УДК 325.14 (100-87) Маргарита КЛЮЧНИКОВА
ШВЕЦИЯ: ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА НА ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Политика мультикультурализма, принятая когда-то на вооружение в ряде стран Запада, в настоящее время является предметом споров и до сих пор не получила однозначной оценки. Пример Швеции показывает проблемы, с которыми сталкивается государство всеобщего благосостояния в условиях господства принципа культурного многообразия. То, что в этой части Северной Европы всё чаще стали раздаваться голоса, ставящие под сомнение устоявшийся образ толерантного общества, доброжелательно настроенного к любым проявлениям инаковости, заставляет задуматься о возможном отступлении от принципов компромисса, равенства и даже Закона Янте УаПе^еп1) ^атЗгшозг А. 2002], традиционно характеризующих сущность скандинавского менталитета. Является ли мультикультурализм одним из факторов, ведущих к деструкции модели, столь последовательно выстраиваемой в Швеции с 1932 года, когда пришедшие к власти социал-демократы во главе с Пером Альбином Ханссоном провозгласили курс на "Народный дом" (Ро1кЬешше1), то есть государство всеобщего благосостояния. В попытке ответить на этот вопрос по заказу шведского правительства ежегодно публикуются независимые исследования общественного мнения и статистические выкладки, а мировое сообщество продолжает вести дебаты о состоятельности выбранной Стокгольмом модели иммиграционной политики.
Концепция мультикультурализма, разработанная в конце 1960-х годов XX века в Канаде, предусматривала обращение к интеграционной модели, принципиально отли-
1 Закон Янте - неписанный моральный закон-кодекс, сформулированный датско-норвежским писателем Акселем Сандемусе в 1933 г. для объяснения сущности скандинавского менталитета через отказ одного человека считать себя выше другого в любом проявлении.
© Ключникова Маргарита Викторовна - аспирантка кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова; Адрес: 119991, Москва, ул. Ленинские Горы, 1. E-mail, mklyuchnikova@gmail.com. Ключевые слова: мультикультурализм, Швеция, государство всеобщего благосостояния, иммиграционная политика, ксенофобия, геттоизация, Северная Европа. DOI: http,//dx.doi.org/10.15211/soveurope220145468
чающейся от принципа плавильного котла, активно пропагандируемого в американской культуре ещё с конца XVIII века [Crèvecoeur M.G.J.d. 1986: 70]. Новый подход сводился к признанию параллельного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества принимающего общества и этнических и религиозных групп со своей особой культурой, традициями и системой ценностей. Таким образом, мультикультурализм предполагает легитимацию культурного многообразия, что воплощается в формуле "интеграция без ассимиляции" [Горбунова ЛИ. (2011): 267]. В виде метафоры эту идеологию можно представить как принцип "культурной мозаики" [Gibbon J.M. (1939): 456] или "салата" [Colman RM. (1981)].
Теоретики мультикультурализма трактуют его довольно широко. Так, профессор социологии Кэмбриджского университета Гёран Терборн выделяет три контекста, в которых может употребляться термин "мультикультурализм":
• в политическом контексте, относящемся к формулированию основных направлений политики и функционированию политических институтов;
• в эмпирическом контексте, основанном на изучении всевозможных изменений в многонациональных обществах;
• в контексте социальной и политической философии, а также прав человека в условиях культурного разнообразия в рамках того или иного общества [Терборн Г. 2001: 51].
Один из наиболее популярных подходов к мультикультурализму представлен канадским политическим философом Уилллом Кимликой. В статье "Иммиграция, мультикультурализм и государство всеобщего благосостояния" [Kymlicka W., Banting K. 2006: 281] он вместе со своим коллегой профессором политологии Университета Квинс (Онтарио, Канада) Кейтом Бантингом доказывает, что мультикультурная политика не оказала негативного влияния на систему распределения бюджетных средств государства всеобщего благосостояния. Наоборот, она способна повысить уровень солидарности и доверия в обществе.
Однако в конце XX - начале XXI века именно страны, взявшие на вооружение принципы политики мультикультурализма, столкнулись с непростой дилеммой: как всесторонне гарантировать реализацию права иммигрантов на сохранение и развитие своей культуры и идентичности в новом обществе и при этом обеспечить соблюдение ими законов принимающей страны. В последние годы всё чаще раздаются призывы лидеров западных стран признать провал политики мультикультурализма1 ввиду опасности размывания национальной идентичности, возникновения социальной напряжённости, конфликтов и криминальных явлений, роста популярности правых и националистических сил в принимающих странах [Сухов. 2008: 79].
Обострение иммиграционной обстановки происходит не только в традиционных иммиграционных государствах Запада, но и там, где проблемы с мигрантами ранее не всплывали на поверхность ввиду благожелательности политического режима к новым элементам социальной системы. Такой страной длительное время считалась Швеция.
1 Выступление Ангелы Меркель на конференции молодёжной организации Христианско-демократической партии в Потсдаме 16 Октября 2010 г. // http://www.welt.de/politik/deutschland/article10337575/Kanzlerin-Merkel-erklaert-Multikulti-fuer-gescheitert.html; Выступление Дэвида Камерона на конференции по безопасности в Мюнхене 5 февраля 2011 г. // http://www.bbc.co.uk/news/uk-politics-12371994; Выступление Николя Саркози на передаче "Paroles de Français" французского телеканала "TF1" 10 февраля 2011 г. // http://www.parismatch.com/Actu-Match/Politique/Actu/Nicolas-Sarkozy-et-le-tabou-du-multiculturalisme-250685/.
Становление шведского мультикультурализма
Как правило, скандинавские страны принято относить к числу этнически гомогенных государств, где титульный народ составляет свыше 95% населения. Однако если принять во внимание, что в соответствии со статистическими данными, опубликованными в 2012 году, 1,8 млн жителей Швеции (или 19 % всего населения страны) не имеют шведского происхождения1, то её с большим трудом можно отнести к такого рода государствам. Если обратиться к шведской истории, то страна довольно давно стала центром притяжения мигрантов. Уже в XVII веке Швеция берёт курс на привлечение высококвалифицированных специалистов из более экономически развитых европейских стран [Кан А.С. 1974: 180]. Развитие торговли и беспрерывный рост военных расходов требовали соответствующего наращивания темпов промышленного производства и привлечения ремесленников и купцов из Нидерландов и Германии, чьё присутствие существенно не сказалось на этнической однородности Швеции. В XIX - начале XX века страна испытала на себе массовый исход населения [Barton. 1994: 424], устремившегося из-за нехватки осваиваемых территорий и серии неурожаев на доступные земли американского континента в поисках лучшей доли. В итоге Швеция, будучи далеко не самой густонаселенной европейской страной, лишилась фактически 20% своего населения.
Превращение Швеции из страны эмиграции в страну иммиграции, по сути, начинается после Второй мировой войны, когда острая нехватка рабочих рук послужила началу массового привлечения рабочей силы из-за рубежа. Швеция привлекала иммигрантов достаточно высоким уровнем жизни, стабильной системой социальных гарантий и сохранившимся промышленным потенциалом, в меньшей степени изнурённым тяготами военных лет, что связано с последовательно проводимой политикой нейтралитета (пусть и прогерманского). В итоге страну захлестнула волна трудовой миграции (по большей части из близлежащих стран). В 1953 году было подписано (а в 1954 г. вступило в силу) Соглашение об общем скандинавском рынке труда (Överenskommelse om gemensam nordisk arbetsmarknad), гарантировавшее право гражданам Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании (кроме Гренландии и Фарерских островов) на проживание и работу в любой Северной стране без получения вида на жительство или рабочей визы (Исландия присоединилась к Соглашению в 1955-м, а Фарерские острова в 1966-м)2. В результате, к 1957 году приток в Швецию рабочей силы из соседней Финляндии увеличился почти в пять раз по сравнению с 1945 годом - с 2 396 до 11 020 человек3, что, правда, на тот момент представлялось политической элите временным явлением. Но именно в этом и заключалась ключевая ошибка. Предполагалось, что как только трудовые договорённости будут выполнены, "новоприбывшие" специалисты вернутся на родину. Именно поэтому изначально вопрос о разработке специальных мер по интеграции и адаптации новых граждан даже не стоял.
1 Statistisk ärsbok 2012. Statistiska centralbyrän, (SCB). // http://www.scb.se/statistik/_publikationer/OV0904_2012A01_BR_00_A01BR1201 .pdf
2 Официальный портал Совета министров Северных стран: Nordiskt samarbete // http://www.norden.se/Nordenfakta/Det-nordiska-samarbetet/
3 Официальные статистические данные об иммиграции в Швецию за 1945-1954 гг. / Statistisk ärsbok 1954. Statistiska centralbyrän, (SCB). S. 58 // http://www.scb.se/Grupp/Hitta_statistik/Historisk_statistik/_Dokument/Statistisk%20%C3%A5rs bok%201914-2001/Statistisk%20arsbok%20for%20Sverige%201955.pdf
Проблемы, возникавшие у иммигрантов на производстве, были настолько острыми, что общество фактически взяло их решение на себя. Сталкиваясь каждый день с отсутствием знания шведского языка и правил эксплуатации производственных помещений, профсоюзы сами инициировали создание языковых курсов, которые с 1965 года вошли в состав так называемых Бюро по вопросам иммиграции (Invandrarbyrâerna) [Sarstrand A.-M. 2007: 50]. Это были небольшие подразделения, состоящие из двух или трёх штатных сотрудников и нескольких внештатных переводчиков, от которых требовалось знание шведского языка и языков основных иммигрантских групп. Бюро были включены в организационную структуру шведских органов местного самоуправления и функционировали как информационные центры, где иммигранты могли получить необходимую информацию, включая справку по учреждениям социального обслуживания, соответствующим их потребностям.
Но когда в конце 1960 - начале 1970-х годов стало очевидно, что этнический состав Швеции стал изменяться существеннее, чем когда-либо ранее (к 1973 г. в Швеции насчитывалось 29 4431 иммигранта, 30% из которых составляли выходцы из неевропейских стран (2% в 1945 г.2), потребовалось принятие принципиальных политических решений.
В мае 1968 года правительство заявило о создании комиссии по исследованию социально-экономического положения иммигрантов и национальных меньшинств, а также по разработке способов содействия их интеграции в шведское общество (Invandrar utredning). Комиссия подготовила несколько докладов, среди которых - Доклад об образовательных потребностях иммигрантов (SOU 1971:51 "Invandrarutredningen. Invandrarnas utbildningssituation. Forslag om grundutbildning i svenska for vuxna invandrare"), который был опубликован в июне 1971 года и предполагал введение начального курса языка принимающей страны, что должно было содействовать развитию активного двуязычия. Речь шла о том, что свободное владение родным языком должно способствовать лучшему усвоению шведского языка среди детей иммигрантов. Изучение ребёнком родного языка также воспринималось в качестве важного элемента развития личности, поддержания и сохранения своего культурного наследия. В заключительном докладе 1974 года (SOU 1974:69) и приложении к нему (SOU 1974:70) были опубликованы "Основные принципы иммиграционной политики и политики в отношении национальных меньшинств", которые легли в основу законодательного оформления прав иммигрантов в Швеции. В итоге в феврале 1975 года был принят правительственный законопроект, в основу которого легли принципы мультикультурализма, а именно: обеспечение равенства в уровне жизни для иммигрантского меньшинства и титульного народа страны; гарантия свободы выбора между сохранением этнической идентичности меньшинства и принятием особой шведской культурной идентичности; поддержание духа партнёрства и равенства возможностей на профессиональном поприще, чтобы шведское большинство и различные группы меньшинств "чувствовали
1 Официальные статистические данные об иммиграции в Швецию за 1966-1975 гг. / Statistisk атеЬок 1976. Statistiska сеШгаЪугап, (БОБ). Б. 82 // http://www.scb.se/Grupp/Hitta_statistik/Historisk_statistik/_Dokument/Statistisk%20%C3%A5rs Ьок%201914-2001/Statistisk%20arsbok%20for%20Sverige%201976.pdf
2 Официальные статистические данные об иммиграции в Швецию за 1945-1954 гг. / Statistisk атеЬок 1954. Statistiska centralbyrаn, (БОБ). Б. 58 // http://www.scb.se/Grupp/Hitta_statistik/Historisk_statistik/_Dokument/Statistisk%20%C3%A5rs bok%201914-2001/Statistisk%20arsbok%20for%20Sverige%201955.pdf
себя равноправными партнёрами в обществе"1. Таким образом иммигрантов попытались вовлечь в общественно-политическую систему страны, предоставив им право голоса на коммунальных выборах, возможность изучать шведский язык и культуру. "Новоприбывшие" наделялись равными с коренным населением правами и свободами, за исключением избирательного права на парламентских выборах. Правда второй пункт, касающийся права выбора культуры и идентичности, впоследствии подвергся жёсткой критике, так как он фактически положил начало консолидации иммигрантских групп на национально-религиозной основе и последующей геттоизации, примеры которой можно найти сегодня во всех крупных шведских городах (иммигрантское население третьего по величине города Швеции Мальмё составляет 35%2). Тем не менее именно право человека на возможность сохранения и поддержания своей культуры, языка и идентичности в новом обществе легло в основу шведской интеграционной политики. Опираясь на принцип всеобщего благополучия, она провозглашает главной целью интеграции обеспечение равенства в уровне жизни иммигрантов и коренных жителей. Это хороший пример применения на практике шведской политической модели, которая подразумевает чуткое и оперативное реагирование государства на возникающие проблемы в этой сфере, а также активное участие общественных и неправительственных организаций в выработке основополагающих принципов и документов по иммиграционным вопросам. Важную роль в Швеции играет профсоюзное движение, которое принимало участие в выработке иммиграционного законодательства, в частности в вопросе установления равной оплаты труда шведов и иммигрантов во избежание конкуренции со стороны дешёвой рабочей силы [Плевако Н.С., Чернышева О.В. 2012: 72].
С середины 1970-х годов характер иммиграции стал качественно меняться. Теперь большую часть приезжавших в страну составляли не рабочие мигранты, а лица, претендующие на статус беженцев, и их семьи. Поток иммигрантов хлынул из самых отдалённых уголков мира. Например, из стран Латинской Америки (в частности, после военного переворота в Чили в 1973 г.). В 1980-е годы многие бежали в Швецию из стран Ближнего Востока, Восточной Азии и Африки. Вплоть до середины 1990-х годов приток лиц, ищущих в Швеции политического убежища, был особенно интенсивным (интересно, что и по сей день многие обращаются к этому иммиграционному каналу, чтобы попасть в Швецию: число заявок на предоставление политического убежища в 2011 г. составило 29 648, из которых 9 088 были одобрены - по большей части от граждан Афганистана)3.
23 февраля 1993 года, в соответствии с рекомендацией шведского парламента (риксдага), лидер правящей правой коалиции Карл Бильдт дал указание о создании парламентской комиссии по культурной политике (Ки11ши1ге^т§еп). Комиссии было предписано не только оценить законопроект 1974-1975 годов, но также определить круг проблем и возможностей на будущее4. На основе докладов Комиссии в 1996 году риксдагом был подготовлен законопроект, который признал проблемы с иммиграцией, глобализацией и неудачу правительства в реализации заданной во второй половине
1 Regeringens proposition nr 26 âr 1975: Regeringens proposition om riktlinjer for invandrar- och minoritetspolitiken m. m.; beslutad den 27 februari 1975. S. 16.
2 Statistisk ârsbok 2012. Statistiska centralbyrân, (SCB). // http://www.scb.se/statistik/_publikationer/OV0904_2012A01_BR_00_A01BR1201 .pdf
3 Официальные статистические данные об иммиграции в Швецию // http://www. migrationsinfo. se/migration/sverige/asylsokande
4 SOU 1995:84 Kulturpolitikens inriktning, S. 3.
1970-х годов политической линии, а также факт изменения этнического состава населения Швеции за относительно короткий период времени [TawatM. 2006: 34]. Документ указывал на социальную сегрегацию, увеличение зависимости иммигрантов от социальных пособий государства всеобщего благосостояния и безработицу, которые подпи-тывались дискриминацией, общественным невежеством, ксенофобией, отсутствием межэтнических контактов, низким уровнем образования среди приезжих, отсутствием доверия к политикам и самой иммиграционной политике, отсутствием опыта путешествий у иммигрантов, их чувством беспомощности и низкой уверенности в себе. Но, несмотря на эти печальные выводы, мультикультурализм был сохранён в качестве одной из основных политических целей Швеции, в которой воплотились две основные идеи -этнокультурного разнообразия и обогащения национальной культуры, а также эффективного средства борьбы с расизмом и ксенофобией. Если в 1975 году подчёркивалась важность культурной включённости иммигрантов в шведское общество, то теперь акцент делался на этнокультурном разнообразии как стимуле для развития национальной культуры и средстве борьбы против расизма и ксенофобии. Продолжая эту линию, 2006 год был объявлен в Швеции Годом мультикультурализма1.
Проблемы, связанные с иммигрантами
Проблема заключается в том, что, несмотря на отсутствие у современной Швеции острой потребности в дополнительных низкоквалифицированных трудовых ресурсах, их количество продолжает увеличиваться за счёт притока иммигрантов. На этом фоне с каждым годом растёт количество покидающих страну шведов.2 Своего рода рекорд был поставлен в 2009 году, когда в Швецию иммигрировали 102 280 человек на фоне естественного прироста населения, равного всего 84 335 жителей3. В 2012 году вышел очередной статистический ежегодник, который обнародовал данные за 2010 год: степень интенсивности иммиграционных потоков по-прежнему остаётся на высоком уровне - более 98 000 приезжих в год, почти половину из которых составляют выходцы из стран Азии и Африки, что связано с увеличением конфликтных зон в мире. За 2011 год на 72% выросло количество иммигрантов из Афганистана и на 52% из Сирии4. По данным Евростата за 2010-2011 годы, Швеция стала третьей страной в Европейском Союзе по количеству заявок на предоставление политического убежища после Франции и Германии5. Таким образом, происходит замещение эмигрирующих из страны высококвалифицированных специалистов на приезжих работников, имеющих средний и низкий уровень квалификации, что не может не сказываться на функционировании швед-
1 SOU 2007:50. Mângfald är framtiden. Ku 2004:09 Kommittén för samordning av Mângkulturâret 2006. // http://www.regeringen.se/content/1/c6/08/51/68/d400d4db.pdf
2 1. Statistisk ârsbok 2012. Statistiska centralbyrân, (SCB). // http://www.scb.se/statistik/_publikationer/0V0904_2012A01_BR_00_A01BR1201.pdf
2. Statistiska centralbyrân, (SCB). Immigration and emigration 1960-2011 and forecast 20122060 // http://www.scb.se/Pages/TableAndChart_91833.aspx
3 Tabeller över Sveriges befolkning 2009. Statistiska centralbyrân, (SCB). // http://www.scb.se/Pages/PublishingCalendarViewInfo_259923.aspx?Publ0bjId=11400
4 Statistisk ârsbok 2012. Statistiska centralbyrân, (SCB). // http://www.scb.se/statistik/_publikationer/0V0904_2012A01_BR_00_A01BR1201.pdf
5 Eurostat Asylum quarterly report. December 2011. // http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Asylum_quarterly_report
ского государства всеобщего благосостояния. Невысокие показатели занятости среди низкоквалифицированных рабочих вынуждают государство предоставлять безработным иммигрантам расширенный доступ к системе государственной социальной помощи, что зачастую приводит к негативным последствиям, а именно: к развитию зависимости иммигрантов от системы социальных пособий и сопутствующей социально-экономической маргинализации. Наиболее распространенный аргумент против иммиграции связан как раз с существующими государственными программами перераспределения доходов населения, которые предоставляют доступ иммигрантам к системе социального обеспечения за счёт принимающего общества. Сильная социальная опека шведского государства требует всё большего увеличения налоговых сборов, отчего нарастает недовольство среди работающего населения, вынужденного содержать неработающее (большую часть которого составляют иммигранты1). В течение многих десятилетий степень профессиональной занятости среди лиц иностранного происхождения была в процентном соотношении выше, чем среди коренных шведов. Но положение дел изменилось. Если раньше мигранты, приезжая в Швецию по трудовой квоте, быстро выходили на работу, то теперь наблюдается неконкурентоспособность современного поколения "новых шведов" на рынке труда [Danielsson. 2008: 5]. "Путь на работу" у них занимает гораздо больше времени, при этом значительная часть иммигрантов остаётся экономически пассивной, в том числе и ввиду незнания языка.
Цель современной интеграционной политики Швеции заключается в обеспечении равных прав, обязанностей и возможностей для всех, независимо от их этнического и культурного происхождения2. Для реализации этой цели особенное значение имеют: совершенствование языковых знаний и создание дополнительных возможностей для обучения иммигрантов, эффективная защита от дискриминации, увеличение спроса и предложения на рынке труда и создание духа партнёрства и равенства в школах. Для скорейшего выхода недавно прибывших в Швецию иммигрантов на работу, в 2010 году был принят закон, в соответствии с которым служба занятости устанавливает индиви-
„ 3
дуальный план действий для каждого иммигранта .
Но существует также мнение, что проблемы, с которыми сталкиваются некоторые группы иммигрантов, кроются как раз в механизмах шведской модели. Например, сомалийцы имеют наивысший показатель интеграции в США и одновременно самый низкий в Швеции. Согласно докладу [Carlson B., Magnusson K., Ronnqvist S. 2012: 190], опубликованному в ноябре 2012 года правительственной комиссией по вопросам будущего (Framtidskommissionen), примерно каждый второй сомалийский иммигрант в Северной Америке занят на рынке труда, в то время как только 20% сомалийцев имеют работу в Швеции. Это связано с тем, что вопросами интеграции новых граждан ведают шведские государственные учреждения, с которыми иммигранты, как правило, не хотят
1. Sysselsattning for invandrare - en ESO-rapport om arbets- marknadsintegration (Finansdepartementet, Regeringskansliet, 2011) //
http://www.eso.expertgrupp.se/Uploads/Documents/2011 -5-till-webben.pdf
2. Konjunkturinstitutet. Konjunkturläget juni 2012. Arbetslöshet bland unga. // http://www.konj.se/download/18.2e23b662137d88fc6f712a3/Arbetsloshet+bland+unga.pdf
2 Integrationspolitiken i Sverige. Faktablad. Integrations- och jämställdhetsdepartementet. // http://www.regeringen.se/content/1/c6/13/77/30/6ef4871f.pdf
3 Lag om etableringsinsatser for vissa nyanlanda invandrare. SFS 2010:197, // http://www.lagboken.se/files/SFS/2010/100197.PDF
иметь дело из-за отрицательного опыта взаимоотношений с госструктурами на родине, а порой и вовсе из-за отсутствия такового. Решением могла бы стать добровольная передача шведскими государственными агентствами части полномочий и ресурсов в пользу этнических организаций, которые сосредоточились бы на оказании всесторонней помощи вновь прибывшим лицам, страдающим от социальной изоляции и испытывающим проблемы по адаптации и интеграции в шведское общество. Таким образом, шведское государство всеобщего благосостояния само создаёт барьеры для скорейшего вовлечения иммигрантов на рынок труда. До недавнего времени период с момента регистрации по новому месту жительства в Швеции и до выхода на работу для только что прибывших в страну женщин мог растягиваться до девяти лет1. Причина кроется в наличии ретроактивного родительского пособия, выплачиваемого только что приехавшим иммигрантским семьям задним числом за каждого ребёнка вплоть до достижения им восьмилетнего возраста. Но вместо того чтобы изучать шведский язык и выходить на работу, иммигрантки, как правило, остаются дома с детьми и живут на выплачиваемое им пособие. В итоге дети иммигрантов не используют преимущества дошкольного образования, и приходят в начальные классы фактически без знания шведского языка, а их матери сталкиваются с трудностями в поисках работы даже после длительного пребывания в стране. Приходится констатировать, что адаптации к шведской культуре почти не происходит. Отсюда вытекает проблема безработицы женщин-иммигранток. Теперь шведы предлагают трактовать такую длительную выплату пособий как ловушку, которая чинит препятствия интеграции иммигранток в новое гостеприимное общество. В июне 2012 года Народная партия - либералы Швеции ^оШрагйе! НЬега1егпа), входящая в правящую право-центристскую коалицию "Альянс за Швецию", выдвинула новую программу интеграции иммигрантов, призванную отменить выплату вышеупомянутого родительского пособия и ввести тест на знание шведского языка как часть процедуры получения шведского гражданства2. Таким образом либералы хотят добиться того, чтобы новые члены общества как можно скорее начинали изучать шведский язык, видя в этом стимул к обретению нового статуса, и выходили на рынок труда. Для рассмотрения вопроса о целесообразности принятия подобных мер комиссией по повышению активности на рынке труда среди вновь прибывших женщин иностранного происхождения и семей иммигрантов был подготовлен промежуточный доклад3, который опроверг утверждение о том, что граждане иностранного происхождения не хотят выходить на рынок труда, будучи удовлетворенными размерами пособий, выплачиваемыми шведским государством. Различия в источниках профессиональной мотивации между шведами и иммигрантами и более спокойное отношение к безработице со стороны последних не является, по мнению Комиссии, правдоподобным объяснением высокого уровня безработицы среди мужчин и женщин иностранного происхождения. В течение 2013 года доклад будет дорабатываться, но уже сейчас к выдвинутым предложениям по изменению интеграционного законодательства критически относятся как
1 Hagglund: nej till fárre fóráldradagar for invandrare. Svenska Dagbladet. 23 mars 2012. // http://blog.svd.se/politikdirekt/2012/03/hagglund-nej-till-farre-foraldradagar-for-invandrare/
2 Alliansen oenig om integration. Svenska Dagbladet. 12 juni 2012 // http://www.svd.se/nyheter/inrikes/alliansen-oenig-om-integration_7270313. svd
3 Forman och falla - nyanlandas uttag av foraldrapenning. Delbetánkande av Utredningen om ókat arbetskraftsdeltagande bland nyanlánda utrikes fódda kvinnor och anhóriginvandrare (AKKA-utredningen). 2012. // http://www.regeringen.se/content/1/c6/18/77/43/e00098e0.pdf
оппозиция, так и некоторые соратники либералов по Альянсу (Партия Центра и Хри-стианско-демократическая партия). Первые считают это признанием несостоятельности и провала интеграционных реформ, вторые настаивают на сохранении существующих правил и не видят необходимости во введении языкового экзамена, проект которого уже не раз продвигался Народной партией1, но был отвергнут как проводник ксенофобских настроений .
Неоднозначную реакцию в шведском обществе вызвало соглашение, к которому пришли летом 2012 года шведская Зелёная партия и правительство. Его суть заключается в предоставлении нелегальным иммигрантам официального доступа к системе здравоохранения, субсидируемой государством. Документ призван уравнять права нелегальных иммигрантов и лиц, имеющих официальный статус беженцев, в этой сфере. Дети до 18 лет получат право на медицинское страхование, а у взрослых, нелегально проживающих на территории Швеции, появится доступ к скорой медицинской помо-щи3. С одной стороны, принятие этого закона станет большим успехом для шведского общества, всегда очень трепетно относившегося к распространению государственных благ на всех своих членов. С другой стороны, недовольство шведов системой социального обеспечения возрастает. Граждане, всю свою жизнь платившие достаточно высокие налоги, вынуждены констатировать, что многие из тех, чьё содержание они частично оплачивают из своего кармана, порой не выказывают должного уважения к традициям и законам принимающей страны.
Проблема криминализации иммигрантских окраин шведских городов также оказывает влияние на настроения, сложившиеся в обществе. В декабре 2011 года Шведский национальный совет по предотвращению преступности (Brottsfбrebyggande гМе^)4 представил доклад, в соответствии с которым преступность среди иммигрантов фиксировалась в четыре раза чаще, чем среди коренного населения страны, в основном за счёт более низкого социально-экономического статуса этой группы населения. Иммигранты и их дети также имеют более высокий риск стать жертвами преступлений5. На этом фоне последние десятилетия ознаменовались в Швеции ростом ксенофобских настроений и увеличением популярности праворадикальных партий. На смену политике, направленной по большей части на сохранение культуры и особой идентичности иммигрантов, пришла идея отстаивать и исконные шведские ценности и культуру. Подобные настроения вносят разлад в процесс поддержания жизнеспособности государства всеобщего благосостояния в долгосрочной перспективе как "Народного дома" для сплочённого общества.
Spraktest bra for integrationen. Svenska Dagbladet. 15 augusti 2010. // http://www. svd. se/opinion/brannpunkt/spraktest-bra-for-integrationen_5136453. svd Valar: Folkpartiet pratar spraktest Tidningen Realisten. 15 augusti 2010. // http://www.realisten.se/2010/08/15/valar-folkpartiet-pratar-spraktest/
2 LUF:s ordforande i Boras kuggad i spraktest. Sveriges Radio. 2 augusti 2011. // http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=95&artikel=4628673
3 Sweden to give illegal immigrants healthcare. The Local. 28 juni 2012. // http://www.thelocal.se/41702/20120628/
4 Brottsforebyggande radet : http://www.bra.se/bra/brott--statistik.html
5 Официальные статистические данные об иммиграции в Швецию // http ://www. migrationsinfo. se/valfard/kriminalitet/#
Сторонники и противники иммиграции
Поворотным моментом для шведского сознания стал теракт 11 декабря 2010 года в Стокгольме. Незадолго до двух взрывов, прогремевших на центральной туристической улице шведской столицы - Дроттнинггатан, в Службу государственной безопасности Швеции ^АРО) и в крупнейшее шведское новостное агентство Т1^т§агпа8 Те^гатЬуга поступили сообщения с угрозами, в которых неизвестный ссылался на военное присутствие Швеции в Афганистане и карикатуры художника Ларса Вилкса на пророка Мухаммеда, вызвавшие международный скандал в 2007 году. На жизнь Вилкса к этому моменту уже не раз покушались. Группировка "Исламское государство Ирак", связанная с международной террористической организацией "Аль-Каида", назначила награду за голову художника в 100 тыс. долларов и выразила готовность повысить цену до 150 тыс. долларов, если исполнитель "зарежет его как ягненка"1. Среди прочих это заявление тогда заинтересовало и гражданку США Колин Ла Роз, ныне больше известную как "Джихад-Джейн" и отбывающую наказание в тюрьме Филадельфии за планирование покушения на Вилкса.
До этого момента в истории Швеции были известны и подрыв корабля "Амальтея" в порту города Мальмё в 1908 году, и нападение на коммунистическую газету "Северное сияние" (Когтекешйаттап) в городе Лулео в 1940-м, и ряд нападений на дипломатические миссии (убийство посла Югославии в 1971 г. и захват посольства ФРГ в 1975 г.), и угон самолета с 86 заложниками на борту в 1972 году. Но события 11 декабря можно рассматривать, как первый в истории страны террористический акт, осуществлённый террористом-смертником. Он дал импульс развитию антидемократических, расистских, нацистских и ксенофобских тенденций, которые проявляются в последнее время во многих частях Европы.
А несколькими месяцами ранее - в сентябре 2010 года - на парламентских выборах в риксдаг впервые прошла правоконсервативная партия "Шведские демократы", чей лидер Йимми Окессон провозгласил ислам "величайшей угрозой шведскому общест-ву"2, обвинил мусульманское население в нежелании работать, создании террористических организаций на территории Швеции и стремлении поставить шариатские законы выше шведского законодательства. Успех "Шведских демократов" вызвал негодование и опасения в кругу политического истеблишмента, который сразу после выборов призвал активизировать борьбу с ксенофобией и нетерпимостью.
"Шведские демократы" преодолели 4% барьер, получив 339 610 голосов (5,7%) и 20 депутатских мест. Наибольшую поддержку (ок. 11%) партии оказали избиратели в южной провинции Сконе3, где, после Стокгольма, проживает самое большое количество иммигрантов в Швеции. "Шведские демократы" добились успеха и на выборах местного уровня, получив места, по крайней мере, в 50 коммунах, половина из которых находится в Сконе.
Приход "Шведских демократов" в риксдаг породил волну дискуссий в шведском обществе и поставил в центр внимания проблемы ксенофобии, расизма и иммиграци-
1 al-Qaida belönar mord pä Vilks. Svenska Dagbladet. 15 september 2007. // http://www.svd.se/nyheter/inrikes/al-qaida-belonar-mord-pa-vilks_20812.svd
2 Äkesson J. Muslimerna är värt största utländska hot. Debattartikel av Sverigedemokraterna. Aftonbladet. 19 oktober 2009. //
http://www.aftonbladet. se/debatt/debattamnen/politik/article12049791 .ab
3 Результаты парламентских выборов (2010) // http://www.val.se/val/val2010/slutresultat/R/rike/index.html
онной политики. Интересно, что тенденции к признанию правых радикальных партий прослеживаются во многих Северных странах. Например, в Дании третьей по величине силой в государстве и фракцией в парламенте является крайне правая ксенофобская Датская народная партия, которая не первый год требует остановить всю незападную иммиграцию в страну и не стесняется в выражениях, отстаивая свою точку зрения. А шведские соседи на востоке - правопопулистская партия "Истинные финны"
- в апреле 2012 года предложили ставить метки на нарукавных повязках национальным и сексуальным меньшинствам, а также вживлять электронные чипы иностранцам, въезжающим на территорию Финляндии. "Истинные финны", которые, как и их датские коллеги, являются третьей по числу представителей в эдускунте (финском парламенте) партией в стране, решили, что россиянам они могли бы выдавать нашивку с серпом и молотом на чёрно-красном фоне, представителям мусульманских государств
- с полумесяцем на фоне национального флага, а американским гражданам рисовать гамбургер. Примечательно, что правые партии приходят под лозунгом спасения государства всеобщего благосостояния, которое всё чаще оказывается центральной темой дебатов в отношении иммиграции. "Шведские демократы" видят в иммигрантах угрозу государству всеобщего благосостояния из-за опасности снижения общего уровня заработной платы в стране и эрозии социальной сплочённости шведов. Их оппоненты из числа либералов полагают, что дела обстоят наоборот, и именно механизмы государства всеобщего благосостояния угрожают иммиграции в Швецию: коллективный договор, который является основным письменным соглашением между работником и работодателем, зачастую не учитывает потребности иммигрантов, а работодатель защищает только свои - шведские - интересы1.
В последнее время часто публикуются автобиографии "новых шведов", которые признают, что, даже прожив в Швеции всю свою жизнь, чувствуют себя своими и чужими одновременно. Подобное недоверие внутри общества противоречит принципам государства всеобщего благосостояния, которое предполагает поддержание общественной солидарности в рамках "Народного дома". В 2012 году в свет вышла книга Кай-сара Махмуда, шведского автора пакистанского происхождения, "В погоне за шведско-стью" [Mahmood. 2012: 272]. Автор проехал на мотоцикле 900 миль через всю Швецию в поисках ответа на вопрос "Что значит быть шведом?". Большинство его собеседников имели весьма схожее представление о "шведскости": это значит быть блондином и жить обособленно.
Кто-то скажет, что Швеция сама создала себе проблемы за счёт допуска в страну новых граждан, а коренные жители слишком толерантны, чтобы говорить об этом вслух. Этот довод всегда присутствует в аргументации "Шведских демократов": несмотря на популярность этой темы в опросах общественного мнения, обсуждение вопросов иммиграции и связанных с ней проблем ксенофобии, национализма, исламофо-бии и уровня преступности среди иммигрантского населения в течение длительного времени табуировалось [Arnstberg. 2007: 379], считалось неполиткорректным и могло повлечь за собой обвинения в расизме.
Тенденции в развитии шведской модели мультикультурализма
Традиционная терпимость шведов задает соответствующее поведение среди иммигрантского населения, которое не идёт на открытое противостояние [Куропятник. 2000:
1 Реформа рабочей иммиграции - контроль и перекосы. 19 декабря 2011 г. Радио Швеция. Русская служба. // http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=2103&artikel=4866016
155]. Более того, многочисленные исследования проблем ксенофобии и опросы общественного мнения в Швеции приводят к выводу о том, что в общем с начала 1990-х годов отношение шведов к иммигрантам стало более позитивным. В 2009 году Шведский институт по исследованию общественного мнения (БШО) подготовил исследование об отношении шведов к иммиграционным потокам последних двадцати лет. На вопрос "Как вы относитесь к иммиграции в Швецию на протяжении последних двадцати лет?" 56% респондентов ответили, что относятся к ней положительно, 30% высказали своё недовольство1 . 26 июня 2012 года Институт общественного мнения при Гётеборгском университете (БОМ-^йШе^ представил ежегодный доклад об отношении шведов к иммигрантам в период с начала 1990-х по 2011 год2. На вопрос о готовности вступить в организацию по противодействию миграционным потокам в Швецию лишь 4% респондентов ответили "полностью согласен", что соответствует реальной расстановке политических сил в стране. В результате этого опроса общественного мнения был получен самый высокий показатель положительных отзывов об иммигрантах за всю историю Швеции.
Иммиграция в Швецию в различные периоды своей истории имела соответствующие социальные и этнические характеристики. Менялась и государственная политика по отношению к иммигрантам. Высокие темпы иммиграции, низкий уровень рождаемости и высокий показатель смертности постепенно трансформировали ранее однородную шведскую нацию в мультикультурное общество. И теперь проект мультикультура-лизма проходит своего рода проверку на прочность не только в Швеции, но и во многих других уголках земного шара. Неоднозначность реакции в сложившейся ситуации свидетельствует о том, что механизмы и принципы иммиграционного регулирования, заложенные много лет назад, не в состоянии справиться с современными вызовами. Поэтому сегодня, когда национальные общества переживают один из наиболее сложных периодов своей истории, изучение проблемы взаимодействия принципов мульти-культурализма и государства всеобщего благосостояния имеет большое значение.
Так, являются ли иммигранты помехой шведской модели, и насколько политика мультикультурализма влияет на её жизнеспособность?
Несмотря на то, что на протяжении нескольких десятилетий мультикультурализм органично поддерживал образ Швеции как государства всеобщего благосостояния, сейчас он зачастую рассматривается в качестве угрозы последнему. Традиционная политика общественного благосостояния сталкивается с жёсткой критикой из-за снижения налоговых поступлений и взносов на социальное страхование, с одной стороны, и увеличения расходов на вспомогательные пособия безработным, которые не платят никаких налогов и взносов, с другой. Отсюда дебаты о том, сколько такая политика стоит налогоплательщикам.
На мультикультурализм можно посмотреть и иначе: например, как на связующее звено между процессами иммиграции, интеграции и обеспечения жизнедеятельности государства всеобщего благосостояния. Упомянутый ранее У. Кимлика ставит под сомнение пессимистические заявления о несовместимости принципов культурного разнообразия и общественной солидарности в рамках государства всеобщего благосостоя-
1 Majoritet anser att invandringen varit av godo. Riksdag & Department. 22 december 2009. // http://www.rod.se/invandring/majoritet-anser-att-invandringen-varit-av-godo
2 SOM-institutet arliga statistik (2012) // http://www.som.gu.se/digitalAssets/1375/1375031_095-106-marie-demker.pdf
ния, отвергая наличие систематического и неизбежного давления на него со стороны иммигрантского населения. В соответствии с "Основными принципами иммиграционной политики и политики в отношении национальных меньшинств" 1975 года1, заложившими основы политики мультикультурализма в Швеции, всесторонняя поддержка этнических меньшинств должна способствовать укреплению принципов социальной справедливости. Но если безработные иммигранты получают пособия за счёт работающих граждан Швеции, такая справедливость отсутствует. Упомянутые в начале статьи принципы компромисса, равенства и "Закона Янте" подвергаются сомнению не только глобализацией, иммигрантами, но и самими шведами. Например, выходцев из Ирака в Швеции больше, чем в любой другой стране мира. Кто-то скажет, что этим фактом можно гордиться. Но он обнажает и серьёзные проблемы в механизме шведской модели: принимающее общество предъявляет к иммигранту набор конкретных требований - он должен принимать шведские ценности и адаптироваться к ним, владеть шведским языком и уважать шведские законы. Шведы не хотят, чтобы иммигранты создавали гетто и селились исключительно рядом со своими соотечественниками. Но это естественный процесс; так же вели себя и сами шведы в Миннесоте, Калифорнии и Иллинойсе, селясь большими группами и создавая шведские гетто на американском континенте в конце XIX - начале XX века.
* * *
Принимая во внимание общеевропейскую тенденцию старения населения и падения индекса рождаемости, а также появление новых конфликтных зон в мире, можно с уверенностью говорить о невозможности эволюции шведского государства всеобщего благосостояния без учёта иммиграционного фактора. Министр по вопросам гендерного равенства Швеции (в 2006-2010 гг. министр по вопросам интеграции) Нямко Сабуни, сама будучи шведкой африканского происхождения, в своей книге "Новая Швеция: мой взгляд. Мой путь" ^Ьиш. 2010: 9] говорит о том, что на протяжении длительного времени иммигрантам предоставлялись ключи только от системы социальных пособий, в то время как дверь рынка труда оставалась зачастую прикрытой. Этот фундаментально неверный подход к иммиграции в Швецию, который очень глубоко засел в общественном сознании и политической культуре, постепенно начинает уходить в прошлое. Шведы готовы рассматривать своих новых сограждан как выгодных партнёров и полезный для общества ресурс, соглашаясь на мультикультурный статус Швеции. Гармонизация фискальной политики с учётом особенностей шведской интеграционной модели в отношении иммигрантов могла бы способствовать сглаживанию острых углов и снижению накала антиимиграционных настроений в стране (пусть пока и не таких явных). Мультикультурализм можно рассматривать как современное выражение политических принципов, базирующихся на взаимном уважении прав большинства и меньшинств. Поэтому главной угрозой шведскому государству всеобщего благосостояния является не иммиграция или политика, призванная оформить её в мультикультурные рамки. Если шведам удастся поддержать жизнеспособность принципа равноправия и обеспечить за его счёт занятость населения, то модель устоит.
1 Regeringens proposition nr 26 âr 1975: Regeringens proposition om riktlinjer for invandrar - och minoritetspolitiken m. m.; beslutad den 27 februari 1975. S. 16.
Список литературы
Горбунова Л.И. Постмодерн как тенденция развития культуры XX века // Вестник МГТУ, Т.14, №2, 2011.
Кан А.С. История Швеции. Изд-во "Наука". Москва. 1974.
Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. - СПб. Издательство С.-Петербургского университета, 2000.
Плевако Н.С., Чернышева О.В. Можно ли стать шведом? Политика адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции после Второй мировой войны. - М.: КРАСАНД, 2012.
Сухов А.Н. Миграция в Европе и её последствия: учеб. Пособие / А.Н. Сухов, С.А. Тры-канова. - М.: Флинта: МПСИ, 2008.
Терборн Г. Мультикультурные общества. / Социологическое обозрение Том 1, №1, 2001.
Arnstberg K.-O. Svenska tabun. Stockholm. 2007.
Barton H.A. A Folk Divided: Homeland Swedes and Swedish Americans, 1840-1940. / Southern Illinois University Press. 1994.
Carlson B., Magnusson K., Rönnqvist S. Somalier pä arbetsmarknaden - har Sverige nagot att lära? / Underlagsrapport 2 till Framtidskommissionen. Statsrädsberedningen, Regeringskansliet. 2012. URL: http://www.framtidskommissionen.se/wp-
content/uploads/2012/11/Somalier-p%C3 %A5 -arbetsmarknaden-%E2%80%93-har-Sverige-n%C3%A5got-att-l%C3%A4ra1.pdf
Colman R.M. English As a Second Language and the Salad Bowl Concept. World Education Monograph Series, Number Four. University of Connecticut World. 1981.
Crevecoeur M.G.J.d. Letters from an American farmer and sketches of eighteenth-century America (1782). / Ed. with an introd. by Albert E. Stone. New York etc.: Penguin books, 1986 - p. 70 (Letter III).
Danielsson A. Bortsorterad? - Om invandrare och arbetsmarknad. / Populär vetenskaplig kunskapsöversikt. 2008.
Gibbon J.M. Canadian mosaic: The making of a northern nation. London, J.M. Dent. 1939 - 456 p.
Kymlicka W., Banting K. Immigration, Multiculturalism, and the Welfare State / Ethics & International Affairs; 2006; Vol. 20, Issue 3.
Mahmood Q. Jakten pa svenskheten. / Natur & Kultur, Stockholm. 2012.
Sabuni N. Det nya Sverige: Min vision. Min väg. / Ekerlids förlag. Stockholm. 2010.
Sandemose A. En flyktning krysser sitt spor. Fortelling om en morders barndom (1933). Aschehoug & Co, Oslo, 2002.
Sarstrand A.-M. De första invandrarbyraerna. Om invandrares inkorporering pa kommunal nivren 1965-1984. Växjö universitet Fakulteten för humaniora och samhällsvetenskap. Institutionen för samhällsvetenskap. 2007.
Tawat M. Multiculturalism and Policymaking. Dalarna University College. 2006.
Sweden: influence of multiculturalism policy on the common welfare state
Author. Klyuchnikova M. V., graduate student, Moscow State University. Address: 119991, Moscow, ul. Lenin Hills 1. E-mail: mklyuchnikova@gmail.com
Abstract. The article deals with the problem of multiculturalism policy influence on the viability of the welfare state in contemporary Sweden that faces a dramatic rise of xenophobia and an increase in popularity of right-wing parties, due to the immigrants adaptation problem. The author states that the decline of the intensity of antiimmigration movement Sweden could achieve only by the garmonization of the fiscal policy taking into account the features of the Swedish inte-
gration model. Author considers the policy of multiculturalism as a contemporary expression of political principles based on the mutual respect of the majority and minority rights. The main threat to the state of common prosperity is not the immigration. if Sweden keeps alive the principle of equal rights and will provide the employment of the population, the Swedish model will survive.
Key words, multiculturalism, Sweden, welfare state, immigration policy, xenophobia, ghetto-ization, Northern Europe.
References
Gorbunova L.I. (2011). Postmodern kak tendencija razvitija kul'tury XX veka. Vestnik MGTU. Vol.14, №2.
Kan A.S. (1974). Istorija Shvecii. Izd-vo "Nauka". Moscow.
Kuropjatnik A.I. (2000). Mul'tikul'turalizm: problemy social'noj stabil'nosti polijetnicheskih obshhestv. - SPb.: Izdatel'stvo S.-Peterburgskogo universiteta.
Plevako N.S., Chernysheva O.V. (2102). Mozhno li stat' shvedom? Politika adaptacii i integracii immigrantov v Shvecii posle Vtoroj mirovoj vojny. Moscow: KRASAND.
Suhov A.N. (2008). Migracija v Evrope i ejo posledstvija: ucheb. Posobie. A.N. Suhov, S.A. Trykanova. Moscow: Flinta: MPSI.
Terborn G. (2001). Mul'tikul'turnye obshhestva. /Sociologicheskoe obozrenie. Vol. 1, №1.
Arnstberg K.-O. (2007). Svenska tabun. Stockholm.
Barton H.A. (1994). A Folk Divided: Homeland Swedes and Swedish Americans, 1840-1940. / Southern Illinois University Press.
Carlson B., Magnusson K., Ronnqvist S. (2012). Somalier pa arbetsmarknaden - har Sverige nagot att lara? / Underlagsrapport 2 till Framtidskommissionen. Statsradsberedningen, Regeringskansliet. URL: http://www.framtidskommissionen.se/wp-
content/uploads/2012/11/Somalier-p%C3%A5-arbetsmarknaden-%E2%80%93-har-Sverige-n%C3%A5got-att-l%C3%A4ra1.pdf
Colman R.M. (1981). English As a Second Language and the Salad Bowl Concept. World Education Monograph Series, Number Four. University of Connecticut World.
Crevecoeur M.G.J.d. (1986). Letters from an American farmer and sketches of eighteenth-century America (1782). / Ed. with an introd. by Albert E. Stone. New York etc.: Penguin books.
Danielsson A. (2008). Bortsorterad? - Om invandrare och arbetsmarknad. / Popular vetenskaplig kunskapsoversikt.
Gibbon J.M. (1939). Canadian mosaic: The making of a northern nation. London, J.M. Dent.
Kymlicka W., Banting K. (2006). Immigration, Multiculturalism, and the Welfare State / Ethics & International Affairs; Vol. 20, Issue 3.
Mahmood Q. (2012). Jakten pa svenskheten. / Natur & Kultur, Stockholm.
Sabuni N. (2010). Det nya Sverige: Min vision. Min vag. / Ekerlids forlag. Stockholm.
Sandemose A. (2002). En flyktning krysser sitt spor. Fortelling om en morders barndom (1933). Aschehoug & Co, Oslo.
Sarstrand A.-M. (2007). De forsta invandrarbyraerna. Om invandrares inkorporering pa kommunal nivren 1965-1984. Vaxjo universitet Fakulteten for humaniora och samhallsvetenskap. Institutionen for samhallsvetenskap.
Tawat M. (2006). Multiculturalism and Policymaking. Dalarna University College.