Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
456
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ENTREPRENEURSHIP / GENDER PERSPECTIVE / MARKET ECONOMY / SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулемина Людмила Борисовна, Мамедзаде Нигяр Кямал Кызы

В статье рассматривается гендерный аспект в развитии российского предпринимательства, а именно - вклад женщин в предпринимательскую деятельность и развитие экономики страны в разные исторические периоды, а также мотивы и особенности женского предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FEMALE ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: FROM HISTORY TO MODERNITY

The article deals with the gender aspect in the development of Russian entrepreneurship, namely the contribution of women in business and economic development of the country in different historical periods, as well as the motives and characteristics of women’s entrepreneurship

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ»

КУЛЕМИНА Людмила Борисовна,

доцент кафедры социологии и философии МГГЭУ e-mail: kulemina.lyudmila7@mail.ru

МАМЕДЗАДЕ Нигяр Кямал кызы,

старший преподаватель кафедры социологии и философии МГГЭУ

e-mail: nkm2010@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается гендерный аспект в развитии российского предпринимательства, а именно - вклад женщин в предпринимательскую деятельность и развитие экономики страны в разные исторические периоды, а также мотивы и особенности женского предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, гендерный фактор, рыночная экономика, малый и средний бизнес.

KULEMINA Lyudmila Borisovna,

assistant professor, Department of sociology and philosophy MSGEU

MAMEDZADE Nigyar Kamal kizi,

senior lecturer, Department of sociology and philosophy MSGEU

FEATURES OF FEMALE ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: FROM HISTORY TO MODERNITY

Annotation. The article deals with the gender aspect in the development of Russian entrepre-neurship, namely the contribution of women in business and economic development of the country in different historical periods, as well as the motives and characteristics of women's entrepreneur-ship.

Key words: entrepreneurship, gender perspective, market economy, small and medium business.

У спешное развитие экономики государства во многом определяется развитием предпринимательства. Малые и средние компании отличаются мобильностью, что позволяет им в кратчайшие сроки занимать пустующие, но очень востребованные ниши на рынке. Кроме того, малый бизнес позволяет решать острые социально-экономические проблемы общественного развития, такие как создание новых рабочих мест, расширение сферы услуг и повышение их качества, формирование среднего класса, повышение уровня благосостояния населения.

В конце XX — первое десятилетие XXI в. значительно выросло количество желающих открыть свой бизнес. Однако процент вовлеченности россиян в этот процесс по сравнению с развитыми странами остается достаточно низким и составляет всего от 20 до 30%, в то время как в США, Франции, Германии, Японии - более 70%. Определенный процент среди желающих

открыть свой бизнес составляет молодежь, вовлекаются в этот процесс и женщины.

Ранее предпринимательство считалось мужским делом (мужчины не боялись рисковать, всегда стремились к победе). Начавшиеся рыночные преобразования в России позволили и женщине реализовать свой творческий потенциал в сфере общественного труда (здесь в полной мере раскрылись такие их качества, как стремление к компромиссу с партнерами, внимательность, доброжелательность к людям, терпение).

Неудивительно, что и в обществе все активнее проявляется интерес к истории зарождения предпринимательства, в частности женского. Появилось даже такое понятие, как «феномен женского предпринимательства». Особенности и перспективы развития женского предпринимательства на современном этапе в России активно обсуждаются в средствах массовой информации, данной теме посвящены труды целого ряда исследователей: Г.В. Турецкой, А.Е. Чирико-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

вой, Г.Х. Гильмановой, Ю.А. Семеновой, Т.А. Корсун, В.А. Похвощева, О.А. Колесниковой и

др.

В работах Т.Г. Малютиной, Е.В. Машковой, С.Ю. Барсуковой, Ю.А. Семеновой и др. особенности и перспективы женского предпринимательства в современном обществе изучаются в связке с такими аспектами, как занятость, карьерный рост, сфера деятельности [2, с. 2].

В.А. Похвощев и О.А. Колесникова рассматривают женское предпринимательство как одно из важнейших направлений женской занятости [8, с. 103].

Ю.Ю. Малышевская в своем исследовании отмечает изменения в структуре российского общества, связанные с выделением такой социально-профессиональной группы, как женщины-предприниматели.

Обстоятельный анализ участия женщин-предпринимателей в экономическом развитии России во второй половине XIX - начале ХХ в. представили в своих трудах М.В. Мельников, О.Б. Вахромеева.

Работы ряда авторов посвящены колоссальному вкладу в становление рыночной экономики России пореформенного периода (вторая половина XIX в., после отмены крепостного права) ярких представительниц купеческого сословия, особенно из семей староверов. Исследователей интересовали ценностно-смысловые аспекты культуры предпринимательства, конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов, личности отдельных предпринимателей. Среди этих авторов можно назвать В.В. Керова, H.H. Зарубину, А.А. Соболевскую, Г.С. Егорову, Г.Н. Ульянову и др.

Несмотря на то что изучением вопросов вовлеченности женщин в предпринимательскую деятельность занимаются ученые разного профиля (экономисты, социологи, историки и проч.), на сегодняшний день не выработано целостного представления об этом явлении. Некоторые специалисты утверждают, что бизнес не может быть женским или мужским, и таким образом игнорируются особенности женского бизнеса. Между тем учет этих особенностей, безусловно, поможет его развитию. Требуют своего изучения также вопросы развития женского предпринимательства на региональном уровне. Кроме того, достаточно дискутируемым в разных областях науки и практики остается вопрос о том, что женщина в определенные периоды своей жизни (период рождения ребенка и интенсивного ухода за ним) исключается из активной предпринимательской жизни и не может конкурировать с мужчиной (хотя имеется

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1• 2019

значительное количество свидетельств, подтверждающих факт быстрого возвращения женщин к активной деятельности и преодоления возможного отставания от мужчин). Все это на сегодняшний день делает данную тему достаточно актуальной для дальнейшего исследования.

В статье авторами предпринята еще одна попытка проследить процессы развития женского предпринимательства в разные исторические эпохи, выявить мотивы, подталкивающие женщин к занятию такой непростой деятельностью.

Как показывают исследования, под понятие «женщины-предприниматели» чаще всего подпадают женщины возрастной категории от 25 до 50 лет, имеющие четкую жизненную позицию, сформировавшиеся установки и интересы. Немаловажную роль играет и образование. Чем выше уровень образования, тем четче проявляются такие мотивы к предпринимательской деятельности, как стремление к самореализации, выше престиж сферы деятельности (чаще всего это туристические фирмы, салоны красоты и др.). Снижение уровня образования до среднего изменяет и сферу деятельности (места в торговых центрах и т.п.) [6, с. 168].

Исторический аспект данной проблематики находит свое выражение в анализе условий и направлений женской занятости в разные исторические периоды, особенно в пореформенный период и в период становления рыночной экономики на современном этапе.

Несомненный интерес представляет изучение исторических, социальных аспектов предпринимательской деятельности купеческого сословия, в определенный период вобравшего в себя наиболее активную часть российского социума и сформировавшего семейные предпринимательские династии [3, с. 2].

Расцвет купеческих династий начинается в XVIII в, когда в результате сословных преобразований, осуществленных Екатериной II, статус предпринимателей существенно повысился: после опубликования Манифеста о свободной торговле 1775 г. и «Жалованной грамоты городам» 1785 г., закрепивших разделение городского населения на купечество и мещанство, купцы были разделены на гильдии в зависимости от размера капитала и получили определенные привилегии (освобождение от подати, постоя и рекрутской повинности). Согласно «Жалованной грамоте городам» 1785 г. женщины, обладавшие определенным капиталом, получили право записываться в гильдии [10, с. 3]. Результат был ошеломляющим: уже к 1813 г., по данным отчетности Министерства финан-

сов, за женщинами числилось 165 фабрик и заводов, а к 1832 г. их уже было 484 [10, с.4].

В эпоху Александра II Россия пережила величайшие социальные потрясения, связанные с расширением доступности образования, в том числе и для женщин, возможностью выбора профессии, участия в общественной деятельности. Но феномен российской действительности того периода заключался в том, что, с одной стороны, общество отвергало стремление женщины нарушить устоявшиеся патриархальные ценности (женщина воспринималась как жена и мать), а с другой - считало вполне естественным, что ради обеспечения достойного существования женщине дозволено заниматься предпринимательством, причем данный факт закреплялся законодательно. Так, среди купеческого сословия в случае смерти супруга и при отсутствии наследников по мужской линии дела фирмы передавались вдове или незамужней дочери, к тому же дочерей в купеческих семьях готовили к коммерческой деятельности [7, с. 47]. Важнейшую роль в становлении русского женского предпринимательства сыграло и брачное законодательство, закреплявшее раздельное владение собственностью мужем и женой. Вместе с тем женщина находилась в личной зависимости от мужа, что проявлялось в невозможности проживать отдельно от супруга, требовать развода, заниматься другой работой помимо семейного бизнеса.

В пореформенной России темпы роста женского предпринимательства, конечно, значительно отставали от темпов роста мужского предпринимательства, что объяснялось недостаточным уровнем образования, низкой финансовой культурой и положением женщин в небольших городах в целом. За женщинами числился мелкий, редко средний, бизнес, розничная торговля, преподавательская деятельность. Довольно часто и активно женщины занимались благотворительной деятельностью. Так, к 1879 г. 991 женщине принадлежало порядка 1045 предприятий из 26 067, но произведенная ими продукция составляла 4% от общероссийского объема продукции за год [10, с. 5].

Несмотря на падение численности купеческого сословия после введения в 1863 г. Закона о гильдиях, позволявшего людям из других сословий (дворянам, мещанам и даже крестьянам, жившим в городах) заниматься коммерческой деятельностью и приобретать потомственное гражданство, количество женщин, занимавшихся предпринимательской деятельностью, не уменьшилось не только в Москве и Петербурге, но и по всей стране.

При изучении истории женского предпринимательства в качестве примера чаще всего исследователи приводят Марию Федоровну Морозову (старообрядку), вдову купца Т.С. Морозова и мать выдающегося промышленника и мецената Саввы Морозова. Перед смертью супруг оформил на жену доверенность на управление всей собственностью. Мария Федоровна, став хозяйкой предприятий текстильной промышленности, приумножила первоначальный капитал и повысила доходность фабрик в пять раз [7, с. 50]. М.Ф. Морозова была высокообразованной женщиной и прекрасным руководителем (модернизировала и технически переоснастила оборудование на фабриках, привлекала к управлению фабриками членов своей большой семьи, стремясь привить им любовь и чувство хозяина по отношению к семейной фирме) [7, с. 50], участвовала в работе различных учреждений, способствовала развитию образования среди рабочих на своих фабриках [4, с. 66].

Следует отметить и других успешных женщин-предпринимательниц: купеческую вдову А. Куприянову, управлявшую шерстопрядильной фабрикой в Богородске, Аграфену Растеря-еву, продолжившую торговое дело после смерти мужа, а также прабабку великого реформатора театра К.С. Алексеева (К.С. Станиславского) Веру Алексееву, которая (сначала вместе с супругом Семеном Алексеевым, а после его смерти самостоятельно) более 50 лет руководила фабрикой [4, с. 61;10, с. 6].

Многими сибирскими промыслами управляли женщины-староверки. Они играли значительную роль в перераспределении прибыли предприятий для поддержания старообрядческой общины (на свои средства содержали моленные дома и проч.) и видели в этом свой главный конфессиональный долг [4, с. 62].

Среди предпринимательниц, помимо лиц купеческого сословия, уже в первой половине XIX в. почти 50% составляли дворянки, использовавшие на своих заводах и фабриках труд крепостных (Волконские, Апраксины, Вяземские, Голицыны, Гагарины, Долгорукие и др.) [10, с. 8].

О.Б. Вахромеева указывает в своем исследовании на значительный рост профессиональной занятости женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX — начале XX в. [1, с. 68]. Она отмечает увеличение количества занятых женщин в сельском хозяйстве, добыче и обработке ископаемых, производстве одежды, обуви, а также в качестве воспитателей, наставников, учителей, фельдшериц и проч. В этот период повысилась и роль женщин-предпринимателей в экономике

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

России. Многие из них были вовлечены в бизнес по необходимости, в связи со смертью мужей, но затем появился слой женщин, которые, используя личные средства, заводили собственное дело. Это позволяло им стать более не зависимыми от мужчин и повышало их статус в обществе.

В 90-е годы XX в. в России в связи с переходом к рыночной экономике вновь открылись возможности для развития женского предпринимательства, впрочем, как и мужского. Многие женщины пытались просто выжить в это непростое время, другими двигало стремление заработать как можно больше денег (по принципу «если не сейчас, то - когда»), были и те, которые пытались таким образом реализоваться. Однако по мере углубления реформ все ярче стал проявляться традиционный подход к сфере занятости женщин. Они в основном представляли малый бизнес, а в крупном бизнесе (добыча нефти и других сырьевых ресурсов, банковское дело и проч.) были представлены очень слабо. Резко увеличилась женская безработица. Так, из 12 млн человек, потерявших работу в 90-е годы, 8 млн составляли женщины (из-за закрытия многих предприятий сократилась занятость в промышленности, приватизация государственной собственности выбросила на улицу значительное число женщин-управленцев, что еще больше нарушило структуру гендерных отношений), а мужская занятость даже увеличилась.

Но ушли в прошлое годы становления рыночной экономики. Сегодня постепенно меняется отношение государства к предпринимательству: совершенствуется законодательная база, расширяется круг государственных инициатив в поддержку малого и среднего бизнеса, разрабатываются государственные программы. Улучшилось и отношение общества к предпринимательству, особенно женскому [5, с. 5]. Вместе с тем программами Господдержки (особенно на региональном уровне) воспользовалось не так много предпринимателей (по данным фонда «Общественное мнение», всего лишь 9%) [5]. По данным Росстата, за 2017-2018 гг. закрылось индивидуальных предприятий в среднем 9.1 тыс., а открылось лишь 7 тыс. Среди причин такого положения можно выделить следующие:

- частые изменения в законодательной базе (из-за отсутствия должности юриста многие предприятия не успевают отслеживать изменения, что приводит к нарушениям);

- стагнация экономики. В качестве одной из главных причин называют снижение покупательной способности населения.

Однако, несмотря на трудности и многочисленные препятствия, женщины России в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1• 2019

малом бизнесе преуспевают, их число составляет 32.6%.

Среди факторов, способствующих успешности женского бизнеса, большинство исследователей отмечают готовность к повышению знаний, законопослушность, ответственность, надежность, готовность к компромиссу в отношениях с партнерами. Мы солидарны с Ю.А. Семеновой и Т.А. Корсун, которые утверждают, что гендерная асимметрия в бизнесе сегодня сокращается. Женщины все активнее осваивают инновационные технологии, создают новые виды услуг. Несмотря на сохраняющиеся в обществе представления о том, что мужчина — добытчик, а женщина — хранительница домашнего очага, женская сфера деятельности ориентирована на различные группы российского общества, что повышает социальную значимость предпринимательской деятельности женщин [5, с. 103].

Какими мотивами руководствуются сегодня женщины, пожелавшие открыть свой бизнес? Одним из главных мотивов женщины называют желание найти себе достойное занятие, реализовать свои идеи, преуспеть в каком-то деле. Открытию бизнеса во многом способствует хорошее образование. Важным мотивом является получение значительного дохода. Как отмечено у Г.Х. Гильмановой, большинство российских семей не могут обойтись без женского заработка [2, с. 6]. Практика показывает, что довольно часто деньги на открытие женского бизнеса дают мужчины.

Среди факторов, мешающих открытию бизнеса, женщины называют отсутствие финансовых возможностей и трудности с привлечением инвестиций, нехватку знаний, опыта, способностей, называют и гендерный фактор — обремененность домашними заботами и наличие детей (в то же время для некоторых мам наличие детей является, наоборот, стимулом к занятию предпринимательской деятельностью) [5, с. 7].

В заключение хотелось бы отметить сходство и различия, выявленные при исследовании феномена женской предпринимательской деятельности в дореволюционной России и России современной. В обоих случаях основным мотивом женщин для занятия предпринимательством являлось стремление стать независимой в финансовом плане, повысить свой статус в обществе. При этом для большинства женщин такой гендерный фактор, как наличие детей, независимо от эпохи не является серьезным препятствием. Женщины-предпринимательницы императорской России часто были многодетными. А сегодняшние мамы-предприниматель-

ницы успешно занимают достойное место во многих нишах на рынке труда, в первую очередь таких, как реализация детских товаров, изделия ручной работы и т.п.

В дореволюционной России основным фактором, способствовавшим мотивации женщины на предпринимательство, был капитал, которым эти женщины обладали, чего нельзя сказать о современных женщинах, которые, задумав начать свое дело, зачастую начинают с поиска начального капитала.

Женщинам-предпринимательницам императорской России зачастую не хватало общего образования, доступа в высшие учебные заведения. Напротив, современным женщинам открыты все возможности в этом направлении (региональные госпрограммы, различные курсы и проч.). В то же время купеческих дочек с детства в семье готовили прицельно к коммерческой деятельности, чего не наблюдается ни в современных семьях, ни в школьном образовании.

Таким образом, вырисовываются такие направления поддержки женского предпринимательства со стороны государства, как организация программ обучения женщин-предпринимателей, кредитование женского предпринимательства, государственные заказы. Представляется, что реализация этих мер по развитию женского предпринимательства будет способствовать стабильности экономического развития России [8, с. 103; 9, с. 19].

Список литературы:

[1] Вахромеева О.Б. Женщины-предприниматели в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-XX вв. // Вестник СПбУ. - 2008. - Вып. 1. - С. 68-73.

[2] Гильманова Г^. Развитие женского предпринимательства в условиях трансформации российского общества: социологический анализ: автореф. дис.....канд. соц. наук. - Волгоград, 2008.-202 с.

[3] Егорова Г.С. Предпринимательская деятельность династий купцов-старообрядцев Владимирской губернии: автореф. дис.....канд. ист.

наук. - Владимир, 2012. - С. 2.

[4] Керов В.В. Мария Морозова и другие: гендерный аспект старообрядческого предпринимательства // Уральский исторический вестник. - 2015. - № 4(49). - С. 60-66.

[5] Корсун Т.А. Развитие женского предпринимательства в России на современном этапе // Вестник ЗабГУ. - 2016. - Т. 22. - № 9. - С. 2-8.

[6] Малышевская Ю.Ю. Особенности формирования социальной группы «женщины-пред-

приниматели» (На материалах Республики Бурятия) // Социально-политические науки. -2013. - № 4. - С. 162-174.

[7] Мельников М.В. Женское предпринимательство в период социально-экономических трансформаций: опыт второй половины XIX -начала XX вв. / / Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - С.46-51.

[8] Похвощев В.А., Колесникова О.А. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). -2015. - № 1(21). С. 103-107.

[9] Семенова Ю.А. Женское предпринимательство в современном российском обществе: особенности и перспективы // Саратовский гос. ун-т. Сер. «Социология. Политология». - 2014. - Т. 34. - Вып. 2. - С. 17-19.

[10] Ульянова Г.Н. Женщины-предпринимательницы // Русский мир.ги, 2015, март. Информационный портал фонда «Русский мир» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: //https://russkiymir.ru/mediamagazines/ article/186703 (дата обращения: 15.01.2019).

Spisok literatury:

[1] Vahromeeva O.B. Zhenshchiny-predprinimateli v Sankt-Peterburge na rubezhe HIH-HH vv. // Vestnik SPbU. - 2008. - Vyp. 1. - S. 68-73.

[2] Gil'manova G.H. Razvitie zhenskogo predprinimatel'stva v usloviyah transformacii rossijskogo obshchestva: sociologicheskij analiz:

avtoref. dis..... kand. soc. nauk. - Volgograd,

2008.-202 s.

[3] Egorova G.S. Predprinimatel'skaya deyatel'nost' dinastij kupcov-staroobryadcev

Vladimirskoj gubernii: avtoref. dis.....kand. ist.

nauk. - Vladimir, 2012. - S. 2.

[4] Kerov V.V. Mariya Morozova i drugie: gendernyj aspekt staroobryadcheskogo predprinimatel'stva // Ural'skij istoricheskij vestnik. - 2015. - № 4(49). - S. 60-66.

[5] Korsun T.A. Razvitie zhenskogo predprinimatel'stva v Rossii na sovremennom etape // Vestnik ZabGU. - 2016. - T. 22. - № 9. -S. 2-8.

[6] Malyshevskaya Yu.Yu. Osobennosti formirovaniya social'noj gruppy «zhenshchiny-predprinimateli» (Na materialah Respubliki Buryatiya) // Social'no-politicheskie nauki. -2013. - № 4. - S. 162-174.

[7] Mel'nikov M.V. Zhenskoe predprinimatel'stvo v period social'no-ekonomicheskih transformacij: opyt vtoroj poloviny HIH - nachala HH vv. // Vestnik NGTU

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

т. И.Е. Alekseeva «Upravlenie V social'nyh sistemah. Kommunikativnye tekhnologii». - S. 46-51.

[8] Pohvoshchev V.A., Kolesnikova О.А. // MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). - 2015. - № 1(21). S. 103-107.

[9] Semenova Yu.A. Zhenskoe predprinimatel'stvo V sovremennom rossijskom obshchestve: osobennosti i регерек^у //

Saratovskij gos. un-t. Ser. «Sociologiya. Politologiya». - 2014. - Т. 34. - Vyp. 2. - S. 17-19.

[10] Ul'yanova G.N. Zhenshchiny-predprinimatel'nicy // Russkij mir.ru, 2015, mart. Informacionnyj portal fonda «Russkij mir» [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: URL: // https://russkiymir.ru/mediamagazines / article/186703 (data obrashcheniya: 15.01.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1• 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.