Научная статья на тему 'Рецензия на монографию «Художественный мир поэзии и прозы удмуртского детского писателя Г. А. Ходырева» / Т. И. Зайцева, Ю. Н. Разина. Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2019. 218 с'

Рецензия на монографию «Художественный мир поэзии и прозы удмуртского детского писателя Г. А. Ходырева» / Т. И. Зайцева, Ю. Н. Разина. Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2019. 218 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию «Художественный мир поэзии и прозы удмуртского детского писателя Г. А. Ходырева» / Т. И. Зайцева, Ю. Н. Разина. Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2019. 218 с»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 14. № 1. 2020 Vestnik of the Mari State University. Vol. 14, no. 1. 2020

Рецензия

Reviews

Рецензия на монографию «Художественный мир поэзии и прозы удмуртского детского писателя Г. А. Ходырева» / Т.И. Зайцева, Ю.Н. Разина. Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2019. 218 с.

Review to the monograph "The art world of poetry and prose of the Udmurt children's book writer G. A. Khodyrev" / of T.I. Zaytsev, Yu.N. Razin. Izhevsk, Publishing center "Udmurt university", 2019, 218 p.

Монография «Художественный мир поэзии и прозы удмуртского детского писателя Г. А. Ходырева» является актуальным исследованием в области удмуртской детской литературы. Здесь проводится исследование творческой индивидуальности удмуртского писателя второй половины ХХ века Германа Алексеевича Ходырева, литературный путь которого и отражает основные тенденции развития национального художественного слова, адресованного детской аудитории.

В рецензируемой монографии художественный мир Г. А. Ходырева анализируется как целостная идейно-эстетическая система, в центре которой собирательный образ ребенка, воссоздаваемый автором в контексте социальной, общественной, политической, культурно-бытовой жизни народа. В центре исследования авторов находятся особенности изображения Г. А. Ходыревым окружающего мира и ребенка, идейно-эстетические искания автора, истоки его творчества и связи с русской классической детской литературой.

Монографическое исследование Т. И. Зайцевой и Ю. Н. Разиной является одним из первых работ по изучению творчества известного удмуртского детского писателя Г. А. Ходырева в аспекте категории «художественный мир», объединяющей различные формы ее проявления в прозаических и поэтических текстах писателя, в его литературно-критическом наследии. Авторы монографии при-

влекли к анализу обширный фактический материал, мало введенный в научный оборот, а также материал, который напечатан на страницах газет и журналов прошлых десятилетий, в частности в «шестидесятые» годы прошлого столетия.

Авторы монографии «Художественный мир поэзии и прозы удмуртского детского писателя Г. А. Ходырева» обращаются к проблеме, которая, к сожалению, все еще остается вне поля зрения удмуртских и финно-угорских литературоведов, -системно-целостному анализу творческой индивидуальности детского автора. В центре их исследовательского интереса - творчество большого удмуртского детского писателя Г. А. Ходырева, с именем которого связана история национальной литературы ХХ века. Изучение литературного наследия писателя в аспекте категории «художественный мир» позволяет раскрыть специфику многожанрового творчества писателя, охарактеризовать взаимосвязь основных составляющих его художественного мира с авторским мировоззрением.

Рецензируемая работа является востребованной в современной культуре народов всего Урало-По-волжья (не только удмуртской или финно-угорской), поскольку в обществе растет внимание к процессу воспитания ребенка в новых социокультурных условиях XXI века и непосредственно связанного с этим вопросами развития детской литературы, проблемой детского чтения.

© Мышкина А. Ф., 2020

Одной из значимых сторон данного издания является то, что авторы впервые изучили характерные особенности и внутреннюю структуру художественного мира поэтических и прозаических произведений Г. Ходырева, что позволило им представить творчество писателя в единстве и целостности. Впервые в удмуртскую литературоведческую науку вводится и ранее не известные факты биографии, а также недостаточно изученный литераурно-критический материал, публиковавшийся на страницах газет и журналов разных лет. Для данной работы характерна структурная продуманность, обоснованность отбора материала, наличие фактологической базы.

В первой главе монографии «Творческая индивидуальность Г. Ходырева. Рецепция творчества», состоящей из двух параграфов, последовательно рассматриваются вопросы, связанные с изучением процесса формирования творческой индивидуальности Г. А. Ходырева. Принимая во внимание предложенные в трудах ведущих ученых подходы к категории творческой индивидуальности писателя, авторы прослеживают становление писательской личности Г. Ходырева многосторонне. Главными для них становятся факторы формирования творческой индивидуальности, описанные в концепции Н. Лейдермана: биографический опыт, мироотношение художника, культурно-эстетический фонд писателя, своеобразие психического склада личности (эпический, лирический или драматический).

Заслуживает также внимания рассмотрение мировоззренческих и творческих ориентиров Г. А. Ходырева, реализующихся в художественной практике писателя. На конкретных жизненных и литературных фактах в монографии сделана успешная попытка осмысления характера диалога Г. Ходырева с предшественниками и современниками.

Важную роль в становлении Г. Ходырева как детского автора сыграли классики удмуртской литературы М. Петров и А. Клабуков, русские советские детские классики К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто и другие. В работе верно отмечены мотивные, тематические, образные переклички стихотворения Г. Ходырева «Как я рос» со стихотворением А. Барто «Я расту». Авторы монографии отмечают: «Удмуртского поэта привлекает умение русской поэзии делать сложные философские, эстетические, психологические, социальные идеи «взрослой» литературы достоянием детского

ума и чувства» (с. 25). Убедительно изложены наблюдения о том, что в формировании мировоззренческих основ писателя особо значимыми оказались крестьянская среда (детство), сиротство (отец «без вести» пропал на войне).

Процессу становления литературно-эстетической позиции Г. Ходырева придает большую конкретность второй параграф главы «Творчество Г. Ходырева в критике и литературоведении», посвященный рассмотрению проблемы рецепции его произведений на достаточно большом историческом периоде. Изучение рецепции произведений писателя оказалось продуктивным и в том плане, что позволило проследить связь творчества Г. Ходырева с литературной и общественной жизнью республики и страны, прояснить процесс самоидентификации удмуртской критики в целом. Особо ценным является то, что упорядоченный, систематизированный, проанализированный критический материал о Г. Ходыреве дает хорошие возможности выявить потенциал дальнейшего изучения творчества писателя.

В центре второй главы «Поэтический мир Г. Ходырева» - особенности поэтического мира Г. Ходырева. В первом параграфе «Фольклорные истоки творчества», посвященном изучению проблемы фольклоризма в поэзии Г. Ходырева, проведен анализ значительного количества ходыревских стихотворений разных лет с точки зрения устно-поэтических традиций и особенностей создания образа ребенка и образа детства в целом. Обращение к фольклору на всех этапах литературного пути - главная черта творчества Г. Ходырева, к такому выводу приходят авторы монографии. На примере обстоятельного анализа многих и многих стихотворных текстов, они наглядно показывают, как применяются Г. Ходыревым художественно-изобразительные средства устного народного творчества на разных уровнях произведения: смысловом, образном, структурно-композиционном, языковом.

Продуктивны попытки авторов проследить взаимосвязь фольклоризма поэта и его художественного метода, ценны наблюдения о том, что автор не просто воспроизводит фольклорные образы, приемы, тексты в своих произведениях, а подчиняет их художественным задачам, в особенности жанровым поискам. Особенно интересно в работе прослежено использование народных фразеологизмов в «смешных» стихах Г. Ходырева. Примечательно, что при их переводе на русский язык

Т. И. Зайцева и Ю. Н. Разина делают их близкими и понятными для русскоязычного читателя: «чагы пуйы» (букв. «жалоба-мешок», «ябеда-мешок»), «чурыт куртчем» (букв. «жестко зажавший зубы», но «жадина-говядина»); «ыжлюгы» (букв. «череда», но «колючка-приставучка») и другие.

Под углом зрения осмысления поэтом фольклорных традиций в работе рассмотрено обращение Г. Ходырева к таким жанрам фольклора, как загадка, пословица, дразнилка, считалка, скороговорка, легенда, предание и других. Анализ конкретных текстов приводит авторов к утверждению, что Г. Ходырев привнес в удмуртскую детскую литературу элементы абсурда. При этом они справедливо замечают, что «его "путаная" поэзия больше связана с жанром небылицы, который универсален для многих национальных культур» (С. 87). Примечателен анализ ходыревских поэтических сказок «И мы на Луну!», «Глупая Лопата», «Щелчок и Верзила». Авторов монографии привлекают игровой принцип организации художественного мира сказок Г. Ходырева. Они отмечают, что жанр удмуртской авторской сказки в творчестве Г. Ходырева обновляется благодаря включению примет и реалий современности. Изучая народные истоки детского творчества Г. Ходырева, делают выводы о том, что фольклорная доминанта во многом предопределяет собой систему изобразительно-выразительных средств писателя, структуру его художественного мира, несет в себе жизнеутверждающий пафос.

Во втором параграфе в сферу анализа вовлечена лирика о природе Г. Ходырева. Не вызывает возражений позиция авторов, считающих, что оригинальность природной лирики Г. Ходырева во многом обусловлена его изначальными связями с крестьянским миром. «В воссозданных Г. Ходыревым картинах природы основным мотивом является передача чувства живой связи ребенка с малой родиной, его первозданного единства с природой и родной землей» (с. 102). И еще: «Основа проблематики ходыревской лирики природы - труд, добродеяние, согласие с природой» (с. 102). Художественное мышление Г. Ходырева во многом развивается в русле традиционных народных представлений, ощущавших природу как живое целое. За видимыми явлениями природы герой-ребенок ходыревских произведений чувствует глубокий скрытый смысл, обостренным чувством он фиксирует звуки, голоса, настроения, краски окружающего мира.

Для ряда стихотворений Г. Ходырева о природе, по мнению авторов монографии, характерно включение в сферу поэтических переживаний автора размышлений ребенка. Мир ходыревской природы подобен живому организму, поскольку преломляется сознанием воспринимающего ребенка. Интересно проанализированы стихи, воссоздающие образы природных стихий - земли, воды, огня, воздуха. Безусловно, в стихах о природе главным оказывается образ матери-земли, обладающий обобщающим смыслом. С точки зрения Т. И. Зайцевой и Ю.Н. Разиной, стихам Г. Ходырева о природе свойственны смысловая емкость, обобщенный лирический сюжет, стремление изобразить универсальные закономерности бытия. Особо удается поэту применение приема психологического параллелизма при описании жизни природы и жизни ребенка. В данном параграфе серьезному анализу подверглись стихотворения «Осеннее утро», «Я иду в школу», «Гость», «Вдоль по белой Каме-реке...» и другие.

В третьем параграфе второй главы монографии характеризуется гражданская лирика Г. Ходырева. Наиболее ценной представляется мысль авторов о том, что конкретное изучение стихотворений Г. Ходырева доказывает несправедливость обвинений критиков прошлых лет в привязанности поэта к деревенскому «азбару» («подворью»), то есть в мелкотемье. Сильной стороной исследования гражданской лирики можно считать большое количество проанализированных текстов, умение выделить главные структурирующие мотивы -память, вдовство, сиротство, детский труд.

Изображения непосредственно картин войны в стихотворениях Г. Ходырева нет, в центре внимания поэта - «тыловая» война, зачастую увиденная глазами ребенка. К примеру, такое звучание тема войны получает в стихотворении «Не угасай, звезда!». Поэтичность стихотворных строк, посвященных описанию чувств повзрослевших детей, все еще ожидающих возвращения отцов с фронта, создается образными лексическими средствами. Заслуживает внимания точность процитированных в работе ходыревских строк, которые отличаются логическим богатством.

Особенно важны интересные наблюдения и выводы авторов монографии о внутрилитературных сязях и перекличках гражданских стихов Г. Ходырева со стихотворениями русских детских поэтов, в частности, А. Гайдара. В этой же тематической группе проанализированы стихотворения

о деревенском детстве, о «малой» родине. Общим или объединяющим для этой группы стихотворений является мотив памяти, который напрямую связан с проблемой ответственности за судьбу страны, народа.

Для исследования стихов гражданской тематики важным становится анализ их сюжетной и пространственно-временной организации. Гражданская лирика Г. Ходырева включена, по мысли Т. И. Зайцевой и Ю. Н. Разиной, в серьезные размышления поэта о преемственности поколений, связи времен. Поэту важно донести до читателя-ребенка истину, что будущее есть у народа, не забывающего заветы отцов, дедов.

В третьей главе монографии «Г. Ходырев -прозаик и литературный критик», состоящей из двух параграфов, проанализированы прозаические произведения Г. Ходырева и его литературно-критические статьи. Положительной стороной главы является то, что авторы хорошо чувствуют жанровую природу прозаических текстов Г. Ходырева, что выражается, в частности, в стремлении осмыслить особенности авторского жанрового мышления. Т. И. Зайцева и Ю. Н. Разина описали жанровые приоритеты Г. Ходырева, особенности модификации художественно-документальных жанров в его творчестве.

Новаторскими в удмуртской детской литературе явились ходыревские произведения, написанные в жанре документально-биографической повести, автобиографической повести, литературного портрета. Убедительны наблюдения относительно поэтики рассказов-воспоминаний, вошедших в книгу «Куда плывут облака?». Так, авторы монографии отмечают, что некоторые рассказы можно назвать автобиографическими, поскольку писатель как будто зафиксировал услышанные в детстве от взрослых людей истории. В изображении событий и образов детей автор использует прием стилизации фактического материала. В частности, по воспоминаниям отца или деда написан рассказ «Шапка с красной звездочкой», который становится предметом подробного анализа.

Т. И. Зайцева и Ю. Н. Разина справедливо замечают, что прозаические произведения Г. Ходырева трудно поддаются жанровым определениям. Не без основания произведения из книги «Добрый совет всегда дорог» они относят к такой жанровой разновидности мемуаристики, как литературный портрет. Авторы не просто конста-

тирует, но и показывают, как реализуются в ходыревском литературном портрете те или иные жанровые формы. «Каждый из текстов воссоздает живой портрет удмуртского писателя, раскрываемый автором посредством описания личных встреч, первого знакомства с произведениями героя «портрета», совместной с ним работы и т. д.» (с. 158). И далее: «Воспоминания базируются на движении мысли автора. Авторская мысль свободно движется в различных временных пластах, особенно - в "пространствах" прошлой жизни. Такая «непоследовательность» воспоминаний в конечном счете крепится цельностью авторского изображения, т. е. личности воссоздаваемого героя... Сцены и эпизоды, воспроизведенные Г. Ходыревым из жизни писателей, становятся для читателя хорошим уроком, формируют в нем патриотические чувства, развивают любовь к истории родной культуры» (с. 159). В работе подробно проанализированы также повести «Орёл: Повесть о Петре Бабкине» и «Солдат Спиридон Стрелков», посвященные героям-удмуртам Великой Отечественной войны. Введение документа в текст произведения привело к созданию в удмуртской детской литературе нового типа текста -смешанного или художественно-документального.

В эволюции удмуртской детской литературы, как верно отмечают авторы монографии, важное место занимает литературно-критическая деятельность Г. Ходырева. Интересно их утверждение о том, что критика Г. Ходырева писательская. Они отмечают ее эмоциональность, интуитивность, образность. Для некоторых ходыревских статей характерен автокомментарий. В ходыревских оценках произведений удмуртских детских писателей есть объективные открытия, даже прорицания.

Оправдались прогнозы Г. Ходырева относительно начинающего автора А. Уварова, басни которого впоследствии стали хрестоматийными для детского чтения. Ценно то, что литературно-критические взгляды Г. Ходырева соотносятся с высказываниями и воззрениями писателей-современников и делается выход к актуальным проблемам времени. Статьи Г. Ходырева так или иначе являются выражением общих тенденций развития в удмуртской критике эстетических, художественных установок. Деятельность Ходырева-критика связана с общественным сознанием эпохи, которое формировало стиль его мышления, эстетические взгляды. В этом плане заслуживает

одобрения стремление Т.И. Зайцевой и Ю. Н. Разиной выявить место Ходырева-критика в национальном историко-литературном процессе, охарактеризовать его отличительные черты.

Таким образом, можно смело утверждать, монография Т. И. Зайцевой и Ю. Н. Разиной «Художественный мир поэзии и прозы удмуртского детского писателя Г. А. Ходырева» имеет академическую ценность как для удмуртского и финно-угорского литературоведения, так и для филологической науки Урало-Поволжского региона. Наблюдения и обобщения авторов работы позволяют на материале национальной литературы углубить и расширить представления о природе художественного мира как формально-содержа-

тельной категории. Изучение поэтики детских произведений Г. Ходырева в свете категории художественного мира позволяет осмыслить концепцию творчества детского автора.

Данное исследование восполняет существенные пробелы в исследовании истории и теории удмуртской детской литературы. Монография будет востребована при написании современного университетского учебника по курсу истории удмуртской детской литературы ХХ века и новой академической истории удмуртской литературы в целом, а также послужит опорой для дальнейших исследований в области сравнительного литературоведения, его материалы могут быть полезны при прогнозировании культурной политики.

Мышкина Альбина Федоровна

доктор филологических наук, доцент, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия, [email protected]

Albina F. Myshkina

Dr. Sci. (Philology), Associate Professor, Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.