Научная статья на тему 'Рец. На кн. : Дагестан и мусульманский Восток. Сборник статей / отв. Ред. И сост. : А. К. Аликберов и В. О. Боборовников. М. : изд. Дом Марджани. 2010. - 432 с'

Рец. На кн. : Дагестан и мусульманский Восток. Сборник статей / отв. Ред. И сост. : А. К. Аликберов и В. О. Боборовников. М. : изд. Дом Марджани. 2010. - 432 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рец. На кн. : Дагестан и мусульманский Восток. Сборник статей / отв. Ред. И сост. : А. К. Аликберов и В. О. Боборовников. М. : изд. Дом Марджани. 2010. - 432 с»

Вестник института ИАЭ. 2010. № 4. С. 134-135.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Г.-М.Р. Оразаев

СБОРНИК СТАТЕЙ О ДАГЕСТАНЕ В РАКУРСЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА Рец. на кн.: Дагестан и мусульманский Восток. Сборник статей / Отв. ред. и сост.: А.К. Аликберов и В.О. Бобровников. М.: Изд. дом Марджани, 2010. - 432 с.

Московский издательский дом «Марджани» вновь порадовал дагестанских читателей весьма солидной книгой, целиком посвященной востоковедческим проблемам нашего края. Напомним, что в прошлом году там же был издан двухтомный сборник дагестанских адатов, в котором нашли место многие памятники об обычаях и законах прошлых времен. Обе книги вышли в известной серии «Ислам в России и Евразии».

Новая книга, которая называется «Дагестан и мусульманский Восток» (М., 2010. -432 с.), посвящена юбилею нашего земляка - известного российского востоковеда-арабиста профессора Амри Рзаевича Шихсаидова. В ней представлены исследования по вопросам суфизма, многообразных культурных и политических связей между Кавказом, Средним и Ближним Востоком, отразившихся в рукописной арабографической книге и эпиграфике Дагестана.

В книге нашли место статьи как самого юбиляра («Духовная элита Дагестана Х-ХУ вв.», «Ахмад ал-Йамани»), так и материалы многих других авторов из Дагестана, Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Израиля, Германии.

Так, израильский историк Моше Гаммер посвятил свою статью теме «Проникновение братств Нахшбандийа-Халидийа и Кадирийа в Дагестан в XIX в.». Здесь повторяется известный тезис о том, что накшбандийский тарикат проник в Дагестан через североазербайджанских шейхов Исмаила Курдамирского и Хасмухаммада Ширванского, который передал иджазу (то есть дозволение на суфийское наставничество) первому дагестанскому шейху нахшбандийского тариката Мухаммаду Ярагскому. И далее адепты этого суфийского братства весьма активно стали распространять свои идеи по всему Дагестану в течение XIX столетия и начала прошлого века. (Хочется, однако, вспомнить любопытное сообщение известного османского путешественника XVII в. Эвлия Челеби о том, что во время своего пребывания в северном Дагестане он засвидетельствовал факт наличия здесь текке - обители дервишей ордена накшбенди - еще в те времена!)

Весьма интересны статьи обоих составителей и ответственных редакторов книги В.О. Бобровникова и А.К. Аликберова: «Мусульманская культура и образование в Баб ал-абвабе, Ширване и Арране в XI-XII вв....», «Изобретение исламских традиций в дагестанском колхозе» (на примере бывшего колхоза в горном ауле Хуштада), «Эпиграфические памятники Акуша-Дарго периода сефевидской экспансии XVI-XVIII вв., «Историк джихада Хаджи-Али Чохский: опыт критической биографии»; «Дагестан и мусульманский Восток в российском кавказоведении» - вводная статья; а также совместная статья московских востоковедов И. В. Зайцева и В. О. Бобровникова «Родословная Сурхай-хана Гази-Кумухского о власти саййидов и хронологии Дагестана в конце XVIII - первой трети XIX в.».

Не обойдены вниманием ракурсы истории древнейшего из городов России - славного Дербента. Ему уделяется внимание в статьях санкт-петербургского историка-востоковеда О.Г. Большакова («К истории завоевания Дербента арабами») и известного дагестанского археолога М.С. Гаджиева («Баб ал-кийама - средневековое мусульманское культовое место в Дербенте»).

Проблема ислама в современном Дагестане рассмотрена в статьях К.М. Ханбабаева («Суфийские шейхи и их последователи в современном Дагестане»), А.Р. Наврузова («Зияющие высоты: проблемы исламской высшей школы в постсоветском Дагестане»).

Привлекает внимание работа немецкого арабиста Михаэля Кемпера «Шариатский дискурс имамата в Дагестане первой половины XIX в.». Казанский историк-археограф Миркасым Усманов представил работу о книгах-«путешественниках». Здесь он прослеживает очень интересный ракурс в исследовании старинных рукописей. Оказывается, рукописи порой имеют весьма яркую «биографию» и сложный «жизненный путь», нередко попадая далеко за пределы своего «места рождения». Так, этот автор обратил свое внимание на то, что некоторые рукописи, имевшие дагестанское происхождение, зафиксированы в Татарстане, Астраханской области и в самом городе Астрахани... Об этом свидетельствуют колофоны и дополнительные владельческие записи, обнаруживаемые в старинных рукописях.

В части «Источниковедение и историография» помещены и другие материалы, которые, несомненно, привлекут внимание исследователей культуры нашего благодатного края. Так, в этой книге впервые опубликована Г. М.-Р. Оразаевым первая часть дагестанского исторического сочинения «История города Кизляра» («Тарих-и Кызларкала») в переводе с кумыкского языка. (Напомню, что другая часть этого сочинения была опубликована им же в книге коллектива авторов под названием «Дагестанские исторические сочинения», изданной в 1993 г. в Москве). Русский перевод снабжен обширными историкофилологическими комментариями. Следует отметить то обстоятельство, что рассматриваемая автором рукопись местного происхождения - это единственное историческое со -чинение прошлых веков, посвященное истории самой северной части Дагестана - Терско -Кумского междуречья.

Можно сказать, неоценимое значение имеет статья Н.А. Тагировой «Оригинальная дагестанская литература Нового времени на арабском языке», в которой впервые прослеживаются собранные воедино сведения об оригинальных произведениях дагестанских авторов прошлого времени, созданных только на арабском языке. Они поделены в тематическом отношении на труды по мусульманской юриспруденции (фикху), лексикографии, поэтическому творчеству, тасаввуфу (суфийской литературе), истории.

В коллективной статье «Библиотека имама Шамиля в Принстоне», принадлежащей перу трех авторов - М. Кемпера, Н.А. Тагировой и А.Р. Шихсаидова - прослеживается история «путешествия» книжной коллекции Шамиля из России в США и Израиль. (Во -истину, и книги имеют свою судьбу). В статье дается общая характеристика, касающаяся количественной характеристики, номенклатуры и тематического разнообразия именитой коллекции.

В новом сборнике представлены также интересные статьи других авторов из Дагестана - Т.М. Айтберова («Эпитафии шейхов братств Сафавийа, Халватийа и Сухравар-дийа в Дагестане: к истории ирано-дагестанских связей XV в.»), М.Н. Османовой («Мусульманские старопечатные книги в Дагестане»), Ш. Ш. Шихалиева («Ал-Джаваб ас-сахих ли-л-ах ал-мусаллах» Абд ал-Хафиза Охлинского). Последний автор впервые вво -дит в науку арабоязычное сочинение середины прошлого столетия, составленное дагестанским алимом Абдул-Хапизом-хаджи Умаровым из аварского аула Охли. Оно носит характер полемического жанра и содержит критический разбор учений ваххабитов и джадидов, что актуально и поныне.

Книга завершается полным списком научных трудов проф. А.Р.Шихсаидова за 1957-2009 гг., составленным М.С. Гаджиевым, и разнообразными указателями.

По всему заметно, что составители и ответственные редакторы весьма серьезно и скрупулезно отнеслись к изданию научного сборника «Дагестан и мусульманский Восток», посвященного достойному ученому - нашему коллеге и современнику, ведущему научному сотруднику Института ИАЭ ДНЦ РАН, профессору ДГУ, заслуженному деятелю науки РФ и РД Амри Рзаевичу Шихсаидову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.