КНИГИ
РЕЦЕНЗИЯ на книгу «Трансграничный регион: понятие, сущность, форма» (под ред. акад. П.Я. Бакланова и проф. М.Ю. Шинковского. - Владивосток: Дальнаука, 2010. - 276 с.)
«В нужное время и в нужном месте» - очевидно, так можно оценить появление книги «Трансграничный регион: понятие, сущность, форма», выставленной на суд научной общественности. В последние годы проблема политического, экономического, социокультурного взаимодействия стран через приграничные территории весьма актуальна и обсуждается как политиками, так и учеными разных научных направлений. Различные аспекты этой проблемы рассматриваются на примере многих стран, среди которых Россия и КНР, имеющие общую протяженную границу, являются наиболее важными объектами изучения.
В книге представлены результаты геополитических исследований последних лет, выполненных коллективом лаборатории ВГУЭС под руководством профессора М.Ю. Шинковского и поддержанных «интеллектуально и академически фундаментально» их коллегами из Тихоокеанского института географии ДВО РАН. Сбор «под одной крышей» географов, историков, политологов позволил широко, с разных методологических позиций, рассмотреть вопросы трансграничного взаимодействия двух стран.
Как отмечено во Введении к монографии, «трансграничный регион - один из нескольких центров страны и государства - центр и витрина, символ экономической и интеллектуальной мощи, фокус прогресса и международного влияния» (с. 7). Уже это определение точно и публицистически ярко (витрина, мощь, фокус) показывает значение трансграничных регионов для экономического развития территорий разного ранга. Правильно организованное трансграничное взаимодействие, наряду с «мощнейшими» инвестициями федерального правительства, позволит превратить Дальний Восток России в «процветающий и экономически эффективный регион» (с. 8).
Книга состоит из трех глав, последовательно и в методически верном ключе рассматривающих теоретические и практические аспекты трансграничности как уникального геополитического явления современной жизни.
Основное содержание первой главы представлено в разделах «Трансграничность с точки зрения политической науки» и «Географические традиции в изучении феномена трансграничности», отражающих подходы к проблеме разных научных школ. Как отмечает в начале главы действительный член РАН П.Я. Бакланов, появилось новое направление научных исследований
- изучение «трансграничных территорий, образуемых тесными взаимосвязями двух и более приграничных территорий соседних стран. Такое направление является междисциплинарным, где базовую роль должны играть комплексные географические экономические
и политические исследования» (с. 15). Широкий междисциплинарный подход к проблеме трансграничности как раз и демонстрируют авторы монографии.
М.Ю. Шинковский и А.А. Зыков полагают, что трансграничность представляет собой «определенное состояние / качество региона, его политико-экономических, социально-культурных либо исторических связей. При этом трансграничность может быть зоной сотрудничества, зоной конфликта и зоной возникновения новых государств» (с. 33). По мнению авторов, трансграничность имеет три слоя: физико-географический, исторический, функциональный. «Отдельно стоит политический слой: от позиции власти и внутреннего режима территории непосредственно зависят состояние и перспективы развития трансграничнос-ти» (с. 34).
Как заявляет С.С. Ганзей, географическое содержание понятия «трансграничная территория» «определяется ее географическим положением» (с. 59). Выполненное им природно-хозяйственное районирование международной трансграничной территории юга Дальнего Востока РФ и Северо-Востока КНР убедительно подтверждает эту точку зрения.
Исторический аспект изучения проблемы трансгра-ничности демонстрирует Я.А. Фролова. Ею представлен широкий спектр задач, «составляющих суть исторического (ретроспективного) подхода»: от изучения динамики пространственно-временной локализации геополитических сил до взаимообусловленности политических процессов и хозяйственного освоения новых территорий. Поражает количество методов исторического исследования, рекомендуемых автором для изучения проблем трансграничности (только «базовых» 16!). «Бальзамом на душу» рецензенту упоминание о картографическом и топонимическом методах, но представление таких методов, как «поведенческий», «действенный» или «ценностный» (с. 72) вызывает как минимум вопрос: «А что есть научный метод?».
Глава вторая, «Трансграничный регион как объект системного исследования», последовательно раскрывает содержание изучаемого объекта с точки зрения географов, историков, политологов. Так, П.Я. Бакланов и С.С. Ганзей полагают, что «формирование территориальных структур хозяйства в приграничных районах выходит за пределы национальных территорий» (с. 103), в связи с чем предлагают типологию приграничных регионов разных уровней. Основным уровнем экономического, политического, административнотерриториального деления страны являются субъекты РФ. Авторы справедливо указывают на ряд нерешенных проблем:
- неоправданно большое количество субъектов Федерации, что усложняет управление ими, вызывает конфликтные ситуации;
- чрезмерную дробность субъектов РФ в европейской части страны и даже в отдельных районах югозападной Сибири;
152
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 4 • 2010
Рецензия на книгу «Трансграничный регион ...»
П.Ф. БРОВКО
- формирование ряда субъектов по национальному принципу, что в условиях политико-экономического кризиса 1990-х годов обусловило межнациональные конфликты на отдельных территориях;
- большие различия в демографическом и социально-экономическом потенциалах с сопредельными административными районами соседних стран.
Рассматривая регион как «форму трансграничнос-ти», А.Б. Волынчук и Я.А. Фролова отмечают, что «преодоление барьерной функции границы... осуществляется на нескольких функциональных уровнях» (с. 115). Это уровни функционирования природных (естественных) объектов и процессов; этнокультурных особенностей приграничного социума; законов экономической целесообразности и геоэкологический уровень. В данном случае видно стремление авторов монографии говорить на одном языке, что дает несомненный положительный эффект.
Оригинальный раздел с не менее оригинальным названием «Геополитика и геоэкономика трансгранич-ности», написанный доктором географических наук М.Т. Романовым, также отражает пути и возможности взаимоприемлемых подходов и решений, предлагаемых учеными разных научных школ. Вводится понятие «Тихоокеанская Россия (ТР)», которое в тексте дополняется синонимами «Тихоокеанский регион России» и «тихоокеанское побережье».
В рамках границ ТР в регион включены Приморский и Хабаровский края, а Владивосток и Хабаровск названы наиболее крупными центрами, сформировавшими «обширные зоны своего социально-экономического влияния» (с. 146). Поэтому фраза далее по тексту о том, что Владивосток по демографическому потенциалу «превышает значения любого другого города тихоокеанского побережья России как минимум в 3,5 раза.», некорректна, поскольку принижает значение Хабаровска в практической «трансграничности».
В главе «Развитие трансграничного региона в условиях глобализации», написанной сотрудниками лаборатории актуальных геополитических исследований ВГУЭС и занимающей треть объема монографии, рассматриваются «локализация» (с. 163), «реорганизация» (с. 169), «институционализация» (с. 192), «оптимизация» (с. 203), «централизация» (с. 211), «реализация» (с. 215» и другие процессы и явления транграничности. Глава читается с интересом, и к ней вполне можно применить оценку, данную авторами работе известного японского ученого Кениче Омаэ «Конец национального государства: становление региональных экономик», которая «моментально стала бестселлером» (с. 163).
Несомненным достоинством главы является то, что наряду с теоретическими аспектами трансграничного сотрудничества в ней рассмотрены многие вопросы реальной экономики, например создание и функционирование международных транспортных коридоров. Глава удачно завершается успешными примерами трансграничного взаимодействия России и КНР.
В качестве общего замечания следует отметить некую несогласованность в использовании отдельных терминов и понятий. Это вполне объяснимо, когда речь идет о разных ученых и различных научных школах. Но не совсем понятно, когда геополитики одного ин-статута дают разные определения, например, «трансграничного региона»:
«В нашем представлении под трансграничным регионом следует понимать сопредельные пограничные территории (микрорегионы) государств, находящихся в определенных отношениях (связях), базирующихся на определенном природном, экономическом, социокультурном, этническом единстве в условиях динамичных процессов глобализации» (А.А. Зыков, М.Ю. Шинков-ский; с. 37);
«Таким образом, под трансграничным регионом предлагается понимать устойчивое во времени территориальное образование, отличающееся от других характерным типом хозяйственного освоения и совокупностью взаимодействующих между собой природных, социальных, и экономических подсистем, связанных единством реализующихся в их пределах природных, экономических, социокультурных факторов при обязательном наличии в его структуре государственной границы» (А.Б. Волынчук, Я.А. Фролова; с. 129).
Второй текст полностью повторяет определение, данное Я.А. Фроловой на с. 74, но там речь идет о «трансграничной территории». И уже лишним, по нашему мнению, является указание о наличии в структуре трансграничного региона государственной границы.
В целом, следует признать опыт написания коллективной монографии по важной и актуальной проблеме весьма успешным. Несомненно, книга «Трансграничный регион: понятие, сущность, форма» будет востребована учеными, специалистами и студентами университетов.
Петр Федорович Бровко, доктор географических наук, заведующий кафедрой географии стран Азиатско-Тихоокеанского региона Дальневосточного государственного университета E-mail: [email protected]
2010 • № 4 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
153