Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
38
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Золотухина Э.Н.

В статье рассматриваются вопросы развития свободных экономических зон. Предложена периодизация данного процесса. Рассмотрена законодательная база, на основе которой и развивались свободные экономические зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 339

Э.Н. Золотухина

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы развития свободных экономических зон. Предложена периодизация данного процесса. Рассмотрена законодательная база, на основе которой и развивались свободные экономические зоны.

Ключевые слова: свободные экономические зоны, особые экономические зоны, государственное регулирование экономики, налоговые льготы, законодательная база.

Попытки создать СЭЗ предпринимались в нашей стране ещё в конце 80-х годов, но относительно ясная законодательная база данного процесса формировалась позднее. Правовое регулирование отечественных свободных экономических зон (СЭЗ) осуществляется главным образом на основе индивидуальных нормативных актов, имеющих различную юридическую силу, от положений о СЭЗ, утвержденных распоряжением Верховного Совета РФ, до федеральных законов, регламентирующих создание и деятельность отдельных зон.

Таблица 1

Этапы развития законодательной базы СЭЗв Российской Федерации [7]

Период Краткая характеристика подходов к формированию законодательной базы СЭЗ в РФ Название этапа

1990-2000 Создание первых СЭЗ. Формируется законодательная база СЭЗ, главным образом в системе налоговых правоотношений, в надежде на приток инвестиций. Отсутствие реальных инвестиций, из-за группы факторов. Наивно-либеральный

2000-2005 Попытка создания единого закона о СЭЗ. Стимулирование инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений. Закладываются основы государственно - частного партнерства. Конструктивно-прогматический

2005 - настоящее время Законодательство СЭЗ развивается в направлении поиска новых инструментов стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности. Формируются новые виды СЭЗ. Инновационно-поисковый

Изначально, СЭЗ рассматривались как элемент внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства и создаваться в регионах с развитым научно -техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Экономико-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.

В начале 90-х годов государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив, которые преследовали главную цель - получение от правительства налоговых льгот, кредитов и дополнительных административно-хозяйственных полномочий. В 1990 г. было спешно принято несколько документов, объявлявших об открытии тринадцати зон на площади 1,2 млн кв. км с численностью проживающего населения 18 млн чел. Было объявлено об образовании СЭЗ на территориях: Ленинграда, Выборга Ленинградской области, Приморского края, включая г.Находку, Калининградской, Сахалинской ("Сахалин"), Читинской ("Даурия"), Кемеровской ("Кузбасс") и Новгородской областей, Алтайского края, Еврейской автономной области, ("ЕВА") г. Зеленограда Московской области. Но для необходимого инфраструктурного обустройства большинства учрежденных зон требовались колоссальные капиталовложения, обеспечить которые российское правительство было не в состоянии.

© Золотухина Э.Н., 2016.

Научный руководитель: Шваков Евгений Евгеньевич - доктор экономических наук, доцент, директор Международного института экономики, менеджмента и информационных систем, Алтайский государственный университет, Россия.

Вестник магистратуры. 2016. № 3 (54). Т. II.

ISSN 2223-4047

В развитии СЭЗ стал ощущаться застой. К началу 1993 года в правительстве РФ определилась линия на ликвидацию "суперзон", на упразднение представленных зонам таможенных льгот. Над одиннадцатью территориями, имевшими статус СЭЗ, нависла угроза бесперспективности. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон - разновидности свободных таможенных зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

В стране стали появляться также специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" - просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый "налоговый оазис Калмыкии", представляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы.

СЭЗ "Находка" развивалась на этом этапе в нестабильных условиях. Правительство России принимало по ней специальные решения. Например, "О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка" от 8 сентября 1994 г". В соответствии с этим и другими регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные вклады в которых превышают 30%, были установлены следующие льготы:1) федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующий местный налог - не более 3%; 2) прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождены от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли); 3) часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога. Однако провозглашенный правительством льготный режим реализовывался с большим трудом, а иногда и вовсе не выполнялся из-за противодействия министерств и ведомств федерального центра.

Второй этап развития законодательной базы свободных экономических зон начинается с принятия закона «О свободных экономических зонах» в 2000г. Правовое регулирование свободных экономических зон осуществлялась многими правовыми актами. Однако в их числе не было единого специального закона, который регулировал бы процедуру создания, функционирования различных зон, а также, что очень существенно, их ликвидации. Что касается проекта закона «О свободных экономических зонах» (одобрен Советом Федерации 28 июня 2000 г. Постановлением № 180-СФ), [1] то нашедшая отражение в проекте традиционная концепция свободных экономических зон исходит из того, что свободная экономическая зона представляет собой отдельный, ограниченный участок территории РФ, в пределах которого действует особый правовой режим. При этом границы свободных экономических зон могут совпадать либо не совпадать с установленными границами территориально-административных единиц.

Необходимо признать, что и в целом концепция зоны, как ограниченного участка территории, в пределах которого действует некое специфическое регулирование экономических и иных отношений с элементами особого административного управления (отдельные органы управления, особый режим въезда, выезда и пребывания и пр.), приведена в соответствие сч. 1 ст. 8 Конституции РФ, предусматривающей, что в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Действительно, о какой свободе перемещения товаров в границах страны можно говорить при наличии в СЭЗ особого таможенного регулирования, в свете которого территория зоны противопоставляется так называемой остальной территории РФ. Кроме того, как уже говорилось, в отдельных зонах по решению местных органов управления могли создаваться таможенные и иные функциональные субзоны, т. е. замкнутые территории с еще более узкоспециализированным режимом, чем режим самой СЭЗ.

Что касается 3 этапа, его отсчет можно считать с момента принятия федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». [3] Основной целью этого закона являются развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развитие транспортной инфраструктуры. Закон направлен на урегулирование отношений, связанных с созданием, функционированием и прекращением действия статуса особых экономических зон на территории Российской Федерации, осуществлением предпринимательской и инвестиционной деятельности в особых экономических зонах. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» включает в себя основные понятия и положения по созданию и прекращению действия статуса ОЭЗ, по управлению ОЭЗ, по определению статуса резидентов ОЭЗ, о таможенном регулировании, о налогообложении и режиме землепользования в ОЭЗ, о гарантиях прав инвесторов и ряд других положений по реализации закона (гл. 2, 3).

При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. Ограниченность территории ОЭЗ обусловливается, во-первых, необходимостью значительной концентрации затрат на обустройство инфраструктуры, предшествующее началу функционирования ОЭЗ, во-вторых, чрезмерно большие размеры территорий ОЭЗ привели бы к снижению концентрации инвестиционных, трудовых и

иных ресурсов. По указанным причинам законом предусматривается создание промышленно - производственных зон на территории с площадью не более 20 кв. км, технико-внедренческих - на территории с площадью не более 3 кв. км (ст. 5, гл. 1). При этом территории ОЭЗ не должны совпадать с территориями каких-либо административно-территориальных образований. В то же время ОЭЗ могут размещаться одновременно на территориях нескольких таких образований, в том числе двух или более субъектов Российской Федерации. Федеральным законом предусматривается особенность создания технико-внедренческих зон, заключающаяся в формировании их на отдельных участках территорий либо на участках территорий промышленно-производственных зон или участках территорий, сопряженных с территориями, занимаемыми высшими учебными заведениями, ведущими подготовку специалистов в области технических, точных или естественных наук, и (или) научно-исследовательскими институтами аналогичного профиля [3].

Одной из заложенных в законе идей, вызывающих серьезные сомнения, является существенное усиление роли Правительства РФ и других органов исполнительной власти и, соответственно, уменьшение полномочий федеральных органов представительной власти в регулировании процесса создания и деятельности свободных экономических зон.

Реальные результаты создания свободных экономических зон можно выявить главным образом в оказании адресной экономической помощи отдельным территориям. При этом необходимо осознавать, что поддержка будет оказываться как за счет Федерации в целом, а так и каждого из входящих в нее регионов

В результате анализа развития законодательства о СЭЗ в России можно сделать следующие выводы:

•К настоящему времени произошла существенная модернизация законодательства в области свободных экономических зон.

•Образование регионов интенсивного экономического развития либо соответствующие намерения в субъектах Российской Федерации проявляются как нарастающая тенденция на новом этапе экономического развития страны.

•На сегодняшний день в РФ существует: 8 ОЭЗ промышленного типа; 5 ОЭЗ технологического типа; 7 ОЭЗ туристического типа; 3 ОЭЗ логистического типа. [8] В 2015 году также был принят закон о создании СЭЗ в Крыму и Севастополе.

Таким образом, создание закона о свободных зонах, учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так и ее субъектов, можно считать сегодня основанием в деле успешного развития Российского государства.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О свободных экономических зонах», принятый Государственной Думой РФ и одобренный Советом Федерации 28 июня 2000 г. постановлением № 180-СФ, не утвержден Президентом Российской Федерации. // www.rg.ru

2.Конституция РФ. 1993.

3.Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Российская газета. - 2005г. - № 3831. - с. 2.

4.Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон // Российский экономический журнал. - 2005. - № 11. -

с. 12.

5.Капустина Е.С Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в России // Российское предпринимательство. - 2011. - № 6 -С 20.

6.Капустин В. Р. Свободные экономические зоны // Лаборатория книги. - 2009. - № 5. - С. 7.

7.Шваков Е.Е. Ретроспективный анализ формирования инвестиционного инструментария в субъектах Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2014. - № 44. - С. 2.

8.Официальный сайт Министерства Экономического развития Российской Федерации: особые экономические зоны [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL:http: // economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/ (дата обращения 10.02.2016)

ЗОЛОТУХИНА ЭЛЕОНОРА НИКОЛАЕВНА - магистрант программы подготовки «Международная экономика», направления «Экономика» Международного института экономики, менеджмента и информационных систем, Алтайский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.