Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
DOI 10.47643/1815-1329_2022_9_4
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE INSTITUTE OF DUTIES OF A HUMAN AND A CITIZEN
ЮНУСОВ Абдулжабар Агабалаевич,
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры теории государства и права международного и европейского права
Академия права и управления ФСИН России.
390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1.
E-mail: abdulzhabar@mail.ru;
ЮНУСОВ Самур Абдулжабарович,
кандидат юридических наук, научный сотрудник отдела разработки методологий исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, и изучения пенитенциарной преступности ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: samur_@mail.ru;
АХВЕРДЯН Арутюн Гайкович,
преподаватель Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: arutyun92@mail.ru;
YUNUSOV Abdulzhabar Agabalaevich,
Professor of the Department of Theory of State and Law of International and European Law Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Law, Professor. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: abdulzhabar@mail.ru;
YUNUSOV Samur Abdulzhabarovich,
Researcher of the Department for the Development of Methodologies for the Execution of Sentences Related to Deprivation of Liberty and the Study of Penitentiary Crime, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ph.D. of Juridical Sciences. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: samur_@mail.ru;
AKHVERDYAN Harutyun Gaikovich,
Lecturer at the Institute of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Department of Civil Law and Procedure. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: arutyun92@mail.ru
Краткая аннотация: В ходе своей жизнедеятельности обществом с целью более эффективной организации всех процессов в качестве надстройки было создано государство. В течение этого долгого процесса также зарождался и развивался институт обязанностей человека. Однако вместе с этим изменялось и отношение самого социума к данному институту. В связи с этим авторами рассмотрен генезис обязанностей человека и гражданина от начала зарождения общества и до момента современного развитого демократического государства.
Abstract: In the course of its life, the society created the state as a superstructure in order to organize all processes more effectively. During this long process, the institution of human responsibilities was also born and developed. However, along with this, the attitude of the society itself to this institution also changed. In this regard, the authors consider the genesis of the duties of a person and a citizen from the beginning of the emergence of society to the moment of a modern developed democratic state.
Ключевые слова: Государство, человек, личность, гражданин, обязанность, цивилизация, социум, общество.
Keywords: State, person, personality, citizen, duty, civilization, society, society.
Для цитирования: Юнусов А.А., Юнусов С.А., Ахвердян А.Г. Ретроспективный анализ становления института обязанностей человека и гражданина // Аграрное и земельное право. 2022. № 9(213). С. 4-6. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_4
For citation: Yunusov A.A., Yunusov S.A., Akhverdyan A.G. Retrospective analysis of the formation of the institute of duties of a human and a citizen // Agrarian and Land Law. 2022. No. 9(213). pp. 4-6. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_4.
Статья поступила в редакцию: 12.05.2022
Когда человек только появился, сильных отличий от животного он не имел, ни в поведении, ни в инстинктах, но это и является логичным. Однако впоследствии своего развития, он доказал тот факт, что человек - может существовать и развиваться только в социуме, в окружении себе подобных индивидов.
Таким образом, говорить об зарождении «общества» как определенный социальный феномен можно с периода возникновения первобытного общества. Именно с зарождением первобытного общества мы можем наблюдать начало существования обязанностей человека. Конечно же они носили примитивный характер, условно разделяли должные действия между мужчинами и женщинами. между руководителем рода и остальными членами и т.д. Но также необходимо отметить, что права и обязанности в этот период были по своей сути едины.
Так, некоторые исследователи утверждают, что в рамках первобытного общества прав и обязанностей не существовало, однако имели место определенные правила, необходимые для организации человеческого общежития и равные для всех его участников. Полагаем, что данная точка зрения в полной мере соответствует основным положениям, разработанным в теории марксизма и на которых базировалась советская правовая наука. В анализируемый период времени акцентировалось внимание на том, что различие между правами и обязанностями по
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
явилось лишь в рамках классового общества, в частности, на фоне возникновения частной собственности, эксплуатации и государства. [1, с. 143] Общественные (социальные) нормы являются образцом поведения общего характера, формируются в процессе деятельности людей и служат для урегулированности и поддержания порядка в обществе. Такой нормой был талион, обычай кровной мести. Его формула: жизнь за жизнь, око за око. Талион является универсальным обычаем, характерным для всех народов на ступени их родового развития. Обязанность кровной мести является, по характеристике Л. Моргана и Ф. Энгельса, существенным признаком ирокезского, греческого и римского родов. Именно талион, как это показал П. Лафарг, явился одним из решающих оснований идеи справедливости - равного возмездия, которое прослеживается на протяжении всей истории и в качестве устойчивого пережитка дошло до наших дней. [2, с. 105]
Следующий этап условно следует выделить создание ранних государств, например, Древней Греции и Древнего Рима. В данный период происходит создание и формирование концепций, первых философских представлений об устройстве этого мира, а также в том числе формировались идеи о правах и обязанностях человека. Данные идеи встречаются у Платона, Сократа, Аристотеля, Цицерона и т.д.
Так, например, М.Т. Цицерон написал трактат «Об обязанностях», представляющий собой определенный свод правил и норм поведения, рассчитанных не на особых, выдающихся людей или мудрецов, а на обычных честных и порядочных граждан. В трактате речь идет об обязанностях, приложимых ко всем людям, ко всем, у кого имеется хоть какая-либо «склонность к доблести». Трактат не только адресован молодому римлянину (изначально), но и ориентирован на достойного гражданина, вступающего на путь государственной карьеры. [3, с. 60-61]
В своем труде Цицерон рассматривает обязанности как качество каждого законопослушного гражданина, способного быть полезным для общества. Он акцентировал свое внимание именно на рядовых честных граждан, так как именно они является фундаментом любого социума и государства. Таким образом, мы полагаем, что обязанности в трактате носят не только правовой аспект, но также их необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с такими элементами человеческого восприятия как мораль, честность, справедливость, доброта и т.д.
Следующий этап, на наш взгляд, выступает этап средневековья. Данный этап развития человечества примечателен своим стремлением к развитию церковных идей, отказу от всего накопленного опыта и знаний в древние времена. В данный период особое место занимают церковные нормы и учения служителей церкви. Среди них можно выделить таких мыслителей как Тертуллиан, Иоанн Богослов, Джовани Фидан-ца, Фома Аквинский и другие.
В этот период обязанности человека рассматривались исключительно с позиции Божественного промысла. Каждое действие, которое требовалось совершить человеку, обосновывалось именно требованием Бога, что было совершить обязательно, в противном случае кара настигала также во имя Бога, за невыполнение его требований.
Далее следует выделить такой этап как Эпоха Возрождения. По нашему мнению, этот период является одним из ключевых во всем периоде развития цивилизации, так как именно в это время происходит возврат в поле зрения науки и культуры «человека» и всего что с ним связано. Именно человек занимает центральную позицию в мироздании как высшей ценности для государства и общества. Все делается во имя человека и для человека.
Очень большое значение обязанностям в данный период придавали такие видные ученые как Ш. Монтескье, Ж-Ж Руссо, Дж. Бруно, Эразм Роттердамский и другие.
Так, Ш. Монтескье придавал большое значение обязанностям человека и гражданина. «Если бы я мог сделать так, чтобы люди получили новые основания полюбить свои обязанности, свое отечество и свои законы, чтобы они почувствовали себя более счастливыми во всякой стране... я счел бы себя счастливейшим из всех смертных». [4, с. 160]
В своих трудах Ш. Монтескье достаточно подробно описывает и рассказывает о важности обязанностей человека, так как он полагал, что обязанности своего рода двигатель развития общества и с ним трудно не согласиться. Обязанности представляют собой именно тот механизм, который дает возможность каждому гражданину реализовать дарованное ему законом право на получение того или иного блага. А также автор говорит о том, что в сути механизма исполнения обязанностей лежит самостоятельное понимание человека необходимости в этих действиях. А если это осознание есть в самой личности, то ни государства, ни какой-либо правоохранительный аппарат, никакое внешнее воздействие уже на него не требуется более.
Р. Декарт придавал большое значение учению о морали. Он был убежден, что моральные блага основаны на истинном знании и тяготеют к слиянию с ним, а все пороки производны от невежества. [5, с. 420]
В данной ситуации невозможно не согласиться с Р. Декартом поскольку, на наш взгляд, невозможно в полной мере отделить друг от друга неисполнение обязанностей гражданином от неграмотности, нежелания им развиваться, познавать что-то новое, все это обеспечивает лишь неграмотность и как конечный итог полный правовой нигилизм.
Если изучить статистику количества неграмотного населения в отдельной европейской стране в начале XX века и количество правонарушений, совершенных в той же стране, и сопоставить их с числом совершенных преступлений и правонарушений в начале ХХ1века, то можно увидеть прямую зависимость, что образование, правовая грамотность и научно-технический прогресс напрямую влияют на качество и количество исполненных обязанностей гражданами. В свою очередь и государство обязано должно взять на себя прямую обязанность по созданию условий, способствующих их исполнению, тем самым будет взаимосвязь между человеком и государством.
Также необходимо отметить в качестве причины, почему мы считаем именно данный период ключевым в исследуемой нами теме, так как все идеи, зародившиеся в это время, а также все представления философов и ученых этого периода легли в основу сегодняшнего государственного устройства. Те положения, о которых говорят Ш. Монтескье, Декарт, Ж-Ж Руссо и другие ученые сегодня легли в основу развития
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 9(213)
демократических, социальных и правовых государств. Обязанности человека рассматриваются исключительно как обоснованная необходимость для любого субъекта права, оно выступает как необходимость для развития общества и государства, но никак не инструмент произвола.
Таким образом, основываясь на всем вышесказанном, можно смело говорить о том, что обязанности всегда являлись и являются одним из базовых столпов современного общественного и государственного устройства [6]. Без полного и качественного исполнения обязанностей одними субъектами права невозможно реализовать права и свободы других граждан [7]. Обязанности человека представляют собой определенный противовес, который способствует удержания от скатывания государства в деспотию права, обеспечивая при этом торжество справедливости в жизнедеятельности социума.
Библиография:
1. Завьялов С.О. Генезис обязанности - от обычной нормы к юридической обязанности // StudNet. 2020. Т. 3. № 5. С. 142-145.
2. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. 269 с.
3. Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.245 с.
4. Монтескье Ш. Избранные произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1. 800 с.
5. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т. 1. 654 с.
6. Юнусов Э.А., Оленев М.Г. К вопросу об определении понятия «обязанность человека» // Право и государство: теория и практика. 2020. № 1 (181). С. 258-259.
7. Оленев М.Г. К вопросу обеспечения конституционных прав и свобод человека в пенитенциарной системе // Аграрное и земельное право. 2020. № 11 (191). С. 103-105.
References:
1. Zavyalov S.O. Genesis of duty - from the usual norm to the legal obligation // StudNet. 2020. Vol. 3. No. 5. pp. 142-145.
2. Huseynov A.A. The Golden rule of morality. M., 1982. 269 p.
3. Cicero M.T. About old age. About friendship. About responsibilities. M., 1993.245 p.
4. Montesquieu Sh. Selected works: In 2 volumes, 1955. Vol. 1. 800 p.
5. Descartes R. Essays: In 2 vols. Vol. 1. 654 p.
6. Yunusov E.A., Olenev M.G. On the question of defining the concept of "human duty" // Law and the state: theory and practice. 2020. No. 1 (181). pp. 258-259.
7. Olenev M.G. On the issue of ensuring constitutional human rights and freedoms in the penitentiary system // Agrarian and land law. 2020. No. 11 (191). pp. 103-105.