Научная статья на тему 'РЕЦ. НА КНИГУ : УЛЬЯНОВА Г. КУПЧИХИ, ДВОРЯНКИ, МАГНАТКИ. ЖЕНЩИНЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦЫ В РОССИИ XIX В'

РЕЦ. НА КНИГУ : УЛЬЯНОВА Г. КУПЧИХИ, ДВОРЯНКИ, МАГНАТКИ. ЖЕНЩИНЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦЫ В РОССИИ XIX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX В / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЖЕНСКАЯ ИСТОРИЯ / ЖЕНЩИНЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOOK REVIEW : ULYANOVA G. MERCHANTS, NOBLEWOMEN, MAGNATES. WOMEN ENTREPRENEURS IN 19TH CENTURY RUSSIA

Keywords: ECONOMIC HISTORY OF THE RUSSIAN EMPIRE 19TH CENTURY, BUSINESS, WOMEN'S HISTORY, WOMEN BUSINESS

Текст научной работы на тему «РЕЦ. НА КНИГУ : УЛЬЯНОВА Г. КУПЧИХИ, ДВОРЯНКИ, МАГНАТКИ. ЖЕНЩИНЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦЫ В РОССИИ XIX В»

УДК 303.929; 323.3; 94(47).072-082

ДУНАЕВА Ю.В.* Рец. на книгу: УЛЬЯНОВА Г. КУПЧИХИ, ДВОРЯНКИ, МАГНАТКИ. ЖЕНЩИНЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦЫ В РОССИИ XIX в. - МОСКВА : НЛО, 2021. - 352 с. - (Что такое Россия). DOI: 10.31249/rhist/2022.02.10

Ключевые слова: экономическая история Российской империи XIX в.; предпринимательство; женская история; женщины-предпринимательницы .

Keywords: economic history of the Russian empire 19th century; business; women's history; women business.

Для цитирования: Дунаева Ю.В. [Рец.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. -Москва : ИНИОН РАН, 2022. - № 2. - С. 156-162. Рец. на книгу : Ульянова Г. Купчихи, дворянки, магнатки. Женщины-предпринимательницы в России XIX века. - Москва : НЛО, 2021. -352 с. - (Что такое Россия). DOI: 10.31249/rhist/2022.02.10

В изучение женского предпринимательства значительный вклад внесла д-р ист. наук Галина Николаевна Ульянова (ИРИ РАН). Она - одна из ведущих исследовательниц истории благотворительности и предпринимательства в России, автор семи книг и ряда статей.

Следует отметить, что в отечественной историографии отправной точкой истории женщин можно назвать книгу историка-медиевиста, социального антрополога, д-ра ист. наук Н.Л. Пушка-

ревой (ИЭА РАН, президент РАИЖИ) «Женщины Древней Руси»

*

Дунаева Юлия Вячеславовна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: dunaeva@inion.ru

156

(1989). Автор - основоположник отечественной гендерной и женской истории. А в англоязычной историографии, к примеру, тема женщин-предпринимательниц стала разрабатываться в рамках истории женщин в 1960-е годы. Её задачей было сделать женщин «видимыми», то есть изучить их вклад в мировую историю. Знаковым моментом в истории женщин стало исследование М. Маррезе «Бабье царство. Дворянки и владение имуществом в России (1700-1861)»1. Исследовательница своей книге особо выделила в юридический парадокс, подчеркнув, что в России дворянки пользовались привилегией, неведомой европейским женщинам: начиная с середины XVIII в., замужние российские дворянки могли владеть и распоряжаться имуществом независимо от своих мужей. Однако в социальном плане женщина была полностью подчинена мужу или отцу, иными словами, социальный статус и имущественный не совпадали.

Книга Г.Н. Ульяновой посвящена женщинам, представительницам разных социальных слоёв, которых объединяло то, что они были предпринимательницами. Исследование состоит из двух глав: в первой главе рассматривается и анализируется женское предпринимательство, вторая глава - это краткие биографические очерки женщин-предпринимательниц от богатейшей владелицы текстильных фабрик Марии Фёдоровны Морозовой до купчихи из Тотьмы Надежды Матвеевны Шергиной, управлявшей писчебумажной фабрикой, унаследованной от отца.

В исследовании приводятся статистические и биографические данные, придающие тексту весомость. Особенно следует отметить удачное использование архивных и малоизученных материалов. Прекрасный научный язык сочетается с логичной структурой книги, тщательно и скрупулезно изучен и использован широкий круг источников и научной литературы.

Исследование посвящено анализу отношений женщин к богатству - унаследованному или заработанному; автор описывает специфические трудности, связанные с выбором женщинами стратегии собственного бизнеса, рассказывает про их удивительное

1 Marrese M.L.A Woman's Kingdom: Noblewomen and the Control of Property (1700-1861). - Cornell : Cornell University Press. 2002. - 296 p. См.: Большакова О.В. История России в гендерном измерении : современная зарубежная историография / ИНИОН, РАН. - Москва, 2010. - С. 1, 2, 30.

умение сочетать женскую мягкость в семейных отношениях и твёрдость в бизнесе.

Историк сразу подчёркивает, что предпринимательством занимались не только дворянки, в том числе богатые представительницы высшего света, как, например, княгиня Наталья Петровна Голицына (1741 или 1744-1837), но и мещанки, казачки, жены и дочери священнослужителей, учителей и т.п. Примером женского предпринимательства первой половины XVIII в. для автора послужила Татьяна Коробейникова (жена купца 1-й гильдии Алексея Коробейникова). Она была владелицей лавки в Москве в шапочном женском ряду, пишет историк.

У женщины было несколько вариантов, как попасть в купеческий слой, отмечает Г.Н. Ульянова. Самым простым было наследование, например, от умершего мужа или от умершего отца. Сложнее было крестьянам, здесь приходилось выплачивать значительные деньги, чтобы освободиться от власти помещика и в течение нескольких лет платить наряду с купеческими и крестьянские налоги. Поэтому накопление необходимых средств длилось десятилетиями.

Что касается имущественного положения женщины, то законы Российской империи фиксировали зависимость женщины от мужчины: жены от мужа, дочери от отца. Но в то же время в законах провозглашалось право женщины вести предпринимательскую деятельность. Автор констатирует, что российские предпринимательницы были более свободными в этом плане, чем европейские женщины. В 1753 г. был издан закон, согласно которому жёны могли продавать собственное имение, не спрашивая разрешения мужа. Супруги могли вступать между собой в отношения купли-продажи, передачи имущества по дарственной, более того, каждый из них мог вести бизнес независимо друг от друга.

Автор особо отмечает важность закона 1857 г. «О дозволении выдавать купеческим женам свидетельства для производства отдельной от мужа их торговли», согласно которому подтверждалось право замужних женщин вести торговлю. При этом понятие торговли трактовалось очень широко - под торговлей понимались все виды предпринимательской деятельности, вплоть до владения фабриками и заводами.

О выполнении пунктов принятого законодательства свидетельствуют конкретные факты, приведенные автором. Так, в 1830-е годы купчиха 2-й гильдии Авдотья Шомова владела фабрикой хлопчатобумажных тканей и сама торговала продукцией. Её муж продавал ситцы производства других фабрик. Авдотья имела два дорогостоящих дома, где проживала с мужем, который, впрочем, не имел никаких прав на это имущество. Всё свое имущество купчиха завещала сыну от первого брака, а не мужу. Свобода женщины в бизнесе благоприятно сказалась и на российском предпринимательстве, и на положении женщины в обществе в целом, замечает автор.

Г. Н. Ульянова внимательно рассматривает вклад дворянок-предпринимательниц в развитие фабричного дела. Финансовые возможности представительниц этого социального слоя позволяли им раньше других сословий заняться бизнесом. Изучение их вклада в предпринимательство дало возможность автору опровергнуть два сложившихся стереотипа: первый - что бизнесом занимались только представительницы купеческого сословия, второй - что женщины получали или наследовали предприятия только от мужа. Г.Н. Ульянова приводит следующие данные: в первой половине XIX в. дворянки - владелицы фабрик составляли почти половину всех фабриканток. В 50% случаев они наследовали имущество от родителей и только в 20% случаев - от мужа. Отметим, что автор особо обратил внимание на то, что среди них были представительницы высших слоёв аристократии: Волконские, Вяземские, Голицыны и др.

В начале XIX в. вторую позицию после дворянок занимали купчихи-предпринимательницы. Чаще всего они наследовали предприятие от мужа, но были и основательницы фабрик из числа незамужних и семейных женщин. Что касается отраслей производства, то заметно преобладали хлопчатобумажные фабрики, большая часть их находилась в городах, но были и фабрики, располагавшиеся в фабричных посёлках, где работали вольнонаёмные рабочие. Фабрики различались по объему производства и количеству работников. По данным на 1814 г., крупнейшая фабрика была в Вязниках, ей владела купчиха Катерина Шелапутина вместе с мужем. На фабрике работали 215 рабочих. А на платочной фабрике купчихи Аграфены Митюшкиной в Гжатске работали 26 человек.

Автор приводит краткую статистику Московской губернии, оценивая её как наиболее развитую в промышленном отношении. На территории губернии располагалось 15% всех промышленных предприятий страны. По данным на 1832 г., купчихам-предпринимательницам принадлежало 33 из 57 промышленных предприятий, которыми владели женщины. Из них 25 были текстильными (9 шелковых, 8 ситценабивных, 7 бумаготкацких, 1 суконное), 2 -колокольными, 2 - по производству сальных свечей, 1 - по производству воска, 1 - кожевенное, 1 - химическое, 1 - золотопря-дильное, приводит сведения автор.

Исследовательница выделяет особую категорию тех, кто зачастую начинал предпринимательство или торговлю «с нуля»: солдаткам, вдовам, крестьянкам и т.п. Как показывают данные за 1814 г., из 165 владелиц фабрик 20 были из мещан, 4 крестьянки, солдатка и казачка. А по сведениям за 1832 г., из 484 владелиц фабрик было 48 мещанок (10%), 16 крестьянок и одна солдатка. В основном мещанки владели небольшими мастерскими, где трудились от одного до двадцати рабочих. Что касается более крупного производства, то это могли быть кожевенные предприятия, мыловарни и свечносальные мастерские. Мещанки, поясняет автор, происходили из низшей городской страты и платили в казну минимальные подати. По финансовым причинам им было сложно подняться выше по социальной лестнице, поскольку переход в купечество требовал значительных капиталовложений.

Автор показывает, как эпоха Великих Реформ отразилась на предпринимательстве. Во-первых, собственники проводили массовую механизацию крупных промышленных предприятий. Во-вторых, была создана система кредитных отношений между поставщиками сырья, производителями товара и потребителями. К этому следует добавить, что в стране шёл процесс урбанизации, люди массово переселялись в города, росло количество предприятий, обслуживающих городское население. Усложнилась и увеличилась система массового потребления товаров, то, что в деревне можно было изготовить дома (продукты питания, одежду и т.п.), теперь надо было покупать. Быстро росло количество заводов и фабрик, увеличивалась городская торговля. Конечно, в эти годы возросло число женщин, занятых в производстве. Историк приводит статистические данные: наиболее интенсивно количество

женщин-предпринимательниц росло в Московской и Санкт-Петербургской губерниях. По данным за 1863 г., из 15 ведущих российских фабриканток шесть вели дело в Москве и две в Петербурге. При этом оборот у предприятий был более 100 тыс. руб.

Не остались без внимания Г. Н. Ульяновой и женщины-служащие. В 1871 г. был принят закон «О допущении женщин на службу в общественные и правительственные учреждения». В этом законе прямо говорилось о важности женского труда в различных сферах, речь шла об акушерках, учительницах, телеграфистках, счетоводах и т.п. Хотя, отмечает автор, отдельные женщины-профессионалы трудились в этих областях с 1820-х годов. Теперь же речь шла о том, что эти профессии поддерживались государством и становились массовыми.

В сборнике законов «Женское право», который вышел в 1873 г., были собраны все законодательные акты, касающиеся женского труда. Согласно законодательству, женщины получали те же права, что и мужчины. Они могли брать купеческие свидетельства или служить приказчицами. Более того, для женщин предполагались налоговые послабления. Вдовы и дочери священнослужителей, незамужние женщины, вдовы солдат могли заниматься мелочной торговлей и не платить пошлину. Также минимальную сумму за билет на владение предприятием платили женщины - владелицы фотоателье и типографий, пишет автор.

Количественный рост женщин-предпринимательниц, в том числе вдов и незамужних, свидетельствует о разрушении патриархальной гендерно-ролевой модели. В течение десятилетий последовательно и методично в стране начало выстраиваться женское предпринимательство. Примером может служить семья Морозовых - крупнейших предпринимателей своего времени. На Никольской мануфактуре работало, по данным на конец XIX в., 17,3 тысячи человек. Мануфактура занимала второе место среди всех российских предприятий по объему производства. Мария Фёдоровна Морозова (супруга купца Тимофея Морозова и мать знаменитого Саввы Морозова) руководила фабрикой больше 20 лет.

Автор сознательно не стала рассматривать женский труд в торговле, поскольку это, по её словам, отдельная тема.

Вторая глава книги представляет собой, можно сказать, про-сопографическое исследование, где собраны портреты женщин-

предпринимательниц. Особенно ярко написан портрет Натальи Петровны Голицыной, или как её звали «Усатая княгиня» (в старости она страдала гирсутизмом). Она была представительницей высшей аристократии, занимала пост статс-дамы при Александре I и Николае I. От деда и отца Наталья Голицына унаследовала значительную собственность, владела кожевенным заводом и заводом по производству стекла, а также фабрикой льняного полотна. Кроме того, по данным за 1860 г., она владела 3902 крепостными мужского и женского пола. Вплоть до самой смерти она руководила всем хозяйством. У княгини было два сына, один из них - Дмитрий Владимирович Голицын - занимал должность генерал-губернатора Москвы.

На другом социальном полюсе находилась Прасковья Васильевна Полякова, самостоятельно основавшая бизнес. Потеряв мужа, из мещанок она перешла в купчихи сначала третьей, а потом второй гильдии. П. Полякова была владелицей фабрики, выпускавшей парчу на шелке и церковные ризы. В 1830-е годы продукция была удостоена двух наград. По данным на 1853 г., фабрика, на которой трудились 255 рабочих, принесла прибыли 321 810 рублей серебром. Вдобавок к фабрикам Полякова владела несколькими лавками оптовой и розничной торговли тканями. В 1840-е годы она переехала жить в собственный двухэтажный каменный дом, стоимость которого оценивалась в 16 тыс. рублей.

Рассмотрев сложную и неоднородную картину женского предпринимательства в России XIX в., историк наглядно показывает, что бизнесом занимались представительницы самых разных слоёв населения.

В новаторском исследовании Г. Н. Ульяновой сочетается несколько подходов, это анализ женского бизнеса с массой разных статистических данных, полученных из первоисточников, которые мало изучены или впервые вводятся в научный оборот. Отдельного внимания заслуживает просопографическая глава с описанием судеб женщин-предпринимательниц. Книга, написанная ясно и образно, созданная на солидной документальной основе, представляет несомненный интерес для специалистов и открывает ещё одну страницу экономической истории и истории женщин в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.