Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Г. Г. БАГАУТДИНОВОЙ «ПОЭТИКА НЕРОМАННОЙ ПРОЗЫ И. А. ГОНЧАРОВА». ЙОШКАР-ОЛА : МАРИЙСКИЙ ГОС. УН-Т, 2024. 296 С. ISBN 978-5-907622-93-7'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Г. Г. БАГАУТДИНОВОЙ «ПОЭТИКА НЕРОМАННОЙ ПРОЗЫ И. А. ГОНЧАРОВА». ЙОШКАР-ОЛА : МАРИЙСКИЙ ГОС. УН-Т, 2024. 296 С. ISBN 978-5-907622-93-7 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Г. Г. БАГАУТДИНОВОЙ «ПОЭТИКА НЕРОМАННОЙ ПРОЗЫ И. А. ГОНЧАРОВА». ЙОШКАР-ОЛА : МАРИЙСКИЙ ГОС. УН-Т, 2024. 296 С. ISBN 978-5-907622-93-7»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 18. № 3. 2024 Vestnik of the Mari State University. Vol. 18, no. 3. 2024

Рецензия Reviews

Рецензия на монографию Г. Г. Багаутдиновой «Поэтика нероманной прозы И. А. Гончарова». Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2024. 296 с. ISBN 978-5-907622-93-7

Review of the monograph by G. G. Bagautdinova "Poetics of non-novel prose by I. A. Goncharov". Yoshkar-Ola, Mari State University Publishing House, 2024, 296 p.

ISBN 978-5-907622-93-7

Проза И. А. Гончарова на рубеже ХХ-Х1Х вв. вызвала всплеск научных работ, что объясняется ее многолетним существованием на периферии исследовательских интересов. Новизна монографии Г. Г. Багаутдиновой определяется, прежде всего, предметом исследования - нероманной прозой И. А. Гончарова, создаваемой на протяжении всего творческого пути писателя: в отличие от романов и «Фрегата "Паллады"» «малая» и «средняя» проза писателя все еще изучены недостаточно.

Первая часть монографии, в которой автор обращается к типологии заглавий и роли эпиграфов, представляет значительный интерес, поскольку этот аспект не был предметом детального научного осмысления. В работе представлен системный анализ заглавий, их классификация. Возможно, не все заглавия укладываются в предложенную стройную схему, но вполне убедителен вывод: исследование заглавий одиннадцати произведений писателя позволило выявить особенности персонажной системы, хронотопа, проследить взаимодействие с традициями древнерусской, православной литературы; уточнить или выявить новые семантические значения заглавий. Аналогичная работа была проделана и с эпиграфами. Автор справедливо считает, что проанализированные эпиграфы «позволяют в метафорической форме раскрыть содержание очерков И. А. Гончарова, как правило, нацеливают читателя на неожиданные повороты сюже-

та; подчеркивают комизм основного содержания» (с. 82).

Одной из первых Г. Г. Багаутдинова обратилась к исследованию кумулятивности нероманной прозы Гончарова как структурообразующему типу повтора (например, в «Ухе», «Мае месяце в Петербурге»), рассматривются различные виды кумуляции. Затрагивается во второй главе и малоисследованная проблема фолькло-ризма в творчестве писателя: акцентируется внимание на фольклорной структурной основе кумуляции, на фольклорной стилизации, также связанной с кумулятивностью. Конечно, хотелось бы, чтобы проблеме фольклоризма в нероманной прозе Гончарова было уделено больше внимания.

К принципам «орнаментальности» в произведениях писателя отнесены лейтмотивы, лексические повторы, фигуры речи и т.п. В этой главе предложен тщательный анализ художественных приемов и средств, различных видов симметрии, что обуславливает глубину прочтения произведений писателя. Подобная работа на материале произведений Гончарова проделала впервые. К таким же малоизученным аспектам относится и ритмическая организация нероманной прозы писателя, которой посвящена четвертая глава монографии. Интересны наблюдения о соотношении понятий «симметрия» и «ритм» применительно к текстам Гончарова. В этом разделе работы Г. Г. Багаутдинова приходит к выводу

© Васильева С. А., 2024

VESTNIK OF THE MARI STATE UNIVERSITY, Vol. 18, no. 3, 2024

433

об уникальном свойстве поэтики писателя - созданию полиритмической прозы за счет использования разных видов ритмически организованной прозы: «ритмическая проза», «ритм художественной прозы», «орнаментальная проза», кумулятивная проза (с. 246). Однако вызывают сомнения некоторые примеры звуковых повторов. Так, автор полагает, что в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» и «Слугах старого века» ритмизацию усиливают повторы десяти звуков (с. 187), что составляет чуть меньше четвертой части всех звуков русского языка; ниже в качестве постоянных ритмообра-зующих средств в прозе Гончарова перечислены четырнадцать звуков (с. 233). Слишком большое количество повторяющихся звуков вряд ли воспринимается при чтении или на слух как повтор, тем более что присутствуют здесь и согласные, и гласные, образуя звуковое разнообразие.

В пятой главе намечаются перспективные направления дальнейшей разработки круга проблем, заявленных в монографии, на материале романов Гончарова. Вполне убедителен вывод о том, что узнаваемые структуры (кумулятивные повторы; интертекстуальность, изображенные типы, полиритмичность, полистилистика и пр.) дают «неожиданную трактовку художественных образов, жанров», вырабатывают «новые принципы текстопорождения» (с. 290).

Необходимо отметить безусловно новаторский подход Г. Г. Багаутдиновой к нероманной прозе И. А. Гончарова. Несомненна научная новизна монографии: исследователь обращается к неизученным аспектам поэтики писателя - доминирующим компонентам художественной структуры, представленной рамочным текстом (заглавия, эпиграфика); кумулятивной прозой; «орнаментальной прозой»; ритмической организацией произведений. Причем Г. Г. Багаутдинова рассматривает эти вопросы и в контексте больших эпических форм И. А. Гончарова. Подобный подход позволил не только выявить специфику поэтики нероманной прозы писателя, но и обнаружить закономерности, присущие творчеству писателя в целом, а также пересмотреть некоторые вопросы, уже поднимавшиеся в гончарововедении (стилизация, пародия, жанровая система, комизм).

К безусловным достоинствам работы необходимо отнести ее междисциплинарный характер, который углубляет прочтение произведений Гончарова. Лингвистические аспекты монографии придают ему глубину.

Исследование Г. Г. Багаутдиновой предназначено, в первую очередь, для специалистов в области теории и истории отечественной литературы, но будет полезно и широкому читателю, интересующемуся творчеством И. А. Гончарова и историко-литературным процессом.

Васильева Светлана Анатольевна

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры истории и теории литературы, Тверской государственный университет, г. Тверь, Российская Федерация, Vasileva.SA@tversu.ru

Svetlana A. Vasileva

Dr. Sci. (Philology), Associate Professor, Professor of the Department of History and Theory of Literature,

Tver State University, Tver, Russian Federation, Vasileva.SA@tversu.ru

Reviews

A. V. Vasileva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.