные исследования нескольких организаций); 3 этап: 2004—2006 гг. (работы с Фондом изучения Когурё); 4 этап: 2007—2010 гг. (раскопки при участии Фонда изучения истории Северо-Восточной Азии и Университета Пугён); 5 этап: 2011—2018 гг. (работы при участии только фонда).

Основу монографии (ок. 750 с.) составляют следующие две главы. В главе 2 «Постройки на Краскинском городище» описаны выявленные объекты. Самая изученная северо-западная территория памятника логически разделена на несколько частей со своими особенностями: северную «храмовую», южную «жилую», с дорогами и пр. Детально, с привлечением обширной информации, освещается каждый важный объект в храмовом комплексе. В жилых районах и у западной дороги описание ведётся по выявленным 5—6 строительным горизонтам, что позволяет проследить развитие города во времени и пространстве. Отдельный раздел посвящён изучению вала, ворот и башни, исследованных российскими и японскими археологами, чьи работы раскрыли фортификационные особенности в Бохае.

Глава 3 «Находки на Краскинском городище» посвящена археологическим находкам, которые были тщательно систематизированы, классифицированы и рассмотрены в следующих 15 группах: буддийские находки; элементы черепичной крыши; керамические, каменные, железные, бронзовые (позолоченные), бронзово-железные, свинцовые, стеклянные, костяные, деревянные изделия; керамические сосуды; фарфор и глазурованные изделия; археоботанические и археозоологические материалы.

В главе 4 «Обсуждение» обобщается информация о памятнике и его исследовании. Обнаружение перекрёстка дорог в последнее десятилетие позволило доказать, что городище было сооружено по специальному архитектурному плану с правильной планировкой

с блоками ли-фань, как в городах центральных районов Бохая. Указывается на необходимость дальнейших исследований для выявления размеров жилого квартала на Краскинском городище.

Большое внимание было уделено воссозданию хронологии. Как известно, бохайская археология имеет ограниченное количество абсолютно датируемого материала. Был получен ряд радиоуглеродных дат для каждого строительного горизонта на городище. Это позволило авторам предложить следующую хронологию памятника. Самый нижний 6 горизонт соотносится с когурёским временем; 5—6 горизонт соответствует приблизительно периоду 700—715 гг.; 3—5 горизонты — промежутку 715—780 гг. (ранний период Бохая); 2 горизонт — приблизительно 780—880 гг. (средний период Бохая). Самый верхний 1 горизонт — интервалу с 880 г. до гибели Бохая (926 г.) (поздний период Бохая). Несмотря на многие усреднённые значения по датировке, данная хронология «в некоторой степени приближена к действительности».

В конце была рассмотрена история Краскинского городища. По письменным источникам определена его роль в качестве административного центра области Янь, подчинённой Восточной столице Бохая. Оно выполняло важную функцию начала «дороги в Японию», являлось важным перевалочным пунктом в международных, торговых отношениях с Японией. Кроме того, ряд находок (монеты, фарфор, игра кону, кость верблюда и др.) доказывают наличие активных международных контактов с Центральной Азией, Китаем, Объединённой Силла.

Несомненно, данный труд, в котором собран огромный материал по бохайской материальной и духовной культуре, важен для южнокорейских исследователей и читателей, в силу языкового барьера мало знакомых с достижениями российской археологии Бохая. Кроме текста, в рецензируемой работе содержится много фотографий и рисунков, что заметно улучшает понимание материала. На основе этого в последующем возможны новые исследования по реконструкции бохайской культуры, как локальные, выполненные на приморском материале, так и сопоставительные, с привлечением материала из бохайских памятников КНР и КНДР. Крайне необходимо, чтобы подобный обобщённый труд по Краскинскому городищу был подготовлен и отечественными бохаеведами.

Можно сказать, что рецензируемое произведение стало естественным итогом многолетних исследований на Краскинском городище, отражённых в многочисленных научных отчётах и статьях. Книга значительно дополнила базовым материалом предыдущую монографию южнокорейских и российских исследователей, посвящённую Краскинскому городищу (Ким Ынгук 2017).

Краскинское городище считается опорным памятником бохай-ской культуры. Это самый долго исследуемый и самый масштабно

изученный, за исключением общегосударственных столиц, бохай-ский памятник, что показывает его важность в археологии Бохая. Тщательное исследование городища позволяет создать хронологию бохайской культуры на всём протяжении истории этого государства. Авторы в заключении указывают на проблему консервации и контроля над памятником, для её обсуждения необходимо привлекать заинтересованных международных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

Города 2018: Города средневековых империй Дальнего Востока. М.: Изд-во вост. лит.

Стоякин М.А. 2022. Рецензия на монографию «Археология Бохая» (2021).

Мультидисциплинарные исследования в археологии. № 1, 174—178. Институт 2021: Институт культурного наследия Чунан. Археология Бохая.

Квачхон: Чиниджин. 2021. Ш^Ы^-Ч.

Ким Ынгук 2017 (ред.): Культурный «хаб» Восточной Азии — рассказы о городище Яньчжоу в Бохае. Паджу: Чхона. ^^^ ^ 2017. ТЩ- —

ШЩ Я^Я °]°И.

Ким Ынгук, Чун Сукбэ 2021. Краскинское бохайское городище: результаты 40-летних раскопок. Сеул: Фонд изучения истории Северо-Восточной Азии. 3^2021. АМ.

REFERENCES

Goroda 2018: Goroda srednevekovykh imperiy Dal'nego Vostoka [Cities of Medieval Empires of the Far East]. Moscow: Izd-vo vost. lit.

Stoyakin M.A. 2022. Retsenziya na monografiyu «Arkheologiya Bokhaya» (2021) [Review on Monograph "Balhae Archeology" (2021)]. Mul'tidistsiplinarnyye issledovaniya v arkheologii, no. 1, 174—178.

Yeonguwon 2021: Jung-angmunhwajae yeonguwon [Central Research Institute of Cultural Heritage]. Balhaegogohag [Balhae Archeology]. Gwacheon: Jin-injin.

Kim Eun-guk 2017 (ed.): Dong-asia munhwa heobeu — Balhae Yeomjuseongiyagi [East Asian Cultural Hub — The Story of Balhae Yanzhou Castle]. Paju: Cheong-A.

Kim Eun-guk, Jeong Seok-bae 2021. Kraskino balhaeseong — balgul 40nyeon-ui seong-gwa [Kraskino Balhae Fortress: 40 Years of Excavation Accomplishments]. Seoul: Northeast Asian History Foundation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.