Научная статья на тему 'Рецензия на монографию «Археология Бохая» (2021)'

Рецензия на монографию «Археология Бохая» (2021) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стоякин Максим Александрович

Рецензия на монографию «Археология Бохая». Институт культурного наследия Чунан. 2021. Археология Бохая. Квачхон: Чиниджин, 413 с. (Кор. яз.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on Monograph «Balhae Archeology» (2021)

Review on Monograph «Balhae Archeology» (2021)

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию «Археология Бохая» (2021)»

РЕЦЕНЗИИ

DOI 10.24412/2658-3550-2022-1-174-178 УДК 902

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «АРХЕОЛОГИЯ БОХАЯ» (2021)1

М.А. Стоякин

REVIEW ON MONOGRAPH "BALHAE ARCHAEOLOGY" (2021)

M.A. Stoyakin

В конце 2021 г. вышла в свет коллективная монография, подготовленная в Институте культурного наследия Чунан (Республика Корея). Она представляет собой результат длительной работы южнокорейских исследователей в области археологии и истории Кореи. Новая книга посвящена археологии Бохая. Такие специализированные работы редки для бохаеведения в целом и востребованы широким кругом специалистов из других стран, занимающихся исследованиями в этой области (Вэй Цуньчэн 2008; Города 2018; Российский Дальний Восток 2005; Государство Бохай 1994).

Монография «Археология Бохая» состоит из 8 глав, 3 приложений и списка литературы. Авторский коллектив включает профессоров университетов Республики Корея, являющихся специалистами в области археологии и истории Бохая и Когурё.

Глава 1 «Общий обзор» составлена профессором Сон Кихо, в ней изложена краткая история Бохая и состояние изученности его археологии. В обзоре выделено несколько периодов в истории государства, значительное внимание уделено судьбам бохайцев и после его гибели. Довольно подробно представлена история исследований и основные особенности её формирования в Китае, Северной Корее, России и Монголии, где выявлены памятники Бохая. Несмотря на широкий охват источников и историографии, всё же стоит отметить, что японская историография представлена в монографии неполно.

Стоякин Максим Александрович, PhD, научный сотрудник Института культурного наследия Республики Корея, Тэд-жон, Республика Корея. Stoyakin Maksim Alexandrovich, PhD, Researcher of the National Research Institute of Cultural Heritage, Taejon, South Korea.

E-mail: stake-: L4@yandex.ru

1 Институт культурного наследия Чунан. 2021. Археология Бохая. Квачхон: Чиниджин, 413 с. (Кор. яз.)

В последующих главах обобщены и систематизированы материалы в соответствии с типами памятников и находками бохайского периода. В главе 2 Сон Кихо и Ян Сиын повествуют о системе 5 столиц, процессе переноса столиц и общегосударственных столицах Бохая как о наиболее представительных и изученных памятниках. Авторы описывают территорию государства, административную и ранговую системы, их планировочную структуру и особенности их функционирования на основе письменных источников и археологических материалов, соотносимых с каждой столицей.

Глава 3 (Ян Сиын) логично продолжается изучением городищ Бохая. Представлен анализ расположения, типов, отмечены основные элементы фортификационных сооружений, особенности этого типа памятников. Этот же автор в главе 4 составил описание архитектуры Бохая — прежде всего остатков дворцовых построек в трёх столичных городищах (Сигучэн, Баляньчэн и Дунцзинчэн). Каталогизирована информация по остаткам буддийских храмов и памятникам «24 камня», на нескольких примерах представлена их конструкция. Отдельно включено описание крупных построек с отопительной системой кан в дворцовом городе Верхней столицы и на городище Кок-шаровке-1 в Приморье.

Глава 5 (Кан Хёнсук) посвящена курганам Бохая и занимает заметный объём (1/4) издания. Это и не удивительно, ведь автор охватил полный комплекс исследований в каждой из стран, где находится этот самый наиболее изученный тип памятника в бохайской археологии. Рассмотрены курганы в столичных областях и в провинции. Представлена очень подробная классификация предыдущих исследователей, подняты остающиеся проблемные вопросы, описаны обычаи, погребальный обряд, фрески, основные конструкции, территориальные и хронологические особенности погребальных сооружений.

Чуть меньший, но не менее важный блок в главе 6 (Чхве Чонт-хэк) посвящён археологическим находкам Бохая. Они были тщательно систематизированы и рассмотрены в следующих группах: украшения; обычная и глазурованная керамика; архитектурный черепичный материал; наступательное и защитное вооружение; детали упряжи; сельскохозяйственный и ремесленный инвентарь, предметы утвари; буддийская скульптура.

Довольно неожиданно для читателя может выглядеть глава 7, по-свящённая только бохайской археологии Приморья. Этот крупный блок составлен Чун Сукбэ, который собрал полную информацию об изученных многочисленных памятниках Бохая в России. Он в течение нескольких десятков лет участвовал в полевых исследованиях в России и является признанным специалистом этого региона. Им были выделены основные проблемы российского бохаеведе-ния, приведено описание исследования всех основных памятников,

которые он разделил на городища, поселения, производственные объекты, храмы, пещерные объекты, объекты, связанные с добычей руды и курганы. Находки были классифицированы по группам: предметы религиозного характера; элементы черепичных крыш; предметы вооружения; детали упряжи и повозки; сельскохозяйственный и ремесленный инвентарь, предметы охоты; повседневные предметы, предметы для игры, детали якорей, фигурки; предметы наряда и украшения; сосуды. Значительное внимание уделено материалу Краскинского городища, представленному ранее в свежей, требующей отдельной рецензии монографии (Ким Ынгук, Чун Сукбэ 2021) о результатах 40-летних исследований на этом городище. Без сомнения, этот раздел важен для южнокорейских исследователей, в силу языкового барьера мало знакомых с достижениями российской археологии Бохая.

Последняя глава (Кан Хёнсук) в качестве вывода выдвигает перспективы и задачи бохайской археологии.

В приложении № 1—3 приведены таблицы, в которых обобщена информация по исследованиям памятников Бохая в Китае, КНДР и России. Они, несомненно, будут полезны для всех, кто приступит к изучению данной тематики. В конце книги представлен обширный список литературы на языках основных исследователей, в том числе на японском.

Конечно, территория Бохая не охватывала территорию современной Южной Кореи, поэтому исследователям пришлось опираться на первичные источники из трёх северных сопредельных стран, где имеется иное видение истории и культуры Бохая, отличные методика и методология изучения памятников и источников по данному периоду. Книга ориентирована на «своего» читателя, составлена в традиционной парадигме преемственности Бохая культуре Когу-рё, в свою очередь позже оказавшему влияние на государство Корё. Тем не менее, как отмечали авторы, они попытались (что видно в основных главах) отойти от одностороннего взгляда на Бохай, его связи только с Когурё, Тан или мохэ и представить максимально полное описание истории, культуры и прежде всего археологии Бохая. Это, несомненно, выделяет данную работу среди подобных исследований из других стран.

Между тем эта монография является попыткой с объективных позиций ответить на притязания китайских историков, всё ещё находящихся в парадигме продолжавшегося в 2002—2007 гг. «СевероВосточного проекта» и настаивавших на принадлежности Бохая Тан-ской администрации и культуре в целом. Однако нельзя не отметить, что именно этот «проект» вдохнул новую жизнь в изучение Когурё, Бохая, Пуё (Фуюй) в Южной Корее (да и в Китае) и способствовал популяризации этих культур среди простого населения.

Стоит обозначить, что в книге представлена, видимо, скорректированная позиция Сон Кихо, предлагавшего ранее такую карту государства, где в территорию Бохая был включён весь Приморский край, нижнее течение р. Уссури, берег по р. Амур до Амурской области, далее территория в сторону Китая, намного севернее р. Сунгари с вершиной приблизительно у г. Ичунь, потом по кривой до устья р. Нунь-цзянь, далее вниз до р. Ляохэ и по ней до устья в Ляодунском заливе и на восток, не включая Ляодунский полуостров, до КНДР, где граница проходит по р. Чхончхонган и Кымя и по приморской линии до границы с Россией. Как можно заметить, предложенная точка зрения по границе государства значительно отличается от позиций отечественных исследователей (см.: Российский Дальний Восток 2005), что может влиять на выводы о принадлежности тех или иных памятников к бохайскому времени.

Несмотря на коллективный характер, книга не имеет перекоса в какую-либо сторону, видно желание охватить максимально полно все источники и изложить их в доступной форме. В каждой главе авторы старались представить существующую историографию вопроса, в том числе и самую последнюю, краткий комментарий и анализ. Все разделы включают большое количество фотографий, планов, таблиц, что помогает более полно понять материал не только специалистам. Несомненно, данное издание создаёт большую базу для дальнейших исследований, что позволит поднять бохаеведение на новый уровень. «Можно сказать, что изучение археологии Бохая сейчас находится на начальном этапе. Это означает, что есть ещё немало требующих решения проблем, ещё много требующих своего исследования задач» (Институт 2021, с. 375).

ЛИТЕРАТУРА

Города 2018: Города средневековых империй Дальнего Востока. М.: Вост. лит. Государство Бохай 1994: Государство Бохай (698—926 гг.) и племена Дальнего

Востока России. М.: Наука. Российский Дальний Восток 2005: Российский Дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы1, гипотезыь. Владивосток: Дальнаука. Вэй Цуньчэн 2008. Археология Бохая. Пекин: Вэньу. ШМШ 2008. 4Ш:

Институт 2021: Институт культурного наследия Чунан. Археология Бохая.

Квачхон: Чиниджин. 2021. ^дд?-.

Ким Ынгук, Чун Сукбэ 2021. Краскинское бохайское городище: результаты1 40-летних раскопок. Сеул: Фонд Изучения истории северо-восточной Азии.

2021. - ^-#40^3 да. л1#: ^Ч^ЧА^.

REFERENCES

Goroda 2018: Goroda srednevekovykh imperiy Dal'nego Vostoka [Cities of Medieval Empires of the Far East]. Moscow: Vost. lit.

Gosudarstvo Bokhai 1994: Gosudarstvo Bohai (698—926 gg.) i plemena Dal'nego Vostoka Rossii [Bohai State (698—926) and the Tribes of the Russian Far East]. Moscow: Nauka.

Rossiyskiy Dal'niy Vostok 2005: Rossiyskiy Dal'niy Vostok v drevnosti i srednevekov'ye: otkrytiya, problemy, gipotezy [Russian Far East in Antiquity and the Middle Ages: Discoveries, Problems, Hypotheses]. Vladivostok: Dal'nauka.

Wei Cuncheng 2008. Bohai kaogu [Archaeology of Bohai]. Beijing: Wenwu.

Yeonguwon 2021: Jung-angmunhwajae yeonguwon [Central Research Institute of Cultural Heritage]. Balhaegogohag [Balhae Archeology]. Gwacheon: Jin-injin.

Kim Eun-guk, Jeong Seok-bae 2021. Kraskino balhaeseong — balgul 40nyeon-ui seong-gwa [Kraskino Balhae Castle — the Achievement of 40 Years of Excavation]. Seoul: Northeast Asian History Foundation.

Дата поступления в редакцию 11.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.