УДК 338.486.3
М.Р. ИМАМЕТДИНОВА
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Выполнен ретроспективный анализ развития электронного бизнеса в сфере туризма: от первых глобальных систем резервирования до информационных технологий, связанных с нейронными сетями и прочими разработками. Рассмотрены факторы развития отрасли, а также текущие тенденции, связанные с применением технологий Big Data в туризме.
Ключевые слова: туризм, электронный бизнес, электронная коммерция, системы бронирования CRS, глобальная распределительная система GDS, машинное обучение, интернет вещей, блокчейн, виртуальная реальность, дополненная реальность, Big Data.
This article presents a retrospective analysis of the e-business development in the tourism sector: from the first global reservation systems to neural networks and other innovations. Factors of industry development and trends of Big Data technologies application in tourism are considered here.
Key words: tourism, e-business, e-commerce, marketing, CRS booking systems, GDS global distribution system, machine learning, Internet of things, blockchain, virtual reality, augmented reality, Big Data.
Электронный бизнес является результатом развития информационных технологий и растущей динамики повседневной жизни. Осуществление покупок посредством сети Интернет, которое полностью минимизирует затраты времени на посещение магазина и позволяет приобрести все необходимое в удобное для клиента время, - часть жизни современного человека. Особенно это актуально для индустрии туризма, которая характеризуется информационно насыщенной деятельностью. Неосязаемость туристской услуги обусловливает потребность в представлении ее на потребительском рынке при помощи изображений, описаний и средств коммуникаций.
Стремительное развитие туристской отрасли объясняется двумя факторами: 1) развитием гражданской авиации, 2)
© Имаметдинова М.Р, 2020
изобретением и внедрением электронных систем резервирования и бронирования. Рост количества авиалиний и расширение пассажирского авиапотока способствовали возникновению компьютерных систем бронирования авиабилетов (Computer Reservation Systems, CRS).
Первые системы создавались в период, когда еще не было интернета. Терминалы устанавливались в офисах авиакомпаний и являлись основным инструментом продажи билетов. В дальнейшем для удобства клиентов системы резервирования устанавливали в гостиницах и крупных туристских агентствах. Стали преобладать независимые посредники, которые осуществляли продажу мест различных авиаперевозчиков. Архитектура системы разделилась на глобальные распределительные системы (Global
Distribution Systems, GDS) и системы резервирования (Computer Reservation Systems, CRS) [2].
Первой CRS стала ReserVec, созданная по заказу авиакомпании Trans-Canada Airlines (сейчас это Air Canada). Первое бронирование эта система осуществила в 1963 году [19]. В декабре 1964 года SABRE начала свою работу в качестве CRS системы American Airlines. Ее достоинством стало упрощение и автоматизация информационного обеспечения в отношении рейсов и тарифов, что в результате повлияло на снижение стоимости услуг авиаперевозчиков. В основные функции SABRE также входило комплексное управление доходностью, что позволяло авиакомпаниям добиваться максимальной прибыли за счет манипуляций с ценами с учетом наличия свободных мест. Возможности системы уже допускали одновременно резервировать места для 26 тыс. пассажиров [8]. На сегодняшний день основными лидерами на мировом рынке являются SABRE, Amadeus и Travelport, а также региональные системы, такие как Сирена и TravelSky.
Еще одним важным событием для предпринимательства в целом и для туристской индустрии в частности становится появление в 1960 году пластиковых кредитных карт с магнитной полосой, обеспечивших возможность автоматизации финансово-расчетных операций [4]. В 1970 году Amеriсаn Eхрrеss - программа пластиковых карт Bank оf Amеriса - занимает лидирующую позицию на туристском рынке по количеству обслуживаемых клиентов. Второе и третье место соответственно занимают компании Diners Club и СаЛе Blаnсhе [16].
Следующим этапом развития электронной коммерции в туризме стало внедрение систем по обмену данными (Е1ейгошс Dаtа Intеrchаngе, EDI) и электронному переводу финансовых средств (Е1ейгошс Funds Transfer, EFT). Однако вскоре были выявлены существенные недостатки данных систем, которые заключались в достаточно высоких ценах на данные продукты. Из-за нестандартности некоторых программных компонентов системы не могли быть синхронизированы с имеющимся у большинства туристских компаний программным обеспечением, и, как следствие, массового распространения эти технологии не получили [3].
В 1985 году разрабатывается международная программа стандартизации EDIFACT (Е1ейгошс Datа Intеrсhаngе for Аdministrаtiоn, Соттегсе аnd ТгашроЛ - электронный обмен данными в управлении, коммерции и транспорте), принятая стандартом ISO 9735. Ее внедрение привело к упрощению процессов ведения коммерческой деятельности в туристской отрасли с использованием средств электронных телекоммуникаций [21].
В 1988 году SABRE модернизировалась в глобальную распределительную систему (GDS), основное назначение которой заключалось в оказании туристам информационных услуг, услуг бронирования мест и обработки транзакций. Система объединяла 30 тыс. туристских агентств и 3 млн интерактивных клиентов с 400 авиакомпаниями, 50 фирмами по прокату автомобилей, 35 тыс. отелей и десятками железнодорожных и туристских компаний, в том числе занимающихся перегоном транспортных средств и организацией круизов [10].
1990 год особенно важен для электронного бизнеса, поскольку в этот период интернет, изначально разработанный исключительно для военного ведомства и ученых США, становится общедоступной глобальной сетью и важной частью всех экономических процессов в мире. Помимо федеральных структур, интернет стал доступен частному бизнесу, что позволило расширить круг коммерческих поставщиков и потребителей услуг [7].
Первый интернет-магазин появился в Америке в 1994 году и реализовывал бытовую технику, а в России в 1997 году - осуществлял продажу книг [7]. В 1999 году российский интернет-трейдинг был существенно усовершенствован в техническом отношении. Важная инновация данного периода - создание автоматического интернет-шлюза, который принимал и обрабатывал заказы в считанные секунды. Это привело к автоматизации оптовой продажи туров операторами, расширению партнерских связей и открытию значительного количества дочерних предприятий по всей стране [11].
Внедрение электронного билета было приурочено к 1 января 2008 года. Международная ассоциация IATA разработала проект Simрlifуing ТЬе BusiMSS (STB) в тот период, когда произошел скачок цен на топливо и обслуживание пассажиров во время полета. Согласно исследованиям специалистов, к концу 2016 года в США и Европе процент отказа от бумажных билетов составил в среднем 75% [17].
Рассмотрим инновации, возникшие в результате развития интернет-технологий, такие как блокчейн, дополненная и виртуальная реальность, интернет вещей, технологии Big Data, и их применение в туризме.
Технология блокчейн представляет собой реплицированную распределенную базу данных, состоящую из информационных блоков. Впервые она была реализована в системе «Бит-койн» в 2008 году, в которой совершаются транзакции в различных крипто-валютах.
В туризме блокчейн, по мнению экспертов, мог бы принести значительную пользу. С помощью данной технологии, в отличие от традиционных GDS, можно организовать более выгодный способ взаимодействия поставщиков туристских услуг и агентов. Примерами такого решения являются некоммерческие блокчейн-платформы, такие как WindingTree (штаб-квартира в Швейцарии), TravelCoin, LockChain и др. Преимуществами этих платформ являются отсутствие единоличного владельца, равноправный доступ к платформе, сокращение лишних транзакций, отсутствие комиссии за управление, возможность подключения по стандартному API [9].
Сегодня в разных областях туристской индустрии можно встретить разнообразные комбинации технологий виртуальной (Virtual Reality, VR) и дополненной (Augmented Reality, AR) реальности, реализованных в приложениях и устройствах. От этапа планирования до непосредственного отдыха при помощи AR/ VR-технологий можно получить информацию о туристских объектах и впечатления посредством визуальных образов и игровой механики. Например, панорамные фото помогают оценить все достоинства номеров еще перед бронированием. В музеях используют технологии, чтобы разместить в свои помещения масштабные
виртуальные объекты и «оживить» окаменелости. Прогуливаясь в незнакомом месте, туристы в приложениях дополненной реальности получают индивидуальный опыт ознакомления с достопримечательностями, вне зависимости от наличия гида и путеводителя. Приложения дополненной реальности в сочетании с системами машинного перевода позволяют туристам моментально переводить информацию на иностранном языке в понятный текст. Для этого можно воспользоваться приложениями Wikitude или Layar [5].
Интернет вещей (Internet of Thihgs, IoT) позволяет разнородным устройствам и технологиям обмениваться данными друг с другом для обеспечения более эффективного и действенного взаимодействия с пользователем.
Службы безопасности в аэропортах могут отслеживать устройства путешественников и связываться друг с другом для контроля своевременной посадки. Водители такси узнают, когда их клиенты прошли через терминал. Магазины по продаже продуктов питания и напитков могут предлагать клиентам предварительные заказы и автоматически начинать готовить еду.
Маркетинговые возможности тоже очень разнообразны. Путешественники могут отслеживаться в зависимости от их поведения, что позволяет розничным торговцам выяснить, какие рекламные дисплеи наиболее эффективны и как пассажиры взаимодействуют с коммерческими предложениями, распространенными в современных аэропортах [14].
С появлением интернета проблема информационного бума, связанная с накоплением, хранением, сортировкой
и извлечением полезных свойств данных, стала как никогда актуальной. По оценкам экспертов, к 2025 году объем генерируемых человеком данных увеличится примерно до 400 зеттабайт (1 Зб ~ 1 млрд Гб). Так возник термин Big Data, который впервые предложил в 2008 году редактор журнала Nature -Клиффорд Линч, для обозначения больших массивов данных и способов их обработки [1]. К технологиям и методам анализа, которые используются для анализа Big Data, относятся Data Mining, краудсорсинг, машинное обучение, нейронные сети, прогнозная аналитика, статистический анализ и др.
Интерес к технологиям Big Data продолжает расти. Эксперты компании Frost & Sullivan прогнозируют в 2021 году увеличение общего объема мирового рынка аналитики больших данных до $67,2 млрд и ежегодный рост около 35,9% [15]. В туризме, как одной из наиболее информационно насыщенных отраслей, технологии Big Data наиболее актуальны. Уже сейчас в коммерческих целях используются данные пользователей социальных сетей, посетителей веб-ресурсов и другие данные для того, чтобы создать персонализированные предложения для потенциальных клиентов туристских услуг.
13 сентября 2018 года Profi.Travel и Amadeus подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве и анонсировали новую технологию для продвижения туристских услуг - Profi.Travel Programmatic. Система на основе тре-вел-данных о пользователях позволяет осуществлять автоматизированную закупку рекламы с самым точным тар-гетированием рекламного сообщения (рис. 1.) [6].
Данные о местонахождении. Соц/дем (пол, возраст). Персональные данные (id, e-mail). Профили в социальных сетях. Данные о визитах на сайте.
Данные о покупках в Интернете
Profi.Travel Programmatic
использует данные о пользователях из Интернета + Big Data Amadeus
Частота путешествий.
Приоритетные
направления
путешествий.
Приоритетные виды
туризма.
Класс обслуживания. Поисковые запросы. Цели поездок. Сроки пребывания в отпуске или поездке
ДАННЫЕ О ПОЛЬЗОВАТЕЛЯХ ИЗ ИНТЕРНЕТА
AMADEUS Big Data
Рис. 1. Архитектура Profi.Travel Programmatic [б]
Amadeus имеет собственную систему сбора и обработки тревел-данных об активности путешественников по всему миру, что позволяет получить наиболее информативный портрет потенциальных клиентов, включающий приоритетные виды туризма и направления путешествий, цели поездок и многое другое. Это помогает создать такие рекламные объявления, которые соответствуют модели поведения туриста, его традиции посещения тех или иных направлений в конкретный временной период, а также интересам в сфере путешествий и туризма. Все это позволяет продвигать турпродукт на целевую аудиторию, максимально соответствующую задачам компании.
Кроме того, сервис Profi.Travel может предложить эффективную digital-стратегию на основе экспертного анализа турпродукта, который включает: анализ направлений, сезонность, вос-
требованность, уникальность и особенность турпродукта, конкурентные дестинации, а также сегментацию аудитории по доходу, предпочтениям, видам туризма и пр. Результатом стратегии являются получение всеобъемлющей информации о туристской де-стинации, качественный охват целевой аудитории и ее активное взаимодействие с брендом [б].
Потенциал Big Data безграничен, однако в исследовании туризма этому вопросу посвящено пока еще мало научных работ. Существует три основных направления исследований: туризм в какой-либо стране, например в Китае (Bao, Chen, & Ma, 2014; Huang &Chen, 201б; Sun, Wei, & Zhang, 2017; Zhang, Lan, Qi, & Wu, 2017); по видам туризма, например событийный туризм и во-лонтерство (Getz & Page, 201б; Wearing & McGehee, 2013); туристский спрос (Goh & Law, 2011; Song & Li, 2008); по-
ведение туристов (Bhati & Pearce, 2016; Pomfret & Bramwell, 2016); туристские достопримечательности (Leask, 2016); туристские риски (Yang, Khoo-Lattimore, & Arcodia, 2017) [20].
Основными барьерами Big Data в туризме остаются нехватка квалифицированных специалистов, высокая стоимость внедрения технологий, обеспечение защиты данных и их конфиденциальности. Несмотря на существующие ограничения, на государственном уровне уже начали предпринимать усилия по поддержке технологий Big Data. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 утверждена государственная программа «О
Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», в рамках которой планируется развивать технологии Big Data [18].
Национальный центр информатизации в сотрудничестве с группой компаний «Форпост» и Ассоциацией участников рынка больших данных 15 мая 2019 года разработали дорожную карту по развитию в России «сквозной» цифровой технологии (СЦТ) Big Data. В дорожной карте выделено шесть субтехнологий Big Data, по каждой из которых определены цели развития и ключевые показатели эффективности (рис. 2) [13].
тел НО ПОГНИ, О&ип^аинвдцие
просто нмнсмоаъ и <1 нтеропЕрамлсчильданиы*
ЩЯ-ДУШПП'ЫЛ
¿нынтша
рл^пр^деденные хранилищ^ дкИнъп
Су0технплогнк Btg Oat а
технологии, обоспрцннаюшие
^tnDflbjowHif щнспветио" £ЗМ№* ДОЯ 01
теччсычгии
ОбОГйЩСНИН
данных
ИИУНГЧЕН иы^ MfWVOTHiMÀHHpÉ □б^'ы-.-сдлА üöiMÜCTmi Шннни
Рис. 2. Субтехнологии Big Data (BI - Businnes Intelligence)
Дорожная карта станет ключевым документом при реализации федерального проекта «Цифровые технологии», который входит в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» в период до 2024 г. В ней обозначены приоритеты и ориентиры для дальнейшего планирования
деятельности государства и ведущих отечественных компаний и организаций [12].
Электронный бизнес в туризме развивается на протяжении более 50 лет и берет свое начало с автоматизированных систем авиаперелетов. Доступность интернета част-
ному бизнесу привела к возникновению сайтов, интернет-магазинов и интернет-порталов, что дало существенный толчок для развития туристского бизнеса. Для современной индустрии туризма применение 1Т-технологий в автоматизации систем бронирования, создание инте-
грированных коммуникационных сетей, систем мультимедиа, Smart Cards, информационных систем менеджмента и т.д. имеет большое значение. Однако развитие технологий Big Data обещает сделать возможным преобразование всех сфер туристской отрасли.
электронные ресурсы
1. Аналитика Big Data - реалии и перспективы в России и мире. URL: https://habr.com/ru/ company/mailru/blog/449370/ (дата обращения: 07.06.2019).
2. Информационные технологии в туристской индустрии/А.М. Ветитнев, В.В. Коваленко, В.В. Коваленко. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 340 с. ISBN 978-5-534-07375-1. Текст: электронный//ЭБСЮрайт [сайт]. URL: https://biblio-online.ru/bcode/444944 (дата обращения: 08.08.2019).
3. Информационный портал Elcomrevue.ru. URL: http://elcomrevue.ru/istoriya-elektronnoy-kommertsii/ (дата обращения: 12.05.2019).
4. Информационный портал Habr. Статья «Как карты завоевали планету» от 14 июля 2016. URL: https://habr.com/ru/post/394993/ (дата обращения: 10.05.2019).
5. Информационный портал IOT conference. URL: https://iotconf.ru/ru/article/turizm-2-0-ili-novie-tehnologii-v-travel-industrii-95699 (дата обращения: 20.06.2019).
6. Информационный портал Profi.travel. URL: https://profi.travel/news/37597/details (дата обращения: 09.06.2019).
7. Информационный портал SYL. URL: https://www.syl.ru/article/170038/new_kogda-poyavilsya-internet-v-mire-i-v-rossii (дата обращения: 22.05.2019).
8. Информационный портал Travelhubr.com. URL: https://www.travelhubr.com/blogs/travel_ technologies/crs-gds-pss-istoriya-i-evolyucziya-razvitiya.html (дата обращения: 10.05.2019).
9. Информационный портал VC.ru URL: https://vc.ru/flood/31550-blokcheyn-v-turizme-vtoraya-chast (дата обращения: 20.06.2019).
10. Информационный портал издательства «Открытые системы». URL: https://www.osp. ru/cw/2002/47/59343/ (дата обращения: 13.05.2019).
11. Информационный портал издательства «Открытые системы». URL: https://www.osp. ru/news/articles/2000/0825/13031262 (дата обращения: 01.06.2019).
12. Новостной портал Cnews. URL: http://bigdata.cnews.ru/news/line/2019-05-24_ natsionalnyj_tsentr_informatizatsii_razrabotal (дата обращения: 11.06.2019).
13. Новостной портал Cnews URL: http://bigdata.cnews.ru/news/line/2019-05-15_ issledovanie_idc_bolee_90_rossijskih_kompanij (дата обращения: 11.06.2019).
14. Новостной портал Phocuswire.com. URL: https://www.phocuswire.com/The-Internet-of-Things-and-travel-London-City-Airport-takes-off (дата обращения: 20.06.2019).
15. Новостной портал Server News. URL: https://servernews.ru/981922 (дата обращения: 09.06.2019).
16. Стратегия маркетинга банковских карточек на развитых рынках / ПЛАС: журн. 2012. 17 августа. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.plusworld.ru%2Fjournal %2Fsection_916%2Fsection_139986%2Fart141484%2F&d=1 (дата обращения: 10.05.2019).
17. Тутуров С.А. Внедрение технологии электронного билета - проблемы и перспективы на современном этапе развития рынка пассажирских авиаперевозок в РФ // Научный вестник МГТУ ГА. 2006. № 100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-tehnologii-
elektronnogo-bileta-problemy-i-perspektivy-na-sovremennom-etape-razvitiya-rynka-passazhirskih-aviaperevozok-v-rf (дата обращения: 01.06.2019).
18. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (дата обращения 09.06.2019).
19. Alan Dornian. ReserVec: Trans-Canada Airlines' Computerized Reservation System // IEEE Annals of the History of Computing. 1994. Vol. 16, No 2. P. 31-42 (2018.2-3 изд. перераб.).
20. Big data in tourism research: A literature review/Jingjing Li, Ling Tang, Shouyang Wang, Ling Li // Tourism Management. 2018. 68. P. 301-323. URL: https://www.journals.elsevier.com/tourism-management (дата обращения: 01.06.2019).
21. The United Nations Economic Commission for Europe (UNECE). URL: https://www.unece.org/ cefact/edifact/welcome.html (дата обращения: 12.05.2019).