Научная статья на тему 'РЕЦ. НА КН.: ШНИРЕЛЬМАН В.А. УДЕРЖИВАЮЩИЙ. ОТ АПОКАЛИПСИСА К КОНСПИРОЛОГИИ'

РЕЦ. НА КН.: ШНИРЕЛЬМАН В.А. УДЕРЖИВАЮЩИЙ. ОТ АПОКАЛИПСИСА К КОНСПИРОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
188
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСПИРОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ЯЗЫЧЕСТВО / АПОКАЛИПСИС / АНТИСЕМИТИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / МАСОНСТВО / САТАНИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Глухов Сергей Викторович

В рецензии рассматривается монография доктора исторических наук и главного научного сотрудника Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, посвященная вопросам конспирологии, истории, религии и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Глухов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE BOOK: SHNIRELMAN V.A. DETAINING. FROM THE APOCALYPSE TO CONSPIRACY THEORY

The review examines the monograph of the Doctor of Historical Sciences and chief researcher of the Institute of Ethnology and Anthropology named after N.N. Mikhlukho-Maklay of the Russian Academy of Sciences, devoted to the issues of conspiracy, history, religion, etc.

Текст научной работы на тему «РЕЦ. НА КН.: ШНИРЕЛЬМАН В.А. УДЕРЖИВАЮЩИЙ. ОТ АПОКАЛИПСИСА К КОНСПИРОЛОГИИ»

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ (РЕЦЕНЗИИ)

УДК 32.019.5

ГЛУХОВ С.В.* РЕЦ. НА КН.: В.А. ШНИРЕЛЬМАНА «УДЕРЖИВАЮЩИЙ. ОТ АПОКАЛИПСИСА К КОНСПИРОЛОГИИ». DOI: 10.31249/rphil/2023.01.11

Аннотация. В рецензии рассматривается монография доктора исторических наук и главного научного сотрудника Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, посвященная вопросам конспирологии, истории, религии и др.

Ключевые слова: конспирология; история; христианство; язычество; Апокалипсис; антисемитизм; национализм; масонство; сатанизм.

GLUKHOV S.V. Review of the book: Shnirelman V.A. Detaining. From the apocalypse to conspiracy theory.

Annotation. The review examines the monograph of the Doctor of Historical Sciences and chief researcher of the Institute of Ethnology and Anthropology named after N.N. Mikhlukho-Maklay of the Russian Academy of Sciences, devoted to the issues of conspiracy, history, religion, etc.

Keywords: conspiracy theory; history; Christianity; paganism; Apocalypse; anti-Semitism; nationalism; Freemasonry; Satanism.

Для цитирования: Глухов С.В. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3 : Филосо-

* Глухов Сергей Викторович - младший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: sglukhov@mail.ru

Рец. на кн.: Шнирельман В.А. Удерживающий. От Апокалипсиса

кконспирологии

фия. - 2023. - № 1. - С. 196-199. Рец. на кн.: Шнирельман В.А. Удерживающий. От Апокалипсиса к конспирологии. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2022. - 424 с. Б01: 10.31249/грЫ1/2023.01.11

Конспирология - одно из самых противоречивых направлений (около)научного исследования. Несмотря на противостояние со стороны академического сообщества, она уже более 150 лет находит своих поклонников вне и внутри мира науки.

Новая работа Виктора Шнирельмана, который уже не раз обращался к этой теме, представляет собой обзор основных тенденций конспирологии, начиная с реципиентов Великой французской революции и закачивая современными обличителями теорий заговора, связанных с цифровизацией и глобализацией. Название книги отсылает нас к христианской концепции «удерживающего», который защищает мир от вторжения сатанинских сил.

«Христианская эсхатология, - пишет автор, - веками разрабатывавшаяся богословами, создала красочную картину разложения человеческого общества и всеобщего упадка накануне конца мира. Избежать этого было невозможно, ибо все было предначертано божественным провидением. Золотой век остался далеко позади, и приходилось ожидать конца. Но сроков никто не знал. Поэтому всегда находились люди, пытавшиеся обнаружить видимые и невидимые знаки приближения Апокалипсиса» (с. 4). В религиозной атмосфере Средневековья выбор был невелик - все подозрения, как правило, падали на иудеев.

Когда на рубеже Нового Времени христианство утратило свой былой авторитет, казалось, что теории заговора, обращенные к еврейской нации, перестанут фасцинировать публику, однако все произошло ровно наоборот. Благодаря всеобщему образованию и развитию средств коммуникации, конспирология расцвела пышным цветом. Утрата прежнего порядка в сочетании с крупными революциями порождали новые страхи. Синкретические религиозные культы, в которых причудливо сочетались христианство, неоязычество и восточные духовные традиции, стали плацдармом для обновления конспирологической повестки. Не отставали от них и светские организации.

Все значимые события XIX, XX и XXI вв. - революции, войны, эпидемии - вызывали и продолжают вызывать волны но-

Глухов С.В.

вых исследований в области конспирологии и народных страхов. Поиск «невидимого врага» нередко заканчивается там же, где начинался: обвинения вновь обращаются против иудеев или масонов (тайное общество со множеством ячеек по всему миру, сыгравшее определенную роль в истории человечества, которое никогда не было таким уж «тайным», но всегда ассоциировалось с еврейской нацией).

Подъем глобализма в XIX в. породил ответную реакцию -национализм. Каждая нация (или раса) мнит себя «избранной» и ищет во всех своих неудачах руку другой нации (или расы). В России принято во всех бедах обвинять Запад, а на Западе - Россию или Китай. На конспирологии была построена идеология Третьего рейха. Кроме того, нельзя не отметить, что правительства многих современных государств пользуются слабостью своего электората к теориям заговора, прикрывая ими собственные промахи во внутренней и внешней политике.

Реакцией на развитие промышленности и техники стал традиционализм, а реакцией на развитие научной рациональности -эзотерика и научная фантастика. Чтобы доказать собственные теории, конспирологи нередко прибегают к фальсификациям и в целом, как правило, игнорируют научные методы. Если источник достаточно авторитетен, доказательства могут даже и не требоваться.

На протяжении четырех глав и почти 500 страниц текста Шнирельман активно развенчивает те или иные конспирологиче-ские предрассудки, опираясь на здравый смысл и собственную интерпретацию исторических событий. Данная работа может служить введением в проблематику конспирологии и обязательна к прочтению для всех, кто хочет заняться ее изучением.

Возможно ли позитивное исследование конспирологии? Автор представляет ее порождением больной фантазии, фрустрации и фобий. Это «нулевая гипотеза», от которой он никогда не отходит. Тем не менее в эзотерике существует принцип, позволяющий отделить чистую конспирологическую фантазию от данных, освященных духовной традицией (вроде христианства или брахманизма). Такой подход практиковали традиционалисты - Рене Генон и Юлиус Эвола (а в наше время практикует Александр Дугин). То,

Рец. на кн. : Шнирельман В.А. Удерживающий. От Апокалипсиса

кконспирологии

что заговоры существуют и время от времени случаются, не отрицает и сам автор.

Шнирельман исходит из априорной позиции, которая предполагает жесткое противопоставление науки и религии и предпочтение науки - религии, глобализма и либерализма - национальному и расовому эссенциализму, а также рационального метода -интеллектуальной интуиции. В каком-то смысле благодаря этой бескомпромиссности он сам становится «удерживающим» на пути стремительного движения «темных наук». Однако при любом незначительном колебании столь жесткой позиции, выводы которые он делает могут быть подвергнуты сомнению.

Спорным видится тезис о христианском происхождении современной конспирологии. На мой взгляд, истоки средневековой «охоты на ведьм» и еврейских погромов следует искать в более архаичных пластах истории. Уже в язычестве существовало представление о чужаке, который поклоняется «зловредным» богам и предкам. Только пройдя через ритуалы и испытания инициации, чужак мог быть приобщен к коллективному телу племени. С другой стороны, язычество в определенном смысле все же несколько терпимее чем христианство: например, язычники (в отличие от христиан) никогда не занимались продвижением своих религий среди чужаков (т.е. миссионерством).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.