Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
822
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / СИСТЕМЫ БРОНИРОВАНИЯ CRS / ГЛОБАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА GDS / МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / БЛОКЧЕЙН / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / TOURISM / E-BUSINESS / E-COMMERCE / MARKETING / CRS BOOKING SYSTEMS / GDS GLOBAL DISTRIBUTION SYSTEM / MACHINE LEARNING / INTERNET OF THINGS / BLOCKCHAIN / VIRTUAL REALITY / AUGMENTED REALITY / BIG DATA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Имаметдинова М. Р.

Выполнен ретроспективный анализ развития электронного бизнеса в сфере туризма: от первых глобальных систем резервирования до информационных технологий, связанных с нейронными сетями и прочими разработками. Рассмотрены факторы развития отрасли, а также текущие тенденции, связанные с применением технологий Big Data в туризме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF E-BUSINESS DEVELOPMENT IN THE TOURISM SECTOR

This article presents a retrospective analysis of the e-business development in the tourism sector: from the first global reservation systems to neural networks and other innovations. Factors of industry development and trends of Big Data technologies application in tourism are considered here.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

УДК 338.486.3

М.Р. ИМАМЕТДИНОВА

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Выполнен ретроспективный анализ развития электронного бизнеса в сфере туризма: от первых глобальных систем резервирования до информационных технологий, связанных с нейронными сетями и прочими разработками. Рассмотрены факторы развития отрасли, а также текущие тенденции, связанные с применением технологий Big Data в туризме.

Ключевые слова: туризм, электронный бизнес, электронная коммерция, системы бронирования CRS, глобальная распределительная система GDS, машинное обучение, интернет вещей, блокчейн, виртуальная реальность, дополненная реальность, Big Data.

This article presents a retrospective analysis of the e-business development in the tourism sector: from the first global reservation systems to neural networks and other innovations. Factors of industry development and trends of Big Data technologies application in tourism are considered here.

Key words: tourism, e-business, e-commerce, marketing, CRS booking systems, GDS global distribution system, machine learning, Internet of things, blockchain, virtual reality, augmented reality, Big Data.

Электронный бизнес является результатом развития информационных технологий и растущей динамики повседневной жизни. Осуществление покупок посредством сети Интернет, которое полностью минимизирует затраты времени на посещение магазина и позволяет приобрести все необходимое в удобное для клиента время, - часть жизни современного человека. Особенно это актуально для индустрии туризма, которая характеризуется информационно насыщенной деятельностью. Неосязаемость туристской услуги обусловливает потребность в представлении ее на потребительском рынке при помощи изображений, описаний и средств коммуникаций.

Стремительное развитие туристской отрасли объясняется двумя факторами: 1) развитием гражданской авиации, 2)

© Имаметдинова М.Р, 2020

изобретением и внедрением электронных систем резервирования и бронирования. Рост количества авиалиний и расширение пассажирского авиапотока способствовали возникновению компьютерных систем бронирования авиабилетов (Computer Reservation Systems, CRS).

Первые системы создавались в период, когда еще не было интернета. Терминалы устанавливались в офисах авиакомпаний и являлись основным инструментом продажи билетов. В дальнейшем для удобства клиентов системы резервирования устанавливали в гостиницах и крупных туристских агентствах. Стали преобладать независимые посредники, которые осуществляли продажу мест различных авиаперевозчиков. Архитектура системы разделилась на глобальные распределительные системы (Global

Distribution Systems, GDS) и системы резервирования (Computer Reservation Systems, CRS) [2].

Первой CRS стала ReserVec, созданная по заказу авиакомпании Trans-Canada Airlines (сейчас это Air Canada). Первое бронирование эта система осуществила в 1963 году [19]. В декабре 1964 года SABRE начала свою работу в качестве CRS системы American Airlines. Ее достоинством стало упрощение и автоматизация информационного обеспечения в отношении рейсов и тарифов, что в результате повлияло на снижение стоимости услуг авиаперевозчиков. В основные функции SABRE также входило комплексное управление доходностью, что позволяло авиакомпаниям добиваться максимальной прибыли за счет манипуляций с ценами с учетом наличия свободных мест. Возможности системы уже допускали одновременно резервировать места для 26 тыс. пассажиров [8]. На сегодняшний день основными лидерами на мировом рынке являются SABRE, Amadeus и Travelport, а также региональные системы, такие как Сирена и TravelSky.

Еще одним важным событием для предпринимательства в целом и для туристской индустрии в частности становится появление в 1960 году пластиковых кредитных карт с магнитной полосой, обеспечивших возможность автоматизации финансово-расчетных операций [4]. В 1970 году Amеriсаn Eхрrеss - программа пластиковых карт Bank оf Amеriса - занимает лидирующую позицию на туристском рынке по количеству обслуживаемых клиентов. Второе и третье место соответственно занимают компании Diners Club и СаЛе Blаnсhе [16].

Следующим этапом развития электронной коммерции в туризме стало внедрение систем по обмену данными (Е1ейгошс Dаtа Intеrchаngе, EDI) и электронному переводу финансовых средств (Е1ейгошс Funds Transfer, EFT). Однако вскоре были выявлены существенные недостатки данных систем, которые заключались в достаточно высоких ценах на данные продукты. Из-за нестандартности некоторых программных компонентов системы не могли быть синхронизированы с имеющимся у большинства туристских компаний программным обеспечением, и, как следствие, массового распространения эти технологии не получили [3].

В 1985 году разрабатывается международная программа стандартизации EDIFACT (Е1ейгошс Datа Intеrсhаngе for Аdministrаtiоn, Соттегсе аnd ТгашроЛ - электронный обмен данными в управлении, коммерции и транспорте), принятая стандартом ISO 9735. Ее внедрение привело к упрощению процессов ведения коммерческой деятельности в туристской отрасли с использованием средств электронных телекоммуникаций [21].

В 1988 году SABRE модернизировалась в глобальную распределительную систему (GDS), основное назначение которой заключалось в оказании туристам информационных услуг, услуг бронирования мест и обработки транзакций. Система объединяла 30 тыс. туристских агентств и 3 млн интерактивных клиентов с 400 авиакомпаниями, 50 фирмами по прокату автомобилей, 35 тыс. отелей и десятками железнодорожных и туристских компаний, в том числе занимающихся перегоном транспортных средств и организацией круизов [10].

1990 год особенно важен для электронного бизнеса, поскольку в этот период интернет, изначально разработанный исключительно для военного ведомства и ученых США, становится общедоступной глобальной сетью и важной частью всех экономических процессов в мире. Помимо федеральных структур, интернет стал доступен частному бизнесу, что позволило расширить круг коммерческих поставщиков и потребителей услуг [7].

Первый интернет-магазин появился в Америке в 1994 году и реализовывал бытовую технику, а в России в 1997 году - осуществлял продажу книг [7]. В 1999 году российский интернет-трейдинг был существенно усовершенствован в техническом отношении. Важная инновация данного периода - создание автоматического интернет-шлюза, который принимал и обрабатывал заказы в считанные секунды. Это привело к автоматизации оптовой продажи туров операторами, расширению партнерских связей и открытию значительного количества дочерних предприятий по всей стране [11].

Внедрение электронного билета было приурочено к 1 января 2008 года. Международная ассоциация IATA разработала проект Simрlifуing ТЬе BusiMSS (STB) в тот период, когда произошел скачок цен на топливо и обслуживание пассажиров во время полета. Согласно исследованиям специалистов, к концу 2016 года в США и Европе процент отказа от бумажных билетов составил в среднем 75% [17].

Рассмотрим инновации, возникшие в результате развития интернет-технологий, такие как блокчейн, дополненная и виртуальная реальность, интернет вещей, технологии Big Data, и их применение в туризме.

Технология блокчейн представляет собой реплицированную распределенную базу данных, состоящую из информационных блоков. Впервые она была реализована в системе «Бит-койн» в 2008 году, в которой совершаются транзакции в различных крипто-валютах.

В туризме блокчейн, по мнению экспертов, мог бы принести значительную пользу. С помощью данной технологии, в отличие от традиционных GDS, можно организовать более выгодный способ взаимодействия поставщиков туристских услуг и агентов. Примерами такого решения являются некоммерческие блокчейн-платформы, такие как WindingTree (штаб-квартира в Швейцарии), TravelCoin, LockChain и др. Преимуществами этих платформ являются отсутствие единоличного владельца, равноправный доступ к платформе, сокращение лишних транзакций, отсутствие комиссии за управление, возможность подключения по стандартному API [9].

Сегодня в разных областях туристской индустрии можно встретить разнообразные комбинации технологий виртуальной (Virtual Reality, VR) и дополненной (Augmented Reality, AR) реальности, реализованных в приложениях и устройствах. От этапа планирования до непосредственного отдыха при помощи AR/ VR-технологий можно получить информацию о туристских объектах и впечатления посредством визуальных образов и игровой механики. Например, панорамные фото помогают оценить все достоинства номеров еще перед бронированием. В музеях используют технологии, чтобы разместить в свои помещения масштабные

виртуальные объекты и «оживить» окаменелости. Прогуливаясь в незнакомом месте, туристы в приложениях дополненной реальности получают индивидуальный опыт ознакомления с достопримечательностями, вне зависимости от наличия гида и путеводителя. Приложения дополненной реальности в сочетании с системами машинного перевода позволяют туристам моментально переводить информацию на иностранном языке в понятный текст. Для этого можно воспользоваться приложениями Wikitude или Layar [5].

Интернет вещей (Internet of Thihgs, IoT) позволяет разнородным устройствам и технологиям обмениваться данными друг с другом для обеспечения более эффективного и действенного взаимодействия с пользователем.

Службы безопасности в аэропортах могут отслеживать устройства путешественников и связываться друг с другом для контроля своевременной посадки. Водители такси узнают, когда их клиенты прошли через терминал. Магазины по продаже продуктов питания и напитков могут предлагать клиентам предварительные заказы и автоматически начинать готовить еду.

Маркетинговые возможности тоже очень разнообразны. Путешественники могут отслеживаться в зависимости от их поведения, что позволяет розничным торговцам выяснить, какие рекламные дисплеи наиболее эффективны и как пассажиры взаимодействуют с коммерческими предложениями, распространенными в современных аэропортах [14].

С появлением интернета проблема информационного бума, связанная с накоплением, хранением, сортировкой

и извлечением полезных свойств данных, стала как никогда актуальной. По оценкам экспертов, к 2025 году объем генерируемых человеком данных увеличится примерно до 400 зеттабайт (1 Зб ~ 1 млрд Гб). Так возник термин Big Data, который впервые предложил в 2008 году редактор журнала Nature -Клиффорд Линч, для обозначения больших массивов данных и способов их обработки [1]. К технологиям и методам анализа, которые используются для анализа Big Data, относятся Data Mining, краудсорсинг, машинное обучение, нейронные сети, прогнозная аналитика, статистический анализ и др.

Интерес к технологиям Big Data продолжает расти. Эксперты компании Frost & Sullivan прогнозируют в 2021 году увеличение общего объема мирового рынка аналитики больших данных до $67,2 млрд и ежегодный рост около 35,9% [15]. В туризме, как одной из наиболее информационно насыщенных отраслей, технологии Big Data наиболее актуальны. Уже сейчас в коммерческих целях используются данные пользователей социальных сетей, посетителей веб-ресурсов и другие данные для того, чтобы создать персонализированные предложения для потенциальных клиентов туристских услуг.

13 сентября 2018 года Profi.Travel и Amadeus подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве и анонсировали новую технологию для продвижения туристских услуг - Profi.Travel Programmatic. Система на основе тре-вел-данных о пользователях позволяет осуществлять автоматизированную закупку рекламы с самым точным тар-гетированием рекламного сообщения (рис. 1.) [6].

Данные о местонахождении. Соц/дем (пол, возраст). Персональные данные (id, e-mail). Профили в социальных сетях. Данные о визитах на сайте.

Данные о покупках в Интернете

Profi.Travel Programmatic

использует данные о пользователях из Интернета + Big Data Amadeus

Частота путешествий.

Приоритетные

направления

путешествий.

Приоритетные виды

туризма.

Класс обслуживания. Поисковые запросы. Цели поездок. Сроки пребывания в отпуске или поездке

ДАННЫЕ О ПОЛЬЗОВАТЕЛЯХ ИЗ ИНТЕРНЕТА

AMADEUS Big Data

Рис. 1. Архитектура Profi.Travel Programmatic [б]

Amadeus имеет собственную систему сбора и обработки тревел-данных об активности путешественников по всему миру, что позволяет получить наиболее информативный портрет потенциальных клиентов, включающий приоритетные виды туризма и направления путешествий, цели поездок и многое другое. Это помогает создать такие рекламные объявления, которые соответствуют модели поведения туриста, его традиции посещения тех или иных направлений в конкретный временной период, а также интересам в сфере путешествий и туризма. Все это позволяет продвигать турпродукт на целевую аудиторию, максимально соответствующую задачам компании.

Кроме того, сервис Profi.Travel может предложить эффективную digital-стратегию на основе экспертного анализа турпродукта, который включает: анализ направлений, сезонность, вос-

требованность, уникальность и особенность турпродукта, конкурентные дестинации, а также сегментацию аудитории по доходу, предпочтениям, видам туризма и пр. Результатом стратегии являются получение всеобъемлющей информации о туристской де-стинации, качественный охват целевой аудитории и ее активное взаимодействие с брендом [б].

Потенциал Big Data безграничен, однако в исследовании туризма этому вопросу посвящено пока еще мало научных работ. Существует три основных направления исследований: туризм в какой-либо стране, например в Китае (Bao, Chen, & Ma, 2014; Huang &Chen, 201б; Sun, Wei, & Zhang, 2017; Zhang, Lan, Qi, & Wu, 2017); по видам туризма, например событийный туризм и во-лонтерство (Getz & Page, 201б; Wearing & McGehee, 2013); туристский спрос (Goh & Law, 2011; Song & Li, 2008); по-

ведение туристов (Bhati & Pearce, 2016; Pomfret & Bramwell, 2016); туристские достопримечательности (Leask, 2016); туристские риски (Yang, Khoo-Lattimore, & Arcodia, 2017) [20].

Основными барьерами Big Data в туризме остаются нехватка квалифицированных специалистов, высокая стоимость внедрения технологий, обеспечение защиты данных и их конфиденциальности. Несмотря на существующие ограничения, на государственном уровне уже начали предпринимать усилия по поддержке технологий Big Data. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 утверждена государственная программа «О

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», в рамках которой планируется развивать технологии Big Data [18].

Национальный центр информатизации в сотрудничестве с группой компаний «Форпост» и Ассоциацией участников рынка больших данных 15 мая 2019 года разработали дорожную карту по развитию в России «сквозной» цифровой технологии (СЦТ) Big Data. В дорожной карте выделено шесть субтехнологий Big Data, по каждой из которых определены цели развития и ключевые показатели эффективности (рис. 2) [13].

тел НО ПОГНИ, О&ип^аинвдцие

просто нмнсмоаъ и <1 нтеропЕрамлсчильданиы*

ЩЯ-ДУШПП'ЫЛ

¿нынтша

рл^пр^деденные хранилищ^ дкИнъп

Су0технплогнк Btg Oat а

технологии, обоспрцннаюшие

^tnDflbjowHif щнспветио" £ЗМ№* ДОЯ 01

теччсычгии

ОбОГйЩСНИН

данных

ИИУНГЧЕН иы^ MfWVOTHiMÀHHpÉ □б^'ы-.-сдлА üöiMÜCTmi Шннни

Рис. 2. Субтехнологии Big Data (BI - Businnes Intelligence)

Дорожная карта станет ключевым документом при реализации федерального проекта «Цифровые технологии», который входит в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» в период до 2024 г. В ней обозначены приоритеты и ориентиры для дальнейшего планирования

деятельности государства и ведущих отечественных компаний и организаций [12].

Электронный бизнес в туризме развивается на протяжении более 50 лет и берет свое начало с автоматизированных систем авиаперелетов. Доступность интернета част-

ному бизнесу привела к возникновению сайтов, интернет-магазинов и интернет-порталов, что дало существенный толчок для развития туристского бизнеса. Для современной индустрии туризма применение 1Т-технологий в автоматизации систем бронирования, создание инте-

грированных коммуникационных сетей, систем мультимедиа, Smart Cards, информационных систем менеджмента и т.д. имеет большое значение. Однако развитие технологий Big Data обещает сделать возможным преобразование всех сфер туристской отрасли.

электронные ресурсы

1. Аналитика Big Data - реалии и перспективы в России и мире. URL: https://habr.com/ru/ company/mailru/blog/449370/ (дата обращения: 07.06.2019).

2. Информационные технологии в туристской индустрии/А.М. Ветитнев, В.В. Коваленко, В.В. Коваленко. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 340 с. ISBN 978-5-534-07375-1. Текст: электронный//ЭБСЮрайт [сайт]. URL: https://biblio-online.ru/bcode/444944 (дата обращения: 08.08.2019).

3. Информационный портал Elcomrevue.ru. URL: http://elcomrevue.ru/istoriya-elektronnoy-kommertsii/ (дата обращения: 12.05.2019).

4. Информационный портал Habr. Статья «Как карты завоевали планету» от 14 июля 2016. URL: https://habr.com/ru/post/394993/ (дата обращения: 10.05.2019).

5. Информационный портал IOT conference. URL: https://iotconf.ru/ru/article/turizm-2-0-ili-novie-tehnologii-v-travel-industrii-95699 (дата обращения: 20.06.2019).

6. Информационный портал Profi.travel. URL: https://profi.travel/news/37597/details (дата обращения: 09.06.2019).

7. Информационный портал SYL. URL: https://www.syl.ru/article/170038/new_kogda-poyavilsya-internet-v-mire-i-v-rossii (дата обращения: 22.05.2019).

8. Информационный портал Travelhubr.com. URL: https://www.travelhubr.com/blogs/travel_ technologies/crs-gds-pss-istoriya-i-evolyucziya-razvitiya.html (дата обращения: 10.05.2019).

9. Информационный портал VC.ru URL: https://vc.ru/flood/31550-blokcheyn-v-turizme-vtoraya-chast (дата обращения: 20.06.2019).

10. Информационный портал издательства «Открытые системы». URL: https://www.osp. ru/cw/2002/47/59343/ (дата обращения: 13.05.2019).

11. Информационный портал издательства «Открытые системы». URL: https://www.osp. ru/news/articles/2000/0825/13031262 (дата обращения: 01.06.2019).

12. Новостной портал Cnews. URL: http://bigdata.cnews.ru/news/line/2019-05-24_ natsionalnyj_tsentr_informatizatsii_razrabotal (дата обращения: 11.06.2019).

13. Новостной портал Cnews URL: http://bigdata.cnews.ru/news/line/2019-05-15_ issledovanie_idc_bolee_90_rossijskih_kompanij (дата обращения: 11.06.2019).

14. Новостной портал Phocuswire.com. URL: https://www.phocuswire.com/The-Internet-of-Things-and-travel-London-City-Airport-takes-off (дата обращения: 20.06.2019).

15. Новостной портал Server News. URL: https://servernews.ru/981922 (дата обращения: 09.06.2019).

16. Стратегия маркетинга банковских карточек на развитых рынках / ПЛАС: журн. 2012. 17 августа. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.plusworld.ru%2Fjournal %2Fsection_916%2Fsection_139986%2Fart141484%2F&d=1 (дата обращения: 10.05.2019).

17. Тутуров С.А. Внедрение технологии электронного билета - проблемы и перспективы на современном этапе развития рынка пассажирских авиаперевозок в РФ // Научный вестник МГТУ ГА. 2006. № 100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-tehnologii-

elektronnogo-bileta-problemy-i-perspektivy-na-sovremennom-etape-razvitiya-rynka-passazhirskih-aviaperevozok-v-rf (дата обращения: 01.06.2019).

18. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (дата обращения 09.06.2019).

19. Alan Dornian. ReserVec: Trans-Canada Airlines' Computerized Reservation System // IEEE Annals of the History of Computing. 1994. Vol. 16, No 2. P. 31-42 (2018.2-3 изд. перераб.).

20. Big data in tourism research: A literature review/Jingjing Li, Ling Tang, Shouyang Wang, Ling Li // Tourism Management. 2018. 68. P. 301-323. URL: https://www.journals.elsevier.com/tourism-management (дата обращения: 01.06.2019).

21. The United Nations Economic Commission for Europe (UNECE). URL: https://www.unece.org/ cefact/edifact/welcome.html (дата обращения: 12.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.