УДК 338.48
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ
МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
А.М. Погорелов
Рассмотрено влияние информационных технологий на развитие международного туризма, который стимулируется Интернет технологиями, Интернет сообществами, как в режиме офф-лайн, так и в режиме он-лайн. В статье рассмотрены самые крупные участники туристического рынка, задающие темп развития всей отрасли. Отмечены перспективы роста туристского рынка на почве развития электронной коммерции в разных странах мира, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Отмечено стимулирующее влияние информационных технологий на развитие рынка труда в сфере туризма.
Ключевые слова: Интернет-бронирование, туристы, электронная коммерция, туруслуги.
В современном экономическом пространстве значительную роль играют информационные технологии, способствующие росту национальных экономик и всего мирового хозяйства. Ускорение трансакций стимулирует производителей работать с ещё большей отдачей, что повышает мастерство персонала и качество самих товаров и услуг. Новые технологии позволяют оптимизировать как процесс производства, так и процесс сбыта и реализации продукции. Современное общество испытывает на себе колоссальное влияние таких информационных технологий как телевидение, Интернет, сотовая связь, специализированные информационные программы (электронные переводы в банке, программы бухгалтерского учёта, электронные системы мониторинга транспортировки ресурсов и т.д.). Благодаря тесной взаимозависимости информационных технологий упрощается взаимопонимание экономических контрагентов - индивидуумов, домашних хозяйств, фирм, государства, что ведёт к повышению всеобщего благосостояния. Всеобщее благосостояние во многом достигается за счёт снижения трансакционных издержек, которые увеличиваются в период предпродажной подготовки товаров.
Значительное влияние информационных технологий в современном постиндустриальном обществе испытала на себе индустрия услуг, особенно электронная коммерция. Этот вид деятельности использовал все технологические новинки, для развития собственной сферы. Предприятия ищут новые рынки сбыта, в которые прочно вошли новые информационные технологии. Сегодня трудно найти отрасль народного хозяйства, которая не вовлечена в электронную коммерцию. Информационные технологии, развиваясь, стимулировали развитие грузоперевозок и пассажирских перевозок. Используя
технологию удалённого доступа, пользователь мог получить доступ к товарам и услугам с минимальными потерями времени для себя. В результате этого качество и масштабы доставки, как товаров, так и услуг возросли. Российская Федерация последнюю четверть века ещё более активно определяется со своей экономической специализацией именно благодаря информационным технологиям.
Международный товарооборот Российской Федерации за последние годы выглядел так, как показано на этой странице: http://m.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_России, т.е. постоянно возрастал. Российская Федерация, синхронно развиваясь с окружающим миром, повторяет общемировые тенденции развития.
Международная туристская организация [1] даёт оптимистичный прогноз по развитию туризма в мире 3 - 4 % в год. За рубежом специалисты в сфере туризма разделяют систему туризма на «две части: туристская индустрия и индустрия гостеприимства, каждая из которых включает специфические виды обслуживания» [2, 375].
Электронное бронирование позволяет более эффективно использовать гостиничный фонд. Один из известных вариантов электронного бронирования сайт Booking.com. Booking.com — лидирующая европейская система интернет-бронирования отелей по количеству проданных ночей в отелях (оборот 2,8 млрд. евро в 2008 году), привлекает более 20 миллионов пользователей каждый месяц. Основанная в 1996 году, компания предлагает широкий спектр отелей от люксовых до самых экономичных [3]. Сайт доступен на 43 языках и осуществляет поиск по почти 340 [4] тысячам отелей в 169 странах мира. Штаб-квартира этой компании находится в Амстердаме, в Голландии. В России эта компания появилась в декабре 2008 года, открыв в Москве свой офис. Кроме этой компании ещё ряд компаний ведут активную работу на отельном рынке HRS, Agoda.com, Hotels.com, Expedia, HotelLook.ru [5]. По оценкам Марины Колесник, создателя подобного сервиса Oktogo.ru, этот рынок будет набирать обороты вплоть до 2015 года. Объём рынка российских отелей [6] и то, что россияне тратят на отели, выезжая за рубеж $20 млрд. и рынок по её словам ещё не достиг насыщения.
Ещё один взгляд из мира информационных технологий на сферу туризма: «можно сделать некоторые выводы: за рассматриваемое десятилетие население мира выросло на 12 % (темпы роста постепенно снижаются), а число прибытий туристов на 38 %, т. е. число туристов растет в несколько раз быстрее численности населения, что также говорит об устойчивости развития туризма как отрасли мирового хозяйства, а рост населения увеличивает количество новых потенциальных туристов» [7].
На стыке чисто гостиничного бизнеса и трансферта находится новый проект, созданный в 2011 году под названием «Аэротель» [8], который был построен в 1978 году как профилакторий для экипажей. Сегодня на
базе этого профилактория поставлена амбициозная задача - создание новой гостиничной сети бизнес-отелей. Задачу реализации авиабилетов и мест в гостиницах обеспечивают разные системы бронирования и резервирования. Широкий перечень этих программ без труда можно найти в интернете, например на сайте http://www.npark.ru. Вот только самые известные из них: Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre, Fidelio.
Система бронирования Amadeus создана в 1987 г. крупнейшими европейскими авиакомпаниями Air France, Iberia, Lufthansa, SAS и является одной из самых больших и распространенных систем резервирования. Центр сети находится в Г ермании (около Мюнхена). По объему международных бронирований эта система самая крупная в мире. Ее услугами пользуются более 70 % турагентств Европы, и 36 млн. путешественников используют Amadeus каждый день [9].
Другие ведущие системы бронирования были созданы авиакомпаниями, исключая компанию Фиделио, специализирующейся на производстве автоматизированных систем для гостинично-ресторанного бизнеса [10]. Компьютерная система Fidelio является одной из самых популярных систем для гостиничного хозяйства. Она установлена (если брать Россию) в таких гостиницах как Balchug Kempinsky, Sherraton, Holiday Inn, Marriott, Золотое кольцо и другие [11].
Другая часть туристской индустрии это турагентства, которые фактически продают туруслуги гражданам. Как показывают современные исследования экономическая эффективность внедрения систем бронирования, турагентством на уровне ООО «Фест» [12], растёт от 4,66 до 20,84 раза в зависимости от типа системы бронирования. Используя российскую систему бронирования «Алеан» эффективность максимальна - 20,84 раза, при использовании системы Амадеус эффективность тоже повышается, но в 4,66 раза. Другой положительной особенностью системы бронирования является ускорение клиентского обслуживания - до 4 минут.
Наблюдения показывают, что используя системы бронирования -информационные технологии, турфирма может организовать реализацию турпродукта круглосуточно без увеличения нагрузки на персонал. Объединение возможностей систем бронирования, с международными аналогами, упомянутыми выше, позволяет создать национальную систему резервирования турпродукта, обеспечивающую развитие международного туризма. Однако, наряду с организованной и структурированной частью туризма активно функционирует и самодеятельный туризм, который масштабно развивается на базе социальных сетей, регулярно пополняющих свои ряды. Социальные сети можно классифицировать как широко известные такие как: одноклассники, твиттер, в контакте и так далее, а также туристические социальные сети: tourout.ru, flagatrip.ru, www.venividi.ru,travel.dmir.ru, tourbina.ru, geoid.ru, turometr.ru, www.poezdochka.com,www.wayn.com и так далее. Эти информационные технологии позволяют людям путешествовать
в другие страны, не только легко бронируя отели, но и быстро приобретая билеты по доступной цене.
Важным игроком на рынке международного туризма является онлайн-биржа, осуществляющая резервирование авиабилетов на рынке чартерных перевозок - Anywayanyday.com, ранее в 2000 году, размещавшаяся на проекте Матисс.ру, но впоследствии закрытом. Используя Интернет технологии, компания Anywayanyday в 2010 году заработала $66 млн. По информации, размещенной на официальном сайте компании, anywayanyday.com использует для работы данные сразу нескольких глобальных дистрибутивных систем бронирования (GDS). Предложения, поступающие от авиакомпаний, обрабатываются в реальном времени, со скоростью более 200 вариантов перелетов в секунду по каждому из запросов.
При создании anywayanyday.com в основу была положена идея предельного упрощения всех процессов для пользователя. Сервис не требует предварительной регистрации, система автоматически подставляет варианты пунктов назначения при вводе данных с неверной раскладкой клавиатуры, интерфейс предполагает минимальное количество кликов и движений мыши и т. д.
Компания работает только с электронными авиабилетами. Оплата авиабилетов производится наличными в салонах «Альт-Телеком» и «Евросеть», а также с помощью банковских карт VISA и MasterCard в режиме онлайн. При проведении оплаты пользователь может выбирать валюту транзакции: российские рубли, доллары США, евро, украинские гривны или швейцарские франки.
В декабре 2011 anywayanyday.com выпустил приложение для iPhone, с помощью которого пользователи могут производить поиск и покупку авиабилетов. В приложении реализована функция голосового поиска на основе технологий от Nuance Communications [13]. Такой развитый сервис поспособствовал бурному росту объёма продаж.
С момента открытия Интернет - продаж, за период 8 августа 2008 года - июнь 2012 — продано 1 000 000 билетов! Кросс-культурные коммуникации, мотивированные интересом населения разных стран к иным культурам, поспособствовали развитию информационных технологий, а те в свою очередь развитию международного туризма. На сегодняшний день международная индустрия гостеприимства прочно вошла в быт российского общества. В России за информацией по туризму ежегодно обращаются в интернет 225 тысяч человек. Наибольшее количество запросов приходится на «отдых». Преимущественный вид отдыха — пляжный туризм. Интерес возрастает в конце весны, начале лета и поздней осенью. По убыванию интересов туристские потоки распределяются в следующем порядке: Турция, Подмосковье, Крым, Египет, Сочи, Кипр, Испания, Тунис. Компьютерные системы бронирования, обеспечивая взаимодействие
участников туристского рынка, становятся все более надежным инструментом продаж, вовлекая в этот процесс всё большее количество людей. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве) [14].
Обобщая вышесказанное об информационной технологической поддержке, в современном экономическом пространстве, следует отметить её выросшую роль в жизни общества. Практически вся интеллигенция повсеместно и ежедневно использует информационные технологии, даже находясь в отпуске, потому что эти технологии берут на себя большой объём механической работы. По вполне оправданным ожиданиям информационные технологии будут усиливать международную валютно-торговую интеграцию, в частности в сфере международного туризма.
Список литературы
1. Барометр международного туризма ЮНВТО, Том 10, Январь 2012 - Статистическое приложение. [Электронный ресурс] // URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/pdf/unwto barom12 01 janu ary statistical annex ru excerpt 0.pdf (дата обращения 25.09.2013).
2.Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство РЛД, 2007. - 480 с.
3. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Booking.com (дата обращения 25.09.2013).
4. Сайт компании Booking.com [Электронный ресурс] // URL: http://www.booking.com/general.ru.html?aid=304166&dcid=1&label=yandex-bookingname-booking-
XgNlBOPKn*lQyxuinoC Pw&sid=986f2db7b693e3adadb36fa03860ea21&tmp l=docs%2F about 5 .http://hotellook.ru/page/about/ (дата обращения
25.09.2013).
6. Спиридонов М. Как переманить клиентов у Booking.com? // [сайт].
[2012]. URL: http://www.forbes.ru/tehno-opinion/internet-i-
telekommunikatsii/84863-kak-peremanit-klientov-u-bookingcom (дата обращения 25.09.2013).
7. [Сайт посвящённый современному туризму]. URL: http://www.npark.ru/razvitie-otrasli-tempy-i-faktory-page10.html (дата обращения 25.09.2013).
8. [Официальный сайт гостиницы "Аэротель Домодедово"]. [2012]. URL: http://www.airhotel.ru/about/management/ (дата обращения 25.09.2013).
9. [Сайт посвящённый современному туризму]. // URL:
www. npark. ru/sistema-bronirovaniya-amadeus. html (дата обращения
25.09.2013).
10. [Официальный сайт компании Micros]. [2012]. // URL: http://www.micros-fidelio.de/de-DE/Unternehmen/Ueber-uns.aspx (дата обращения 25.09.2013).
11. [Электронный ресурс] // URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-42718.html?page=2 (дата обращения 25.09.2013).
12. Отчёт по практике. [Электронный ресурс]. [2012]. // URL:
http://www.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=496638
13. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Anywayanyday.com (дата обращения 25.09.2013).
14.Сенин В.С. Организация международного туризма. [Электронный ресурс] // Всё о туризме. Туристическая библиотека. [сайт]. [2002]. URL: http://tourlib.net/books tourism/seninQ 1.htm (дата обращения 25.09.2013).
Погорелов Александр Михайлович, ст. преподаватель, alexander. nn@mail. ru, Россия, Тульская обл., Заокский Христианский Гуманитарно-Экономический Институт
INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON DEVELOPMENT OF THE
INTERNATIONAL TOURISM
A.M.Pogorelov
Influence of information technologies on development of the international tourism which is stimulated the Internet-technologies, the Internet- communities, both in a mode an offline, and in a mode on-line is considered. In article the largest participants of the tourist market who are setting rate of development of all branch are considered. Prospects of growth of the tourist market because of development of electronic commerce in the different countries of the world which have mutual impact at each other are noted. Stimulating influence of information technologies on labor market development in the tourism sphere is noted.
Key words: Internet booking, tourists, electronic commerce, tourist's services.
Pogorelov Alexander Michailovich, senior teacher, [email protected], Russia, Tula Region, Zaoksky Christian Humanitarian and Economic Institute