А.А. Белик
Рецензия на кн.: ШВЕДЫ. СУЩНОСТЬ И МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ / Под ред. Т.А. Тоштендаль-Салычевой и др. М.: РГГУ, 2008. 532 с.
Рецензируемая книга представляет собой сборник статей (всего их 30), посвященных анализу своеобразия образа жизни шведов. Нельзя не согласиться с мнением редколлегии рассматриваемого сборника в том, что поиски «национальной идентичности поистине вечная и безграничная тема» (с. 10). К этому можно добавить, что изучение культурной (этнической) идентичности отдельного народа - сверхсложная задача, имеющая фундаментальное значение. В. Вундт еще в начале ХХ в. заложил традицию описания «народного духа» (психологии народов) на основе реконструкции эволюции их быта. В ХХ в. в культурной антропологии США были созданы этнопсихологические портреты многих народов. Но как-то так сложилось, что шведы и другие жители Северной Европы оказались в стороне от этнопсихологических исследований. Ввиду этого рассматриваемый сборник есть первая существенная попытка создать целостный портрет шведов как самобытного народа.
Формирование своеобразия отдельного народа и осознание его в объективированных формах культуры - это длительный исторический процесс. Не случайно достаточно много исследований в рассматриваемом сборнике посвящено истории и предыстории формирования этнической идентичности шведов. В качестве истока, своеобразной исходной точки шведской истории его авторы берут соперничество Свеаланда и Гаутланда (VI в. н. э.), которое упоминается в эпической поэме «Беовульф» (VIII-IX вв.)1. Об особенностях жизни шведов в ХШ-Х^ вв. повествует «Хроника Эрика» и значительно более поздняя «Шведская хроника» Олауса Петри (XVI в.)2.
В несколько более позднее время, в XV-XVII вв., происходит оформление культурной идентичности шведов в виде своеобразного протонационализма. Существенную роль в этом процессе играл
© Белик А.А., 2011
миф о происхождении шведов от готов; эта идея была высказана еще королем Кнутом Эриксоном (1167-1185), а широкое распространение она получила в середине XVI в. В немалой степени этому способствовала публикация книги Ю. Магнуса «История всех королей готов и свеев» (с. 61, 64-65). В начале XVII в., в годы правления Густава Адольфа (1611-1632), «готизм» фактически превратился в государственную идеологию Швеции (с. 66).
Распространение идей «шведскости» как «готскости» сыграло консолидирующую роль, способствовало широкому распространению археологических раскопок. Было найдено и сохранено огромное количество предметов материальной культуры, изучение которых последующими поколениями исследователей сделало возможным судить об особенностях истории Швеции, ее связях с другими странами3.
Дальнейшее и успешное развитие «шведскости» связано, как ни странно, с поражениями Швеции в войнах и превращением этой мини-империи в национальное государство4. Принятие политики нейтралитета (с 1814 г.) стало гарантом стабильного развития страны и культурной идентичности шведов5.
Особую роль в формировании самосознания народа сыграла революция в управлении Швецией начала XIX в., когда король и его советники фактически утратили власть и право принимать решения перешло к чиновникам. Каждый служащий нес ответственность за определенный участок работы всего аппарата, что стало стержнем новой системы управления в Швеции. При этом ответственность не декларировалась, а действительно становилась принципом работы и «внедрялась» в сознание чиновников на протяжении всего XIX в. Безусловно, это породило новые проблемы, и все же последовательная работа по созданию жизнеспособной государственной системы за 200 лет породила особую культуру управления, которая составила основу шведской экономической модели6.
Осуществление этой модели, известной как «шведский социализм» (обеспечивающий благосостояние всех граждан), стало возможно благодаря стабильной внешней и внутренней политике Швеции после Второй мировой войны. Политика нейтралитета уберегла страну от разрушения ее экономики, а ответственность государственных чиновников перед гражданами и доверие граждан к правительству позволили консолидировать общество в достижении поставленных сложных задач. Это стало весьма существенным фактором в развитии политической системы Швеции, особенно в 1960-1970 гг. Внимание к истории страны и обеспечение комфортной жизни каждому гражданину - вот основные принципы политики, проводимой в Швеции во второй половине XX в. и в на-
чале XXI в. Не случайно генеральный секретарь Совета Европы Д. Тиршис дал такую оценку этой политики:
У шведского общества глубокие корни. Они уходят вглубь к народным движениям и деятельности пионеров коммунального самоуправления XIX века, а также к течениям патернализма и государственного идеализма (с. 250).
Ядро шведской модели - соединение рационализма с принципом консенсуса. Н.С. Плевако отмечает, что в послевоенный период эта модель «была сориентирована на достижение социальной обеспеченности граждан, ответственность за которую брало на себя государство». По мнению этого исследователя, успешность экономических преобразований, развитие инновационной экономики были бы невозможны без пуританского отношения к труду шведов, без таких их качеств, как «трудолюбие, усердие, воздержание, бережливость, законопослушность»7.
Развитие инновационной экономики становится элементом культуры Швеции, своеобразным аспектом образа жизни ее населения. Хотелось бы подчеркнуть, что создание такой экономики -длительный процесс, который начался еще в 70-х гг. XX в. Для перехода к ней необходимо, чтобы понятие «рабочая сила» трансформировалось в «социальный капитал» благодаря соответствующей государственной политике. Н.М. Антошина пишет:
Это свойство приобретается путем массированных инвестиций в образование, поддержание здоровья, информационное обеспечение, создание здоровых семейных условий, духовную стабильность, интеллектуальное развитие и вертикальную социальную мобильность, которые в совокупности обеспечивают возрастающие способности человека анализировать поступающую к нему информацию и творчески ее использовать. Человеческий капитал необходим для производства высококачественной и инновационной продукции8.
Существенным аспектом развития Швеции был переход к новой экономической политике (включающей в первую очередь экономическую демократию), которая позволила затем перейти к формированию общества инновационной культуры. Речь здесь шла не об отдельных инновационных прорывах, а о создании нового общества, главной ценностью которого являются знания. Н.М. Анто-шина отмечает, что «главным условием современных новаций становится национальная инновационная система (а не активность индивидуального предпринимателя, как раньше)»9.
Национальная инновационная система состоит из организаций и институтов, вовлеченных в научные исследования. Дополнительную координацию осуществляет Общенациональный научный совет, отвечающий за стратегию развития, а финансирование - это задача Фонда стратегических исследований.
Обратимся к некоторым параметрам социальной политики Швеции. Половина бюджета страны, который составляет 58% ВВП, идет на социальные нужды, причем приоритетным направлением является поддержка детства и материнства. Доля бедного населения Швеции - 7% (бедным в Швеции считается тот, чей доход менее 60% от средней зарплаты по стране). Длительность оплачиваемого трудового отпуска - 5 недель. Оплачиваемый декретный отпуск начинается с 60-го дня беременности (7 месяцев). Родители новорожденного ребенка получают отпуск на 390 дней (сохраняя 80% зарплаты) и по желанию еще на 100 дней (180 крон в день, почти 600 евро в месяц). Пособие на детей составляет 1050 крон в месяц и выплачивается до окончания ребенком школы (16 лет и более). Семья, которая воспитывает трех детей, дополнительно получает 3600 крон в месяц, четырех - 5500 крон. Продолжительность жизни мужчин - 78 лет, женщин - 83 года. Образование любого уровня - бесплатное.
Социальная направленность политики, инновационная экономика, бережное отношение к истории и природе Швеции, стремление к знаниям и доступность образования - все это образует своеобразие «просвещенного образа жизни шведов». Именно эти черты играют немаловажную роль в формировании их культурной идентичности, причем многие шведы не желают ее терять, часто воспринимая происходящие изменения (глобализацию, интеграцию в Евросоюз) как угрозу «ликвидации традиционно шведского, как потерю суверенитета» (с. 163). Все же небольшой перевес получили голоса шведов за вступление в ЕС после обещаний правительства сохранить самостоятельную политику и пока не входить в зону евро. Таким образом, в Швеции экономическая модель была интегрирована в культуру страны, став частью «шведскости».
Безусловно, в Швеции начала XXI в. существуют свои проблемы. Вероятно, главная из них - иммиграция и растущая конфликтность между коренными жителями с их особым образом жизни и представителями других культур. Этой проблеме посвящены уже упоминавшаяся статья Н.С. Плевако, а также работа К.-У. Арнст-берга «Культурный релятивизм и множественность культур» (с. 175-192). Этот автор акцентирует внимание на сложности проблемы сохранения «шведскости» в условиях глобализации. Арнст-берг считает, что межкультурные и межэтнические отношения,
призыв к «освобождению от национальных оков» - все это выгодно лишь элите шведского общества (с. 190-191). Он же высказывает мысль (которую я считаю глубокой и мудрой), что бесконфликтное и равноправное общество мультикультуралистов - это идеал и ориентир развития, но реально он недостижим; всегда останутся конфликты, которые должны быть смягчены, но не могут быть полностью ликвидированы. К.-У. Арнтсберг пишет:
То, что мультикультурализм означает большие проблемы в обществе и представляет угрозу для общественной солидарности, без чего не может функционировать само общество, является более обоснованной гипотезой, чем представление о том, что мультикультурализм приводит к интеграции общества (с. 191).
Подведем итоги рассмотрения проблемы идентичности шведов на основе рецензируемого сборника. В своем развитии Швеция за последние 200 лет создала особый культурный мир со своеобразной классической музыкой XIX в.10, поисками нового звучания в синтезе народной и современной музыки в XX в.11, особым выразительным стилем в кинематографе12, дизайне и парковом искусстве. В Швеции сохранился традиционный народный костюм, своеобразный интерьер жилого дома13.
Наличие единой культуры Швеции не предполагает одинаковых черт характера и психологии всех шведов, но означает усвоение каждым жителем страны (конечно, в разной степени) ее образа жизни, языка, истории, религии, отношения к работе и формам управления. Особое значение для этнической (культурной) идентичности шведов имеют стереотипы поведения, доминирующие в обществе и поддерживаемые государством. Эти стереотипы -стремление к индивидуальным достижениям и высокому качеству труда, к инновациям и солидарности (слово, увы, почти забытое в России) - находят достаточно полное и разностороннее отражение в рецензируемом труде.
При взгляде из России Швеция предстает как страна, имеющая интересную историю и литературу, страна, население которой традиционно бережно относится к природе. Швеция ассоциируется с уникальными научными центрами и высококачественной продукцией, машинами «Вольво» и «Карлсоном, который живет на крыше», группами АВВА, Иохей и 'Ace of Base", хоккейной командой «Тре Крунур» и многим другим. Одним словом, Швеция выглядит страной, имеющей свое собственное лицо.
Серия статей, объединенных в сборнике, отражает результаты фундаментального и достаточно целостного этнопсихологического
исследования «шведскости». В заключение подчеркну, что культурная (этническая, национальная) идентичность является важнейшим достоянием, стержнем каждой личности. Хотелось бы закончить рецензию словами К.-У. Арнстберга на конференции в Москве: «Нация - одна из важнейших оболочек личностной идентичности, и горе тому, кто в наше время утратил свою национальную принадлежность».
Примечания
1 Мельникова Е.А. Свеаланд и Гаутланд: формирование древнешведского государ-
ства в региональной перспективе (с. 13-20). Здесь и далее приводятся ссылки на статьи рецензируемого сборника.
2 Сванидзе А.А. Идентичность и ее решение в «Хронике Эрика» (с. 26-46); Щег-
лов АД. Шведы и их соседи в «Шведской хронике» Олауса Петри (с. 47-58).
3 Толстиков А.В. «Шведскость» как «готскость»: шведский готицизм XV-XVII вв.
(с. 59-76).
4 Рогинский В.В. Исторический путь Швеции в Новое время: от многонациональ-
ной мини-империи к национальному государству (с. 88-103).
5 Комаров А.А. Шведский нейтралитет как элемент шведской идентичности:
взгляд из России (с. 145-154).
6 Тоштендаль Р. Шведская модель управления: самостоятельность, политизация
и ответственность (с. 104-123).
7 Плевако Н.С. Политика иммиграции в Швеции как часть шведской идентич-
ности и составляющая шведской модели (с. 203).
8 Антошина Н.М. Особенности шведской экономической системы (с. 230).
9 Там же. С. 231.
10 Таштендаль-Салычева Т.А. Поиски национальной идентичности в шведской му-
зыке (с. 335-349).
11 Иварсдоттер А. От национальной музыки к «world music»: «шведское звучание»
музыки ХХ в. (с. 359-372).
12 Кобленкова Д.В. От Шёстрема до Поллака. О национальных приоритетах швед-
ского кино (с. 394-414).
13 Комарова М.М. Культура жилого дома в Швеции в конце XIX - начале XX в.
(с. 450-471).