Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ТИПА "ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК" В "ПИСЬМАХ СТОЛИЧНОГО ДРУГА К ПРОВИНЦИАЛЬНОМУ ЖЕНИХУ" И. А. ГОНЧАРОВА'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ТИПА "ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК" В "ПИСЬМАХ СТОЛИЧНОГО ДРУГА К ПРОВИНЦИАЛЬНОМУ ЖЕНИХУ" И. А. ГОНЧАРОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЁМ / СОПОСТАВЛЕНИЕ / "РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА" / РИТМИЧЕСКАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ / РИТМИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ / НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Багаутдинова Г.Г.

Цель исследования - выявить основные художественные принципы изображения типа «порядочный человек» в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены доминантные художественные средства, создающие тип «порядочный человек». В результате доказано, что писатель, используя в основном приёмы «ритмической прозы», усложняет ритмический рисунок при помощи стилистических фигур речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Багаутдинова Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC PRINCIPLES OF THE IMAGE OF THE "DECENT MAN" TYPE IN THE "LETTERS OF A METROPOLITAN FRIEND TO A PROVINCIAL GROOM" BY I. A. GONCHAROV

The purpose of the study is to identify the main artistic principles of the image of the «decent man» type in the «Letters of a metropolitan friend to a provincial groom» by I. A. Goncharov. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time dominant artistic means that create the type of «decent person» have been identified. As a result, it is proved that the writer, using mainly the techniques of «rhythmic prose», complicates the rhythmic drawing with the help of stylistic figures of speech.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ТИПА "ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК" В "ПИСЬМАХ СТОЛИЧНОГО ДРУГА К ПРОВИНЦИАЛЬНОМУ ЖЕНИХУ" И. А. ГОНЧАРОВА»

УДК 821.161. 1 БАГАУТДИНОВА Г.Г.

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка, литературы и журналистики, Марийский государственный университет E-mail: gbagautdinova@yandex.ru

UDC 821.161. 1

BAGAUTDINOVA G.G.

Candidate of Philological Sciences, Associate, Professor, Department of Russian Language, Literature and Journalism, Mari State University, Yoshkar-Ola E-mail: gbagautdinova@yandex.ru

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ТИПА «ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК» В «ПИСЬМАХ СТОЛИЧНОГО ДРУГА К ПРОВИНЦИАЛЬНОМУ ЖЕНИХУ» И. А. ГОНЧАРОВА

ARTISTIC PRINCIPLES OF THE IMAGE OF THE «DECENT MAN» TYPE IN THE «LETTERS OF A METROPOLITAN FRIEND TO A PROVINCIAL GROOM» BY I. A. GONCHAROV

Цель исследования - выявить основные художественные принципы изображения типа «порядочный человек» в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены доминантные художественные средства, создающие тип «порядочный человек». В результате доказано, что писатель, используя в основном приёмы «ритмической прозы», усложняет ритмический рисунок при помощи стилистических фигур речи.

Ключевые слова: художественный приём, сопоставление, «ритмическая проза», ритмическая вариативность, ритмическое многообразие, несобственно-прямая речь.

The purpose of the study is to identify the main artistic principles of the image of the «decent man» type in the «Letters of a metropolitan friend to a provincial groom» by I. A. Goncharov. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time dominant artistic means that create the type of «decent person» have been identified. As a result, it is proved that the writer, using mainly the techniques of «rhythmic prose», complicates the rhythmic drawing with the help of stylistic figures of speech.

Keywords: artistic technique, juxtaposition, «rhythmic prose», rhythmic variability, rhythmic diversity, improper-direct speech.

«Письма столичного друга к провинциальному жениху» (1847) - произведение, которое относится к нероманной малоизученной прозе И.А. Гончарова. Актуальность статьи обусловлена необходимостью целостного подхода в изучении творчества писателя. Научная новизна статьи определяется неизученностью типологии персонажей в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху». Цель статьи заключается в выявлении основных художественных принципов, выявляющихся в изображении типа «порядочного человека» в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова.

Наряду с типами «франт», «лев» [1], «человек хорошего тона» [2], в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» И.А. Гончарова изображается и «порядочный человек». Основным описывающим субъектом является некто Чельский, который воспроизводит характерные черты, присущие тому или иному человеческому типу, в первом письме из трех, адресованных, по его словам, другу Василию Васильичу.

Первоначально существование типа порядочного человека отвергается Чельским: «Сказать ли правду: ведь совершенно порядочного человека, в обширном, полном смысле, никогда не было, да и вряд ли будет, как никогда не было совершенного мудреца, совершенно добродетельного человека», затем следует определение

порядочного человека: «это герой современного общества, но герой больше идеальный, возможный не вполне» [4, т. I, с. 477].

Чельский описывает признаки порядочного человека на основе проявлений этого типа в ежедневном, «будничном быту»: «порядочный человек есть тесное, гармоническое сочетание наружного и внутреннего, нравственного уменья жить», при этом «первую роль в нем играет ... нравственная, внутренняя сторона этого уменья» [4, т. I, с. 477].

Первое письмо Чельского, написанное Василию Васильичу, строится по принципу градации. Этот художественный прием так или иначе обозначен автором всего произведения в рамочном тексте: под заголовком произведения, следует еще один заголовок - «Письмо первое», под которым представлен перечень художественных типов, которые и будут описаны персонажем Чельским, являющегося одновременно автором этих писем, в следующей последовательности: «Франт. -Лев. - Человек хорошего тона. - Порядочный человек».

Поскольку тип порядочного человека описывается Чельским в письме последним из всех изображенных художественных типов, то одним из основных художественных принципов, выступает сопоставление. Особенности типа порядочного человека воспроизводятся Чельским при помощи сравнения его с типом «челове-

© Багаутдинова Г.Г © Bagautdinova G.G.

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

ка хорошего тона»: «Человек хорошего тона усвоивает себе изящные манеры и благородный тон как необходимое воспитание, как средства принадлежать к хорошему обществу; хороший тон и изящные манеры у порядочного человека проистекают не машинально из одного воспитания только из привычки и из обычая, а вместе из внутренней, душевной потребности» [4, т. I, с. 477].

Кроме того, одним из основных художественных средств, выявляющих признаки типа «порядочный человек», является ритм. В этом предложении прослеживается несколько основных ритмообразущих приемов:

1. Используется принцип антитетического параллелизма: термин, названный по аналогии с синтаксическим параллелизмом, означающий то, что соотносятся друг с другом аналогичные синтаксические конструкции с противоположной семантикой. Этот прием был использован автором «Писем...» и при описании типа «человек хорошего тона» [2].

2. Вариация сочетаний со словом «хороший» образует также риторическую фигуру просоподосис (кольцо): одинаковый повтор слов в начале и в конце предложения («.человек хорошего тона (...) к хорошему обществу») и анадиплосис (стык): словесный повтор заключительной части речевого отрезка в начале следующего: «.к хорошему обществу; хороший тон.».

3. Ритм создается троекратным повторением грамматической конструкции, состоящей из анафорического зачина отрицательной частицы не + однородные сказуемые-глаголы грубит (делает, оскорбляет) + дополнения никому (отрицательное местоимение), имена существительные сцен, взглядами. Например: «Порядочный человек не грубит никому, не делает сцен, не оскорбляет наглыми, презрительными взглядами не потому только, что это резко и угловато, а потому, что неразумно и несправедливо» [4, т. I, с.477].

Ритмичность конструкции усиливается троекратным повторением частицы не; однородными определениями наглыми, презрительными; лексическими повторами слова человек и звуковыми повторами. В тридцати семи словах, из которых состоит рассматриваемый фрагмент, наиболее частотными являются звуки [о] - 20 раз, [н] - 15 раз, [т] - 11 раз, [л] - 9, [п], [р], [а] - 8 раз.

4. Синтаксический параллелизм, образованный простыми предложениями: «Порядочный человек есть тесное, гармоническое сочетание наружного и внутреннего, нравственного уменья жить. // Порядочный человек не грубит никому, не делает сцен. // Поэтому порядочный человек есть непременно вместе и человек хорошего тона» [4, т. I, с. 477]. Ритм образуется анафорическими повторами словосочетаний «порядочный человек», а также усиливается повторами сочетаний звуков [по]. Первое и третье предложения в этом фрагменте построены по следующей конструкции: анафора-зачин порядочный человек + составное именное сказуемое. Второе предложение вносит разнообразие в ритмический рисунок конструкции, поскольку построено по иной схеме: анафора-зачин порядочный человек + отрицательная частица не+однородные глаголы-сказуемые грубит / делает.

5. Соизмеримость создает и повторение вопросительных предложений, построенных в форме риторических вопросов: «Куда завлекла меня дружба к тебе и любовь к человечеству? // К чему подвигнуло рвение распространять законы хорошего вкуса на земле? // Как после этого вступления, этого общего взгляда на уменье жить, перейти вдруг к азбуке этой науки? // как вдруг заговорить, по поводу твоих комиссий, о экипажах, белье, жилетах, сапогах.» [4, т. I, с. 480].

Структурно предложения построены одинаково: наречие (предлог) + глагол (сказуемое) + местоимение, существительное (дополнение). Ритм усиливается анафорическими повторами, образованными звуком [к]: куда, к, как. Ритмическая вариативность создается тем, что звук [к] употребляется в различных словах и разных частях речи: наречия, предлог.

Весьма частотным ритмообразующим приёмом в прозе И.А. Гончарова является повторение однородных членов предложения, в данном случае речь идёт о дополнениях (экипажах, белье, жилетах, сапогах).

Кроме того, согласно принципам «ритмической прозы» синтаксический параллелизм сопровождается лексическими повторами (этого); звуковыми повторами, например, аллитерациями: 13 раз используется [в], 10 раз - [л], 8 раз - [н], а также ассонансами: 25 раз употребляется звук [а], 24 раза - звук [е], 25 раз - звук [о], 14 раз повторяется звук [у].

6. В создании типа «порядочного человека» используется ритмообразуюший принцип: риторический вопрос - ответ. Например: «''Стало быть, - спросишь ты, - порядочный человек честен, справедлив - благороден, не обыграет наверное, не заведет предосудительной тяжбы? так этого и просто хороший человек не сделает''. / Да, но порядочный человек, сверх этого, не нагрубит никому точно так же как и человек хорошего тона, ни нагло ни на кого не посмотрит, не сделает ничего резкого, неуклюжего, звериного. (...) // ''Так это совершенный человек, - скажешь ты, - тип человека в благородном его смысле''. / -''Да! - отвечаю со вздохом, - почти так: я знал, что рисую тебе идеал; что делать! приходится повторить старую фразу дурного тона: ''Нет ничего совершенного на земле!''» [4, т. I, с. 478]. Вопросительные конструкции передаются при помощи несобственно-прямой речи: Чельский передаёт слова Василия Васильича. Таким образом, перед нами предстаёт так или иначе мнимый диалог: доминирует точка зрения Чельского.

Таким образом, основным художественным приёмом в создании типа «порядочного человека» является ритм. Доминирующим ритмообразующим фактором является синтаксический параллелизм, образованный разными типами предложений. Автор довольно-таки часто использует риторические вопросы, несобственно-прямую речь. Ритм весьма вариативен, используются разные ритмообразующие средства, присущие как «ритмической прозе» (звуковые, грамматические повторы), так и «орнаментальной прозе» (симплока, семантические повторы, подтекст).

Библиографический список

1. Багаутдинова Г. Г. Прозаическая строфа как ритмообразующее средство в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2019. Т. 12. Вып. 5. С. 12 - 15.

2. Багаутдинова Г.Г. Ритмообразующие средства создания художественного типа «человек хорошего тона» в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» (письмо первое) // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. N 4. С. 461- 465.

3. ГиршманМ.М. Ритм художественной прозы. М.: Советский писатель, 1982. 367 с.

4. Гончаров И.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. СПб.: Наука, 1997.

5. Жирмунский В.М. Теория стиха. М.: Советский писатель, 1975. 664 с.

6. Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритм прозы от Карамзина до Чехова. М.: Флинта, 2019. 336 с.

7. Пырков И.В. Гнездо над обрывом. Ритм, пространство и время в русской усадебной литературе XIX века (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. П. Чехов). Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2017. 392 с.

8. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. 299 с.

References

1. Bagautdinova G.G. Prosaic strophe as a rhythm-formative means in I. A. Goncharov's essay "Letters from the metropolitan friend to the provincial bachelor // Philology. Theory and Practice. 2019, vol. 12, issue 5, pp. 12-15.

2. Bagautdinova G.G. Rhythm-forming means of creating an artistic type 'a man of good taste' in the "Letters of a metropolitan friend to a provincial groom" by I. A. Goncharov (the first letter) // Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 4, pp. 453-457.

3. GirshmanM.M. The rhythm of prose. M.: Soviet writer, 1982. 366 p.

4. Goncharov I. A. Complete works and letters: v 20 t. SPb., 1997, t. I, 830 p.

5. Zhirmunskiy V.M. The theory of verse. M.: Sovietskiy pisatel, 1975. 664 p.

6. Ivanova-Lukyanova G.N. The rhythm of prose from Karamzin to Chekhov. Moscow, 2017, 336 p.

7. PyrkovI.V. Nest on a cliff. Rhythm, space and time in Russian manor literature of the XIX century (I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, A. P. Chekhov). Ed. by V.V. Prozorov, Saratov, Saratov State Law Academy Publ., 2017, 392 p.

8. Rhythm, space and time in literature and art. Leningrad. 1974. Pp. 173 - 186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.