DOI 10.47643/1815-1337_2022_7_73
ПРАВОСОЗНАНИЕ И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПНОЕ ДЕЯНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ LEGAL AWARENESS AND DUTIES OF THE CONVICTED PERSON, WHO COMMITTED A CRIMINAL ACT IN A CORRECTIONAL INSTITUTION
ЮНУСОВ Абдулжабар Агабалаевич,
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: abdulzhabar@mail.ru;
АХВЕРДЯН Арутюн Гайкович,
преподаватель, кафедра гражданского права и процесса Института Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: arutyun92@mail.ru;
ЖЕРЕБЦОВА Елена Николаевна,
научный сотрудник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта истории уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: zherebtsova.1994@bk.ru;
YUNUSOV Abdulzhabar Agabalayevich,
Professor of the Department of Theory of State and Law, International and European Law of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Law, Professor. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: abdulzhabar@mail.ru;
AHVERDYAN Аrutyun Gaikovich,
Lecturer at the Institute of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia at the Department of Civil Law and Procedure. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: arutyun92@mail.ru;
ZHEREBTSOVA Е^г^ Nikolaevna,
Researcher of the Department for the Study of Domestic and Foreign Experience of the History of the Penal Enforce. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: zherebtsova.1994@bk.ru
Краткая аннотация: В данной статье рассматривается правосознание личности осужденного, совершившего преступное деяние в исправительном учреждении. Автором раскрывается личность осужденного, его свойства и черты в условиях среды места лишения свободы, анализируется портрет осужденного, роль исполнения обязанностей личности в процессе исправления.
Abstract: This article examines the legal awareness of the personality of a convicted person who committed a criminal act in a correctional institution. The author reveals the personality of the convicted person, his properties and traits in the environment of the place of deprivation of liberty, analyzes the portrait of the convicted person, the role of fulfilling the duties of the individual in the process of correction.
Ключевые слова: правосознание, личность преступника, воспитание, самовоспитание, обязанность, портрет осужденного, преступность в исправительном учреждении.
Keywords: legal awareness, criminal personality, upbringing, self-education, duty, portrait of a convict, crime in a correctional institution.
Статья поступила в редакцию: 07.06.2022
Правосознание - важнейший атрибут права, который связан с ментальностью. Дело в том, что российская ментальность неоднозначный продукт, и она изначально отличалась нечетко сформулированным отношением к праву, которое усугубляло периодическое радикальное переустройство страны [1].
При анализе преступлений в исправительном учреждении, необходимо изучить личность преступника, которая отличается рядом свойств, присущих только лицам, нарушающим закон.
В.Н. Кудрявцев отмечает, что путем изучения самого преступника можно выделить причину и следствие его криминальной жизнедеятельности [2, с. 10].
Характер, уровень правосознания, духовный мир человека, его воспитание определяют поведение осужденного в исправительном учреждении, а именно определяют исполнение или неисполнение им, возложенных на него обязанностей. Данное лицо специфично, исходя из восприятия социальных и психологических условий во время отбывания наказания. Среда исправительного учреждения представляет собой закрытое пространство с различным социальным окружением, с которым необходимо общаться, поддерживать связь, обустраивать быт и подобное. Оказывает психологическое воздействие на поведение преступника, наличие в исправительном учреждении неформальных уровней иерархий осужденных, нестандартный набор сленговой речи.
Н.Г. Шурухнов, исследуя личность пенитенциарного преступника, отмечает, что среда, в которой отбывают наказание осужденные, напрямую способна влиять на упрочнение их негативных черт. Влияет на личность осужденного и коллектив, в котором постоянно находится осужденный. Зачастую коллектив представляет собой лиц с низким правосознанием и правовой культурой, и осужденному приходится налаживать взаимоотношения с данными лицами, приобщаясь к неформальным нормам поведения. Так происходит переформирование человека, когда он способен приобретать неспецифические качества, ранее ему чуждые [3].
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 7(211)
Так, на наш взгляд обязанности являются тем самым двигателем, который способствует исправлению осужденного. Например, если мы говорим о том, что криминальная среда влияет на личность осужденного в негативном плане, то администрация исправительного учреждения, принудительно заставляя осужденного исполнять возложенные на него обязанности, способствует определенному перелому вышеуказанного влияния.
Известно, что в исправительных колониях строгого режима отбывают наказание осужденные, имеющие значительный криминальный опыт, как правило, такие люди не стремились к созданию семьи, социально-полезных связей [4].
Также на наш взгляд, такой фактор, как наличие семьи, поддержки близких людей способен привить человеку уважительное отношение к обществу, к труду, к правилам человеческого общежития. Семья в данном случае выступает мотивацией к стремлению к лучшей жизни, законопослушной, раскрывает духовные и моральные качества человека, его культуру, в том числе правовую. Пробел воспитания в семье несет собой пробелы в восприятии вековых и неизменных понятий, которыми в последующем человек руководствуется всю свою жизнь - морали, нравственности, добра, порядка.
Получается, что человек, не имея прочных семейных связей, должного воспитания, зачастую не обладая достойным уровнем правосознания и правового воспитания, может быть склонен к совершению им проступков в будущем.
Итак, личность преступника включает в себя социально-демографическое положение, навыки, знания, увлечения, потребности, характер, волю, уголовно-правовую характеристику.
Совокупность вышеуказанных свойств личности влияет на поведенческую его структуру, которая видоизменяется в условиях исправительного учреждения в негативную или положительную сторону в зависимости от самовоспитания личности [5, с. 48].
Самовоспитание, исходя из своей сущности, нацелено на совершенствование личности, непосредственно зависящее от окружающей среды, интересов, взаимоотношений. Оно направлено на гармоничное развитие и совершенствование человека, путем самовоспитания развиваются такие ценные качества, как мужество, упорство, терпение, уверенность в себе. Воспитание и самовоспитание в своем единстве выступают сторонами цельного процесса формирования личности. Путь к самосовершенствованию - это путь к пониманию обстоятельств жизни, принятию себя, своего жизненного пути, устранения отрицательных качеств [6]. Помимо прочего, самовоспитание является двигателем продуктивной активной деятельности.
Портрет осужденного, совершившего преступления в исправительном учреждении, включает в себя возраст 18-24 лет с еще формирующейся психикой, шаткими моральными принципами. Большинство из них трудоспособные лица, треть из которых уже имели судимость и допускали нарушения режима в процессе отбывания наказания.
Уровень правосознания осужденных совершивших преступные деяния в исправительных учреждениях необходимо улучшать путем целенаправленной воспитательной работы с ним, обучения и т.д. Имея адекватный уровень правосознания, осужденные будут соизмерять свое поведение с законным поведением, что положительно влияет на восприятие ими права.
Говоря об правосознании, следует также отметить, что в контексте обязанностей, оно позволяет осужденному понимать значимость и причины важности исполнения обязанностей. Это обусловлено прежде всего тем, что обязанности осужденного обеспечивают реализацию прав других граждан, в том числе и лиц пострадавших в ходе совершения преступления.
Если человек обладает знаниями и способен ими пользоваться - хорошо, но иногда он не способен осознать важность норм права. В этом случае нужно помнить о том, что правосознание одного человека может отличаться от правосознания другого. Важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных лиц при организации работы по правовому воспитанию.
Обучение законам правовой жизни невозможно и без связи с действительностью, поэтому следует сказать о важном, на наш взгляд, принципе правового воспитания - связь с жизнью, с настоящим и насущным.
Сформировать основы правового воспитания можно у любого человека с учетом его возраста, потенциала, дав ему право на свободу выбора собственных ориентиров, которые заложены в его сознании и формируют его общую правовую культуру. А вот закрепить правильные нормы в сознании способна воспитательная функция права, что подтверждает ее уникальность в системе правоотношений [7], а также воспитательная работа с осужденными.
Формирование должного правосознания тесно взаимодействует с политическими, моральными, религиозными, национальными и другими формами, которые способны к отражению явлений правовой действительности и охватывает процесс создания правовых норм. Правосознание, как известно, содержит в себе идеи, концепции, теории и чувства, которые регулируют поведение людей в ситуациях, имеющих юридическое значение. Оно служит ключом права и регулятором правильного поведения [8, с. 263-264]. Правильное правосознание способно отторгнуть черты группового субкультурного поведения в среде осужденных.
Нельзя отрицать, что в основе совершения преступного деяния в исправительном учреждении лежат традиции и обычаи, культивируемые в «пенитенциарной общине», они могут быть основными ориентирами в жизни личности преступника. Поэтому администрации ИУ необходимо учитывать данный факт при работе с осужденными с сильно выраженными искаженными ценностными ориентациями.
В итоге необходимо отметить, что правосознание личности осужденного, совершившего преступное деяние в исправительном учреждении, состоит из совокупности качеств личности, его свойств, приобретенных уже непосредственно в местах лишения свободы, в том числе и привычек, выработанных в ходе исполнения осужденными своих обязанностей. Борьба с низким правосознанием должна начинаться с воспитательной работы с данной категории лиц, привития уважительного отношения к праву.
Библиогра фия:
1. Талыкова А.А. Правосознание российского общества и ментальность // Правовая культура, правотворчество и правосознание как факторы развития гражданского общества и правового государства: история, современность и перспективы : сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., посв. 50-летию СевероЗападного ин-та (филиала) Ун-та имени О.Е. Кутафина (МГЮА) / отв. ред. Я.В. Васильева. Вологда: Фонд развития филиала МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2018. С. 90.
2. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. - М., 1968. 175 с.
3. Шурухнов Н.Г. Личность пенитенциарного преступника //Социологические исследования. 1993. №3. С.74, Каретников И.В. Характеристика преступлений, совершенных осужденными и исправительно-трудовых колониях: Учебное пособие. - М., 1986. С. 46.
4. Алферов Ю.А. Особенности личности осужденных, отбывающих наказание в лесных ИТУ, и пути совершенствования их исправления и перевоспитания //Реализация гуманистических начал решений 27 съезда КПСС и 19 Всесоюзной партийной конференции по совершенствованию правовой системы в сфере исполнения уголовно-правовых мер воздействия и исправления осужденных // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. - Рязань, 1989. С.286-287.
5. Сердюк Л.В. Общие вопросы криминологии: Курс лекций. - Уфа, 1994. 101 с.
6. Самовоспитание - естественный процесс адаптации личности / М.Ш.Яхшиева, Э.С. Эшонкулов [и др.] // Образование и воспитание. 2015. № 1 (1). С. 6264.
7. Паламарчук И.Е. Роль правового воспитания в процессе формирования правового государства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам IXX Междунар. науч.-практ. конф. № 11 (68). Новосибирск : СибАК, 2016. С. 42-47.
8. Смоленский М.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Дашков и К, Академцентр, 2010. 318 с.
References:
1. Talikova A.A. Legal consciousness of Russian society and mentality // Legal culture, law-making and legal consciousness as factors of development of civil society and the rule of law: history, modernity and prospects : collection of scientific articles on the results of the International Scientific and Practical Conference, dedicated to the 50th anniversary of the North-Western Institute-ta (branch) of the O.E. Kutafin University (MGUA) / ed. by Ya.V. Vasiliev. Vologda: The Fund for the Development of the branch of the Kutafin Moscow State Medical University, 2018. p. 90.
2. Kudryavtsev V.N. Causality in Criminology. - M., 1968. 175 p.
3. Shurukhnov N.G. Personality of the penitentiary criminal //Sociological research. 1993. No. 3. p.74, Karetnikov I.V. Characteristics of crimes committed by convicts and correctional labor colonies: Textbook. - M., 1986. p. 46.
4. Alferov Yu.A. Personality features of convicts serving sentences in forest ITU, and ways to improve their correction and re-education //Implementation of the humanistic principles of the decisions of the 27th Congress of the CPSU and the 19th All-Union Party Conference on improving the legal system in the field of execution of criminal legal measures of influence and correction of convicts // Materials of the All-Union Scientific and Practical Conference. - Ryazan, 1989. pp.286-287.
5. Serdyuk L.V. General issues of criminology: A course of lectures. - Ufa, 1994. 101 p.
6. Self-education is a natural process of personality adaptation / M.Sh.Yakhshieva, E.S. Eshonkulov [et al.] // Education and upbringing. 2015. No. 1 (1). pp. 62-64.
7. Palamarchuk I.E. The role of legal education in the formation of the rule of law // Personality, family and society: questions of pedagogy and psychology: collection of articles based on the materials of the IXX International Scientific and Practical Conference No. 11(68). Novosibirsk : SibAK, 2016. pp. 42-47.
8. Smolensky M.B. Theory of state and law: textbook. M.: Dashkov and K, Akademtsentr, 2010. 318 p.