Проблемы экономики и юридической практики
4'2018
19. РЕЦЕНЗИИ
19.1. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «ИНСТИТУТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ», ПОДГОТОВЛЕННУЮ ПОД РЕДАКЦИЕЙ КАНД. ЭКОН. НАУК, ДОЦЕНТА КАМОЛОВА С. Г.
Смышляев Алексей Викторович, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник
Место работы: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
alexeysmishlyaev@yandex. ru
Артемова Полина Витальевна, преподаватель Кафедры государственного управления Место работы: МГИМО МИД России
artemovapolinamgimo@gmail.com
Аннотация: данная рецензия представлена на монографию Камолова С.Г., Кирилловой Е.А., Павлюка А.В. «Институт административной ответственности» в которой рассматривается правовая характеристика административного правонарушения в законодательстве РФ, дается общая характеристика административной ответственности как правового института, а также анализ реализации мер административной ответственности. Подобное пособие и постановка в нем данных актуальных вопросов - новизна в учебно-методической литературе по экономике и менеджменту. Ключевые слова: административное право, делопроизводство, административная ответственность.
REVIEW OF THE MONOGRAPH «INSTITUTE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY», PREPARED UNDER THE EDITORSHIP OF CANDIDATE OF ECONOMIC SCIENCES, ASSISTANT PROFESSOR KAMOLOV S.G.
Smyshlyaev Alexey V., PhD in Medicine, Leading researcher
Work place: Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia Federation
alexeysmishlyaev@yandex. ru
Artemova Polina V., Lecturer of the Chair public administration Work place: MGIMO - University
artemovapolinamgimo@gmail.com
Annotation: this review is presented in the monograph by Kamolov S. G., Kirillova E.A., Pavlyuk A. V. «Institute of Administrative Liability», which examines the legal characteristics of an administrative offense in the legislation of the Russian Federation, gives a general description of administrative responsibility as a legal institution, as well as an analysis of the implementation of administrative liability measures. Such a manual and the presentation of relevant topical issues in it are novelty in the teaching and methodological literature on economics and management.
Keywords: administrative law, office work, administrative responsibility.
Институт административной ответственности является в настоящее время одним из основных инструментов обеспечения стабильности общества и гарантом социально-экономической защищенности граждан. Необходимо рассматривать данное явление как обязательный атрибут гражданско-правового общества, призванный бороться с самым распространённым видом нарушения закона - административным правонарушением. Эффективность административной политики государства - индикатор уровня его развития не только в правовом плане, но и сигнификатор эффективного государственного управления в целом. Государство, используя этот инструмент, призвано защищать интересы граждан и юридических лиц по вопросам собственности,
личной безопасности, сферы предпринимательства, миграции и т.д. В связи с этим, представленный научный труд является актуальным и необходимым в настоящее время, так как освещает вопросы совершенствования законодательной базы в части административного права.
Монография состоит из введения, пяти глав, названия которых в полной мере соответствуют их содержанию, заключения, списка использованной литературы и приложения, в которых авторы отразили свои предложения по совершенствованию законодательства в части административных правонарушений, привели пример определения Верховного Суда Российской Федерации, постановления по делу об административном
Смышляев А. В., Артемова П. В.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «ИНСТИТУТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
правонарушении и образец заявление на оспаривание административного правонарушения.
В первой главе монографии авторы дают правовую характеристику административным правонарушениям согласно законодательству РФ. Рассматриваются основные признаки административного правонарушения. Авторы придерживаются позиции, что данным правонарушениям присуща не вредоносность, а общественная опасность. Дается четкое различие между административными проступками, преступлениями и правонарушениями, так же его юридический состав и классификация. Авторы, несомненно, привели наиболее полную классификацию правонарушений, подробно выделили классификационные группы, а в заключении - свели их в три основные группы: экономические, социальные и административно-политические.
Во второй главе рассматривается административная ответственность как социально-правовой институт, что дает авторам монографии возможность взглянуть на проблему в более широком диапазоне. Авторы придерживаются того мнения, что административная ответственность, по сути, является «процессуальным образованием». Подробный анализ целей, задач, принципов и законодательной основы административной ответственности позволяет получить ясное представление об этом.
В третьей главе монографии авторы затронули тему реализации мер административной ответственности, рассмотрев систему административных наказаний, их применение и освобождение от нее, а также реализацию основных прав и исполнение обязанностей потерпевшей стороной. Проведен ретроспективный анализ законодательства, построена смысловая (логическая) цепочка, демонстрирующая эволюцию административного права от времен СССР до современной России. В результате чего сложилась современная система административных наказаний в виде предупреждения, штрафа, конфискация, лишения прав, арест, выдворение за пределы в РФ, дисквалификация, приостановление деятельности, наказание в виде обязательных работ, а так же запрет на посещение официальных спортивных соревнований. Последний пункт, по мнению авторов, является спорным и вызвал живую дискуссию на страницах монографии.
В четверной главе монографии авторы раскрывают понятия, задачи и основные принципы производства по делам в сфере административных правонарушений. Подробно проанализированы такие принципы как компетентность в делопроизводстве, защита интересов личности, государства, принципы процессуального равенства, достижения истины, соблюдение доступности и гласности, а также принцип соблюдения ответственности должностных лиц за ошибки в делопроизводстве. Авторы выделили субъекты административного делопроизводства и раскрыли одну из основополагающих задач по ведению дел об административных правонарушениях - сбор и анализ доказательств. В конце главы продемонстрирован пример постановления судьи Архаринского района в отношении административного правонарушения, где были допущены нарушения в сборе и анализе доказательств.
В заключительной, пятой главе, авторы рассмотрели стадии по делам об административных правонарушениях, где описали и проанализировали порядок возбуждения дела, особенности (черты) каждой стадии, поводы к возбуждению дела, рассмотрение дела, а также пересмотр и исполнение постановления. Авторы настаивают на том, что процессуальный правовой
акт о возбуждении дела в отношении административного правонарушения является индивидуальным правовым актом, что на мой взгляд является спорным. Так же, по мнению авторов, пересмотр постановления не является сбалансированным механизмом в административном праве.
Авторы монографии указали на недостаточную доработку теоретических вопросов в отношении административного делопроизводства. Расхождения во мнениях практиков и теоретиков в отношении «производства по делам об административных правонарушениях» приводит к плюралистическому толкованию норм.
Авторам монографии удалось показать различия между юридическим и административным составом правонарушения. На мой взгляд, авторам удалось так же максимально обстоятельно описать все стадии и особенности административного процесса и сделать соответствующие выводы о том, что отсутствие процессуального законодательства привело к затруднению работы судов в части нехватки процессуальных юрисдикций. Особый акцент сделан на том, что в Кодексе отсутствуют такие понятия как «правосудие», «судопроизводство», «стороны», «процессуальный порядок рассмотрения дел». Авторы считают необходимым предоставить участникам возможность направлять ходатайства, заявления, жалобы, представления путем использования электронных средств, что органично вписывается в рамки концепции формирования электронного правительства и развития электронного документооборота.
Авторы монографии высказывают много предложений направленных на дальнейшее совершенствование законодательства, например, отмена задержания транспортного средства при отсутствии документов на право управления и/или владения транспортным средством. Особое место на страницах монографии заняла дискуссия о запрете посещения мест спортивных соревнований в дни их проведения.
Авторы предлагают изменить ранжирование видов наказания в более рациональном порядке их сравнительной тяжести и ввести в Кодекс такое понятия как «помилование».
Авторы монографии отмечают, что в Кодексе не предусмотрена ответственность должностного лица за противоправные действия по отношения к гражданам, например, как необоснованное привлечение к ответственности. Несомненно, стоит отметить, что в практика привлечения к ответственности уполномоченных сотрудников за противоправные действия не часто выливаются в дисциплинарное взыскание. Предложение авторов ввести штрафы для уполномоченных лиц является своевременным и актуальным.
Авторы отмечают, что в Кодексе не прописаны основания и порядок реабилитации лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях. Предложение дополнить Кодекс нормами о реабилитации лица, незаконно привлеченного к административной ответственности, является своевременным и необходимым.
Нельзя не согласиться и с тем фактом, что необходимо более системные и упорядоченные указания на должное поведения потерпевшего. Авторы предлагают заменить его закреплением обязанностей потерпевшего. Казалось бы -очевидное решение, но почему то, оно еще не нашло отражения в тексте Кодекса.
Другое, очевидное и необходимое решение, введение примирительных процедур и посреднических инструментов в административный процесс. Внимание авторов привлек уни-
Проблемы экономики и юридической практики
4'2018
фицированный статус лица, в отношении которого идет делопроизводство о правонарушении. Практически полное отсутствие различий в предписании для юридических и физических лиц, на мой взгляд, является грубейшим пробелом законодательства в части административного права.
Решению вышеуказанных вопросов посвящена данная монография. Все это делает ее актуальной, интересной и яркой для читателя. На мой взгляд, предложения авторов по внесению изменений в кодекс являются своевременными и необходимыми для совершенствования законодательной базы в части административного права. Практическая значимость данного исследования заключается в предложениях по совершенствованию законодательства. Вместе с тем, обсуждая судопроизводство по делам об административных правонарушениях, авторы работы оставили без внимания предложения, высказанные ранее (в 2016 году) по изменениям судопроизводства. Они предусматривали создание отдельных апелляционных и кассационных судов. В настоящее время действует Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». В соответствии с этим должны быть внесены изменения в Кодекс, так как вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны пересматривать председатели кассационных судов общей юрисдикции (кассационного военного суда), их заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов. Это позволит более четко определить разграничить полномочия по рассмотрению жалоб, протестов на вступившие в законную силу акты между кассационными судами общей юрисдикции (кассационным военным судом) и Верховным Судом РФ.
Как подчеркнули авторы монографии, административное судопроизводство на стадии пересмотра дела опирается в большей степени на конституцию, в части соблюдения состязательности и равенства сторон. Это позволяет соблюдать правовой режим судопроизводства и не допускать решений противоречащих действующему законодательству. Однако, выбор термина «административное судопроизводство» не совсем корректен. В настоящее время действует Кодекс административного судопроизводства, который регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении дел.
Эти замечания нисколько не умаляют достоинства монографии. Выводы авторов работы научно обоснованы и являются продуктом глубоко анализа существующих проблем. Рецензируемая монография выполнена на высоком научно-практическом уровне, источники, приведенные в данном научно труде, являются современными, актуальными и отражают заявленную проблематику.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77,59%.
Список литературы:
1. Богдан В.В., Урда М.Н., Павлюк А.В. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63
2. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
3. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.
4. Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193.
5. Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177
6. Камолов С.Г., Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Институт административной ответственности Москва: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с.
7. Камолов С.Г., Подольский В.Э. Количественная оценка конфликто-генности в иерархической организации // Право и управление. XXI век. 2013. № 1 (26). С. 47-53
8. Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.
9. Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Гражданско-правовые аспекты оптимизации трансграничного наследования бизнеса // Проблемы экономики и юридической практики. 2017 № 6.
10. Kamolov S., Konstantinova A. Е-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance // Право и управление. XXI век. 2017. № 1 (42). С. 13-21.
11. Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of international programmes, 2017, - 1180 p.