И. Н. Гребенкин
Рецензия на «Материалы для истории Корниловского ударного полка»1
Гребенкин Игорь Николаевич,
доктор исторических наук, профессор, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина (Рязань, Россия)
Источники по истории гражданской войны с самого момента своего появления и на долгие десятилетия оказались по разные стороны фронта — сначала настоящего, военного, после — не менее непримиримого, идеологического. Лишь четверть века назад документы и материалы Белого движения начали свой путь к современному российскому читателю и исследователю. Продолжается он и по сей день. Новым заметным событием в этом процессе следует признать первую российскую публикацию известной в эмиграции книги ветерана Белого движения полковника М. Н. Левитова «Материалы для истории Корниловского ударного полка», ранее знакомой в нашей стране только специалистам. Ее подготовил к печати доктор исторических наук Р. Г Гагкуев, известный целым рядом публикаций материалов по военной истории России XIX - начала XX веков2.
Корниловский ударный полк, положивший начало одноименной дивизии — наиболее известному соединению Добровольческой армии в годы гражданской войны, представляет собой интереснейшее явление революционной эпохи не только в военном, но и в социально-политическом плане. Возникший в условиях развала и политизации российской армии в первые месяцы революции 1917 г., Корниловский полк стал олицетворением белого добровольчества — феномена, в котором по-своему отразился поиск в военной среде новых, непартийных форм политического участия. За три года кровопролитной гражданской войны корниловцы показали себя одним из наиболее боеспособных соединений Вооруженных сил Юга России, а с эвакуацией белых армий за рубеж — сплоченным сообществом.
Попытки описать боевой путь корниловцев, их жизнь в эмиграции, судьбы командиров, предпринимались в течение десятилетий неоднократно3. В 1960-1970-х гг. ветеранами Белого движения были подготовлены крупные издания, посвященные истории самых знаменитых, «цветных» добровольческих полков — Марковского, Кор-ниловского, Дроздовского4. Составителем одного из них выступил
© И. Н. Гребенкин, 2016
М. Н. Левитов, долгие годы возглавлявший объединение чинов Корниловского ударного полка, что позволило ему собрать и подготовить к печати материалы для сборника. Это обусловило своеобразие жанра рецензируемой книги, который правильнее всего было бы определить как «мемориальное издание». В нем основная канва событий передается в воспоминаниях их непосредственных участников — вождей Белого движения, ветеранов-корниловцев, и наконец, самого составителя, а также имевшимися в его распоряжении документами и фотоматериалами. Таким образом, по содержанию книга полностью отвечает своему названию «Материалы...» — истории, которая, по замыслу авторов, еще не написана.
Будучи частью мемуарно-публицистического наследия организованной военной эмиграции, «Материалы.» целиком отражают свойственные ей взгляды и представления. Их авторы принадлежали к тому поколению, чьи молодые годы прошли на фронтах мировой, а затем гражданской войн. Последующие десятилетия, проведенные на чужбине, для большинства из них были полны тягот и разочарований, непрерывной борьбы за выживание. Закономерно, что время сражений гражданской войны рисовалось бывшим бойцам белых армий как лучший и самый яркий период жизни, исполненный жертвенности и смысла. В отношении их круга, вероятно, справедливо говорить о сложившейся микроидентичности, потому что и полвека спустя на вопрос: «Кто вы?», оставшиеся в живых отвечали: «Я — русский, я — белый, я — офицер.» Превыше всего они чтили имена вождей, полковые праздники и памятные даты Белой борьбы.
Ярким представителем этого сообщества был Михаил Николаевич Левитов, отправившийся на фронт в конце 1914 г. прапорщиком, а почти шесть лет спустя оставивший Крым полковником, командиром 2-го Корниловского ударного полка. Принимаясь на склоне лет за подготовку «Материалов.», он и его соратники не претендовали на строгое исследование, но стремились по мере сил воздвигнуть литературный памятник родному полку и его людям. По этой причине современный читатель книги о корниловцах должен отдавать себе отчет, что для авторов гражданская война в России и через пятьдесят лет — не перевернутая страница. В своих воспоминаниях и оценках они были и остаются «белыми», от них не приходится ждать беспристрастности и рефлексии, попытки переосмыслить прошедшее или подняться «над схваткой». Неизменным остается понимание представителями военной эмиграции сущности гражданского конфликта в России, которая выражена чеканной формулой о борьбе за честь и достоинство Отечества — «национальной России против диктатуры международного пролетариата под водительством агента враждебной нам тогда Германии — Ленина» (С. 22). Вопрос о допустимости гражданской войны и моральных ограничениях, с ней связанных, решен в статье И. А. Ильина 1952 г., предпосланной авторами своим читателям: «.Скажем это открыто и недвусмысленно, — крушение монархии было крушением самой России. В 1917 г. русский народ впал в состояние черни.» (С. 33).
В бурных перипетиях 1917 г. создание Корниловского ударного полка, как и многих добровольческих формирований, выражало зревший в офицерской среде протест и демонстративное отрицание политизации армии и охвативших ее антивоенных настроений. Но, неразрывно связанный с именем своего шефа генерала Л. Г Корнилова, полк быстро превращается в фигуранта внутренней борьбы. События августовского Корниловского выступления представлены на страницах сборника в канонической, весьма позиционированной эмигрантской версии — открывшем дорогу к власти большевикам предательстве малодушным министром-председателем Верховного глав-
нокомандующего. Вероятно, по этой причине научным редактором включены в состав приложений некоторые публикации А. Ф. Керенского о «корниловских днях», которые позволили, по крайней мере, несколько углубить картину этой сложной политической интриги.
Все же основное свое внимание создатели книги — ветераны-корниловцы уделяют тому, что видели и пережили сами — боевым будням, походам и сражениям, которых почти за три года гражданской войны полк и дивизия провели около 600. Для воссоздания картины боевых действий М. Н. Левитов использовал значительный массив штабных документов — приказов по полкам и дивизиям, оперативных сводок, фрагментов журналов боевых действий, карт-схем. Определенным шагом вперед, по сравнению со множеством более ранних эмигрантских публикаций, можно считать попытку составителя обратиться к материалам советской военно-исторической печати и сопоставить их со своими сведениями. Впрочем, очень часто высказывания советских авторов становятся поводом для яростной полемики и обличений. Относительным его доверием пользуются немногие издания, например, работа К. В. Агуреева «Разгром белогвардейских войск Деникина (октябрь 1919 - март 1920 г.)»5. Тем не менее, чрезвычайно насыщенный фактический материал, несомненно, вызовет интерес военных историков, которые возьмут на себя труд воссоздания полной научной истории гражданской войны. В этом смысле современное издание «Материалов.» заметно выигрывает по сравнению с оригиналом, что является несомненной заслугой научного редактора. Им сверены и уточнены все ранее опубликованные источники. С опорой на документы из фондов Корниловского полка в Российском государственном военном архиве сделано множество комментариев и примечаний по всей книге. Документальная составляющая расширена благодаря приложениям, также подготовленным Р. Г Гагкуевым. Они объединили весьма обширный материал из публикаций А. Ф. Керенского об обстоятельствах выступления генерала Л. Г Корнилова в августе 1917 г., воспоминания и документы о прохождении службы командирами Корниловского полка и дивизии, сведения о ее боевом составе и об отдельных боевых эпизодах. Таким образом, с точки зрения исследователя, книга приобрела заметные достоинства.
С эвакуацией Русской армии П. Н. Врангеля из Крыма история Корниловского полка не заканчивается. Долгие годы в эмиграции корниловцы поддерживают связи, играют видную роль в деятельности Русского общевоинского союза (РОВС) и Общества Галлиполийцев, объединявших чинов белых армий за рубежом. По понятным причинам разные периоды и аспекты жизни военной эмиграции не могли получить равноценного отражения в воспоминаниях и приводимых документах. Лишь вскользь упомянута, но не получила оценки роль генерала Н. В. Скоблина в похищении советскими спецслужбами главы РОВС генерала Е. К. Миллера. Поэтому на страницах книги фигура Скоблина как бессменного корниловского командира остается неприкосновенной. Время с конца 1930-х по 1950-е гг. оказалось совершенно не охваченным авторами и составителем и, таким образом, обойден молчанием такой трудный период, каким являлась для Русского зарубежья Вторая мировая война.
В предисловии к настоящему изданию «Материалов.» Р. Г Гагкуев не случайно подчеркнул их «сложный и не ровный по своей структуре и значимости» характер как исторического источника (С. 17). Созданные более сорока лет назад как собрание мемуаров и документов по истории Белого движения, сегодня они определенно могут рассматриваться и в новом качестве. Для современных специалистов «Материалы.» будут представлять собой ценный источник для изучения социально-психологического и ментального феномена военной эмиграции — сообщества, лица
и дела которого за четыре минувших десятилетия окончательно отступили в прошлое. В свете приближающейся столетней годовщины Революции и гражданской войны, эта проблематика ожидает очередной волны общественного внимания и дискуссий, а книга вызовет интерес нового поколения историков и найдет своего читателя.
1 Материалы для истории Корниловского ударного полка / Отв. сост. М. Н. Левитов; сост., науч. ред., пре-дисл. и коммент. Р. Г Гагкуева. М.: Содружество «Посев», 2015. 872 с.: ил.
2 Генерал Скобелев: Сб. док. и воспоминаний. М., 2013; Забытая война: Сб. ист.-лит. произв. М., 2011; Великая война. Верховные главнокомандующие: Сб. ист.-лит. произв. М., 2015; Марков и марковцы: Сб. док. и воспоминаний. М., 2001; Дроздовский и дроздовцы: Сб. док. и воспоминаний. М., 2006; Генерал Кутепов: Сб. док. и воспоминаний. М., 2009; и др.
3 Корниловский ударный полк / Сост. М. А. Критский. Париж, 1936; Корниловцы: Юбил. памятка, 1917 -10 июня 1967 / Сост. М. Н. Левитов. Париж, 1967.
4 Марковцы в боях и походах за Россию в освободительной войне 1918-1920 годов: В 2 кн. / Сост. В. Е. Павлов. Париж, 1962-1964; Материалы для истории Корниловского ударного полка / Сост. М. Н. Левитов. Париж, 1967; Кравченко В. М. Дроздовцы от Ясс до Галлиполи: В 2 т. Мюнхен, 1973-1975.
5 Агуреев К. В. Разгром белогвардейских войск Деникина (октябрь 1919 - март 1920 г.). М., 1961.
DOI 10.21638/11701^рЬи24.2016.216
Гребенкин И. Н. Рецензия на «Материалы для истории Корниловского ударного полка» // Новейшая история России. 2016. № 2 (16). С. 299-303.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: доктор исторических наук, профессор, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина (Рязань, Россия); дпп17.66@ mail.ru
FOR CITATION:
Grebenkin I. N. Review on: «Materialy dlja istorii Kornilovskogo udarnogo polka»,
Modern History of Russia, no. 2,2016. P. 299-303.
AUTHOR: Doctor of History, Professor, S. Esenin Ryazan State University (Ryazan, Russia); [email protected] REFERENCES:
1 Materialy dlja istorii Kornilovskogo udarnogo polka, Comp. M. N. Levitov, Comp., ed., intr. and comm. R. G. Gagkuev (Moscow, 2015).
2 General Skobelev: Sb. dok. i vospominanij (Moscow, 2013).
3 Zabytaya vojna: Sb. ist.-lit. proizv. (Moscow, 2011).
4 Velikaja vojna. Verhovnye glavnokomandujushhie: Sb. ist.-lit. proizv. (Moscow, 2015).
5 Markovi markovcy: Sb. dok. i vospominanij (Moscow, 2001).
6 Drozdovskiy i drozdovcy: Sb. dok. i vospominanij (Moscow, 2006).
7 General Kutepov: Sb. dok. i vospominanij (Moscow, 2009).
8 Kornilovskiy udarnyjpolk, Comp. M. A. Kritskiy (Paris, 1936).
9 Kornilovcy: Yubil. pamjatka, 1917 - 10 ijunja 1967, Comp. M. N. Levitov (Paris, 1967).
10 Markovcy vbojah ipohodahza Rossiju vosvoboditelnoj vojne 1918-1920 godov: 2 books, Comp. V. E. Pavlov (Paris, 1962-1964).
11 Materialy dlja istorii Kornilovskogo udarnogo polka, Comp. M. N. Levitov (Paris, 1967).
12 Kravchenko V. M. Drozdovcy ot Yass do Gallipoli, 2 volumes (Munich, 1973-1975).
13 Agureev K. V. Razgrom belogvardejskih vojsk Denikina (oktjabr' 1919 - mart 1920 g.) (Moscow, 1961).