РЕЦЕНЗИЯ / REVIEW
Рецензия / Review
Рецензия на книгу: Ризоён Ш., Гиёсов М. Афганистан до и после возвращения Талибан1. Душанбе: Дониш, 2023. 508 с.
К. П. Курылев
Российский университет дружбы народов им. Патрисы Лумумбы, Москва, Россия ORCID: https://0000-0003-2771-1817; e-mail: [email protected]
Аннотация: В материале рассматривается книга, посвященная переломному моменту в современной истории Афганистана, произошедшему после 15 августа 2021 г., т.е. второму приходу движения Талибан к власти. В исследовании представлен анализ и оценка ситуации в Афганистане до и после этих событий: интересы внешних игроков, будущее радикальных групп, межафганский мирный процесс (2015-2021 гг.), итоги года пребывания Талибан у власти в Афганистане. Авторы рассматривают место Афганистана во внешней политике государств Центральной Азии: политика, подходы и ожидания Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в нынешних реалиях; развёрнуто раскрывается политика Душанбе в отношении Талибан. Показаны основные вызовы и угрозы для государств Центральной Азии, исходящие от талибанского Афганистана. Авторы проанализировали политику и подходы США, России, Пакистана, Ирана, Турции и Китая в период падения республики и пришествия Талибан к власти, обозначили интересы Талибан в отношениях с этими странами. В книге приводится анализ результатов Гератского диалога по безопасности, который состоялся в Душанбе 29-30 ноября 2022 г.
Ключевые слова: Афганистан, Талибан, Центральная Азия, Россия, США, Китай, Иран, Пакистан, Турция.
Для цитирования: Курылев К. П. Рецензия на книгу: Ризоён Ш., Гиёсов М. Афганистан до и после возвращения Талибан. Душанбе: Дониш, 2023. 508 с. // Постсоветские исследования. 2024; 1(7):104-108.
BookReview: Rizoyon Sh., Giyosov M. Afghanistan before and after the return of the Taliban . Dushanbe: Donish, 2023. 508 с.
Konstantin P. Kurylev
RUDN University, Moscow, Russia ORCID: https://0000-0003-2771-1817; e-mail: [email protected]
Abstract: The contribution discusses a book devoted to the turning point in the modern history of Afghanistan after 15 August 2021, i.e. the Taliban's second rise to power. The study presents an analysis and assessment of the situation in Afghanistan before and after these events: the interests of external players, the future of radical groups, the inter-Afghan peace process (2015-2021), and the outcome of the Taliban's year in power in Afghanistan. The authors examine the place of Afghanistan in the foreign policy of Central Asian states: the policies, approaches and expectations of Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan and Uzbekistan in the current realities; Dushanbe's policy towards the Taliban is revealed in detail. The main challenges and threats to the Central Asian states emanating from Taliban Afghanistan are shown. The authors analyzed the policies and approaches of the USA, Russia, Pakistan, Iran, Turkey and China during the fall of the republic and the Taliban's rise to power and outlined the Taliban's interests in relations with these countries. The book provides an analysis of the results of the Herat Security Dialogue held in Dushanbe on 29-30 November 2022.
Keywords: Afghanistan, Taliban, Central Asia, Russia, USA, China, Iran, Pakistan, Turkey.
1 Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической.
For citation: Konstantin P. Kurylev. Book review: Rizoyon Sh., Giyosov M. Afghanistan before and after the return of the Taliban. Dushanbe: Donish, 2023. 508 c. // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2024; 1(7): 104-108. (In Russ.)
Ситуация в Афганистане и вокруг него постоянно находится в центре внимания политиков, дипломатов, мировых СМИ, ученых, общественных деятелей. По вопросам урегулирования ситуации в Афганистане регулярно проводятся конференции, на которых обсуждаются различные вопросы, связанные как с внутренней ситуацией в стране, так и международная составляющая. По этой теме публикуется огромное количество статей, книг, научных докладов. В этой связи хочется обратить внимание на недавно вышедшую книгу известных таджикистанских экспертов: старшего научного сотрудника Академии наук Республики Таджикистан, кандидата политических наук - Шерали Ризоёна и эксперта Комитета по религии, упорядочению традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан Махмуда Гиёсова «Афганистан до и после возвращения «Талибана».
Эта работа обращает на себя внимание тем, что в ней рассматриваются важнейшие события в новейшей истории Афганистана, как в период перед вторым приходом талибов к власти, так и в последующие годы, а также влияние деятельности нового правительства на соседние страны. Особое внимание к Афганистану приковано со стороны научного сообщества его непосредственных северных соседей - Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана.
Книга представляет собой сборник тематических статей, как опубликованных авторами ранее, так и не вышедших в свет, оставшимися на бумаге заметками, написанными в период с 2000 по 2022 гг. а также выступлений на конференциях, о чем сказано во введении. Этим и интересна эта работа, в которой можно проследить эволюцию позиции авторов по рассматриваемым ими вопросам.
Авторы отмечают, что страны Центральной Азии имеют различные установки по вопросу развития отношений с Афганистаном, учитывая экономическую целесообразность этих отношений.
Интерес научного сообщества Таджикистана к афганской проблематике вполне объясним. Это не просто два соседних государства. В Таджикистане чувствуется сопричастность ко всему происходящему в Афганистане, где этнические таджики составляют 46% населения. Кроме того, народы связывает этнокультурная общность, что. объясняет инициативы Душанбе по созданию инклюзивного правительства с участием таджиков, что отклоняется афганскими властями.
Приход к власти движения Талибан 15 августа 2021 г., формирование переходного правительства Исламского Эмирата Афганистан - все это поставило на повестку дня проблему способов и методов выстраивания отношений с Кабулом, обратило на себя внимание представителей научных кругов Таджикистана, которых волновали такие вопросы как будущее не только своей страны, но и осмысление реальных и потенциальных угроз и вызовов для стран региона и, прежде всего, государств Центральной Азии.
Чтобы понять современную ситуацию в Афганистане, авторы вполне резонно обращаются к ретроспективным сюжетам начала XXI в., когда движение Талибан получило власть в стране.
Итогом военного конфликта, начатого США и возглавляемой НАТО Международными силами содействия безопасности (ISAF), в соответствии с резолюцией № 1386 Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 г.), поддерживаемыми сначала Северным альянсом, а затем новым правительством Афганистана, и исламистской организацией «Талибан», контролировавшей до этого большую часть Афганистана стала передача власти движению Талибан, признанного террористической организацией во многих странах мира, что вызывало явную обеспокоенность правительства
Таджикистана Необходимо было решить массу вопросов, связанных с политическим
взаимодействием, экономическим
сотрудничеством, а также выстраиванием диалога не только с региональными лидерами - Ираном, Пакистаном, Индией, а также арабскими странами, но и с Россией, США, Китаем, ЕС и другими государствами. Все эти вопросы находятся в центре внимания авторов книги.
Материал книги распределен на пять разделов. В первом разделе «Анализ и оценка ситуации в Афганистане» авторами анализируется ситуация в Афганистане до и после 15 августа 2021, отмечается, что для понимания «ситуации в Афганистане важно осознать предпосылки событий, что имеет серьёзное значение для понимания и прогнозирования возможного развития ситуации» [Ризоён, Гиёсов 2023: 17].
Рассматривая внешние факторы, авторы ставят политику Великобритании, СССР и США в Афганистане на одну планку. По мнению авторов, присутствие ограниченного контингента советских войск в Афганистане явилось интервенцией [Ризоён, Гиёсов 2023: 21], что не соответствует действительности.
В действительности ввод Ограниченного контингента советских войск был осуществлен опираясь на статью 4 Советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 5 декабря 1978 г., статью 51 Устава ООН и неоднократные просьбы правительства ДРА об оказании военной помощи.
Это непростой вопрос, и было бы несправедливо давать идентичные оценки политике Великобритании, СССР и США в Афганистане. Кроме того, по мнению авторов, результаты деятельности и Великобритании, и СССР, и США в Афганистане привели «либо к зависимому и неустойчивому правительству, либо к сохранению ситуации в полукризисном положении». Именно вскоре после вывода войск Советского Союза из Афганистана, центральное правительство Афганистана было низложено, и к власти пришли Талибы. А США и их союзники не смогли, или не захотели полностью ликвидировать вооруженные силы оппозиционных групп центрального правительства Афганистана», что, по мнению авторов, подтверждает, что цели и США и СССР были идентичны в
стране.
Нельзя не согласиться с мнением авторов, которые обращают внимание на такой фактор, как воспитание политической элиты в западных университетах, которые при возвращении «выступая в качестве игроков политического поля вынуждены принимать во внимание правила устоявшейся игры, и даже при желании не могут разработать и внести в ней изменения» [Ризоён, Гиёсов 2023: 18], подчеркивая тем самым внешнее влияние на правительство и его несамостоятельность.
Несомненный интерес представляют сюжеты, посвященные внешней политике, интересам и роли США, России, Ирана, Пакистана, Китая в Афганистане. Авторы приходят к выводу, что эти государства вряд ли «откажутся от своих стратегических целей в пользу достижения и упрочения мира и стабильности в Афганистане» [Ризоён, Гиёсов 2023: 38]. При знакомстве с этими разделами, ощущается некоторый перекос в сторону положительной оценки политики США в Афганистане [Ризоён, Гиёсов 2023: 28-32].
Интересен второй раздел работы «Афганистан во внешней политике государств Центральной Азии», в которой рассматривается целый комплекс вопросов, связанных с позицией стран Центральной Азии по вопросам взаимодействия с Афганистаном. Основное внимание уделено позиции Таджикистана, который имеет с Афганистаном «вторую по протяженности (после Пакистана) границу с Афганистаном, и сегодня северные провинции этой страны полностью контролируются «Талибаном» [Ризоён, Гиёсов 2023: 223]. Таджикистан наиболее близок Афганистану, прежде всего в этноконфессиональном плане, таджики являются второй по численности этнической группой современного Афганистана, составляя по разным данным от 11 до 18 млн человек. В то же время сохраняется проблема афганских беженцев в Таджикистане. Термин «беженец» в Таджикистане отождествляется только с выходцами из Афганистана, поскольку в течение последних 20 лет они составили более 98% поступающих в страну беженцев. [Ризоён, Гиёсов 2023: 225]. На сегодняшний момент в
стране зарегистрировано примерно 6,8 тыс. беженцев из Афганистана1. Политика Таджикистана по этому направлению получила высокие позитивные оценки как со стороны представителей ООН, так и общественных деятелей Афганистана. Правительство Таджикистана является первой страной в регионе, которая подписала и ратифицировала Женевскую конвенцию 1951 г. по защите прав беженцев [Ризоён, Гиёсов 2023: 226].
Таджикистан беспокоит будущее политическое устройство, административно-территориальное устройство Афганистана, о чем справедливо отмечают авторы данной книги. Главный вопрос, который больше всего волнует официальный Душанбе - это влияние нестабильной ситуации в Афганистане на регион и мир в целом. В связи с этим, изменения в военно-политической ситуации в Афганистане после вывода американских войск, имеют крайне важный характер для Таджикистана, тогда как военное присутствие США и их союзников в Афганистане, в соседних регионах, в особенности в Центральной Азии [Ризоён, Гиёсов 2023: 151], по мнению авторов, являлось «фактором обеспечения стабильности и безопасности, а также сдерживало распространение терроризма».
Говоря о беспокойстве правительства Таджикистана по поводу ситуации в Афганистане, авторы обращают внимание на ключевые приоритеты по вопросам стабилизации ситуации в стране - это стабильная и безопасная страна (минимизация всех существующих сегодня угроз); наличие неидеологизированного правительства; сокращение угроз, связанных с контрабандой оружия и наркотиков, которые выступают в качестве источников финансирования деятельности радикальных групп и организованной преступности; дипломатическая поддержка таджиков и всех
1 Стало известно, сколько афганских беженцев в Таджикистане // SPUTNIK Таджикистан. 09.06.2023. URL.: https://tj.sputniknews.ru/20230609/afganistan-bezhentsy-tadjikistan-prichiny-migratsii-usloviya-1057642068.html (Дата обращения 20.01.2023)
2 Организация в соответствии с законодательством
Российской Федерации признана террористической.
других персоязычных народов Афганистана, а также ослабление геополитической конкуренции глобальных и региональных держав в Афганистане, что даст возможность для стабильного и мирного развития этой страны [Ризоён, Гиёсов 2023: 231].
Третий раздел посвящен изучению проблем безопасности, связанных прежде всего, с возникновением и деятельностью международных террористических
организаций, таких как ИГИЛ2, Движение Талибан Афганистана3, Аль-Каиды4, Исламского движения Узбекистана5 и др. Авторы отмечают, что нестабильность в странах Ближнего Востока возникла, прежде всего, в результате вторжения США и его союзников в Ирак, и после вывода западных войск из Ирака в 2011 г., что способствовало быстрому развитию экстремизма и терроризма, имеющих характер
«порождения конфликтности» и
непредсказуемости.
Особе внимание по борьбе с экстремизмом и терроризмом авторы уделяют превентивным мерам, в которых важное место отводится сотрудничеству специальных органов государств Центральной Азии с силовыми структурами Афганистана, направленные на уменьшение влияния ИГИЛ в Центральноазиатском регионе. Среди превентивных мер авторы уделяют особое внимание укреплению национального государства, объединяющего интересы и потребности населения вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности; решению проблем, связанных с обеспечением рабочих мест для молодежи; реализация потенциала религии в борьбе с экстремизмом, прежде всего, выстраивая грамотные формы
взаимодействия правительства с
религиозными структурами;
совершенствование использования
информационно-коммуникационных
3 Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической.
4 Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической.
5 Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической.
технологий, веб-технологий
правительственными и иными структурами, которыми прекрасно владеют молодые люди, особенно те, кто получал профессиональное образование в западных учебных заведениях; отстранение от поля столкновения интересов мировых держав. По мнению авторов, при условии разрушения стратегической основы стабильности международной безопасности, внутренние политические, экономические, социальные, культурные и в какой-то мере военные уязвимости могут создать почву для того, чтобы внешний фактор сыграл значительную роль в формировании кризиса. [Ризоён, Гиёсов 2023: 294-295].
В четвёртом разделе «Афганистан в политике глобальных и региональных держав» авторы рассматривают политику таких стран как США, России, Пакистана, Ирана, Турции, Китая на афганском треке внешней политики, прогнозируя сохранения присутствия каждого государства с учетом
Наконец, в пятом разделе авторы рассказывают об итогах Десятого Гератского диалога по безопасности в Душанбе. Обращается внимание на то, что Итоги дискуссий на панельных сессиях Гератского диалога показывают, что нет ясного понимания «инклюзивной системы политической власти» как среди афганских экспертов и интеллектуалов, так и среди экспертов из внешних вовлеченных держав.
Внимательно ознакомившись с книгой, хотелось бы отметить, что книга Шерали Ризоёна и Махмуда Иёсова «Афганистан до и после возвращения «Талибана» представляет значительный интерес для всех исследователей, кто занимается данной проблематикой, содержит много
интересного материала. Оригинальный и всесторонний взгляд на проблему известных таджикских ученых имеет большое значение для лучшего понимания ситуации в Афганистане.
своих интересов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ризоён Ш., ГиёсовМ. Афганистан до и после возвращения Талибан. Душанбе, 2023.
REFERENCES
Rizoyon Sh., GiyosovM. Afghanistan before and after the return of the Taliban. Dushanbe, 2023. ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Курылев Константин Петрович,
доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов. E-mail: [email protected].
Konstantin P. Kurylev, DSc in History, Professor of the Department of Theory and History of International Relations, RUDN University. E-mail: [email protected].