Научная статья на тему 'Рецензия на монографию А. Е. Завьяловой "художественный мир Константина Сомова"'

Рецензия на монографию А. Е. Завьяловой "художественный мир Константина Сомова" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
260
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию А. Е. Завьяловой "художественный мир Константина Сомова"»

ка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро».

Юбилейный концерт открылся премьерой одноактного балета «Времена года», музыка А. Глазунова, которую осуществил молодой, талантливый креативный хореограф Константин Кейхель, исполнители - Екатерина Чебыкина и Роман Беляев. В программу концерта вошли II действие балета «Сон в летнюю ночь», музыка Ф. Мендельсона, хореография Дж. Баланчина, и III действие балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, реконструкция спектакля 1890 года, Принцесса Аврора - Алина Сомова, Принц Дезире - Ксандер Париш, за дирижерским пультом - Валерий Гергиев.

Музей «Смольный»

15(28) января 2018 года исполнилось 100 лет подписанию в Смольном «Декрета о Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА)». Этому событию была посвящена выставка агитационного плаката «Красная Армия всех сильней» в Государственном музее «Смольный», где размещена их коллекция - более 2000 единиц хранения.

100 лет назад в Смольном начался славный путь Рабоче-Крестьянской Красной Армии (с февраля 1918 по февраль 1946 года), затем Советской Армии (февраль 19461992 год) и, наконец, Вооруженных Сил Российской Федерации (с 7 мая 1992 года).

Первые агитационные плакаты должны быть понятны всем: «Глянешь - и мыслию объят, это и есть плакат». На них изображались красноармейцы, рабочие, крестьяне, появлялись новые символы: знамя, молот, винтовка, звезда, условное изображение города с обязательным дымом из труб. Уникальные плакаты 1918-1921 годов агитировали вступать в ряды Красной Армии, бороться с дезертирством, отражали события Гражданской войны. Поздние плакаты посвящены новым видам войск, воздушному флоту, артиллерии и, главное, Великой Отечественной войне.

Помимо плакатов известных художников - Д. Моора, Апсита (Скиф), на выставке можно увидеть произведения малоизвестных или совсем неизвестных авторов. Рядом с агитационным плакатом на выставке представлена серия агитационного фарфора, созданная к 5-летию Красной Армии.

С.С. Акимов

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А.Е. ЗАВЬЯЛОВОЙ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР КОНСТАНТИНА СОМОВА»*

© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, преподаватель, МБУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород, ss.akimov@mail.ru

со

ч

tu

Ci

О

3 О

Творчество К.А. Сомова стало объектом пристального внимания критиков еще при его жизни. К настоящему времени жизненный и творческий путь художника не только хорошо известен в плане фактов, но и получил концептуальное осмысление в контексте основных процессов развития отечественной культуры Серебряного века. Недавно литература о Сомове обогатилась исследованием, обладающим принципиальной содержательной и методологической новизной: в монографии А.Е. Завьяловой всестороннее аналитическое освещение получила тема восприятия мастером художественного наследия прошлого, влияния на его творчество классического западноевропейского искусства - античности, французской, фламандской и голландской школ.

Анна Евгеньевна Завьялова давно и плодотворно занимается искусством рубежа Х1Х-ХХ столетий, в 2012 г. увидела свет ее монография, посвященная читательским пристрастиям А.Н. Бенуа и К.А. Сомова и отражению в их творчестве сюжетов, образов, мотивов европейской и русской литературы**, а в 2014 г. - книга «Мир искусства. Японизм».

Осуществленный А.Е. Завьяловой комплексный, скрупулезный анализ тех импульсов, которые впитали и трансформировали живопись и графика Сомова от 1890-х гг. до произведений последних лет, дает богатейший материал к пониманию и оценке ретро-спективизма как особого творческого метода, о котором уже современники говорили как о фундаментальной черте художественно-

* Завьялова А.Е. Художественный мир Константина Сомова. - М.: БуксМАрт, НИИ теории и истории изобразительных искусств, 2017. - 208 с., ил.

** Завьялова А.Е. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. - М.: Театралис, 2012. - 207 с., ил.

го мировоззрения мирискусников. Сделаем необходимую оговорку: рецензент смотрит на разбираемый им труд глазами специалиста, занимающегося «старыми мастерами», и весьма далек от проблематики, стоящей перед исследователями русского искусства рубежа столетий.

Понятие «художественный мир», кажущееся в силу своей размытости скорее красивым выражением, нежели научным термином, А.Е. Завьялова наполнила конкретным, четко очерченным смыслом (правда, не сформулировав специально определения для него), обозначая им всю совокупность разнородных культурно-художественных интересов и увлечений мастера, воздействий, испытанных его искусством, специфику прочтения и переработки этих влияний.

В первой главе монографии, посвященной годам детства и молодости художника, детально, шаг за шагом прослеживается формирование его обширного кругозора в области искусства и литературы, становление эстетического мировоззрения и творческой индивидуальности. Анализируя созданные в 1890-х гг. пейзажные композиции, посвященные усадебной теме, и портреты (в частности Е.М. Мартыновой и А.П. Остроумовой-Лебедевой), исследовательница убедительно показывает, что у Сомова уже с первых шагов в искусстве определяющую роль в создании образа играло не непосредственное восприятие натуры и точное следование ее особенностям (хотя он и не пренебрегал работой над этюдами), а фантазийное преобразование, корректировка действительности, уведенной через призму мечты, ностальгии и литературных впечатлений. Начало его самостоятельного творчества отмечено многообразием тематики, источников замысла и изобразительно-выразительных форм, возникших на пересечении изучения натуры и старинного и современного искусства. Широта интересов не привела Сомова к художественной всеядности и безликости: так, если увлечение Энгром оказало существенное влияние на графические и живописные портреты 1900-1910-х гг., то знакомство с импрессионизмом или пробы своих сил в декоративной стилистике интернационального модерна остались в его биографии краткими эпизодами.

Наибольший объем по понятным причинам занимает в книге вторая глава, где рассматривается рецепция Сомовым французской культуры XVIII столетия. Автор справедливо подчеркивает большую роль литературных и музыкальных впечатлений в формировании устойчивого интереса художника к эпохе рококо. Свою роль сыгра-

ла и атмосфера увлечения XVIII столетием во Франции середины - второй половины XIX в.

А.Е. Завьялова прослеживает освоение Сомовым тематики и стилистики эпохи рококо, начиная с известных только по воспроизведениям акварелей 1900-1901 гг. «Морское царство» и «После мигрени» и до созданных в 1926 г. по заказу парижского издательства «Trianon» иллюстраций к «Манон Леско», и показывает, что наряду с произведениями французского искусства на него оказали воздействие рокайльный немецкий фарфор, а в плане графических приемов - работы Д. Хо-довецкого.

Связи Сомова с традициями голландской школы XVII в. посвящена 3-я глава монографии. Общий вывод, какой можно сделать по ее прочтении: обращение художника к наследию Голландии и Фландрии было не столь последовательным и целостным, как к французскому XVIII столетию (не случайно галантный жанр в духе рококо стал как бы художественной специализацией мастера, его визитной карточкой в глазах публики), но весьма многоплановым. Иногда эти интересы соединялись, как произошло в картине «Зима. Каток» (1915, ГРМ), где традиционный для Голландии сюжет перенесен в обстановку XVIII века. Поскольку аллегорический смысл, часто присутствующий в, казалось бы, абсолютно жизненно-непосредственных образах, созданных голландцами, был открыт лишь в середине ХХ в., для Сомова и его современников голландская школа была непревзойденным примером реалистического отражения действительности.

Завершающая глава книги содержит анализ рецепции Сомовым античной культуры, и центральное место здесь занимает история обращения художника к роману Лонга «Дафнис и Хлоя». Классические древности не входили в круг устойчивых интересов художника, и исследователь приходит к выводу об «утилитарном» использовании им отдельных мотивов древнегреческой скульптуры и вазописи, добавим, явно адаптированных к эстетике модерна.

Не все сопоставления и аналогии, проводимые А.Е. Завьяловой, одинаково убедительны. Например, анализируя титульный лист для журнала «Мир искусства», содержащий атрибуты различных видов художественного творчества, она в одной из деталей - медальоне с изображением трех Граций -находит влияние Л. Кранаха Старшего, проявившееся в использовании черного фона и изгибах фигур. Видя здесь сходство с тремя богинями из базельского «Суда Париса» Кра-наха, автор разворачивает целую цепочку

рассуждении о том, какие стороны творчества немецкого художника могли быть привлекательны для Сомова, что не выглядит достаточно объективно, тем более она сама подчеркивает, что художник далеко ушел от немецкого прототипа. Думается, этого прототипа и не было: сомовские Грации композиционно повторяют раннюю картину Рафаэля, а черный фон и слегка вытянутые пропорции обусловлены стоявшей перед рисовальщиком конкретной декоративной задачей. Подобного рода спорные моменты неизбежны при установлении художественных взаимосвязей, особенно в тех случаях, когда в распоряжении исследователя нет достоверных документальных свидетельств, а сами взаимосвязи носят опосредованный характер.

Методологические принципы, на которых основана рецензируемая книга, просты и логичны, что создало прочную базу исследовательского успеха. Первый заключается в строгом разделении точного знания и возможных интерпретаций, второй - в сравнении только тех явлений, между которыми могла быть реальная историческая взаимосвязь, а не внешнее случайное совпадение. Анализ рассматриваемых в книге произведений носит всесторонний, многомерный характер, с привлечением биографических данных и суждений самого мастера.

Ход исследовательской мысли строится по четкой схеме, которая варьируется в за-

висимости от специфики анализируемого материала. Он начинается с выявления истоков того или иного художественного воздействия (возникавшего у Сомова часто под влиянием литературных увлечений и затем подкреплявшегося изучением памятников искусства), затем эволюция этих воздействий описывается с максимальной полнотой, для чего привлекается исчерпывающий фактический материал, включая малоизвестные произведения и работы, от которых сохранились только репродукции. Следующий шаг состоит в определении того, насколько данное влияние отвечало собственным творческим потребностям мастера, что нового оно внесло в развитие художника, насколько глубокий след оставило.

В российском искусствознании есть несколько блестящих исследований, посвященных проблеме культурно-художественных взаимосвязей: для примера достаточно вспомнить ставший классическим труд Д.В. Сарабьянова «Русская живопись XIX в. среди европейских школ» (1980) или монографию О.С. Евангуловой о русско-европейском художественном взаимодействии в XVIII столетии (2007). Благодаря книге А.Е. Завьяловой, научная ценность которой заключается и в полноте раскрытия темы (в т.ч. первом опубликовании ряда произведений), и в методологическом потенциале, эта область отечественной науки получила достойное пополнение.

СО О

3 О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.