РЕЦЕНЗИИ
РЕЦЕНЗИЯ НА «БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л.Г. БАБЕНКО»1
Н.А. Боровикова, Г.Н. Плотникова
Отечественная лексикография имеет богатый опыт в создании толковых словарей, однако вышедший в свет в издательстве «АСТ-ПРЕСС КНИГА» «Большой толковый словарь русских существительных» под общей редакцией профессора Л.Г. Бабенко, которой принадлежит и разработка основной словаря, принципиально отличается от своих предшественников. Впервые в нем соединены идеографических словарей (тематическое представление русских существительных), толковых словарей (объяснение значений с иллюстрациями употребления в речи), словарей и словарей-справочников (ко многим именам указываются их парадигматические связи, синонимы и антонимы).
Авторский коллектив, имея богатый опыт лексикографической работы с русскими глаголами, за семантическую классификацию другой, не менее важной, части речи, имен существительных, и блестяще справился с этим.
В основе концепции данного словаря лежит представление о системном характере лексики, ее внутренней обусловленности и взаимосвязи парадигматических, синтагматических и вариантных отношений между словами. Однако при выявлении классов русских существительных авторы словаря отталкивались прежде всего от типа отображаемой ими ситуации. Основными рубрикаторами словаря являются денотативные сферы, каждая из которых объединяет существительные, отображающие участников типовой ситуации. В словаре представлена 41 денотативная сфера, как то: «Живое существо», «Неживая природа», «Интеллект», «Эмоции», «Время», «Пространство», «Быт», «Образование», «Наука», «Искусство», «Социальные отношения» и другие.
В каждой денотативной сфере содержатся более мелкие семантические классы слов, или денотативно-идеографические группы, которые раскрывают самые значимые компоненты типовой денотативной ситуации. Например, сфера «Образование» (ХХХП) включает в себя следующие группы:
32.1. Существительные, обозначающие человека по роли в учебном процессе (абитуриент, аспирант, лицеист, отличник, учитель и др.).
32.2. Существительные, обозначающие учебный предмет (дисциплина, курс, предмет).
32.3. Существительные, обозначающие учебное заведение (академия, вуз, курсы, студия, ясли и др.).
32.4. Существительные, обозначающие форму обучения (бакалавриат, диктант, практика, тест).
32.5. Существительные, обозначающие средства обучения (карта, пропись, словарь, пособие, программа и др.).
32.6. Существительные, обозначающие отметку (балл, зачет, тройка, кол и др.).
32.7. Существительные, обозначающие документ (аттестат, зачетка, дневник, журнал и
др)-
32.8. Существительные, обозначающие время обучения (курс, семестр, час, урок и др.).
Новизна опубликованного недавно словаря проявляется не только в денотативном способе категоризации имен существительных, но и в антропологическом подходе к формированию структуры словаря, когда взаиморасположение денотативных сфер и групп внутри сферы обусловлено ролью человека в процессе освоения окружающего мира.
В словаре подвергнуты идеографическому описанию свыше 15 ООО существительных. В соответствии с функциональным и синхронным подходом состав словника определяется в основном степенью употребительности лексем на современном этапе. При этом акцент делался на общеупотребительную нейтральную лексику. Стилистически маркированная лексика представлена ограниченно, в словарь включены лишь те лексемы, которые, по мнению авторов, активно употребляются в живой речи и не имеют грубо-просторечной окраски, например: минералка, нержавейка, рухлядь, скряга, язвенник.
Подобный отбор лексем объясняется тем, что словарь является учебным и комплексным, а для такого типа словарей минимизация в отборе материала вполне обоснована. Хотя, на наш взгляд, следует отметить тот факт, что по каким-то причинам в словаре отсутствуют некоторые существительные, являющиеся в современном русском языке не только общеупотребительными и частотными, но несущими большую смысловую нагрузку в общей языковой картине мира. Так, в группе существительных, обозначающих язык, языковые единицы и явления (6.8), из денотативной сферы «Интеллект» отсутствуют лексические единицы предложение, звук, слог и др.; в группе существительных, обозначающих результат образования (32.9) нет слов знание, умение, хотя навык есть. Или, например, отсутст-
114
Вестник ЮУрГУ, № 11, 2005
Боровикова Н.А., Плотникова Г.Н.
Рецензия на «Большой толковый словарь русских существительных. Под редакцией Л.Г. Бабенко»
вует существительное покойник как в словнике, так и в группе существительных, обозначающих смерть живого существа (1.1.1.3). На наш взгляд, спорным является также отсутствие в группе существительных, обозначающих преступление, таких слов, как терроризм, хулиганство, мошенничество и др. В то же время существительное терроризм отнесено лишь к сфере политики, существительное хулиганство - к сфере социальных отношений, к группе существительных, обозначающих поведение (38.12).
Тем не менее такое замечание ни в коей мере не умаляет значимость данного фундаментального лексикографического труда.
Несомненным достоинством рецензируемого словаря является разработанная авторами (в опоре на свой лексикографический опыт) структура толкования существительных, которая позволяет наиболее полно представить семантику слова. При этом толкования лексических единиц, входящих в одну группировку, приобретают определенную однотипность, унифицированность благодаря тому, что описывается типовая семантика всей группы слов и указывается базовое имя (или ряд имен). Так, в рубрике «Военная служба» (XXVI) первая денотативно-идеографическая группа объединяет существительные, обозначающие человека. Типовая ситуация (в словаре: типовая семантика) описывается следующим образом: человек или группа лиц, которые находятся на военной службе и обучены уничтожать живую силу противника во время боя с помощью тех или иных военных средств, а также человек, который руководит военными операциями. В качестве базовых имен приводятся: человек, воин, совокупность людей. Данная обобщенная семантическая характеристика единиц одной группы затем уточняется в толковании каждого отдельного слова (автоматчик, афганец, разведчик, ополченец и под.). Такой многоступенчатый способ семантизации лексики оказывается особенно полезен тем, кто изучает русский язык как неродной.
Следует отметить, что более полной семантизации слов способствует также включение в словарную статью синонимов и антонимов. Особенно это касается тех случаев, когда в одной группе оказывается несколько лексико-семантических вариантов многозначного слова, например, в денотативной сфере «Эмоции», в группе существительных, обозначающих человека как носителя эмоций, лексема субъект дана в двух семантических вариантах, к первому приведены синонимы лицо, личность, особа, персона, фигура, человек, а ко второму ЛСВ - синонимы тип, молодчик, фрукт, субчик (все с пометой Разг. пренебр.).
Подобный подход к описанию лексических единиц дает возможность показывать тонкие семантические различия между близкими по смыслу словами одной и той же группы. По этой причине рецензируемый словарь окажет неоценимую услугу, в первую очередь, филологам, работающим в школе и вузе, и иностранцам, изучающим русский язык, а также всем, кто хочет глубже проникнуть в богатства русского языка, повысить культуру речи.
Помимо практической ценности, словарь имеет и научно-теоретическое значение, так как содержит информацию научно-лингвистического характера, касающуюся системной организации русских существительных. Словарь открывает широкие возможности для дальнейшего изучения механизмов категоризации и формирования языковой картины мира, а также для различного рода сопоставительных исследований.
Без всякого сомнения, этот фундаментальный словарь вызовет большой интерес как у специалистов по русскому языку и общему языкознанию, так и у широкого круга читателей.
1 Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под общ. ред. Л.Г. Бабенко. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. 864 с.
Серия «Лингвистика», выпуск 2
115