Научная статья на тему 'Женщины-предприниматели в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-XX вв.'

Женщины-предприниматели в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1009
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вахромеева О. Б.

Автор статьи рассматривает предпринимательство как сферу профессиональной занятости женщин в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-XX вв. Проведен анализ двух форм предприятий, в которых участвовали женщины-предприниматели, названы основные факторы, определявшие их место в структуре российского предпринимательства, перечислены отрасли деятельности. На материале ряда фондов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) показана эволюция торговых домов и акционерных обществ с участием женщин в рассматриваемый период. Отмечены обстоятельства, характеризовавшие черты петербургских женщин-предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women-entrepreneurs in Saint-Petersburg on the turn of the 19 and 20

The article describes the two forms of enterprises where women-entrepreneurs worked (drawing on the materials of Central State historical archive of documents of Saint-Petersburg). The main spheres of their activity, evolution of their businesses and their role different branches of industry are revealed.

Текст научной работы на тему «Женщины-предприниматели в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-XX вв.»

О. Б. Вахромеева

ЖЕНЩИНЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.

В конце XIX в., согласно материалам трех Санкт-Петербургских переписей населения (проводившихся 15 декабря 1881 г., 15 декабря 1890 г. и 15 декабря 1900 г.), наметился значительный рост профессиональной занятости женщин в сельском хозяйстве, рыболовстве, охоте, добыче и обработке ископаемых (кроме металлов), производстве кожевенном, обувном и резиновом, производстве одежды и обуви, постройке домов, перевозной деятельности. Продолжало расти число женщин-служащих и женщин, занятых непромысловыми профессиями (воспитательницы, наставницы, учительницы, фельдшерицы, массажистки и др.); по данным показателям женский труд в Санкт-Петербурге уступал мужскому, но в масштабах Российской империи лидировали петербурженки. Произошло увеличение абсолютного числа женщин, работавших на промышленных предприятиях (по обработке волокнистых веществ, дерева, в полиграфических и химических производствах), занимавшихся торговой деятельностью и предпринимательством1.

На рубеже XIX-XX вв. участие женщин в руководстве крупными фирмами осуществлялось в двух формах. Во-первых, в акционерных структурах в виде акционерных компаний и товариществ на паях. Последние имели более узкий круг акционеров, чаще всего из числа родственников и близко знакомых лиц; пайщики в основном выпускали именные паи высокого номинала, что затрудняло их переход к другому владельцу. Во-вторых, в паевых структурах в виде торговых домов, которые действовали не только в торговой сфере, но и на транспорте, в промышленности, банковском деле и других областях. Торговые дома делились на полные товарищества (фирмы, полные товарищи которых чаще всего были близкими родственниками, отвечавшими в случае банкротства своим движимым и недвижимым имуществом) и товарищества на вере (фирмы, в которые помимо владельцев входили инвесторы со стороны, вкладывавшие в дело капиталы и отвечавшие в случае банкротства лишь размером данного капитала)2. Акционерные общества занимали лидирующее положение в ведущих промышленных и финансовых сферах экономики (удельный вес производимой ими продукции во многих отраслях промышленности составлял 70-80 %, а иногда и более). Неакционерные структуры сохраняли заметное влияние в пищевой отрасли. В то же время торговые дома представлялись удачной организационной формой для развития среднего и мелкого бизнеса при участии небольших частных капиталов3.

Вовлечение женщин в структуру российского предпринимательства на рубеже XIX-XX вв. определялось несколькими факторами: 1) территориальное размещение правлений акционерных компаний и торговых домов; 2) периодизация развития женского предпринимательства (1890-е гг.—промышленный подъем в России, 1900-1904 гг.—промышленный кризис, ухудшение социально-экономической ситуации в стране и поражение в войне с Японией, 1905-1907 гг.—революционный кризис и экономическая депрессия,

© О. Б. Вахромеева, 2008

начало широкомасштабных реформ в России, 1908-1913 гг.—начало нового экономического подъема); 3) принадлежность женщин к социальной группе, сословию; 4) отраслевая направленность женского предпринимательства и его финансовый потенциал; 5) соотношение женщин и мужчин среди владельцев торговых домов и в составе правлений акционерных компаний4.

На 1 января 1893 г. в России было зарегистрировано 1313 торговых домов, в том числе 867 полных товариществ, 388 товариществ на вере и 58 единоличных форм (использовавших марку торгового , дома). Из этого числа в Санкт-Петербурге были открыты 374 (28,5 %) фирмы. В составе владельцев заметно лидировали купчихи. Спустя

10 лет, на 1 января 1904 г., произошло троекратное увеличение торговых домов (3616), из них в столице были зарегистрированы лишь 470 (13 %); большинство приходилось на провинцию. В провинции преобладали полные товарищества, а в Санкт-Петербурге они составляли лишь 45 % торговых домов. В столице доминировали товарищества на вере, что объяснялось наличием благоприятного инвестиционного климата, обеспечивавшего достаточно свободное перемещение капиталов независимо от их сословной или отраслевой принадлежности. Это открывало для женщин большие перспективы для широкой предпринимательской деятельности, позволяло действовать инициативно и в значительной мере самостоятельно. Среди петербурженок единственных владелиц полных товариществ было 30 и товариществ на вере 37. В 1904 г. женщины участвовали в деятельности 13 % торговых домов России, среди которых 82 или 17,4 % были зарегистрированы в Санкт-Петербурге. О более широком развитии представительства женщин в обеих столицах, чем в среднем по стране, свидетельствуют и внутригородские показатели. Основную группу полных товарищей составляли купчихи; из них в Санкт-Петербурге вели предпринимательскую деятельность 20,1 %. Доля купчих среди владельцев торговых домов составляла 64,3 % (данный показатель превышал соответствующий показатель у мужчин—42,2 %). Принадлежность женщин к купеческому сословию определяла их социальный статус, культурно-бытовые и семейные традиции, родственные и деловые отношения. Социальное обновление в среде полных товарищей происходило за счет вовлечения в предпринимательскую деятельность крестьянок и мещанок, которые по всей России в 1904 г. составляли 15,4 % владелиц торговых домов; примечательно, что их почти не было в столице, но они преобладали в Москве и провинции. Наименьшую по численности группу составляли дворянки, иностранки и лица без определенной сословной принадлежности (среди них жены и дочери врачей, военнослужащих, чиновников и др.)5. В 1904 г. в России 66% фирм с представительством женщин относилось к сфере товарной торговли, 34%—промышленности (пищевой, текстильной, металлообрабатывающей), транспорта и различного рода посреднических услуг; кроме того, имелось 5 банкирских домов (учрежденных в форме торговых домов), в составе которых были женщины; в столице был зарегистрирован крупнейший банкирский дом «Г. Вавельберг»6.

Торговый дом «Ксения Жарова с сыновьями», торговля мануфактурой и сукном. Дело было основано в 1838 г. петербургским купцом II гильдии, калужским крестьянином Л.Н. Жаровым. Контора размещалась в Апраксином дворе, в лавке № 89. С 1870 г. в деле участвовала жена основателя фирмы К. С. Жарова. Семья арендовала лавки в Апраксином дворе, № 30 и 87. В 1886 г. фирма была преобразована в торговый дом в виде полного товарищества. Торговый дом был зарегистрирован 24.01.1892 г. Его владельцами являлись петербургская купчиха II гильдии К. С. Жарова и ее сыновья, петербургские купцы II гильдии Григорий и Георгий Жаровы. В 1900 г. торговый дом арендовал магазин по адресу: Апраксин двор, 3. После смерти в 1901 г. Георгия домом

вместе с матерью управлял его старший брат Григорий Жаров. В мае 1911 г. К. С. Жаровой было разрешено открыть мастерскую дамских верхних нарядов по адресу: Боровая улица, 19. После смерти матери в том же году дело перешло к ее оставшемуся сыну, который вел дела до ноября 1918 г. Фирма располагалась в Апраксином дворе, на Большой линии, № 120-122. В связи с декретом СНК от 21.11.1918 г. «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства» и постановлением ВСНХ и Наркомпрода «О государственной монополии на торговлю некоторыми продуктами и предметами». Г. Жаров прекратил семейное дело1.

Торговый дом «Штолъ и Шмит», торговля аптекарскими товарами.

Дело было основано в 1849 г. в виде москательной лавки петербургскими купцами I гильдии К. И. Шмитом и В. Ф. Штолем. Лавка располагалась на набережной реки Мойки у Красного моста. В 1876 г. В.Ф. Штоль вышел из дела, и К. И. Шмит перевел торговлю по месту своего жительства в Кирпичный переулок, 8; в 1881 г. он перевел лавку по адресу: Малая Морская, И. После смерти К.И. Шмита в 1886 г. дело перешло к сыну его компаньона, Р. В. Штолю и его компаньону А. В. Дюпперону. В 1897 г. после смерти последнего Р. В. Штоль остался единственным владельцем торгового дома. С 1900 г. дело перешло к его вдове Ульрике Николаевне и сыну Владимиру Романовичу, которые к 1917 г. владели крупными магазинами на улице Гоголя, 11 и Невском проспекте, 25, а в 1908 г. стали соучредителями акционерного общества «Фармакон». Фирма была национализирована на основании декрета СНК «О национализации аптечного дела» от 28.12.1918 г.8

Торгово-промышленное товарищество «Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной», торговля мануфактурными товарами.

Дело было основано в 1864 г. ярославским, впоследствии петербургским купцом

I гильдии, В. И. Чувалдиным, открывшим лавку по продаже сурового товара. После смерти основателя в 1888 г. дело перешло к вдове А. П. Чувалдиной. В 1892 г. был учрежден торговый дом «В. И. Чувалдина и преемники» во главе с А. П. Чувалдиной и ее зятем, Ф. Г. Бажановым. В 1904 г. фирму переоформили в торгово-промышленное товарищество «Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной» для продолжения развития торговли (Устав был утвержден 24.01.1904 г.). Контора размещалась по адресу: Апраксин двор, Графский проезд, лавки № 360-365. Учредителями являлись потомственный почетный гражданин Ф. Г. Бажанов, вдова купца I гильдии А. П. Чувалдина и ее дочь Е. В. Бажанова. 24 июня 1906 г. в Устав фирмы были внесены изменения; запрещалось включать в состав акционеров лиц иудейского вероисповедания. В семейном деле случались разногласия, так в 1908 г. А. П. Чувалдина подала иск на зятя по поводу вовлечения в невыгодную сделку, но в просьбе было отказано; повторный иск был на 14 тыс. руб., он был подан в 1915 г., и удовлетворен в 1917 г. По декрету от 23.07.1918 г. «О монополизации ткани» торгово-промышленное товарищество обязывалось приобретать ткань только на складах «Центротекстиля». Опыт работы при советской власти был недолгим, фирма прекратила свое существование в ноябре 1918 г.9

Под фирмой «А. В. Пономарева, Л. В. Оде, С. В. Кудряева и К1» торговый дом «В. П. Липин и наследники», торговля металлическими изделиями.

Дело было основано в 1879 г. петербургским купцом I гильдии В. П. Липиным (1845-1898 гг.). 30 декабря 1878 г. он выкупил у наследников петербургской купчихи

А. М. Пиккиевой лавку в Мучном переулке, 3, а 1 февраля 1879 г. по договору с ее наследниками приобрел право продажи товаров Олонецких заводов, обязавшись уплатить долги по векселям на сумму 44 тыс. 917 руб. 57 копеек. После его кончины

в июне 1898 г. дело перешло к его жене, купчихе I гильдии Е. С. Липиной; в 1904— 1905 гг. делом управлял его брат, купец II гильдии М. П. Липин. Торговый дом несколько раз менял адрес склада: в 1906 г. он располагался на Обводном канале, 119, с 1909 г.— на ул. Киевской, 3. В августе 1911 г. дело было преобразовано в товарищество на вере с названием «А. В. Пономарева, Л. В. Оде, С. В. Кудряева и К0» под фирмой Торговый дом «В. П. Липина наследники». Полными товарищами выступили дочери В. П. Липина (жена потомственного почетного гражданина А. В. Пономарева, жена германского подданного Л. В. Оде и жена петербургского купца С. В. Кудряева). Основной капитал составлял 815 тыс. руб. С 1915 по 1918 г.; владельцем торгового дома являлся А. И. Кудряев, муж С. В. Кудрявой10.

Торговый дом «Н. Г. Волъфсон и сыновья», оптовая торговля мехами.

Дело было открыто в 1870-е гг. витебским купцом I гильдии Г. Н. Вольфсоном (1852-1899) под названием торговый дом «Н. Г. Вольфсон». Владелец был усыновлен 31.03.1889 г. новгородским купцом Д. Я. Маркусевичем вместе с сыном Саулом-Ельяном (родился в 1879). В 1891 г. отец и сын были причислены к новгородскому купечеству

II гильдии. В 1892 г. в семье родился второй сын Мирон. Вскоре семья переехала в Петербург по адресу: Садовая улица, 25; правление находилось в Мучном переулке, 5-6. В 1898 г. было изменено название торгового дома на «Н.Г. Вольфсон и сын»; поменялся и адрес (Мучной переулок, 4). В 1899 владелец торгового дома скончался, делом управляла вдова, Ципа-Лея Мееровна Вольфсон-Маркусевич, купчиха II гильдии с сыновьями. 28 декабря 1900 г. она зарегистрировала торговый дом «Н. Г. Вольфсон с сыновьями» на правах полного товарищества, с основным капиталом в 60 тыс. руб., которое размещалось в Апраксином дворе, Графский проезд, 77. В ноябре 1918 г. форма прекратила свое существование11.

«Склад льняных изделий К. Е. Симоновой» под фирмой «Наследники Е. С. Крылова», продажа полотна, холста и белья.

Дело было основано в 1893 г. уроженцем Костромы Е. С. Крыловым (в 1896 г. в документах фамилия ошибочно указывается как «Крымов») в виде конторы и склада по продаже полотна и холста. С 1904 г. после смерти отца дело перешло к дочери, К. Е. Симоновой. С 1912 г. контора вела торговлю бельем и располагалась в Большом Гостином Дворе, 56. В 1913 г. дело было зарегистрировано под названием: «Наследники Е. С. Крылова». С 1915 по 1918 г. управление делами взял на себя М. Н. Жаринов12.

Торговый дом «В. П. Дитвалъд». Фирма была основана в 1899 г. петербургским купцом II гильдии Э. Ф. Дитвальдом в виде магазина, торговавшего золотыми и серебряными изделиями. В июне 1901 г. она была преобразована в торговый дом «Эдуард Дит-вальд и К0», торгующий под фирмой «Эдуард» как товарищество на вере с целью продолжения и развития торговли золотыми и серебряными изделиями. Владельцами являлись Э. Ф. Дитвальд (умер 16.04.1910 г.) и его супруга В. П. Дитвальд. Основной капитал составлял 2 тыс. руб. В 1905 г. была учреждена ссудно-сберегательная касса служащих и рабочих на фабрике. После смерти основателя его вдова, купчиха II гильдии В. П. Дитвальд перерегистрировала торговый дом под именем «Эдуард». Владельцами стали

В. П. Дитвальд (полный товарищ) и ее сыновья Евгений и Владимир (товарищи-вкладчики); по достижении совершеннолетия дети имели право стать полными товарищами с одинаковыми с матерью правами. Основной капитал составлял 20 тыс. руб. На 1917 г. торговый дом владел фабрикой знаков, жетонов, орденов, золотых и серебряных изделий. Постановлением ВСНХ от 12.01.1918 г. «Об установлении казенной монополии торговли золотом и платиной» был установлен государственный контроль за торговлей золотыми изделиями, что привело к перерегистрации торгового дома в октябре

1918 г., который располагался по адресу: Невский проспект, 10 (контора), 4-я Рождественская улица, 15 (фабрика)13.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в Санкт-Петербурге заметно возросло число торговых домов, а также акционерных компаний, увеличилась численность владелец первых и членов правлений вторых. При этом показатель роста числа акционерных компаний превосходил показатель роста числа женщин в составе правлений, в то время как показатель роста торговых домов уступал показателю числа женщинам-владелиц. Данный процесс свидетельствовал об опережающем воспроизводстве акционерных компаний и об усилении концентрации управленческих должностей. Появление новых акционерных фирм не всегда приводило к появлению новых членов в составе их правлений, т. к. эти функции переходили их рук в руки уже действовавших руководительниц. Наоборот, группа владелиц торговых домов увеличивалась значительно быстрее, чем количество самих фирм, что говорило о возрастании числа претенденток на посты полных товарищей за счет более обширного состава родственников. М. Н. Барышников отмечал, что в периоды социально-политической нестабильности в России значительно активизировалась деятельность торговых домов с участием женщин. Женские фирмы, концентрировавшиеся по региональному принципу, действовали в торговле, текстильной, металлообрабатывающей и пищевой отраслях. Сословный состав женщин-предпринимателей подвергался изменениям; в начале XX в. в их ряды вливались представители сельских и городских обществ (крестьянки и мещанки)14. Предпринимательство становилось для женщин сферой «равных возможностей с мужчиной», что подтверждали законодательные акты в области торговой и промысловой деятельности15. Обычной практикой становилось единоличное владение женщиной или группой женщин торговым домом или ее нахождение на посту главы правления акционерной компании.

1 Левинсон-Лессинг Ф.Ю. О занятиях женского населения С.-Петербурга по переписям 1881, 1890 и 1900 гг.//Известия С.-Петербургского Политехнического института. 1904. Т. 2. Вып. 3-4. С. 110, 114-131.

2 Сметанин С. И. История предпринимательства в России: Курс лекций. СПб., 2006. С. 125.

3 Барышников М. Н. Женщины в структуре российского предпринимательства в начале XX века. Факты и версии. Кн. 2. Из истории экономики. СПб., 2001. С. 52.

4 Там же.

5 Там же. С. 53-54.

6 Там же. С. 55.

7 ЦГИА СПб. Ф. 590. Оп. 1. Д. 1. Л. 1; Весь Петроград, за 1917. Пг., 1917; Собрание узаконений... 1918. Пг., 1918. № 83. Ст. 879; Там же. № 84. Ст. 884; Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. СПб., 2000. С. 184.

8 ЦГИА СПб. Ф. 1329. Оп. 1. Д. 27. Л. 2; Весь Петроград, за 1917; Собрание узаконений... 1918. № 100. Ст. 1032; Барышников М. Н. Деловой мир России: Историко-биографический справочник. СПб., 1998. С. 375.

9 ЦГИА СПб. Ф. 1366. Оп. 2. Д. 4. Л. 1; Д. 14. Л. 1-2; С. 117; Собрание узаконений... № 54.

Ст. 599; Там же. № 83. Ст. 879; Весь Петроград, за 1917 г.; Барышников М. Н. Деловой мир Петер-

бурга. С. 478.

10 ЦГИА СПб. Ф. 1292. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-2; Д. 17. Л. 1; Весь С.- Петербург, за 1904-1905. СПб., 1904-1905; Весь С.-Петербург, за 1909. СПб., 1909; Собрание узаконений... № 84. Ст. 884; Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. С. 268.

11 ЦГИА СПб. Ф. 1572. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-2; Д. 2. Л. 1; Д. 3. Л. 1; Весь С.-Петербург, за 1892-1894 гг. СПб., 1892-1894; Список акционерно-паевых предприятий и торговых домов. СПб., 1905; Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. С. 117; Собрание узаконений... № 83. Ст. 879; № 84. Ст. 884.

12 ЦГИА СПб. Ф. 1704. Оп. 1. Д. І. Л. 1; Д. 3. Л. 1-2; Весь С.-Петербург, за 1912-1913, 1915 гг. СПб.; Пг., 1912-1913, 1915; Собрание узаконений... № 54. Ст. 599.

13 ЦГИА СПб. Ф. 2082. Оп. 1. Д. 2. Л. 1; Д. 3. Л. 1-2; Весь Петроград, за 1917 г.; Собрание узаконений... № 16. Ст. 232; Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. С. 501.

14 Барышников М. Н. Деловой мир дореволюционной России: индивиды, организации, институты. СПб., 2006. С. 92-93.

15 Положение женщин в правовом поле Российской империи на рубеже ХІХ-ХХ вв.: Публикация законодательных актов / Авт. предисловия, вступит, ст., сост. закон, акт., комм., указателей О. Б. Вахромеева. СПб., 2006. С. 164-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.